Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Изобличен свидетельскими показаниями… Часть 2
15 November 2012 17:23
Архимандрит Евфросин (Билаш)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Мученики и исповедники. Святые и не святые… Часть 1.

***

Данная заметка о судьбах еще двух православных священников – о. Владимира Венцеля и о. Иоанна Виталина. Их жизнеописания отчасти похожи. Оба родились в семьях священнослужителей, окончили Одесскую духовную семинарию. Служили Богу и Церкви. Были арестованы. Не признали себя виновными, и были приговорены к расстрелу. Причем, оба были расстреляны, будучи «изобличенными свидетельскими показаниями».

Казалось бы, много схожего в этих жизнеописаниях… Стоило бы подвести итоги, привести цифры для статистики, номера дел.

А ведь каждый такой священник, словно сверкающий своей белизной жемчуг в венце Спасителя. Каждый их них заслужил место у Престола Всевышнего и, тем более, толики памяти в наших сердцах…

Священник Владимир Венцель

Священник Владимир Венцель родился 15 августа 1893 года в с. Трикраты Вознесенского района[1] в семье священнослужителя. Закончил Одесскую духовную семинарию в 1911 году.

В справке на Венцеля В.П. от 23.07.1937 года, выданной начальником Раздельнянского РО НКВД, лейтенантом ГБ Дорошко, сказано: «Суть компрометирующих материалов заключается в том, что Венцель перед присутствующим в церкви народом говорил, что в связи с новой конституцией настало время, когда верующие могут в любом селе открыть церковь. С этой целью Венцель призывал всех присутствующих в церкви колхозников, чтобы они организовывались в пятидесятки религиозников – и на этом основании подали заявление в райисполком с ходатайством об открытии церкви, т.к. новая конституция якобы разрешает церковникам восстанавливать старые и строить новые церкви».

Этого было достаточно, чтобы открыть уголовное дело на «служителя религиозного культа» Владимира Венцеля.

Тем более, что все это подтверждалось свидетельскими показаниями, удивительным образом повторяющими справку лейтенанта ГБ: «Вчера 10.06 по случаю религиозного праздника «Вознесение» я пришел в Капаклиевскую церковь и присутствовал на проповеди, которую читал поп Венцель для прихожан церкви. Поп Венцель после богослужения прочел проповедь, которая длилась около 15 минут. Точно воспроизвести содержание проповеди я не могу, но мне хорошо помнится его выступление, когда он касался церкви, что в связи с новой конституцией настало время, когда верующие могут в любом селе открыть церковь. С этой целью Венцель призывал всех присутствующих в церкви колхозников, чтобы они организовывались в пятидесятки религиозников и на этом основании подали заявление в райисполком с ходатайством об открытии церкви, т.к. новая конституция якобы разрешает церковникам восстанавливать старые и строить новые церкви»[2].

В процессе расследования дела выясняются все новые и новые «подробности контрреволюционной деятельности» священника Венцеля, в частности, из свидетельских показаний учительницы, члена ВЛКСМ, следствию становится известно, что: «Примерно с весны этого года много детей школьников начали посещать церковь даже в ущерб своей учебе… Венцель ведет подобную агитацию среди детей Кировского и Октябрьского с/с (сельских советов – авт.), куда ходит сам лично и имеет тесную связь с колхозниками, оставшимися в хут. Антоновке, Покровке и др. С этих хуторов также много детей ходят в церковь. Ходят также дети и из других деревень – Буденовского и Н.Дмитриевского с/с.

Поп Венцель перед пасхой (орфография авторская – авт.) исповедовал детей, во время чего он их спрашивал, молятся ли они богу (орфография авторская – авт.) дома, соблюдают ли посты, потому что кушать в пост скоромное грех.

Поп ведет также агитацию и среди детей дошкольного возраста, меня неоднократно встречают дети на улице и показывают пятачки, подаренные попом, и говорят: «Ага, Нина Степановна, вот мы были в церкви, и нам батюшка давал деньги, мы и на следующее воскресенье тоже пойдем, батюшка опять даст нам деньги». Открыто в церкви говорит детям, чтобы они ходили всегда в церковь и молились богу (орфография авторская – авт.), а также с целью завлечь больше в церковь детей, устраивает им подарки, дарит разные игрушки, дает деньги по пятачку каждому, лишь бы они почаще ходили в церковь.

Поп Венцель имеет тесную связь с раскулаченными, возвратившимися из высылки, Капакли Александром и другими антисоветски настроенными личностями, которые приходят к нему ночью и ведут длительные беседы. К Венцелю очень часто приходят также неизвестные монашки, которых поп посылает по селам собирать пожертвования на церковь. Венцель уговаривает находящихся у него монашек, чтобы они разыскали находящегося в ссылке попа Гайдая»[3].

10 сентября 1937 года был произведен обыск и арест священника Владимира Петровича Венцеля[4].

В обвинительном заключении священнику припомнили и более ранние «прегрешения». Так, «в 1931 году Венцель открыто выступил против уплаты Госналогов, он говорил колхозникам, что сельский совет их облагает неправильно, и давал им советы, как писать жалобы в центр, в связи с чем срывалась своевременная оплата налогов.

В 1933 году Венцель вел усиленную агитацию среди колхозников против сдачи хлеба государству, он говорил: «Не сдавайте хлеба государству, потому что будете умирать с голоду…»

В 1937 году привлекал в церковь детей дошкольного возраста, которым говорил, чтобы они ходили в церковь и молились Богу, дарил им всевозможные игрушки и деньги»[5].

Не обошлось здесь и без шаблона, уж слишком часто ко всевозможным видимым и невидимым грехам против Соввласти добавляли еще один – так называемый «грех интервента». В этом деле это проявилось в такой форме: «Выражая свое недовольство соввластью, Венцель говорит: «...ведь всему бывает конец, этот советский бандитизм не будет долго существовать, если Германия с Австрией выступят войной, то и Румыния не удержится, а что война неизбежна – это факт»[6].  

Следует отдать должное следователю, который все-таки признает: «Допрошенный по данному делу виновным себя не признал, но наличие свидетельских показаний вполне подтверждают его преступную деятельность» – и этого основания также достаточно, чтобы направить дело на рассмотрение Судебной Тройки Облуправления НКВД г. Одессы.

Выписка из протокола № 32.5 заседания Тройки при УНКВД по Одесской области от 15 сентября 1937 года, согласно рассмотренному делу Раздельнянского РО НКВД № 2778 по отношению к Венцелю В.П., пестреет обычной резолюцией по делу священнослужителя – «расстрелять»[7].

Приговор приведен в исполнение 2 октября 1937 года ровно в полночь[8].

Реабилитирован 21 ноября 1989 года.

Священник Иоанн Виталин

Священник Иван Виталин родился 24 января 1863 года в с. Селизенова Спасского уезда Рязанской губернии в семье потомственного священнослужителя. Окончил Одесскую духовную семинарию по второму разряду в 1892 году, назначен псаломщиком, а через год рукоположен во священника и назначен настоятелем Покровского храма г.Новомиргорода Елисаветградского уезда. В 1901 году награжден набедренником.[9] В разные годы член благочинного совета и законоучитель училища.

В сентябре месяце 1937 года был оштрафован Райисполкомом на 1000 руб. за «подпольное» крещение детей на дому.[10]

Повторно арестован 26 марта 1938 года в с. Жеребково Ананьевского р-на МАССР по обвинению в том, что «систематически занимается контрреволюционной агитацией, направленной на подрыв и ослабление Соввласти».

Виталину И.В. было определено содержание под стражей в тюрьме. При обыске обнаружено в квартире священника и было изъято паспорт, некоторая переписка, крест серебряный «с цепкой». Согласно анкете обвиняемого, одинок, но на 1906 год значатся жена и дочь 1895 г.р.

Из показаний свидетеля на допросе от 16 апреля 1938 года: «Да, я действительно являюсь членом контрреволюционной украинской националистической повстанческой организации. Завербован я был Виталиным Иваном Васильевичем, бывшим попом, живущим в с. Жеребково.

…Виталин рассказал мне, что на Украине существует контрреволюционная организация, которая готовит восстание против Советской власти в случае войны. Что эта организация стремится освободить народ и главное – украинский народ от большевиков, создать самостоятельную власть, т.е. «Самостийную Украину», и предложил мне быть участником этой контрреволюционной организации».

Сам же священнослужитель во время единственного допроса 17 апреля 1938 года категорически отрицает как свое участие в работе контрреволюционной организации, так и ее существование вообще.

В тот же день дело было направлено на рассмотрение Особой Тройки НКВД МАССР, согласно обвинительному заключению в котором сказано: «Виталин И.В. является сыном попа, сам также был священником, является членом контрреволюционной молдавской (уже не украинской – авт.) националистической организации, по заданию которой проводил активную контрреволюционную деятельность.

Распространял контрреволюционные провокационные слухи о том, что фашистские государства скоро объединенными силами уничтожат Соввласть, подготавливал повстанческие кадры – для организации вооруженных восстаний в момент нападения капиталистических государств на СССР. Лично проводил вербовку в члены контрреволюционной организации. Не сознался. Изобличается показаниями свидетелей».[11]

Постановлением Особой Тройки НКВД МАССР от 17 апреля 1938 года Виталин И.В. был приговорен к расстрелу.[12]

Приговор приведен в исполнение 21 апреля 1938 года.[13]

Реабилитирован 21 июля 1989 года.[14]

 

Продолжение следует.

 




[1] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 21 774-П (священник Венцель В.П.) л.д.19

[2] Там же. Л.д.3

[3] Там же. Л.д. 6

[4] Там же. Л.д. 15

[5] Там же. Л.д. 24

[6] Там же. Л.д. 1

[7] Там же. Л.д. 26

[8] Там же. Л.д.27

[9] Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906.

[10] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 18497-П (священник Виталин И.В.) л.д. 31

[11] Там же. Л.д. 34

[12] Там же. Л.д. 35

[13] Там же. Л.д. 36

[14] Там же. Л.д. 37


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Изобличен свидетельскими показаниями… Часть 2

Данная заметка о судьбах еще двух священников – о. Владимира Венцеля и о. Иоанна Виталина. Их жизнеописания отчасти похожи. Оба служили Богу и Церкви. Были арестованы и приговорены к расстрелу. Причем, оба были расстреляны, будучи «изобличенными свидетельскими показаниями».



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

2777 переглядів / Коментарів: 0

Теги: террор | гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru