Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство



ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Голодомор в Украине не только стал трагедией, за «память о Голодоморе» ссылали или расстреливали… Часть 4
03 December 2012 15:07
Архимандрит Евфросин (Билаш)

Жестокая правда, которая преследовала тех, кто пережил страшные годы Голодомора, в определенное время пересеклась с официальной позицией молодого советского государства, уже успевшего заявить о себе на международной арене.

Складывается впечатление, что шансов выжить не оставалось. Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война 1917-1921 гг., голод 1921-1923 гг. – практически не оставляли шансов на выживание и полноценную жизнь. Но ситуация, с течением времени, только усугубилась… Голодомор 1932-1933 гг. стал апогеем трагедии украинского народа. Постоянные репрессии и до этого подтачивали, словно червь в спелом яблоке, его жизнедеятельность. Но люди старались выжить! Церковь – молилась! Вера в Бога, любовь к ближнему и надежда, что завтра будет лучше – подкрепляли силы тем, кто еще хранил в своем сердце образ Христа Спасителя.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в своем Слове по случаю Дня памяти жертв Голодомора и политических репрессий сказал: «На щедром украинском черноземе умирали в страшных муках миллионы людей. Голодомор был попыткой уничтожить саму душу народа, привести ее к полному духовному рабству. Он стал орудием дьявольской мести за неспособность искоренить из сознания нашего мудрого, преисполненного высоких добродетелей народа сыновнюю память о Боге, любовь к Богу, верность и веру в Бога. Эту веру можно было уничтожить лишь через физическую ликвидацию ее носителя. Поэтому богоборческая власть, создав духовный голод, обрекла нацию и на голод физический»[1].

Жертвами Голодомора стали миллионы людей. Память о нем должна жить. Жила она и тогда, в годы жестоких гонений на Церковь.

Сегодняшняя наша публикация связана с годами Голодомора и посвящена протодиакону Сергию Богдановскому и священнику Николаю Курбету. Несомненен тот факт, что они очень хорошо помнили о той всенародной трагедии, которую пережили. Эта память сыграла очень плохую роль в судьбе, по крайней мере, одного из них – протодиакона Сергия. Именно ему среди обвинений была инкриминирована и «память о голодоморе», которую он и не отрицал.

Не должны забывать это и мы, и наши следующие поколения…

Протодиакон Сергей Богдановский

Протодиакон Сергей Семенович Богдановский, родился 8 февраля 1890 года, в с.Фастовцы Черниговской области, в семье священника. Окончил Духовное училище[2].

Предварительное следствие начато 28 октября 1937 года в связи с обвинением в проведении «антисоветской агитации фашистского толка»[3].

Мерой пресечения от 23 октября 1937 года избрано содержание в Одесской тюрьме[4].

Обыск и арест санкционирован прокурором 25 октября 1937 года. Произведен обыск 28 октября 1937 согласно ордеру на обыск и арест № 2907 от 26 октября 1937 по адресу: г. Одесса, ул. Реввоенкомата (Петропавловская) 60/1[5].

Сам же протодиакон Сергей Богдановский арестован уже 3 ноября 1937 г. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого дается несколько расширенная формулировка: «будучи а/с (антисоветски – авт.) настроенным, проводил а/с пораженческого характера высказывания среди верующих, высказывает ненависть к коммунистам, называя их разбойниками, а также о принудительном вступлении крестьян в колхозы и грабительской политики Соввласти».

Согласно протоколам допроса свидетелей от 21 ноября 1937 года, Богдановский являлся протодиаконом кладбищенской церкви. Свидетели характеризуют его как «враждебно настроенного служителя культа к Соввласти и проводимым мероприятиям. «Если Мадрид падет, то песенка испанскому коммунизму будет спета», «Долго ли эти разбойники-коммунисты будут держаться, все равно долго хозяйничать не будут», «Колхозники ограблены Соввластью».

Более подробно личность протодиакона описывает в своих показаниях свидетель Монахов: «Богдановский происходит из духовной семьи Черниговской области. Находясь на службе в Глухове, Чернигове и Смоленске, себя вел вызывающе, за что его изгоняли. В 1916 году попадает в Одессу. После революции Богдановский делается одним из руководителей образовавшейся группы активного духовенства. Богдановский занимается спекуляцией. Он принимает самое активное участие в избрании на Одесскую кафедру Митрополита Платона (Рождественского), видного реакционера впоследствии эмигранта. Богдановский имел близкую связь с митрополитом Евдокимом (Речь идет о архиепископе Нижегородском Евдокиме (Мещерякове), который в 1922 году присоединился к обновленческому движению и был возведён в сан митрополита. 2 ноября 1922 года становиться митрополитом Одесским. – авт.), чье письмо он возил в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому – авт). Богдановский высмеивал все реформы и мероприятия Соввласти»[6].

Согласно протоколу допроса обвиняемого от 15.11.1937, а он частично подтверждает показания свидетелей, но отрицает ведение разговоров «о коллективизации и грабеже крестьян». Рассказывает, что действительно говорил о голоде 1933 года, так как: «… примерно в 1933 году я ездил в свою деревню в Фастовцы посмотреть на могилу отца. После приезда в Одессу я действительно говорил о голодовке, в селе с цвета деревьев и маку пекут пышки и кушают»[7].

Согласно обвинительному заключению от 28 ноября 1937 г.: «Богдановский С.С. протодиакон Кладбищенской церкви. В прошлом, после революции один из активных руководителей реакционного духовенства. Принимает самое активное участие в выдвижении на Одесскую кафедру митрополита видного реакционера, впоследствии эмигрировавшего за кордон Платона Рождественского.

Будучи враждебно настроенным к Соввласти, проводимым мероприятиям и партии, Богдановский занимается к.р. агитацией пораженческого характера, рассказывая верующим о ближайшей гибели Соввласти и приходе фашистской диктатуры в СССР для наведения порядков. Членов Коммунистической партии среди верующих называет разбойниками, Соввласть - грабительской властью и высмеивает проводимые мероприятия Соввласти.

Богдановский, идеализируя германский фашизм, приветствовал интервенцию фашизма в Испании, заявляя, что с падением Мадрида будет конец коммунизму»[8].

Дело по обвинению протодиакона Сергея Богдановского было направлено на рассмотрение Судебной Тройки при УНКВД по Одесской области.

Судебная Тройка при УНКВД по Одесской области на своем заседании от 30 ноября 1937 г. протоколом № 93 постановила расстрелять протодиакона Богдановского С.С.[9]

Приговор приведен в исполнение 4 декабря 1937.[10]

Заключение о реабилитации от 16 августа 1989 года.[11]

Священник Николай Курбет

Священник Николай Алексеевич Курбет, родился 6 августа 1899 года в с. Незавертайловка, в семье священника Алексея Николаевича Курбета, расстрелянного в 1919 по обвинению в организации восстания против красных партизан[12]. Окончил Одесский кадетский корпус в 1917 году и Минскую духовную семинарию[13].

Арестовывался и находился под следствием три месяца как «имеющий связь с Югославией, с проживающей там сестрой». На момент ареста служил священником церкви Нерукотворного Спаса в с. Демидовка Октябрьского района.

В постановлении о начатии предварительного следствия от 25 мая 1937 года[14] и постановлении об избрании меры пресечения от 22 июня 1937 года сказано: «умышленно неправильно истолковывал Конституцию СССР с тем, чтобы использовать ее для религиозной пропаганды, занимался антисоветской агитацией. Свой церковный актив направлял на срыв колхозных работ, подрывая тем самым мощь колхозов»[15].

При обыске, произведенном 24 мая 1937 года по месту проживания в с. Демидовка, были найдены письма и указы благочинного, устав религиозной общины, различного рода циркуляры и указания[16].

После всех произведенных допросов обвиняемого, последний признал себя виновным только в том, что «на основании своих предположений неосторожно использовал цифры по переписи населения, я фактов не имел и делал предположения только со своего прихода»[17].

Обвинение заключение инкриминировало такие пункты: «Не имея никакого права, Курбет разъезжал по селам, организовывал молитвенные дома и в них производил различные богослужения. В с. Анатольевка организовал молитвенный дом у колхозницы, где производил крещение детей, собирал всех женщин, читал им проповеди, ходил по селам Березовского р-на, где также находил у религиозников место и где проводил сборища и производил крещения детей».

Еще более абсурдным звучит обвинение: «В целях отрыва колхозной массы от колхозов и приближения колхозной массы на свою сторону, Курбет умело использовал письмо епископа Николаевского Феодосия (речь идет о епископе Феодосие (Кирика), который в 1933 году в Одессе митрополитом Одесским и Херсонским Анатолием (Грисюком) и епископом Крымским и Симферопольским Порфирием (Гулевичем) хиротонисан в епископа Николаевского, викария Одесской епархии – авт.), в которых разрешалось производить в церквях моления за Советскую власть, и, основываясь на этом, Курбет у себя в церкви действительно молился за Соввласть и за погибших героев советской власти.

Курбет говорил: «Советская власть, хоть и тайно проводила перепись населения, а мне все-таки стало известно о том, что мы, церковники, выиграли, и религиозников оказалось гораздо больше, чем неверующих».

Затем в доказательство оживления религии Курбет приводил вымышленные цифры якобы существующих и действующих церквей на территории Одесской области, доказывая, что в церкви ходят очень много рабочих.

Стараясь оклеветать партию и отдельных коммунистов он населению приводил вымышленные, ложные факты о том, что если коммунисты умершим коммунистам устраивают гражданские похороны с музыкой и со знаменем, то по окончании гражданской панихиды приходят к нам, священникам, и просят отслужить на могиле умершего религиозную панихиду со священником.

Вследствие того, что 8 мая день был рабочий, поэтому с/с (сельский совет – авт.) не соглашался организовывать провод священнику Курбету на кладбищах с.Анатольевки, т.к. это могло привести к срыву полевых работ в колхозе, но священник Курбет, добиваясь своего, организовал две делегации по 7-8 женщин и посылал их в сельсовет к председателю с требованием, чтобы последний разрешил организовать проводы.

Среди населения, главным образом, среди верующих, он рассказывал о Конституции, причем останавливался только на ст. 124, обрадованно доказывая религиозникам, что религиозники имеют сейчас неограниченное право в их религиозной деятельности, что они могут собираться, где угодно, производить какие угодно моления.

Свой старый актив церковников Курбет снова сколачивал, а людей, отошедших от религии, он ругал и угрожал различными божескими предсказаниями.

Среди населения Анатольевского сельского совета Курбет в присутствии колхозников благодарил соввласть арестовывающих священников и выказывал благодарность, объясняя тем, что если Соввласть арестовывает священников, то это наказание от Бога и все идет по Божьему писанию (На протяжении всего дела, ни в протоколах допросов свидетелей, ни в протоколах допроса самого обвиняемого таких записей не встречается – авт.).

В результате такой агитации авторитет священника Курбета среди населения возросл, как показывает сам Курбет, вдвое больше тяготения колхозников к религии. Таким религиозным течением были охвачены даже дети дошкольного и школьного возрастов, путем участия в крестинах, вовлекаясь в религиозные движения».

И далее… «Все эти способы религиозной пропаганды со стороны Курбета есть своего рода маскировка проведения антисоветской работы, разложенческой деятельности колхозников, дискредитация и подрыв мероприятий Соввласти»[18].

Дело по обвинению Курбета было направлено на рассмотрение Судебной Тройки НКВД по Одесской области.

Приговорен к расстрелу согласно выписке из протокола № 59 заседания Судебной Тройки НКВД по Одесской области от 27 октября 1937 года.

Расстрелян 2 ноября 1937 года.

Заключение о реабилитации от 8 сентября 1989 года.

Продолжение следует

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: «По социальному происхождению – поп, по социальному положению – поп. Расстрелять». Часть 3

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Мученики и исповедники. Святые и не святые… Часть 1.

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Изобличен свидетельскими показаниями… Часть 2




[1]  Слово Блаженнішого Митрополита Володимира з нагоди Дня пам’яті жертв голодомору та політичних репресій http://orthodox.org.ua

[2] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 18 921-П. Л.д. 14

[3] Там же. Л.д. 9

[4] Там же. Л.д. 11

[5] Там же. Л.д. 15

[6] Там же. Л.д. 6

[7] Там же. Л.д. 20

[8] Там же. Л.д. 22

[9] Там же. Л.д. 24

[10] Там же. Л.д. 25

[11] Там же. Л.д. 26

[12] Там же. Л.д. 91

[13] Архив УСБУ в Одесской области. Дело 19 678-П. Л.д. 9

[14] Там же. Л.д. 1

[15] Там же. Л.д. 2

[16] Там же. Л.д. 4

[17] Там же. Л.д. 18

[18] Там же. Л.д. 91


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ОДЕССКИЙ МАРТИРОЛОГ: Голодомор в Украине не только стал трагедией, за «память о Голодоморе» ссылали или расстреливали… Часть 4

Несомненен тот факт, что герои нашей публикации очень хорошо помнили о той трагедии. Эта память сыграла очень плохую роль в судьбе, по крайней мере, одного из них - протодиакона Сергея Богдановского. Именно ему среди обвинений была инкриминирована и «память о голодоморе», которую он и не отрицал.



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

2586 переглядів / Коментарів: 0

Теги: гонения на Церковь | Репрессии против священнослужителей | Одесский мартиролог | террор | расстрелы | допросы |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru