Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Є така парафія
Свято-Рождества Богородицы монастырь в «Церковщине»: 10 лет со дня возрождения
10 January 2011 03:38
Ольга Мамона

Рождественский сочельник в Свято-Николаевском храме Киевского мужского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» чтят как день возвращения в обитель иноков. Рождество Христово в этом году было для насельников и прихожан храма особенно светлым – радость от рождения Богомладенца и 10 лет со дня начала возрождения монашеской жизни в этой обители. В воскресенье, 9 января, после Божественной литургии в Свято-Николаевском храме был совершен благодарственный молебен.

…Выйдя на остановке «Хутір Вільний», вокруг видишь лишь трасу и лес на холмах. Буквально у входа в санаторий МВД на одном из таких холмиков стоит храм над озерцом. Рядом – пещеры, в которых во время Великого поста еще молился преподобный Феодосий Печерский. Говорят, что пещеры могут стоять столетия, а вот пещерам Церковщины – уже почти тысячелетие…

По своему строению Свято-Николаевская церковь явно отличается от других православных храмов. Да и не только по строению – история обители еще куда интереснее. Эту историю описал в своей книге наш современник Владислав Дятлов. Мы же решили узнать об «истории», которая зачастую остается на полях…

О том, каким был храм 10 лет назад…

Наместник мужского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» архимандрит Тихон (Софийчук) вспоминает:

- Когда я зашел в храм, здесь давно не молились, а показывали кино. В здании был директорский кабинет санатория МВД, а молились монахи в пещерах, которым уже 900 лет. На месте алтаря была сцена, по бокам были огорожены места, где, вероятно, сидели зрители, в алтарной части – место для кинопроекторов. Стены обшиты гипсокартоном, подвесной потолок, квадратные окна с решетками, снаружи – больничная плитка, распространенная в советские годы. Сами работники санатория так привыкли к тому виду здания, что даже не верили, что на самом деле это был храм.

Мы разбивали всю плитку, снова делали полукруглые окна, разрушали стены и находили арки, которые были заложены кирпичом. Постепенно здание обретало лик храма. К сожалению, было много разрушено, и пришлось не только восстанавливать, но и создавать заново. Мы вывозили горы мусора... На месте алтаря была такая возвышенность со ступеньками, и ее, конечно, нужно было разбирать. Помнится, как мы разгребали эту гору земли. Прихожане выстроились в цепочку и как муравьи - потихонечку ведерко за ведерком - убрали ту землю. Тогда каждый прихожанин бежал после работы, чтобы помочь восстановить храм…

«Кто хочет поучаствовать в росписи?»

Потом начали расписывать обитель. Причем узоры писали не иконописцы, а прихожане. Я сказал тогда: «Кто хочет поучаствовать в росписи?..». Может быть, они не совсем профессионально выполнены, но это неважно. Важно, что каждый человек с любовью пытался писать, тем самым возрождая свою душу. Прихожане ощущали необыкновенную радость от того, что могли написать своими руками хоть черточку. И когда они выходили из храма, их лица просветлялись - Господь воздавал им благодатью.

Прихожане и сейчас продолжают помогать. Все мы - тело Христово, и каждый в этом теле несет послушание: священник - проповедуя, прихожане - молитвами и помощью в восстановлении храма, показывая, как они любят Бога, как желают Ему послужить. Как-то мне сказал один состоятельный прихожанин: «Когда я давал деньги на строительство храма, то не испытывал того, как сам грузил мусор на машину - такая радость наполняла мою душу».

Конечно, еще много работы: и храм нужно расписать, и пещеры восстановить... Когда тяжело – Господь особенно близок, он дает силы, энергию, наполняет душу особой радостью. Для нас большая честь участвовать в возрождении святыни. Видно было тогда на лицах прихожан, что их помощь ради бескорыстной любви - чтобы быть ближе к Богу, к Церкви, а потому и ближе друг к другу. Ведь храм – то место, где всех прихожан роднит общее дело, и порой сестры и братия прихода роднее, нежели кровные родственники…

О росписи вспоминают с особой радостью и сами прихожане, которые как раз и участвовали…

«Не было счастливее дней, чем когда расписывали церковь»

Валерия, прихожанка:

- Отец Тихон предложил нам поучаствовать в росписи. Это была такая милость всем нам, не умеющим и карандаша нормально держать в руках, расписывать святыню. Пускай получалось не идеально, но батюшка говорил, что главное – с душой. Потом уже подключились профессиональные иконописцы, а вскоре как-то зашла в храм Елена Сулиман – архитектор. И Лена говорит: «Ну, для чего я получила это образование? Ведь никак не могу найти ему применение...» Тут батюшка и благословил ее - так и трудится она здесь…

Теперь уже стало духовно спокойнее, но мы с особым трепетом вспоминаем именно те самые тяжелые восстановительные работы, как свою молодость. И каждое воскресенье мы идем в наш храм, как в родительский дом.

Татьяна, прихожанка:

- Нахождение в Божьем храме – это огромное счастье, неважно, в каком состоянии он находится. Первое, что я ощутила – огромная любовь этого места и счастье, что я здесь нахожусь. Меня просто тянуло сюда, что я даже не замечала никого. Настолько чувствовалось, что это Божий дом. Отсюда никогда никому не хочется уходить. И дом у нас, и семья, и работа, а мы всегда летим в храм как на крыльях. Когда же мы расписывали церковь, то вспоминаю, что у меня не было счастливее дней, чем эти - ничего особенного, может, а такое счастье…

Первая Божественная литургия после революции

Валентина, прихожанка:

- Отец Тихон служил в храме Спаса на Берестове в Киеве, и когда перешел сюда, то мы приехали вслед за ним. Нас было 50 человек на послушании – из Киева, Ирпеня, Бортничей, здешних мест... Это было здание, совершенно не похожее на храм. Когда стала проявляться иконопись – такая радость была! И каждый день, Господь так управил, приходило помогать убирать все больше и больше людей. Вместе с нами трудился и батюшка.

С особой радостью вспоминается первая Литургия... Тут за две недели день памяти Святителя Николая, а у нас горы мусора даже у алтаря. Была тогда здесь одна моя подружка, увидела все и говорит, что никак не успеть нам. И откуда только силы взялись – с Божьей помощью успели не то что убрать, а вычистить. Уже был вечер, готовили трапезу – заходит подружка и смотрит на меня глазами, полными слез. «Две недели назад здесь такое было! Это невозможно, невозможно сделать!», - шептала она. Это была первая Божественная литургия после революции - такая служба чудесная, такая благодать!

«Мы с такой же радостью будем вспоминать возрождение обители, как нашу молодость…»

Отец Тихон (Софийчук):

- Уже сейчас в «Церковщину» приезжает много паломников, причем, не только из Украины и России, а из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Ведь монастырь в урочище «Церковщина» был основан на стыке 11-12 вв. на месте неоднократных уединений прп. Феодосия Печерского и первоначально назывался Гнилецким. В 12 в. обитель повторила путь развития Киево-Печерской Лавры – от пещерного монастыря к наземному. Здесь была братия, но в 13 в. монастырь разрушила монголо-татарская орда, а монахи погибли. Потом было возрождение обители…

В 1830-х гг. свт. Иннокентий Херсонский – тогда ректор Киевской духовной академии – благоустроил вход в древние пещеры для паломников и привлек к изучению истории Гнилецкого монастыря своего друга Михаила Максимовича – первого ректора Киевского Университета. В 1900-1902 гг. обитель в «Церковщине» возродилась под названием «Скита Пречистой». Руководителем монашеской общины был игумен Мануил – ученик прп. Ионы Киевского…

В советское время «Церковщина» использовалась как колония для несовершеннолетних, как тюрьма для женщин с грудными детьми. В годы Великой отечественной войны - как концлагерь для немцев, и уже позже обитель превратилась в санаторий МВД…

В 1999 г. была совершена первая Литургия. Братия скита тогда обратилась в коллегию МВД с просьбой передать насельникам хотя бы какое-то небольшое здание. Приехала комиссия во главе с тогдашним министром Юрием Кравченко. И проходя мимо клуба, он спросил: «Что это за помещение?», - на что ему ответили: «Бывший Свято-Никольский храм». Вот его нам и передали. И потихонечку с Божьей помощью и благодаря жертвам и трудам прихожан, мы снова молимся в этой обители. И мы всегда будем вспоминать радостно годы возрождения обители, как нашу первую любовь, как молодость...

Пещеры в XIIIв. и XXIв.

Уже уезжая из урочища «Церковщина», окрыленные воспоминаниями и впечатлениями о возрождении необычайно чудесной обители, Владислав Дятлов поведал нам еще одну маленькую историю о пещерах – только современную. Оказывается, что этим пещерам 900 лет – они в пять ярусов и протяженностью в 400 метров. С того входа, который существует сегодня, попадаешь в средний ярус – третий – он самый большой. И если сделать правильную подсветку, то открывается такой вид – видны все ярусы… Но прежде, чем открыть пещеры для людей, необходимо укрепить их. Ведь в противном случае из-за влаги они просто могут разрушиться.

В 2010 г. скит Голосеевской пустыни в «Церковщине» обращен решением Священного Синода УПЦ в самостоятельный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы и в том же году был утвержден проект укрепления одного из участков пещер. Интересно было бы не только укрепить пещеры, а и воссоздать в них ту обстановку, которая была в 13в. – повесить глиняную лампадку, сделать экспозицию вещей преподобных старцев и другое, как сказал Владислав. Главное, чтоб эту инициативу сегодня все-таки поддержали…


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Свято-Рождества Богородицы монастырь в «Церковщине»: 10 лет со дня возрождения

По своему строению Свято-Николаевская церковь в урочище «Церковщина» отличается от других православных храмов. Да и не только по строению – история обители, возрождению которой в Рождественский сочельник исполнилось 10 лет, еще куда интереснее…



Рубрики: Є така парафія | Є така парафія | Невигадані історії |

3994 переглядів / Коментарів: 0

Теги: монастирі та храми Києва |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru