Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях



ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «По социальному происхождению – поп, по социальному положению – поп. Расстрелять». Часть 3
23 November 2012 17:36
Архимандрит Евфросин (Билаш)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Мученики и исповедники. Святые и не святые… Часть 1.

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Изобличен свидетельскими показаниями… Часть 2

***

Данная публикация является третьей по счету и приводит биографические сведения двух священнослужителей, выписанные из дел №19 413-П и №13 008-П Архива УСБУ в Одесской области – священниках Федоре Ластовецком и Григорие Генкине. Заглавие данной заметки вынесено из протокола допроса священника Федора Ластовецкого, выпускника Одесской духовной семинарии.

К слову, это одно из первых дел, с которым мне довелось работать в Архиве УСБУ в Одесской области. И оно слишком явно отличалось от всех других архивных документов, с которыми мне приходилось работать ранее…

Я очень хорошо помню свой первый день работы в этом архиве. Приехав, как мне и было сказано, в 8 часов утра к серому одесскому зданию на улице Еврейской (бывшая улица Бебеля), я испытал радость от того, что после нескольких месяцев ожидания ответа на наш запрос, отправленного в соответствующие инстанции, и проверки моих личных данных, мне наконец предоставили возможность работать с делами репрессированных священнослужителей. Одновременно я испытывал и чувство большой ответственности. Ведь я прикасался не столько к пожелтевшей от времени бумаге, сколько к самим судьбам мучеников и исповедников новейшего времени, страдальцев за Церковь и Христа, к боли и трагедии их родных и близких.

Помню, как я не сразу понял смысл фразы, брошенной одним из сотрудников Управления: «С этого здания видны Соловки». Истинный смысл и буквально паника охватила меня, когда вчитывался в принесенные мне папки с делами. Каждая строка буквально пестрела болью, унижениями, шантажом и угрозами. Кажется, что сухой язык таких документов не может передать эмоций. А ведь они буквально переполняли людей, камеры и комнаты допросов. Они переливались через край и находили свой отклик в сердцах родителей, детей, жен и мужей.

Иногда задумывался, смог бы я устоять, живя в то время и при тех обстоятельствах? Смог бы я переносить ту боль и те унижения, которым поддавались верующие? Ведь тоталитарный режим обладал жестоким и беспощадным механизмом истребления, велась целенаправленная политика борьбы с идеологическим противником. Смог бы я в той ситуации остаться верным Церкви?

«Я не знаю…» – каждый раз отвечал себе. Уверен лишь в одном: я каждую минуту, секунду, мгновение просил бы сил и помощи у Творца. Ибо без Него стерпеть и вытерпеть это – было бы невозможно.

Я вспомнил об этом в контексте публикуемого материала – и целенаправленно привожу в биографической справке о священнике Федоре Ластовецком выписку из протокола допроса. Хотел бы обратить внимание на «казенный» стиль вопросов и ответов. На признания, подписанные обвиняемым… Хотел бы напомнить, что многие такие протоколы подписывали под давлением карательных органов. Многие признания того времени писались под диктовку следователя, а зачастую подписывались и просто чистые листы, иногда уже после расстрела в дело вписывались необходимые сведения.

В одном из протоколов показаний свидетеля пишется, к примеру, о том, что отец Федор Ластовецкий отказался от сана в 1937 году. Но тот момент, что сами показания свидетелей подчас не являются правдивыми, а иногда и писались заинтересованным лицом, мы всего лишь примем во внимание. Тем более, что тот же свидетель в своих дальнейших показаниях говорит, что священник Федор продолжал свое священническое служение.

Вторая часть нашей публикации посвящена священнику Мещанской церкви г. Одесса Григорию Генкину. Дело относится к 1930 году, чем и характерен столь малый срок наказания. Три года высылки. Но и они могли оказаться последними…

Священник Федор Ластовецкий

Священник Ластовецкий Федор Иванович родился 8.02.1884г. в селе Севериновка Яновского района Одесской области, в семье священнослужителя. Окончил Одесскую духовную семинарию[1].

В 1922 году в г.Кирово военным трибуналом был осужден к 4 годам заключения за организацию контрреволюционной деятельности.

В постановлении о начатии предварительного следствия от 26.04.1938 года, Федор Ластовецкий обвиняется в том, что «он, как бывший служитель культа, распространяет среди колхозников религиозную к.р. (контрреволюционную – авт.) пропаганду и группирует вокруг себя антисоветский элемент»[2]. Мерой пресечения было определено содержание под стражей в Одесской тюрьме.

Ордер №12 на обыск и арест выдан 26 апреля 1938 г.[3] Арестован на следующий день, 27 апреля 1938 года.

Согласно справке Врид. (временно исполняющего должность – авт.) начальника Раздельнянского от 26 апреля 1938 г.: «Ластовецкий – бывший служитель культа. Будучи попом в селе Еремеевка, он занимался среди населения антисоветской агитацией. В настоящее время проводит среди колхозников, а также среди школьников к.р. агитацию. Все эти материалы подтверждены свидетельскими показаниями. Ластовецкий подлежит аресту»[4].

Аналогична и справка-характеристика председателя Еремеевского сельского совета: «Ластовецкий Ф.И. прибыл в Еремеевский с/с (сельский совет – авт.) в 1935 году, где он за время своего проживания проводил среди колхозников агитацию против соввласти. Имел тесную связь с семьями раскулаченных и репрессированных, ходил по хатам, крестил детей и святил паску. В то время, когда он отказался от службы служителя культа. Ходил по хатам репрессированных и уговаривал их, что не нужно беспокоиться – скоро будет другая власть, и всем будет хорошо и т.д»[5].

Из протокола допроса обвиняемого Ластовецкого от 4 мая 1938 года[6]:

«Вопрос: Следствию известно, что вы являетесь сыном служителя религиозного культа?

Ответ: Действительно, я являюсь сыном служителя религиозного культа.

В.: Чем вы занимались до Октябрьской революции?

О.: До Октябрьской революции я был служителем религиозного культа – священником, на что в 1908 г. я окончил Одесскую духовную семинарию на священника.

В.: Чем вы занимались после Октябрьской революции?

О.: После Октябрьской революции я тоже был служителем религиозного культа – священником до дня моего ареста.

В.: Следствию известно, что вы в 1922 году были судимы. Кем именно и за что?

О.: Действительно 1922 г. я за организацию волынки среди женщин, выразившейся в к.р. выступлении против мероприятий соввласти, был судим в городе Кирово военным трибуналом к четырем годам тюремного заключения, где я отбывал это наказание в тюрьме г. Кирова.

В.: В каком году вы прибыли в Раздельнянский район?

О.: В Раздельнянский район я прибыл в 1935 году, и по указу Анатолия - митрополита Одесского был назначен священником Еремеевской церкви.

В.: Следствием установлено, что вы являетесь членом религиозной к.р. организации.

О.: Действительно, я являюсь членом религиозной к.р. организации.

В.: Когда и кем вы были завербованы в эту организацию?

О.: При посещении Анатолия - митрополита Одесского в 1934 году, когда я приехал из Белоруссии на Украину, последний при беседе мне предложил, что в Одесской области существует религиозная контрреволюционная организация, в которую я должен тоже вступить, и на это я согласился.

В.: Какие задания вы получали от митрополита Анатолия?

О.: Митрополита Анатолия с 1934 года по день его ареста я посетил около десяти раз. Он мне давал задания проводить религиозную к.р. вышеупомянутую пропаганду среди колхозников против колхозного строя, выявлять настроения колхозных масс, привлекать к этой работе религиозно убежденных людей.

В.: Как вы выполняли эти указания митрополита Анатолия?

О.: До дня моего ареста я проводил среди колхозников к.р. агитацию о том, что советская власть – это временное явление, что власть скоро изменится, что Гитлер заберет власть, и тогда будет жить лучше, чем теперь при соввласти.

В.: Кто состоял кроме вас в религиозной к.р. организации?

О.: Мне известно, что с Раздельнянского района в этой организации состоял священники Швачко и Венцель. Оба в 1937 органами НКВД арестованы, с которыми я имел тесную связь по совместной к.р. деятельности.

В.: Кто вами лично был завербован в религиозную к.р. организацию?

О.: Мной лично в религиозную к.р. организацию был завербован бывший кулак Понаморенко Захарий Семенович…». И так далее…

Из протокола допроса свидетеля-местного учителя: «В пасхальные дни как на всенощную, так и на исповедь в церкви посещало значительное количество детей х. Шеметова, а также с. Еремеевки. Посещение церкви детьми является прямым результатом влияния попа Ластовецкого. Макаренко Федор – бригадир колхоза им. «П.Коммуны» в праздник религиозной Пасхи заставил свою дочь Марусю, ученицу четвертого класса, пойти в церковь святить пасху. Поп говорит детям, чтобы посещали школу, но не забывали и церковь. Поп говорил, что наука отрицает происхождение человека от Бога, а религия доказывает, что все, что на земле произошло – от Бога, а поэтому нужно, мол, хвалить Бога, бояться его и ходить, наряду со школой, также и в церковь. Характерно, когда я подробно разъяснил всему классу противоречия науки с религией, и что церковь есть дурман с попом и религией, тогда ученица сказала: «Выходит, батюшка бреше?» (офрографи авт.)[7].

Иной свидетель-счетовод местного колхоза ратует за производительность труда: «Прибыл Ластовецкий в 1935 году и служил в церкви по 37 год. А в 1937 г. за к.р. деятельность были арестованы органами НКВД Бецыловский и Петроевдокиевский попы. И Ластовецкий отказался от чина попа, но все-таки продолжал проводить к.р. работу среди колхозников. Имел тесную связь с попами Швачко и Венцелем, он также говорил и убеждал малограмотных и религиозных колхозников, чтобы они в воскресенье не шли в колхоз на работу, что Бог будет за это наказывать. Теперь колхозники очень рады, что забрали его, и нет, кому агитировать за Бога, и стали лучше работать в колхозе»[8].

Согласно обвинительному заключению: «Ластовецкий по соц. происхождению – сын попа и по соц. положению – поп. В 1934 г. Ластовецкий был завербован в религиозную к.р. организацию одесским митрополитом Анатолием и последним был направлен на службу священника в село Еремеевка. Ластовецкий, будучи священником, в селе Еремеевка, установил связь со священниками Швачко и Венцелем (осуждены в 1937г.) совместно с которыми проводил среди колхозников к.р. агитацию против колхозного строя о том, что соввласть скоро изменится, т.к. скоро придет на Украину Гитлер, и тогда станет лучше жить народу. В изложенном сознался. В проведении к.р. деятельности изобличается показаниями свидетелей»[9].

Дело направлено на рассмотрение Судебной Тройки при НКВД по Одесской области.

Судебная Тройка при НКВД по Одесской области на своем заседании от 6 мая 1938 г. (протокол  №179) постановила расстрелять священника Федора Ластовецкого.

Приговор приведен в исполнение 29 мая 1938 года.

Заключение о реабилитации от 22 июля 1989 года.

Священник Григорий Генкин

Священник Генкин Григорий Павлович родился в 1877 году в г. Елисаветград[10]. Закончил Одесскую духовную семинарию, псаломщик с 1898 года, рукоположен в сан священника в 1901 году[11].

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого с формулировкой «занимался антисоветской агитации, распространяя контрреволюционную литературу» датируется 4 февраля 1930 года[12]. Та же дата стоит и на постановлении об избрании меры пресечения[13].

Согласно протоколу допроса свидетеля, «Генкин был руководителем всей церковной жизни при Мещанской церкви. Церковный совет, составленный им исключительно из одних женщин, был не больше не меньше, как игрушкой в его руках. Не выступая открыто с антисоветской агитацией, он обычно действовал через свой церковный актив, давая понять, что власть гонит церковь и не дает верующим свободно молиться»[14]. Сам обвиняемый во время допроса отрицает все обвинения в свой адрес.

В обвинительном заключении от 13 февраля 1930 года сказано: «Гр. Генкин Г.П. влиятельный посреди прихожан Мещанской церкви, организовал при церкви кликушество и церковный совет исключительно из женщин-фанатичек. С помощью этих женщин он проводил свою контрреволюционную деятельность, распространял выписки из заграничной прессы, касающиеся церковной жизни в СССР, составленные в духе явного антисемитизма. Произносил проповеди монархического характера и т.п. С помощью окружающих его нередко препятствовал в проведении в жизнь различных мероприятий Соввласти. Для приобретения себе доверия со стороны прихожан брал у них на хранение деньги, иногда даже в иностранной валюте… Генкин вел агитацию среди своих прихожан в духе того, что власть собирается удушить религию сначала под видом снятия колоколов, а потом полной ликвидацией приходских общин»[15].

Дело было передано в Коллегию ГПУ УССР.

Особое совещание при Коллегии ГПУ УССР от 10 марта 1930 года своим протоколом №64/394 вынесло решение о высылке Генкина Григория Павловича сроком на 3 года, считая срок с 30 января 1930 года[16].

Продолжение следует…

***
Смотрите также видеоблог «Православия в Украине» о том, почему мы не почитаем новомучеников:



[1] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 19413-П  (священник Ф.И. Ластовецкий). Л.д. 6

[2] Там же. Л.д. 1

[3] Там же. Л.д. 4

[4] Там же. Л.д. 7

[5]  Там же. Л.д. 8

[6] Там же. Л.д. 10-13

[7]Там же. Л.д. 14

[8] Там же. Л.д. 17

[9] Там же. Л.д. 21

[10] Архив УСБУ в Одесской Области. Дело 13008-П (священник Г.П. Генкин). Л.д. 8

[11] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С. 493

[12] Архив УСБУ в Одесской Области. Дело 13008-П (священник Г.П. Генкин). Л.д. 5

[13] Там же. Л.д. 6

[14] Там же. Л.д. 8

[15] Там же. Л.д. 13

[16] Там же. Л.д.15


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «По социальному происхождению – поп, по социальному положению – поп. Расстрелять». Часть 3

Заглавие данной заметки вынесено из протокола допроса священника Федора Ластовецкого. Это одно из первых дел, с которым мне довелось работать в Архиве УСБУ в Одесской области. И оно слишком явно отличалось от всех других документов, с которыми мне приходилось работать ранее…



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

2593 переглядів / Коментарів: 0

Теги: гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | террор | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru