Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Порада мирянину



О постах, молитвенных правилах и частом причащении…
10 January 2011 13:26
Священник Сергий Свешников

Вопрос о частом причащении поднимается в православных СМИ теперь всё чаще и чаще. Как написал в своем блоге священник Сергий Свешников, недавно прихожане попросили его прокоментировать одну статью, в которой автор призывает поменьше обращать внимание на посты и молитвы, а почаще причащаться. Публикуем выдержки из ответа.

<…>

Вообще, мне обычно не нравится то, что пишет о.N. Создаётся такое впечатление, что у него есть какие-то глубоко личные проблемы или слабинки (об одной из них он, кстати, открыто говорит в этой статье), которые он старается оправдать тем, что двухтысячелетние традиции и правила, якобы, ему и все нам не подходят. Он всё стремится измерить своей меркой, что в корне неправославно. В православии мы измеряем всё не своей меркой, а меркой святых. Слово «канонизация» (святого) – от слова «канон» – правило, мерка. Вот что нужно к себе примерять, а не личные немощи о.N. или о.С.

<…>

По поводу постов я с о.N. не согласен. Да, может быть у нас слишком много постов. Да, они слишком длинные. Да, они слишком строгие. Но, в отличие от протестантов, например, мы постимся не индивидуально, а все вместе, как одно Тело Христово. Поэтому если что-то менять, то нужно менять не на индивидуальном уровне и не на уровне одного отдельно взятого прихода, а на общецерковном. Если Церковь решит, например, упразднить Рождественский пост, что-ж, жили же первое тысячелетие без него, наверное, и ещё одно проживём. Но, повторюсь, это дело общецерковное, а до тех пор будем вместе поститься.

По поводу правила перед Святым Причащением я с о.N. более согласен. Посещение богослужения – вечернего и утреннего – более важно, нежели вычитывание чего-либо. Я никогда не советую мирянам вычитывать все каноны, все акафисты и т.п. Если они это делают, то исключительно по своей инициативе. То есть, вычитывать всё это – хорошо, но так, чтобы не получилось, что человек пропускает всенощную и ссорится с родными, потому что ему ещё нужно что-то там вычитать. Но всё-таки правила ко Святому Причащению опускать не стоит.

Правило нам даётся не потому, что мы такие высокодуховные, а исключительно по немощам нашим. Я думаю, что преп. Серафим Саровский, например, мог и сам без правил решить, когда и сколько ему поститься и молиться. Заметим однако, что он и посты соблюдал, и молился больше всякого из нас. А если нам сказать, что правила отменяются, то мы от этого не станем больше поститься и молиться, а наоборот, и вовсе перестанем поститься и молиться. Поэтому святые отцы дали нам правила: они как костыли, но без них мы совсем упадём.

<…>

Из опыта общения с людьми, которые причащаются каждую неделю, я не заметил в этом для них вовсе никакой пользы. Скорее, много вреда.

Дело вот в чём: многие люди не живут так, как они сами хотели бы жить в согласии со своей христианской совестью. Но, скажем, один раз в месяц они находят в себе силы подтянуться и приготовиться к Причастию, то есть, пожить несколько часов так, как они должны бы жить всегда. Если же такой человек начинает причащаться каждую неделю, то вместо того, чтобы каждую неделю подтягиваться, он наооборот, начинает опускаться всё ниже и ниже и перестаёт вовсе готовиться к Причастию.

Когда я разговаривал с людьми, которые причащаются каждую неделю, то они мне так прямо и говорили, что не готовятся к Причастию никак, а просто приходят в церковь и причащаются, «как все». То есть, сам факт частого причащения их не делает святее.

Видимо, святость жизни достигается не столько частым причащением, сколько упорным трудом над собой. Преподобный Серафим Саровский, например, не причащался каждую неделю… Были святые епископы и священники, которые действительно причащались каждый день. Но мне кажется, что они сначала достигали святости, а потом начинали часто причащаться, а не наоборот.

<…>

…Мне однажды сказали, что святитель Иоанн Шанхайский учил мирян причащаться в каждый из двунадесятых праздников и в каждый из четырёх постов, то есть, 16 раз в году. Я бы ещё добавил именины и престольный праздник, таким образом, получается 18 раз в году. Думаю, что для большинства мирян это было бы хорошо…

Об авторе: священник Сергий Свешников, настоятель церкви Свв. новомучеников и исповедников Российских в с. Мулино, шт. Орегон, С.Ш.А.

http://osergii.wordpress.com


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

О постах, молитвенных правилах и частом причащении…

Правило нам даётся не потому, что мы такие высокодуховные, а исключительно по немощам нашим. Я думаю, что преподобный Серафим Саровский, например, мог и сам без правил решить, когда и сколько ему поститься и молиться. Однако он и посты соблюдал, и молился больше всякого из нас.



Рубрики: Публікації | Порада мирянину |

4292 переглядів / Коментарів: 7


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Благодатная помощь

В Таинствах слабый и немощный человек обретает Благодатную помощь жить в этом мире. Господь несравненно выше, если корректно вообще так говорить, - Он выше нашего понимания Его Самого и Его действования. Поэтому психологический аспект "привыкания" т. наз. к Причастию в качестве аргумента против частой практики Причащения - это мы уже, извините, уважаемые господа, к аргументации на основании "павловских рефлексов" дошли. Чаша - это что, по вашему - психо-физиологический раздражитель эмоциональных реакций? Так нельзя. Это даже кощунственно. Особенно - когда речь идет о Таинствах. Как это происходит, мы не знаем, но знаем, что Господь дает Благодать нам путем приобщения к Таинства Его Церкви.

Привычка быть со Христом

Приходится слышать предостережение:"Смотри,чтоб причастие не вошло в привычку".

А в итоге звучит примерно так:"Смотри, не слишком привыкай к соединению со Христом"  

У нас в сельском храме службы по субботам, воскресеньям и праздничным дням.

Прислали к нам одного игумена послужить(пока настоятель на учёбу в Москву на месяц уехал).

Как увидел тот игумен, что многие у нас часто причащаются -

так взял, да и отлучил всю церковь(ну, конечно, имею в виду всех прихожан) от причастия.

Врата не открыл, Чашу не вынес, да вдобавок проповедь прочитал примерно так:

" Вы что, решили в рай на одном причастии прискакать?".

А на чём же туда "скакать" , на грехах что-ли - скорбели все прихожане. Это было как конец света.

Спаси Бог тех батюшек, которые благословляют нас причащаться часто. И других тоже спаси.

 

Точное число годовых Причастий.

Сколько раз в году надо Причащаться? А сколько раз в году надо служить Литургию? Отцы-младостарцы наверно никогда не задавались вопросом:- Для кого и для чего мы служим Божественную Литургию? Не для того ли у нас День Господень, чтобы верующие стали Причастниками ЕГО ЕСТЕСТВА?!  На какое же преступление решаются те, кто дерзает украсть у Церкви этот Дар?!  Как псы, ворующие с праздничного стола!

Вспоминаются слова уже цитируемого здесь святого Златоуста: " Берут в священники невежд и ставят их приставниками над имуществом за которое Кровью заплатил Сын Божий! "

ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТО

 

Если еще десяток, второй лет мы, духовники, будем продолжать изобретать все новые и новые правила (кривила), страшить, сакрализировать, ритуализировать Причастие до такой степени, что люди вообще будут бояться приступать к Св.Чаше. Перестанут причащаться! Одно слово - Евхаристию мы "замолили-замусолии". Я, думаю должен наступить благословенный момент упрощения. И в этом нам поможет первоисточник - Священное Писание Нового Завета. Обращение к Первоисточнику всегда освобождает, прозревает и озаряет! Там читаем: «И каждый день(апостолы и первые христиане) единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» Деян.2:46. Все гениальное просто! Первые литургии были трапезами и недаром, как отголосок тех древних Вечерь Любви, престолы в наших храмах именуют еще – трапезой. Святитель Иоанн Златоуст, в статье он упоминался, пишет еще более беспощадно: Проклят всяк побывавший за Божественной Литургией и не причастившийся! Здесь есть над чем задуматься… ох, как есть!

Из личного опыта. Всегда,

Из личного опыта. Всегда, когда переставал причащаться через 2 недели (с постом, конечно), было плохо. Причащаться чаще приходилось когда было очень трудно в жизни. Помогало, даже если рисковал причащаться без поста. Так вот, современному христианину очень часто бывает трудно. И мне думается, что потому и люди тянуться к частому причастию - не от хорошей жизни, а потому что мир слишком лезет в душу, наваливаясь везде и всюду.

Всем советую почитать св. Николая Кавасилу "Жизнь во Христе". Он там пишет, что жизнь в таинствах - это наше все, это вся христианская жизнь как таковая.

Оставление частой исповеди и причастия ни к чему хорошему не приводило. Не меня, никого из моих знакомых. 

Вообще об этом надо было бы написать тому, кто разбирается не столько даже в богословии, сколько в религиозной психологии. Тут нужен новый Николай Кавасила. 

К спорам о частом причащении

 Безусловно, есть опасность недостойно приступить к таинству. С этим согласны как сторонники, так и противники частого причащения. Более того, я уверен, что обе стороны согласны с тем, что участие в евхаристической трапезе должно быть серьезным и ответственным. Само по себе частое причащение не меняет автоматически жизнь в лучшую сторону и не делает причастника более «святым». Поэтому христиане, намерившиеся приступать к Чаше чаще, прежде чем спрашивать на это благословения священника, должны осознать, что частое причащение требует более ответственного подхода к повседневным делам.

 

Далее в моей статье на Татьянином дне

Но мне кажется, что они

Но мне кажется, что они сначала достигали святости, а потом начинали часто причащаться, а не наоборот 

Не больные имеют нужду во враче но здоровые ?

... пришел спасти нас святых - от них же первый есмь аз ?

**

Из опыта общения с людьми, которые причащаются каждую неделю, я не заметил в этом для них вовсе никакой пользы. Скорее, много вреда.

Вспомнилась история, когда св. прв. Иоанн Кронштадский отказал одному человеку, который каждый день приступал к причастию, а потом со слезами каялся Богу о том, сам дескать ежедневно подходит, а человека прогнал.

Сообственно, вопрос: а Вам тоже достаточно 12-18 раз в году причащаться ? Вы тоже так поступаете (о чем пишите) ?

Если нет, то почему Вы пишите о том, что сами переживаете по иному, о том, в чем сами для себя не видите "вреда" ?

(Вы помните, как св. Иоанн Златоуст писал о том, что пред Чашей все равны и мирянин и священник и сан не может быть оправданием поступать говорить одно, а самому поступать по-другому )

Мне всегда была непонятна позиция жениха, вопиющего о своем недостоинстве, и по этой причине не идущего на встречу к невесте. А любит ли такой жених ее, вот в чем вопрос ?

Быть может лучше видеть свое ничтожество, но идти, бежать к ней ?

Не это ли есть любовь ?

Ведь "хлеб наш насущный даждь нам днесь" (т.е. на каждый день) - слова Господни, а не 18 раз в году.

(По толкованию многих св. отцов это именно о причащении.)

**

Касательно же подготовки - согласен. Вечернее богослужение и молитвенное правило - никто не отменял.

Любишь ? Изволь хоть исполнить малость, чтобы хотя бы научиться молиться. Это не Богу, а тебе нужно.

Да и хорошо то молиться, глядишь и тяга потом к молитве будет.

Но мне непонятно "благоговение" (именно в кавычках!) тех, кто присутствует и молиться на вечернем богослужении, затем на литургии, а затем поворачивается спиной к Чаше.

Это выше моего понимания.

Можно ли сказать, что человек постоянно присутствующий на всех службах - это именно тот, о котором Вы батюшка помянули как  "просто приходят в церковь и причащаются, «как все»."

Что его туда ведет ?

Ему что нечего больше делать, как ходить в церковь "как все" ?

А может он пришел именно к Богу и потому то так спешит на всякую службу (а тут Вы его - давай ка дружок не частить - не более 18 раз - ведь не святой же!)

Что-то не клеится..

Хорошо упомянув о недопустимости оставления молитвенного правила и подготовки далее Вы уже куда-то не туда...

И первое делать и второе не оставлять.

Привычка к святыни, привычка быть со Христом - этого бояться не следует. Это единственная хорошая привычка!

Да и отче у нас не Америка - к Чаше как шли часто, так и идут совсем не так уж много людей... Увы.

"Евхаристическое возрождение" - это еще пока более на словах.

С просьбой молитв, о р.Б. Александре.

 

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru