Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: И одноклассников тов. Сталина тоже расстреливали?.. Часть 7
14 January 2013 14:01
Архимандрит Евфросин (Билаш)

Биографические выписки из дел №603-П и №20848-П, хранящихся в Архиве УСБУ по Одесской области, посвящены двум священнослужителям: о.Степану Иваницкому и о.Степану Станкевичу.

Невероятным кажется тот факт, что, невзирая на закрытие церквей по всей территории советской страны, массовые репрессии против Церкви, духовенства и мирян, постоянные унижения и политику атеизма, верующие находили в себе силы противостоять. Противостоять жестокости и тотальному контролю карательных органов был способен не каждый. И поэтому еще более для нас являются удивительными и поучительными исторические примеры из жизни прошлых поколений.

Так, пример борьбы против закрытия церкви, частые богослужения, тайные крещения на дому священником Степаном Иваницким заставляют задуматься, а приводимые в качестве обвинения примеры того, что верующие регулярно посещают богослужения, несмотря на расстояние в 50-60км, вызывают вопросы: «Какой же тогда и какой сейчас должна быть вера? Какой должна быть в таком случае Церковь? Каким должен быть пастырь?»

Репрессии сплотили верующий народ. Возможно, не все могли ответить «нет», не все смогли перебороть страх перед ужасами того времени. Но я уверен, что большинство в своих молитвах и на смертном одре молили Господа о даровании тихих и спокойных времен для своих детей и внуков, нас с вами. Наша задача — не растерять тот мир, дарованный нам такой кровавой ценой. Мы же им разбрасываемся, будто у нас еще много времени, дабы впоследствии собрать эти осколки и снова его обрести. Не будет этого! Сегодня и сейчас творится история, можно исправить ошибки, но переписать ее будет невозможно…

Дело священника Степана Станкевича неоднозначно, как и многие другие дела репрессированных. Показания во время проводимых допросов с перерывом в несколько дней явно отличаются между собой. И здесь не самое главное — учился ли он в Тифлисской духовной семинарии вместе с тов. Сталиным или нет, хотя, думаю, этот вопрос волновал следователей в тот момент. Важно то, чтобы те годы никогда не повторились, а мы сами не обратили народную веру и любовь против себя…

Священник Степан (Стефан) Иваницкий

Священник Степан (Стефан) Григорьевич Иваницкий, родился 28 октября 1868 года в г.Херсон, в семье священнослужителя. Окончил духовную семинарию.1 Псаломщик с 1886 года, рукоположен в сан диакона в 1900 году, в сан священника в 1905 году и назначен в храм свт. Николая Чудотворца с. Ингульская-Камянка Новгородковского округа Александрийского уезда.2

Арестовывался в 1928-1929гг. Одесским ГПУ для допроса и освобожден в тот же день. На момент заполнения анкеты 30 июля 1937 семья состоит из жены Елены Александровны 67 лет, сестры Евгении Григорьевны 82 года, живет на иждивении Марии Степановны Уманец в Херсоне.

В справке врио. (временно исполняющего обязанности – авт.) начальника Беляевского РО НКВД дается следующая характеристика на протоиерея Иваницкого С.Г.: «протоиерей Граденицкой церкви, женат, подданства СССР, судим, высшее образование.

Иваницкий работает в с.Граденицы священником, затем протоиереем 10 лет, организовал вокруг себя большой церковный актив из б. кулаков и также имеет под непосредственным руководством еще 3 попа и 2 монашки.

Поп Иваницкий в настоящее время открыто пропагандирует, что согласно новой Конституции церковь у нас не заберут, так как не имеют права. А мы все должны — как православные народились, так православными умереть.

Кроме того, он распространяет всякие провокационные слухи о войне и переделе Сов. Союза, заявляет: «Скоро будет война, Германия заберет Украину, а Япония — Сибирь, и тогда плохо будет тем, кто подписывался на закрытие церкви».

Он также распространяет слухи о том, что он лично знаком с вождем народа тов. Сталиным, я по национальности грузин, и пускай только закроют, я буду говорить везде и у меня ее не заберут.

Кроме того, он рассказывает о том, что нужно не бояться и всем веровать в Православную Церковь. Говорит: «Покаместь я здесь - церкви не закроют, так как я лично с тов. Сталиным хорошо знаком, я вместе с ним учился и сидел за одной партой».

Такими разговорами Иваницкий подбадривает верующих, в связи с этим церковь прогрессирует, откуда он имеет крупные доходы.

3 мая 1937 года он после проповеди в церкви выступил открыто с призывом к верующим: «Братья и сестры, верующие, смотрите, не взирая на то, что представители власти закрыли все дороги с целью недопуска верующих в церковь, все же верующие в церковь пришли, а у них праздник не состоялся».

Несмотря на то, что Иваницкий неоднократно был предупрежден погранотрядом, чтобы он не принимал людей без пропуска с неприграничных зон, а также объявлял, чтобы верующие, идя в церковь, брали с собой пропуска, священник Иваницкий всего этого не делал, чем нарушал погранрежим и давал возможность проникновению шпионов в пограничное село.

Иваницкий организовал большой актив вокруг себя как в с.Граденицы, так и в окрестных селах АМССР (более правильно МАССР, т.е. Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика – авт.). Отмечены факты притока в церковь за 50 и 60 км.

Иваницкий неоднократно выступает с призывом к верующим о том, что они должны сплотиться вокруг церкви, где тут же заявляет «нам нужно претерпеть и ни в коем случае не бросать церковь».3

Практически повторяет предыдущие свидетельства справка-характеристика председателя Граденицкого сельского совета: «гр-н Иваницкий является священником и фактически руководителем религиозной общины (пятидесятки) и, окружив себя кулацкими и а/с (антисоветскими – авт.) элементами, а также церковными кликушами, проводил а/с работу, противопоставлял себя сов. органам власти.

Пользуясь отсталостью верующих, Иваницкий организовал через своих церковных агентов сбор денег (сборщики церковные кликуши Царенко Александра, Епур Лукерия и др.) требовал и получал высокую плату за обряд венчания (60 руб. с пары) и т.д. Собирал в церкви деньги у верующих в дни говения на ремонт церкви.

Через своих агентов организовал приход верующих из АМССР, которые приходили без паспортов, устраивал им ночлег без разрешения с/с (сельского совета – авт.), чем нарушался пограничный режим. Когда с/с повел борьбу с нарушением погранрежима, Иваницкий рассматривал это как препятствия со стороны с/с к исполнению верующими религиозных обрядов, о чем ложно жаловался вышестоящим органам и говорил об этом верующим. Когда в первомайские дни Кандельский паром, через который переезжали верующие из АМССР в Граденицы, не работал, Иваницкий в своей проповеди в дни Пасхи сказал в церкви: «Видите, несмотря на то, что они не пускают верующих через паром в церковь, все же к нам больше пришло народа, чем к ним - на демонстрацию».

Когда неверующими был поставлен вопрос о сборе подписей для закрытия церкви, Иваницкий начал упорно говорить через своих агентов, что якобы он учился с тов. Сталиным, знаком с ним, и поэтому церкви не закроют и его с должности священника не снимут.

…Иваницкий категорически не подчинился требованию с/с, колхоза и РИКа вернуть в колхоз колхозника Шаларя Я.В., который был принят на работу конюхом к церковным лошадям в период уборочной кампании.

Иваницкий с целью сорвать уборочную кампанию, ослабить труддисциплину, увеличить невыход на работу в период полевых работ умышленно совершает богослужения в церкви в самые незначительные праздники (Казанская Божья Матерь, Иван Купала, Петра и Павла, Ивана Богослова и др.), начиная звонить с полдня накануне праздника.

Вокруг церкви расположены непосредственно 5 зданий-классов неполной средней школы, а Иваницкий через своих сторонников организовал посещение церкви в праздничные дни детей-школьников».4

Ордер № 36 на обыск и арест выписан 29 июля 1937 года. Во время обыска найдена и отобрана переписка.

Интересно, что некоторые вызванные по делу свидетели дают письменную расписку в своем нежелании оговаривать или что-либо говорить о священнике». Например, свидетельница Костянова показала: «никогда, ничего и никому не скажу».5

При допросе свидетеля-секретаря религиозной общины от 4 августа 1937 года, последний говорит, что священник Иваницкий все-таки учился с тов. Сталиным в одном классе семинарии.

Сам же протоиерей Иваницкий отвечает на заданные вопросы так:

«О.: Да, я действительно по поручению правления церковной общины проводил среди населения пропаганду за то, чтобы давали подписи на оставление в с. Граденицы церкви, ибо б. председатель с/с Куркин, со слов некоторых верующих, заставлял их подписывать лист, в котором они просили закрыть церковь, угрожая, что в случае отказа он не выдаст нужных им справок и будет их притеснять.

О.: Я им разъяснял, что Новая Сталинская Конституция не разрешает забирать церкви, если есть желающие верующие и после этого я собрал в церкви 2020 подписей против собранных председателем с/с 1090 подписей. Среди этих подписей были и подписи лиц, которые ранее давали подписи председателю с/с на закрытие церкви. Но угроз я никаких не применял.

О.: …Я знаю тов. Сталина только из газетных портретов, я его никогда не видел.»

Буквально через несколько дней ответы обвиняемого несколько видоизменилось и он уже соглашается в некоторых моментах со следователем:

«О.: Да, я говорил, что меня знает Сталин, и что пока я буду жив, церковь будет существовать в с. Граденицы.

О.: Во время событий на Дальнем Востоке, я говорил, что Япония будет наступать на Сибирь, а Германия — на Украину, но это были мои личные соображения, в отношении религии я говорил, что нам нужно веровать до конца».

Обвинительное заключение выстроено по двум вышеприведенным нами справкам, а поэтому приводить его не будем.

Дело передано на рассмотрение Судебной Тройке при УНКВД по Одесской обл. 9 августа 1937 года.6

Согласно выписке из протокола № 22 от 20 августа 1937 года Судебная Тройка при УНКВД по Одесской области постановила заключить протоиерея Иваницкого С.Г. в ИТЛ сроком на 10 лет с зачетом предварительного заключения с 30 июля 1937 года.7

Заключение о реабилитации от 31 октября 1992 года.8

Священник Степан Станкевич

Священник Степан Никитович Станкевич, родился 5 сентября 1899 года, в пгт. Кривое Озеро.9

В постановлении об избрании меры пресечения от 7 марта 1938 обвиняется в том, что «Станкевич систематически занимается а/с агитацией, направленной на срыв мероприятий Соввласти»10, влекущее за собой наказание по ст. 54-10 УК УССР.

Мерой пресечения было избрано содержание под стражей в Балтской тюрьме.

Ордер № 291 на обыск и арест от 8 марта 1938 года, в тот же день и арестован в с.Пасицелы Балтского р-на.11 На момент ареста женат и имеет сына Всеволода и дочь Тамару.

Все допрошенные по делу свидетели односложно показали: «человек враждебно настроенный к Соввласти, занимался к.р. (контрреволюционной – авт.) агитацией, направленной на подрыв колхозного строительства и ослабления Соввласти». Некоторые свидетельствуют, что «он старался при выходе детей из школы появиться с конфетами и в тот момент, когда угощал их, говорил о боге и вере христианской, поддерживал близкие отношения с врагами народа, сейчас арестованными».

Сам же обвиняемый, исходя из протокола допроса от 9 апреля 1938 года, отвечая на вопросы следователя, рассказывает, что знал о контрреволюционной деятельности некоторых из ранее перечисленных лиц. Контрреволюционные настрои разделяет, но активной деятельности не проявлял. Рассказывает о существовании контрреволюционной националистической организации, возникшей из контрреволюционной группы ИПЦ религиозных фанатиков, блокировавшейся с другими к.р. националистическими формированиями. Конечной целью этой к.р. украинской националистической организации было свержение Соввласти, реставрация капитализма и воссоздание «национального украинского государства» – Самостийной Украины. В к.р. организацию вербовались лица из б. монахов, сектантов, петлюровцев, кулаков, членов полиции др. к.р. настроенных.

Из протокола допроса:

«В.: Будучи членом к.р. организации Вы были связаны с органами ГБ (Государственной безопасности – авт.) и информировали только об отдельных эпизодах, не вскрывая глубины деятельности к.р. организации.

О.: Изучить глубину деятельности к.р. организации мне не удавалось и я ограничивался только поверхностным освещением деятельности отдельных лиц.

В.: По существу Вы дезинформировали органы ГБ?

О.: Я сообщал известное мне поверхностно, умышленно скрывая глубину».12

Обвинительное заключение от 13 апреля 1938 года пестрит заготовленными клише: «Станкевич С.Н. является членом к.р. украинской националистической организации. По заданию к.р. организации проводил к.р. агитацию, используя для этой цели церковь.

Изобличается показаниями активных членов к.р. организации. Сознался в том, что состоял членом к.р. организации и посещал ее собрания по день ареста».

Следственное дело было передано на рассмотрение Особой Тройки при НКВД МАССР.

Согласно выписке заседания из протокола № 48 от 15 апреля 1938 года Особой Тройки при НКВД МАССР, принято решение о расстреле священника Станкевича.13

Приговор приведен в исполнение 18 апреля 1938 года.14

Заключение о реабилитации от 22 августа 1989 года.15

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

1 Архив УСБУ по Одесской области. Дело 3603-П. Л.д. 4

 

2 Справочная книга Херсонской епархии. Одесса, 1906. С. 321

 

3Архив УСБУ по Одесской области. Дело 3603-П. Л.д. 1

 

4 Там же. Л.д. 35

 

5 Там же. Л.д. 10

 

6 Там же. Л.д. 37

 

7 Там же. Л.д. 40

 

8 Там же. Л.д. 41

 

9 Архив УСБУ по Одесской области. Дело 20 848-П. Л.д. 13

 

10 Там же. Л.д. 7

 

11 Там же. Л.д. 9

 

12 Там же. Л.д. 20

 

13 Там же. Л.д. 25

 

14 Там же. Л.д. 26

 

15 Там же. Л.д. 28

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: И одноклассников тов. Сталина тоже расстреливали?.. Часть 7

Данная публикация посвящена священникам Степану Иваницкому и Степану Станкевичу: первый был приговорен к 10 годам, а последний - к расстрелу. За что?



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

2322 переглядів / Коментарів: 0

Теги: гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | террор | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru