Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Мученики и исповедники. Святые и не святые… Часть 1.
13 November 2012 14:02
Архимандрит Евфросин (Билаш)

С приходом к власти, после Октябрьской революции 1917 года, большевики объявили религию «опиумом для народа». Начались репрессии и гонения на Церковь. Уже в январе 1918 года был опубликован декрет «Об отделении Церкви от государства» - Церковь была лишена юридических прав, а ее собственность стала достоянием молодого советского государства. К сожалению, слишком многое из этого бесценного культурного и духовного достояния утрачено за годы советской власти, а большая часть наследия и просто разворована, продана заграницу в сложный период становления СССР.

Но самой большой церковной трагедией стала репрессивная внутренняя политика страны Советов против духовенства и мирян. Пострадали все! Православные, католики, протестанты. Представители иных нехристианских вероисповеданий. Тема репрессий против Православной Церкви часто поднимается в интернет-изданиях.

Будучи еще студентом Одесской духовной семинарии и студентом исторического факультета Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, по благословению тогдашнего ректора ОДС архимандрита Евлогия (Гутченко), а ныне здравствующего епископа Сумского и Ахтырского, я проводил достаточно времени в Архиве Управления Службы безопасности Украины в Одесской области. Работая с делами репрессированных священно- и церковнослужителей, вначале сотрудничал с работниками правозащитного общества «Мемориал», а позже работал уже самостоятельно. По ряду причин, эти сведения так и не были опубликованы.

Биографические справки, представленные в данном цикле публикаций, – это выписки из архивных источников, документов конца 20-30-х годов ХХ столетия, хранящиеся в архивно-следственных делах фонда прекращенных дел УСБУ в Одесской области. Это выписки из постановлений и ордеров на арест, показаний свидетелей и обвиняемых, описаний вещественных доказательств, обвинительных заключения и приговоров, медицинских справок и актов о расстрелах, заключений о реабилитации и т.п.

Стоит обратить внимание, что следственные процессы в те годы изобиловали нарушениями юридической процедуры. Шантаж и угрозы, физическое воздействие и пытки были нормальным явлением. Огромное количество арестованных и позже осужденных оговаривают себя и своих знакомых, а подчас и вовсе незнакомых людей.

Не секрет, что во множестве случаев арестанты подписывали и чистые листы протоколов допроса, куда позже следователи вписывали свой вариант видения антисоветской деятельности допрашиваемого. Некоторые протоколы допросов составлялись еще до обыска и ареста обвиняемого. Обвинения строились по шаблону в независимости от того, признавал или не признавал свою вину будущий осужденный.

Существенное отличие таких дел касается и части приговоров. Арестованные ГПУ-НКВД в 1919-1936 гг. священнослужители и миряне-верующие, как правило, приговаривались к кратковременному заключению или высылке. В то время как аресты священнослужителей в 1937-1938 гг. обычно заканчивались расстрелами в самые ближайшие сроки.

Священник Георгий Садовский

Священник Георгий Авраамович Садовский родился в 1877 году в г. Захарьевка МАССР[1] (где в то время жил и служил священником его отец Авраам Садовский). В 1895 году Георгий Садовский был зачислен на первый курс Одесской духовной семинарии. С 1899 года - псаломщик в сане диакона и до 1903 года служил при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Шамовка Дмитровской волости Александрийского уезда Херсонской губернии (Михайловский благочиннический округ).

Позже он был переведен в г. Новая Одесса (Федоровка) Ново-Одесской волости Херсонского уезда (Ново-Одесский благочинный округ) и служил псаломщиком при храме в честь св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1905 году рукоположен во диакона[2] и оставлен при том же храме, одновременно исполняя обязанности учителя церковно-приходской школы.

В Новой Одессе отец Георгий служил и проживал приблизительно до 1908 года, что и подтверждается свидетельством о рождении сына Владимира, выданного 28 июля 1907 года в г. Новая Одесса. В период 1908-1911 гг. Георгий Садовский служил при храме в честь Преображения Господня с. Водяное Нечаевской волости Елисаветградского уезда (Бобринецкий округ), в 1912 году (или в конце 1911 года) священник Георгий переведен в одну из церквей г. Елисаветграда (ныне г.Кировоград), по нашему предположению, в Петропавловскую кладбищенскую на Балке, либо в Скорбященскую кладбищенскую церковь, что на Ковалевке.

Дата перевода на службу в г. Елисаветград совпадает и с датой выдачи свидетельства о рождении одной из дочерей отца Георгия – Зои, которое датируется 26 февраля 1912 года. В храме или храмах г.Елисаветграда Георгий Авраамович Садовский прослужил до 1923-1924 гг., и по собственному прошению был переведен в церковь с. Ясски Беляевской волости, на это решение повлияла смерть жены Капитолины во время эпидемии сыпного тифа и тяжелое материальное положение священника.

К сожалению, дальнейший период жизни, вплоть до 1937 года для нас остается неизвестен. Мы не знаем, когда отец Георгий стал протоиереем, когда был награжден наперсным крестом с украшениями[3], как не знаем и о многом другом.

И лишь справка-характеристика, выданная Яссковским молдавским сельским советом на отца Георгия Садовского «в том, что он в 1932-го по 1937 год занимается агитацией и хождением по селу», дает нам определенную информацию о его жизни и пастырском служении в этот период.

«В 1932-33гг. по вечерам возле сторожки собирается молодежь и под видом учения пения с молодежью проводил работу, направленную против партии и Советской власти, особенно против коллективизации… Несмотря на то, что священник Садовский не имел права ходить по селу, без на то разрешения, священник Садовский в 1937 году занимался активной агитацией против закрытия церкви, призывая крестьян посредством проповеди, чтобы крестьяне давали подписи о незакрытии церкви, что организовал без разрешения вышестоящих советских органов, что является нарушением закона, вследствие чего Садовский писал текст заявления собственной рукою. Подписи граждан, собранные священником Садовским, составлены двумя-тремя лицами из членов правления совместно со священником Садовским. На что был составлен акт с указанием, что списки никем не заверены, что и сам Садовский не отрицал и подписал акт»[4].

В том тяжелом 1937 году эта справка-характеристика была всего лишь еще одним фактом-плюс – доказательством преступлений против Советской страны и народа, совершенного Г.А.Садовским.

7 декабря 1937 года был выписан ордер на обыск и арест Садовского Георгия Авраамовича[5], и буквально на следующий день, 8 декабря, священник Садовский был арестован по обвинению в том, что «Садовский в связи с выборами в Верховный Совет среди населения проводил контрреволюционную агитацию, направленную на срыв выборов и дискредитацию выдвинутых кандидатур в Верховный Совет. Отдельным крестьянам предлагал срывать списки избирателей, чтобы этим самым сорвать день выборов 12 декабря, одновременно рекомендуя, когда получать бюллетени, то не голосовать, а их рвать»[6].

Примечательна, но в то же время часто повторяемая в те годы «ошибка» юриспруденции имела место и в данном деле – Постановление об избрании меры пресечения и Постановление о санкционировании обыска и ареста были подписаны соответственно 9 и 10 декабря, хотя Садовский был арестован уже 8 декабря[7].

Во время допроса сам обвиняемый Садовский отрицает ведение антисоветской агитации по срыву выборов и на протяжении всего дела признал себя виновным только в том, что «записывал в церковную пятидесятку комсомольцев и неверующих без их ведома, обосновывая это желанием уберечь церковь от закрытия». Следователям не помогли и очные ставки между обвиняемым и свидетелями, проходящими по делу, на них священник также отрицал свое участие в какой-либо антисоветской деятельности.

И все же 19 декабря 1937 г. в обвинительном заключении по делу Садовского было сказано: «Садовский Георгий Аврамович, находясь на службе священником в Яссковской церкви, во время подготовки выборов в Верховный Совет СССР среди населения проводил контрреволюционную агитацию против Соввласти и проводил работу, направленную к срыву выборов…»[8], - и вынесено решение о передаче дела на рассмотрение Судебной Тройки при УНКВД по Одесской области.

22 декабря 1937 года Судебной Тройкой при УНКВД по Одесской области вынесено решение о расстреле обвиняемого[9].

27 декабря 1937 года священник Георгий Садовский был расстрелян[10]. Реабилитирован 6 сентября 1989 года.

По воспоминаниям дочери отца Георгия, Клавдии Георгиевны, священник редко снимал рясу и крест, а даже когда выходил на улицу и слышал грубые слова по поводу его священнической одежды и бороды, то, перекрестившись, говорил своим детям: «что будет, то будет, а крест-святыню с себя не сниму». Когда шел по улице или ехал в трамвае, то всегда придерживал крест, чтобы не сорвали.

Священник Сергий Шевазуцкий

Священник Сергий Шевазуцкий родился в 1893 году в семье псаломщика с.Нерубальские Хутора Одесского округа. Окончил Одесскую духовную семинарию. Рукоположен во священника в 1914 году, с этого времени проживал в с. Ново-Георгиевка Ананьевского р-на. Жена – Шевазуцкая Наталия Николаевна, сын Владимир 1917 г.р. и дочь Ольга 1920 г.р.[11]

Постановление о принятии дела к производству Тираспольским отделением ГПУ, как и постановление о мере пресечения датируется 17 декабря 1929 года.[12] Арест обосновывается обвинением «в ведении систематической антисоветской агитации против проводимых мероприятий на селе, как то коллективизация, против заключения договоров с тракторной базой и т.п.».

На имя начальника Ананьевской районной милиции из Тирасполя пришло указание: «…Шевазуцкий Сергей независимо от результата обыска подлежит аресту. Последнего срочно направьте к нам спецконвоем. Одновременно допросите граждан, могущих подтвердить об антисоветской деятельности Шевазуцкого Сергея. Допросы должны быть подробные, причем конкретно фиксировать случаи антисоветской агитации…»[13]. При обыске обнаружены метрические книги и книга «Социализм и его неосуществимость в жизни».

Приведем фрагмент протокола допроса свидетеля.

Из показаний свидетеля, председателя сельского совета: «Поп… систематически ведет агитацию против всех мероприятий Соввласти, используя для этой цели зажиточную часть села и религиозных женщин, кроме того при церкви существует кружок женщин, которые ходят по селу без всякого разрешения, собирают пожертвования для попа.

…Во время начала хлебозаготовительной кампании Шевазуцкий подговаривал крестьян не сдавать хлебные излишки, мотивируя тем, что хлеб заберут, потом будут голодать, благодаря его агитации зажиточная часть села не сдавала свои излишки.

…Поп Шевазуцкий еженедельно читает проповеди, призывая крестьян посещать церковь, поддаваясь антирелигиозной пропаганде, выражаясь «на не посещающих церковь будет кара божия, а посему не бросайте религии».[14]

Сам же обвиняемый все обвинения в свой адрес отрицал.

Несмотря на полное несогласие священника Шевазуцкого с обвинениями в его адрес, в обвинительном заключении по делу сказано: «…тихоновский поп вел активную контрреволюционную агитацию против кампаний, проводившихся Советской властью на селе. В силу этих данных Шевазуцкий был арестован и привлечен к следствию.

В процессе следствия установлено, что Шевазуцкий организовал в селе Ново-Георгиевка «сестричество», подчинил членов сестричества своему влиянию и использовал их для активной агитации против мероприятий власти. В своей контрреволюционной деятельности Шевазуцкий, кроме «сестричества», опирался на «кулаков», с которыми находился в тесных контактах.

Когда в 1929 году была организована детская площадка, Шевазуцкий начал подговаривать женщин выступить против детплощадки и потребовать ее упразднения, т.к. она расположена около церкви, «загаживая» «святое место». Детей на площадку предлагал не пускать, так как они могут стать коммунистами.

В 1929 году на общественном сходе был поставлен вопрос об использовании на постройку в селе школы страховой суммы, полученной за сгоревшую церковь. Поп Шевазуцкий, при содействии «кулаков», начал вести агитацию против школы. Обработанные им женщины выступили на общем сходе с криками «школа нам не нужна».

Дело было передано на рассмотрение Судебной Тройки с ходатайством о заключении Шевазуцкого в концлагерь сроком на 10 лет.

Заседанием Судебной Тройки при Коллегии ГПУ УССР от 15 ноября 1930 года было вынесено решение о заключении обвиняемого в концлагерь сроком на 10 лет, считая срок с 17 декабря 1929 года.[15]

Дальнейшая судьба священника Сергия Шевазуцкого нам неизвестна.

Реабилитирован 9 августа 1989 года.

 

(Продолжение следует)

 




[1] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 21 897-П (священник Садовский Г.А.) л.д.6

[2] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С. 175.

[3] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 21 897-П (священник Георгий Садовский) л.д.6

[4] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 22517-П (священник Сендульский Г.А). л.д. 2

[5] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 21 897-П (священник Георгий Садовский) л.д.2

[6] Там же. Л.д.3

[7] Там же. Л.д.6

[8] Там же. Л.д.22

[9] Там же. Л.д. 23

[10] Там же Л.д.24 (пакет)

[11] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 18879-П (священник Сергей Шевазуцкий) л.д.7

[12] Там же. Л.д.1

[13] Там же. Л.д. 4

[14]Там же. Л.д.9

[15] Там же. Л.д. 31


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Мученики и исповедники. Святые и не святые… Часть 1.

Биографические справки, представленные в публикации, – это выписки из архивных документов 20-30-х гг. ХХ ст., хранящиеся в архивно-следственных делах фонда прекращенных дел СБУ в Одесской обл.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

4503 переглядів / Коментарів: 0

Теги: гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | террор | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru