Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «Христос страдал за нас, так и мы должны терпеть суды, аресты, но крепко держаться веры». Часть 5
13 December 2012 21:40
Архимандрит Евфросин (Билаш)

Политика молодой советской страны явно не отличалась ни либерализмом, ни демократией. Да и попросту говоря – была безбожной. Нам и сейчас трудно понять, какие испытания выпали на долю живших в то время, и по какому тернистому пути вынуждены были идти архиереи, священнослужители и миряне в те грозные десятилетия.

Многие из них были выброшены новой системой на «обочину», лишены гражданских и человеческих прав, жилья и служения. Создавались беспрецедентные условия преследования духовенства, запрещения священнодействий и пастырского окормления верующих. Такая ситуация была повсеместной и не находила поддержки в народных массах. Иногда только страх, боязнь потерять родных и близких, собственную жизнь заставляли идти против Бога и Церкви.


Данная публикация о тех, кто выстояли, кого не заставил страх за собственную жизнь отречься православной веры. Священники Константин Волошановский и Георгий Сендульский принадлежали к так называемой «тихоновской» ориентации. Биографические сведения из уголовно-следственных дел Архива УСБУ по Одесской области дают нам возможность узнать больше о новомучениках.

В заглавие статьи вынесена цитата из показаний привлеченного свидетеля по делу свящ. Константина Волошановского, которая также послужила одним из пунктов обвинения последнего в антисоветской и контрреволюционной деятельности. Интересны и протоколы допросов обоих подследственных. Каждый из них дает определенное видение того, что происходило в те годы…

Священник Константин Волошановский

Священник Константин Якимович Волошановский, родился в 1894 году в селе Любомирка Бирзульского р-на в семье псаломщика Александро-Невской церкви. Отец умер в начале 1890-х, мать немного раньше. Он остался жить у сестры, и как круглый сирота был отдан в Тавровское духовное училище Винницкой области, а потом в Каменец-Подольскую духовную семинарию. Летом же того года получил назначение псаломщиком в церковь с. Стройницы Каменского р-на, откуда в 1919 году был переведен в с. Большой Молокишь. В 1920 году получил назначение в с.Слободку, в 1923 году в связи с закрытием церкви переведен в Бугский район Винницкой области. В 1925 в с. Слобода, где был построен молитвенный дом. В 1931 году назначен священником в с. Липецкое Бирзульского р-на.[1]

Находился под следствием в 1932 году по ст. 54-10.[2]

Арестован 29 декабря 1934 года по обвинению: «среди верующих села проводит контрреволюционную агитацию, настраивая массы против Соввласти, особенно против коллективизации, используя для этого личные беседы с крестьянами, исповеди и проповеди в церкви».

Интересен протокол допроса священнослужителя:

«Вопрос: Как вы встретили Октябрьскую революцию, с какими чувствами?

Ответ: С хорошими

В.: Как вы смотрели на отделение Церкви от государства?

О.: Я этот декрет приветствовал.

В.: Почему?

О.: Не могу придумать (стоит отдать должное протоколисту, записал как есть – авт.).

В.: Каковы ваши взгляды на Соввласть?

О.: Благосклонны и доброжелательны.

В.: Почему вы доброжелательно относитесь к Соввласти? У трудящихся есть все основания к этому, а каковы у вас причины?

О.: Доброжелательно отношусь как народник, ибо я был внимателен ко всему народу, без деления по соц. положению.

В.: Значит, у вас было и одинаковое отношение и к кулаку?

О.: Да, одинаковое.

В.: Уменьшилась ли доходность духовенства, и какова причина этому?

О.: Доходность снизилась вследствие того, что народ перестал верить в Бога и посещать церковь. Это вызывается отсутствием преподавания в школах закона божия, воспитанием молодежи в антирелигиозном духе и отсутствием возможности у колхозников посещать церковь.

В.: К какому религиозному течению вы примыкали в начале революции? Когда и почему вы примкнули к Тихоновскому течению, не смотря на воззвание патриарха Тихона вести борьбу с Соввластью?

О.: Раскол в церкви начался в 1923 году, но до 1926 года я не примыкал ни к одному течению и в церковной службе ни одного из патриархов не поминал.

В 1926 году примкнул к Тихоновской ориентации, исключительно по причинам церковным, каноническим, т.к. тихоновская церковь не нарушала церковных канонов. О контрреволюционном воззвании патриарха Тихона я не знал, но если бы и знал, то все равно примкнул бы к тихоновской ориентации, опять-таки по причинам каноническим.

В.: Почему вы плачете в церкви?

О.: Я во время служения плачу, что вижу в людях усиление веры и усиление посещаемости церкви, это следы радости или когда во время больших праздников в церкви нет верующих, плачу о падении веры.

В.: Чем вы объясните, что вы ввели приклеивание свечи к чаше, по иннокентьевскому обычаю?

О.: К чаше свечи не приклеивал, но перед причастием просил людей покупать свечи и стоять с зажженными свечами. Такого обычая на Молдавии нет, но я перенес его с Подолии. Рекомендовал учить детей молитве и водить их в церковь».[3]

В процессе допроса виновным себя ни в чем не признал. Предъявленные обвинения о ведении «контрреволюционных разговоров против коллективизации» также отрицал.

Один из привлеченных свидетелей по делу, сельский бригадир, в своих показаниях сетует: «Колхозники не выходят на работу, а особенно в религиозные праздники, объясняется это тем, что многие колхозники идут в местную церковь. Я не ошибаюсь, что каждое воскресенье во время полевых работ не выходят на работу более 25%, кроме того по субботам под вечер к 4 часам колхозники также стремятся бросить работу и спешат в церковь.

…Несмотря на то, что ориентации «иннокентьевцы» и «тихоновцы», к которой примыкает Волошановский, не имеют ничего общего и, казалось бы, что это два враждебных лагеря, однако Волошановский настолько умело поставил дело, что обе эти ориентации посещают церковь и считают Волошановского за какого-то духа, без которого они не могут быть».[4]

Иной свидетель указывает: «В проповеди Волошановский говорил однажды о страданиях Христа и добавил, что Христос страдал за нас, терпел гонения, но не отходил от веры, так и мы должны терпеть страдания, суды, аресты, но крепко держатся православной веры».

Постановлением от 28 февраля 1935 года дело было направлено в Особое Совещание при НКВД СССР с ходатайством о лишении свободы обвиняемого сроком на 5 лет.[5]

Особым Совещанием при НКВД УССР было вынесено решение о заключении обвиняемого Волошановского К.Я. в ИТЛ сроком на 5 лет, считая срок с 29 декабря 1934 года.

Реабилитирован 25 августа 1989 года.

Священник Георгий Сендульский

Священник Георгий Аполлонович Сендульский, родился в 1873 году, в с.Сивки Острожского уезда Волынской губернии, в семье священнослужителя. Священнослужителем был и его дед[6]. Окончил Одесскую духовную семинарию. Рукоположен в сан священника в 1901 году и первым местом его служения стал храм в честь свт. Иоанна Златоустого в с. Златоустово-Поле Очаковского округа Одесского уезда.[7]

Арестовывался в 1917 году органами ГПУ.

На момент ареста являлся священником церкви с.Ясски Беляевского района. Арестован 10 сентября 1937 года,[8] согласно ордеру на обыск и аресту № 115 от 1 сентября 1937 года.[9]

В соответствии с постановлением об избрании меры пресечения от 2 ноября 1937 года Сендульский обвиняется в том, что «…работая священником в с.Ясски среди населения проводит антисоветскую агитацию против Соввласти, распространяет провокационные слухи о войне Германии и Японии с СССР, высказывает пораженческие настроения, неправильно истолковывает Конституцию СССР».[10]

Из протокола допроса обвиняемого наиболее интересны выписки:

«Я читал в газетах, что иностранные государства хотят напасть на СССР, о чем имел разговор с крестьянами, говорил, что для народа будет плохо, если будет война, много прольется крови рабочих и крестьян», «Я говорил, что раньше некоторым крестьянам лучше жилось».

Но совершенно абсурдным звучит ответ священнослужителя на вопрос следователя о религиозных обрядах: «Я это все распространяю как дурман, а в особенности церковные обряды, это все выдумано для помещиков и духовенства».[11]

В ходе следствия следователь вынес 11 ноября 1937 года обвинительное заключение, в котором инкриминирует: «Сендульский Г.А. в период 1929-1931 гг. состоял в Тихоновской контрреволюционной организации… Сендульский подвергался арестам за контрреволюционную деятельность.

В 1933 году поп Сендульский вел подготовку к эмиграции, для чего перешел работать в пограничное село Ясски.

Во время опубликования проекта Конституции СССР религиозникам истолковывал в антисоветском направлении законы: «Когда Конституцию утвердят, никто церковь не закроет, а поэтому нам необходимо отстоять церковь», - для чего вовлекал побольше верующих, чтобы на случай подписки на закрытие церкви верующих было большинство».[12]

Дело направлено на рассмотрение Судебной Тройки УНКВД по Одесской области.

Согласно Выписке из протокола №89 от 27 ноября 1937 года Судебной Тройки УНКВД по Одесской области вынесено решение о расстреле Сендульского.

Приговор приведен в исполнение 13 декабря 1937 года.

Реабилитирован 20 октября 1989 года.[13]

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Мученики и исповедники. Святые и не святые… Часть 1.

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Изобличен свидетельскими показаниями… Часть 2

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «По социальному происхождению – поп, по социальному положению – поп. Расстрелять». Часть 3

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Голодомор в Украине не только стал трагедией, за «память о Голодоморе» ссылали или расстреливали… Часть 4




[1] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 19227-П.  Л.д. 9

[2] Там же. Л.д. 5

[3] Там же. Л.д. 10

[4] Там же. Л.д. 21

[5] Там же. Л.д. 35

[6] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 22 517-П. Л.д. 18

[7] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С. 99

[8] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 22517-П. Л.д. 17

[9] Там же. Л.д. 15

[10] Там же. Л.д. 13

[11]Там же. Л.д. 19

[12] Там же. Л.д. 20

[13] Там же. Л.д. 22


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «Христос страдал за нас, так и мы должны терпеть суды, аресты, но крепко держаться веры». Часть 5

Данная публикация о тех, кого не заставил страх за свою жизнь отречься веры. Священники Константин Волошановский и Георгий Сендульский –принадлежали к т.н. «тихоновской» ориентации. Сведения из уголовно-следственных дел дают нам возможность узнать о них больше.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

2066 переглядів / Коментарів: 0

Теги: гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | террор | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru