Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Ленин указал на Соловки… Часть 15
14 May 2013 15:20
Архимандрит Евфросин (Билаш)

Дело № 22081-П, хранящееся в Архиве СБУ в Одесской области, захватывает уже с самых первых страниц. Прекрасно понимая, что за каждой строкой и подписью стоит судьба человека, сопереживая, ищешь необходимые слова, чтобы как можно точнее передать время и обстоятельства, в которые попали люди, представленные в нашей публикации.

На Соловки...

Село Свердлово Благоевского района Одесской области (ныне Коминтерновского района Одесской области, а до 1920 г. – с.Малый Буялык), по всей видимости, на 1937 год имело два священника – Федора Антонюка и Александра Павловского – и одну действующую церковь.

Возможно, что священник Александр Павловский прибыл в село, чтобы заменить Федора Антонюка, ведь по показаниям Павловского, Антонюк уже некоторое время был запрещен в священническом служении, а сам Павловский еще в конце 1936 года являлся священником в с.Михайловка Скадовского района.

Вполне возможно, что оба этих священника принадлежали к различным течениям – обновленческому и «тихоновскому», ведь священник Антонюк во время допроса указывает как на своего руководителя именно на обновленческого митрополита Константина Спасского. И все же, учитывая факт проживания Павловского в доме семьи Антонюк после перевода на новый приход, первая версия кажется более правдоподобной.

Кроме двух священнослужителей по делу проходят и «церковные активистки» – Александра Закржевская, Елена Жекова (возможно, родственница именно того бывшего матроса Жекова, который в 1905-1907 гг. поднимал волнения среди бедноты с. Малый Буялык и в 1918 году возглавивший первый Совет крестьянских депутатов) и Мария Дудник. К слову, женщины действительно в те годы и коня могли на скаку остановить, или как Мария Дудник – верхом на лошади собирать народ на восстание, что было отражено и в протоколах допроса, и в обвинительном заключении.

Как сложились судьбы этих людей после вынесения приговора, нам неизвестно, но вряд ли ликвидацией «церковной контрреволюционной группой с.Свердлово» закончились чистки в этой деревне и среди верующих прихожан…

Священник Федор Семенович Антонюк

Родился в 1877 году в с. Шпиченцы Киевской области, по национальности – украинец, подданства СССР, женат, поп Свердловской церкви, до революционного времени с 1908 по 1917 года служил в г.Одессе урядником и был дьяком. Образование – низшее. В период восстания в Акарже в 1919 году скрывался у главы восстания – немца по имени Иоганна. В 1932 году арестовывался б. органами ГПУ (Бирзульским РО ГПУ) за к.-р. деятельность. В 1935 году Нарсудом был осужден к 2-м годам заключения за невыполнение государственных обязательств.

Семья: жена – Закржевская Александра Петровна, 1890 г.р.; сын – Николай Федорович, 1915 г.р.

Священник Александр Иванович Павловский

Родился в 1871 году в с. Шпола Киевской области, по национальности – украинец, подданства СССР, последнее время работал попом Свердловской церкви в с.Свердлово Благоевского района Одесской области. Образование – среднее, выпускник Одесской духовной семинарии. По происхождению – из духовенства. В 1934 году Баштанским Нарсудом был осужден к 4-м годам заключения за хищение церковных ценностей, но от отбывания наказания согласно постановлению суда скрывался.

Закржевская Александра Петровна

Родилась в 1890 году в г.Одесса (согласно анкете в с.Дальник Одесской области), по национальности – русская, на иждивении мужа (попа Антонюка) проживала в с. Свердлово Благоевского района.

Жекова Елена Васильевна

Родилась в 1881 году в с.Свердлово Благоевского района, по национальности – греко-болгарка, вдова, по соц. имущественному положению – середнячка, член колхоза им. Буденного (хотя в 1937 году не имеет ни одного трудодня), активная участница восстания против коллективизации в 1930 году в с.Свердлово. Член Религиозного Совета с 1930 года. Семья: дочь – Екатерина, 1905 г.р.

Дудник Мария Ивановна

Родилась в 1874 году в с. Юхны Киевской области, по национальности – украинка, неграмотная, замужняя, проживает в с.Свердлово Благоевского района Одесской области, подданства СССР. В 1930 году принимала активное участие в восстании в с.Свердлово против коллективизации, самолично ездила верхом, выгоняя людей на восстание. Инициаторка разбора колхозного имущества в том же 1930-м году. Не судимая ранее. Семья: муж – Георгий Семенович, 74 года, работает в колхозе.[1]

***

Согласно постановлению о начале предварительного следствия от 4 сентября 1937 года над Павловским А.М., Антонюком Ф.С., Дудник М.И., Закржевской А.П. и Жековой Е.В., «указанная группа лиц среди населения с.Свердлово и окрестности под видом создания религиозной общины проводили систематическую контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий Совласти».[2]

Постановлением об избрании меры пресечения от 10 сентября того же года священнику Федору Антонюку было определено содержание под стражей при КПЗ Благоевского РКМ, с последующим этапированием в Одесскую тюрьму.[3] Той же датой стоит и постановление о привлечении в качестве обвиняемого с формулировкой: «Антонюк Ф.С., будучи попом Свердловской церкви, организовал вокруг себя контрреволюционно настроенных лиц из актива церковной общины и своим внушением призывал последних посещать население с целью создания религиозной общины, проводя при этом контрреволюционную организацию.

Антонюк систематически посещал население сел Благоевского, Коминтерновского и Одесского районов, навязывая последнему религиозные требоисполнения.

Антонюк вел нелегальный учет Актов Гражданского состояния».[4]

Арестован 4 сентября 1937 году в с.Свердлово, во время обыска были изъяты «паспорт, книга записей актов гражданского состояния, разные книги – 12 шт., письма, записки, епитрахиль, шапка, кресты – 2 шт., ложечка».[5]

Согласно протоколу допроса обвиняемого Антонюка (допрошен незамедлительно в день ареста), последний показал: «…будучи священником Сверловской церкви, своим систематическим посещением населения указанных районов нахально прививал религиозные чувства населению, у коего таковые атрофированы, совершая нелегальные религиозные обряды. На совершение религиозных обрядов в указанных районах я от областного инспектора культов не имел, что мою преступную деятельность обстоятельство усугубляет еще больше. В изложенном я полностью признаю себя виновным».[6]

Далее обвиняемый признается в совместной контрреволюционной деятельности с другими арестованными лицами, подтверждает что «для контрреволюционных целей указанные лица неоднократно бродили по селам с целью сбора подписей, подтверждающих число верующих населения, систематически проводили контрреволюционную агитацию».[7] Также обвиняемый подтвердил, что на протяжении нескольких лет «занимался ведением нелегального учета населения, что я делал по приказанию своего духовного начальства – митрополита Спасского».[8]

Историкам-фольклористам, наверное, были бы особенно интересны вопросы следователя и ответы обвиняемого, в частности связанные с распространением контрреволюционных стихов женой священника Федора, которая также проходит по этому делу. Как оказалось, жена и другие женщины распространяли среди населения «вымышленный» контрреволюционный стих данного содержания:

Слава Богу - дожили

Ні собаки, ні свині, 

Тільки Ленін на стіні.

Він показує рукою,

Куди їхать за мукою![9]

Кроме этого, Антонюк еще и неправильно истолковывал Конституцию СССР. Так, «в местах, где задерживался органами местной власти как нелегально совершающий религиозные обряды, Антонюк ссылался на 124 ст. Конституции СССР о свободном отправлении религиозных культов церкви в присутствии колхозников, тем самым совершал контрреволюционное толкование Конституции».[10] Проводил вербовку в религиозную общину и крестил детей колхозников, что также являлось составляющей контрреволюционной работы.[11]

Священник Александр Павловский также был арестован по данному делу, причины ареста, инкриминированные ему действия в постановлении об избрании меры пресечения от 17 августа 1937 года и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от 10 сентября 1937 года практически идентичны с аналогичными постановлениями, касающимися священника Антонюка.[12]

Протокол допроса обвиняемого священнослужителя Павловского 15 августа 1937 года создает некоторую картину происходящего и доказывает всю абсурдность выдвинутых обвинений. Павловский полностью соглашается с вопросами следователя, и это согласие звучит в его устах словно издевка над уже витающим в воздухе обвинительным заключением.

Сомнительным является то, что обвиняемый Павловский верил, что его, как служителя религиозного культа и осужденного в 1934 году за кражу церковных ценностей, отпустят «без срока», а возможно и расстрельного приговора. Поэтому по его же собственным показаниям он убежден, что следствие располагает достаточными данными подтверждающими всю его контрреволюционную деятельность, вследствие чего и решается откровенно сознаться. В частности «еще в период моего пребывания в с.Михайловка Скадовского района в должности священника, в конце 1936 года совершил нелегальное крещение.

…Одним из чрезвычайно больших и тяжелых моих преступлений, которое я называю самой большой моей контрреволюционной деятельностью – это то, что я систематически совершал нелегальную запись актов гражданского состояния и движения учета населения».[13] Как оказалось, данные сведения о количестве крещений, погребений и венчаний собирались священником Павловским по официальному распоряжению благочинного округа, протопресвитера Градосельского.

Обвиняемый Павловский подтверждает совершение религиозных обрядов и ведение контрреволюционной агитации, по его словам, запрещенного в священнослужении Федора Антонюка, а также его супруги – Александры Закржевской. Также «высказывался за близкое падение Соввласти и следствием этого – необходимости укрепления религиозной общины как будущего кадра в борьбе с Соввластью».[14]

Закржевская Александра Петровна была арестована 14 сентября 1937 году в г.Котовск, ул. Профинтерна, 45.[15] Во время обыска при ней были найдены 3 карточки и свидетельства на имя Антонюк Ф.С. Согласно постановлениям об избрании меры пресечения и привлечении в качестве обвиняемой от 10 сентября 1937 года, является «участницей контрреволюционной группировки, возглавляемой попами Антонюком и Павловским. По заданию последних ходила по селу с целью создания религиозной общины, при этом занимается контрреволюционной агитацией. Высказывала вымышленные анекдоты в адрес вождей Партии и Правительства СССР».[16]

Сама же Александра Закржевская во время допроса 15 сентября 1937 года припомнить разговоры о перемене власти не может, а одним из своих главных контрреволюционных действий считает «систематическое посещение нашего дома со стороны членов религиозной общины».[17]

Жекова Елена Васильевна арестована 14 сентября 1937 года по месту жительства в с.Свердлово. Во время обыска найдены и изъяты «паспорт и 5 божественных книжек».[18] Предъявленные обвинения при аресте полностью совпадают с обвинениями по отношению к Закржевской.

На очной ставке 15 сентября между священником Антонюком и Еленой Жековой, Антонюк показал, что Жекова называет его вором, бандитом и попом-комсомольцем. Объяснял он такие нелестные выражения тем, что ходил по селам и совершал религиозные обряды, а комсомольцем называла потому, что постриженный по прозвищу Жековой, все в селе стали звать его попом-комсомольцем.

Жекова отрицает то, что обзывала его комсомольцем, хотя и признает, что была в ссоре с Антонюком. Причиной таких отношений стала частая выпивка священнослужителя, и это заставило переживать прихожанку, что данный факт сможет отвернуть людей от церкви.

Дудник Мария Ивановна арестована 14 сентября 1937 года по месту жительства в с.Свердлово. Обвинения аналогичны предъявленным обвинениям Закржевской и Жековой. Показала, что действительно участвовала в восстании в с.Свердлово и посещала квартиру Антонюка, собирала подписи для организации церковной общины. Эти показания легли в основу обвинительного приговора в контрреволюционной деятельности.

Православное духовенство в Соловецком лагере особого назначения

***

Согласно Обвинительному заключению следственное дело по обвинению данных лиц было отправлено на рассмотрение Тройки УНКВД Одесской области.[19]

Протоколом № 42 Заседания Тройки УНКВД по Одесской области от 26 сентября 1937 года было вынесено решение о приговоре:

  1. Павловского Александра Ивановича – к 10 годам ИТЛ;
  2. Закржевскую Александру Петровну – к 8 годам ИТЛ;
  3. Жекову Елену Васильевну – к 8 годам ИТЛ;
  4. Дудник Марию Ивановну – к 8 годам ИТЛ;
  5. Антонюка Федора Семеновича – к расстрелу.[20]

Приговор в отношении священника Федора Антонюка был приведен в действие 3 октября 1937 года.[21]

В деле имеет место Постановление и.о. помощника Одесского облпрокурора по специальным делам от 26 сентября 1940 года, дающие оценку жалобам Дудник, Закржевской, Жековой, как не заслуживающих внимания.

Все осужденные по данному делу реабилитированы впоследствии.

Заключение о реабилитации от 20 ноября 1989 года.[22]

 

P.S. Прошу всех, кто имеет какую-либо информацию, фотографии и т.д. о репрессированных священно- и церковнослужителях, мирянах и верующих, представленных в цикле публикаций «Одесский мартиролог», писать на электронный адрес: martirolog@ukr.net.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 




[1] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 22 081-П. Л.д. 108

[2] Там же. Л.д. 1

[3] Там же. Л.д. 2

[4] Там же. Л.д.3

[5] Там же. Л.д. 5

[6] Там же. Л.д. 27

[7] Там же. Л.д. 29

[8] Там же. Л.д. 31

[9] Там же. Л.д.30

[10] Там же. Л.д. 42

[11] Там же. Л.д. 27

[12] Там же. Л.д. 44-45

[13] Там же. Л.д. 58-59

[14] Там же. Л.д. 115

[15] Там же. Л.д. 72

[16] Там же. Л.д. 71

[17] Там же. Л.д. 82

[18] Там же. Л.д. 85

[19] Там же. Л.д. 116

[20] Там же. Л.д. 118-122

[21] Там же. Л.д. 123

[22] Там же. Л.д. 125


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Ленин указал на Соловки… Часть 15

По данному делу проходят два священнослужителя и три «церковные активистки» — те женщины, которые не только коня на скаку могли остановить, но и верхом на лошадях народ на восстание собирать...



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

2370 переглядів / Коментарів: 2

Теги: террор | Репрессии против священнослужителей | расстрелы священников | расстрелы | Одесский мартиролог | гонения на Церковь | аресты |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Сердечно благодарю за теплые слова и поддержку!

Спаси Господи, Наталия! За теплые слова и за то, что читаете! С уважением и любовию во Христе, Ваш архим.Евфросин (Билаш)

Спаси Господи Вас, отче ,за

Спаси Господи Вас, отче ,за такие своевременные статьи. С большим интересом и душевным трепетом каждый раз читаю мартиролог!Это бесспорно очень нужная работа и для теперешнего и для будущих поколений! Храни Вас Господь!

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru