Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Богослов’я
НОВЫЙ ПРОЕКТ «Православия в Украине»: Богослужебный ликбез. Что происходит на службе в 3-ю неделю Великого поста?
05 April 2013 01:55
Диакон Святослав Сёмак

ОТ РЕДАКЦИИ. Уже давно и настойчиво ведутся как среди духовенства, так и в среде мирян разговоры о необходимости реформирования православного богослужения. Обсуждаются возможные варианты его сокращения, адаптирования к нуждам нынешних приходов и темпу современной жизни. Высказываются недоумения по поводу необходимости присутствия тех или иных частей службы.

Но, как считает ведущий нашей новой рубрики, реформировать можно то, что хорошо известно. А кто из нас может сказать, что знает православное богослужение? Кто может похвалиться, что ему интересно в храме, особенно на вечерних службах? Для многих ли верующих, так сказать, практикующих православных христиан, служба не делится на «сейчас поют» и «сейчас читают»?..

Но, несомненно, во всем строе православного богослужения — красота и величие Церкви, создаваемое и сохраняемое вот уже более чем два тысячелетия. Как полюбить службу? — Наш ответ: понять ее.

С этой целью с этого Великого поста портал «Православие в Украине» совместно с Обществом им. М.Н.Скабаллановича открывает новый проект. Особенности богослужения, история возникновения тех или иных фрагментов службы, объяснение церковных традиций и перевод песнопений — об этом и многом другом будет говориться в своеобразном богослужебном ликбезе.

Ведущий рубрики — диакон Святослав Сёмак, выпускник Киевской духовной семинарии, заведующий отделением церковного устава Клиросной школы при Киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре… Человек, всецело погруженный и влюбленный в свое дело.

Диакон Святослав Семак

К третьему воскресенью Великого поста предлагаем первый материал в рамках проекта.

***

ВСТУПЛЕНИЕ. О мальчике, о каноне и императоре Ираклии

19 февраля 1996 года в единственном на весь город соборе возле левого клироса стоял мальчик и откровенно скучал. Бесконечная служба шла уже давно.

- А скоро будет исповедь? - спросил мальчик у стоявшей неподалеку женщины.

- Не-ет, не скоро, - ответила та. – Еще же целая служба будет.

«А что же тогда читают уже целый час?» - недоуменно подумал мальчик и стал внимательно стоять дальше. Внимания тринадцатилетнего мальчика, впрочем, хватило ненадолго, и он тихонько ушел из храма, умиротворенный, окунувшийся в благостную атмосферу, но ничего не понявший из происходящего.

А через полтора месяца этого мальчика взяли помогать в алтарь, и скучать ему больше не приходилось…

***

…Другим людям порой везет гораздо меньше: поскучают они в храме годик-другой, а затем вольются в церковную «тусовку» и придумают себе более полезные занятия, чем внимать непонятной службе. Кто-то за свечками приглядывает, кто-то молитву Иисусову практикует, кто-то Библию читает или молитвы, которые утром не успел…

И так год за годом шедевры богослужебной поэзии, весь колоссальный пласт смысла, спрятанный в архаичные богослужебные формы, сокрытый в благочестиво-неразборчивых интонациях церковного чтеца, проносятся мимо нашего слуха и сознания. Что сказали бы поэты давних времен: Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Федор Студит и множество других, сочинивших для нас целую тумбочку с богослужебными текстами, если бы узнали, что мы, их далекие потомки, можем общаться друг с другом на расстоянии, можем в считанные минуты получить в руки любую книгу, проектируем сложнейшие устройства для перемещения в пространстве, для сверхплотного хранения информации, для изучения космоса, для разогревания пищи, наконец… Но при этом «вычитываем» молитвы и стихи, составленные ими, с благочестивой миной на лице, ничегошеньки не понимаем и не видим в этом непонимании ничего странного? Спокойный и уравновешенный Василий Великий, быть может, рассмеялся бы такому обстоятельству, но вспыльчивый и нервный Григорий Богослов точно погрузился бы в глубокую депрессию и не написал бы половины своих стихов: а кому они надо?

***

ЗАГАДКА: в каком слове русского (ну, или церковнославянского) языка можно встретить шесть согласных букв подряд?

ОТВЕТ: это слово из богослужебного устава – предпраЗДНСТВо (есть еще ПОпразднство) – период в один или несколько дней, в богослужении которых звучат тексты, относящиеся к приближающемуся или прошедшему великому празднику. В современном языке порой сглаживают неоченьудобопроизносимость этого слова: пишут «празднество» или еще хуже – «праздненство».

***

Русский литургист и богослов протопресвитер Александр Шмеман как-то высказался: «Настало время не для внешней реформы, но для богословия и благоговейного черпания вновь и вновь из вечных и неизменных источников литургического предания». Эти слова были сказаны еще в 1969 году, и, судя по всему, за прошедшие почти полвека ситуация не изменилась ни «у них» в Америке, ни у нас. Мы сейчас настолько плохо знаем свою богослужебную традицию, что о кардинальной литургической реформе, пожалуй, не стоит и заикаться – не время еще: поломаем то, что есть, даже не поняв, что это было.

Читайте также: Поем Богу разумно. Самые красивые фрагменты службы в переводе на русский - специальная подборка

Но довольно заумной речи, давайте уже «начнем благоговейно черпать», чтобы на следующей церковной службе нам можно было стоять и внимать богослужению не только благоговейно, но и осознанно, отдавая себе отчет в происходящем.

***

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Третья неделя Великого поста

А следующей церковной службой, по всей видимости, может оказаться вечер пятницы или утро субботы.

Во время Великого поста полная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям, а в будние дни служат Литургию Преждеосвященных Даров, за которой причащение есть, а литургической молитвы за усопших – нет.

Поэтому для особого поминовения усопших выделяются субботние дни, а именно – три субботы подряд: 2-я, 3-я, и 4-я субботы Великого поста. В эти дни богослужение строится особым образом: оно в большей степени ориентировано на поминовение усопших, а утреня (которую обычно служат вечером) вообще сильно напоминает панихиду[1].

Поминальная суббота — отменяется

В следующую субботу, 6 апреля, должна быть вторая из этих поминальных суббот. Однако именно в этом году здесь случилось особое обстоятельство (в богослужении вообще очень часто случаются Особые Обстоятельства): 7 апреля, в воскресенье, будет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а значит в субботу – его предпразднство. Ради такого обстоятельства церковный устав отменяет заупокойное богослужение в этот день, заменив его обычным – предпраздничным. Так что в большинстве храмов в субботу будет обычная Литургия (может быть, с панихидой в конце – по горячим просьбам прихожан), а в небольших приходских храмах богослужения в пятницу вечером и субботу утром может и вовсе не быть.

Воскресенье: Неделя Крестопоклонная и Благовещение в один день

В воскресенье – неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. В 2013 году в этот день приходится еще и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому богослужение будет посвящено сразу трем поводам: Воскресению Христову (как любое воскресенье), Кресту Христову и Благовещению Пресвятой Богородицы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: богослужебный устав предусматривает 11 вариантов богослужения для предпразднства Благовещения и 20 – для самого праздника (в зависимости от того, в какой день по отношению к Пасхе он случится). Может случиться, что Благовещение будет на саму Пасху. Такое совпадение называется «Кириопасха», т.е. «Пасха Господня», и есть мнение, что Христос воскрес именно в этот день: в воскресенье, 25 марта / 7 апреля 30 г. н.э. В последний раз Кириопасха была в 1991 году, а в следующий раз это случится лишь в 2075, 2086, 2159 году.

Это не значит, что служба станет втрое длиннее обычной. Богослужебные тексты, повинуясь когда-то разработанному правилу, потеснятся и распределятся так, чтобы богослужение было почти таким же, но чтобы в нем гармонично присутствовали воспоминания о каждом из трех событий.

Почему «Крестопоклонная»? Потому что в субботу ближе к концу вечерней службы на середину храма будет вынесен и торжественно положен Крест – знамение Христовой (а в Нем – и нашей) победы над грехом и смертью. И мы, пропостившись три недели, дойдя почти до середины постного времени, поклонимся Христову Кресту, найдем в нем поддержку и утешение для того, чтобы шествовать постным, да и просто жизненным путем дальше – к Воскресению и радостной Вечности.

Крест будет лежать на середине храма почти целую неделю. Уставом положено особое поклонение ему в понедельник, среду и пятницу, и вот тогда, в пятницу, крест унесут обратно в алтарь.

Великий пост

***

ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия[2], а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Поклонение Кресту происходит в субботу вечером

В настоящее время в каждом храме в субботу в самом конце вечернего богослужения, на утрени после Великого славословия, из алтаря торжественно выносят Крест (обычно это делает предстоятель – самый старший священник), полагают его на аналой посреди храма, совершают каждение и трижды поют тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

КСТАТИ. Тропарь – это краткое стихотворное песнопение, составленное по заданному образцу. Стихотворным оно было, разумеется, лишь в греческом оригинале, да и то лишь в смысле греческой поэзии, которая, например, не нуждалась в рифме (вспомним античное: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»). При переводе на славянский язык форма богослужебного текста была утеряна, зато по возможности полно сохранился его смысл.

Великий пост

«Поклоняемся кресту – славим воскресение» — трудно добавить к этому что-либо важное. Да, о Кресте написаны богословские трактаты и десятки прекрасных стихир, но это лирика. А смысл и высота крестного подвига исчерпывающе выражены в этом кратком древнем тропаре.

Наверное именно поэтому второй всем известный тропарь Кресту почти не о кресте, а скорее об императоре и отечестве: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». По сути это – молитва за родину. В течение веков христиане пели «победы благоверному на сопротивныя даруя», разумея здесь христианских правителей: сначала византийских, а затем русских, начиная от Ираклия I и заканчивая Николаем II. В советское время «благоверного» изъяли как из политического устройства, так и из часословов, а когда поняли, что фраза «победы на сопротивныя даруя» неясна и едва не бессмысленна, стали использовать более демократичную формулировку о победе православных христиан над сопротивными, предоставляя уже нам самим для себя определить, кто же для нас «сопротивный».

После священнослужителей к Кресту подходят по очереди все молящиеся в храме, и тогда же происходит помазание елеем (в обычное время после чтения Евангелия помазания не будет), а хор в это время может петь особые стихиры, взятые, впрочем, из службы Воздвижения.

Песнопения праздника: мы молимся не Спасителю, а Кресту?

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией. Как раз прием персонификации порой вызывает недоумение, поэтому скажем о нем особо:

Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, благоче́стия непобеди́мая побе́да,
дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, Це́ркве огражде́ние,
и́мже тля разори́ся и упраздни́ся,
и попра́ся сме́ртная держа́ва, и вознесо́хомся от земли́
к небе́сным, ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче,
сла́во му́чеников, преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние,
приста́нище спасе́ния, да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость.

Радуйся, Крест, носитель жизни! Непобедимая победа благочестия,
дверь, ведущая в рай,

утверждение верующих и ограда Церкви,

Ты - Крест, которым уничтожилось и исчезло тление,

и побеждена власть смерти,
и мы вознеслись от земли к небесам.

Ты, Крест - непобедимое оружие, демонам противоборствующий,
слава мучеников,

настоящее украшение преподобных, гавань спасения,
ты даруешь миру великую милость.

 

Здесь обращение к Кресту как к живому существу настолько явное, что впору заподозрить самих себя и автора песнопений в откровенном язычестве. Однако, надо помнить, что богослужебные тексты – часть литературы, подобное обращение – художественный прием, и автор не боялся его использовать именно потому, что представить себе не мог христианина, который всерьез разговаривает с деревом, а не с Христом, однажды распятым на этом Древе. Подобный прием встречаем, например, в службе Прощеного воскресенья, где автор от лица изгнанного Адама обращается к райскому саду с просьбой: «Шумом листьев твоих молись о мне Творцу».

Не будут петь «Покаяния отверзи ми двери»

Еще одной особенностью грядущей воскресной службы станет отсутствие традиционного великопостного песнопения «Покаяния отверзи ми двери». Мы привыкли уже, что в субботу вечером после чтения Евангелия в храме гасится свет и поют это покаянное песнопение, однако сегодня – особый случай. Вслушайтесь в Евангельское чтение: оно будет не о воскресении Христа, как бывает обычно, а о Божией Матери. Поэтому вместо покаянного пения будет также стихира в честь Матери Божией.

Канон на Благовещение. Читать в переводе – обязательно!

Уникальным произведением в гимнографии является канон на Благовещение. Вообще говоря, канон – это поэма в восьми частях на библейские мотивы, однако на Благовещение канон построен еще сложнее: в форме диалога Божией Матери с архангелом Гавриилом. Церковнославянский текст этого канона можно прочесть например здесь, а русский перевод – здесь.

В том виде, в каком канон будет читаться в субботу, 6 апреля, за Всенощной, он размещен в Службе Благовещению Пресвятой Богородицы в Неделю Крестопоклонную на сайте "Правлайф".

И чтобы Вам захотелось самим пройти по ссылкам и больше узнать об этом каноне, мы не скажем здесь о нем более ни слова.

 

Но продолжение следует...


[1] «Продвинутому» читателю: на самом деле, конечно, это панихида напоминает утреню, мы отдаем себе в этом отчет, однако это тема для совсем другого, не менее интересного, но не менее длинного разговора.

[2] Полагают, что как раз по поводу чудесного избавления Константинополя от нашествия варваров-аваров и был составлен патриархом Сергием или Григорием Писидийским знаменитый и всеми любимый акафист Божией Матери с припевом «Радуйся, Невесто Неневестная». Более вероятно, впрочем, что этот акафист уже существовал и посвящался Благовещению Пресвятой Богородицы, а тогда, после 626 г., сочинили лишь его первый кондак «Взбранной воеводе победительная». Тогда понятно, почему весь акафист очень мирный, трогательный и нежный, а первый кондак звучит весьма милитаристски и резко отличается по стилю. Настоящим первым кондаком этого акафиста считают текст «Повеленное тайно…», который входит в службу субботы Акафиста и который так мирно и нежно поет Дивна Любоевич.

 

Фото Павла Багмута


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

НОВЫЙ ПРОЕКТ «Православия в Украине»: Богослужебный ликбез. Что происходит на службе в 3-ю неделю Великого поста?

Кто из нас может сказать, что знает православное богослужение? Кто может похвалиться, что ему интересно в храме, особенно на вечерних службах?.. Как полюбить богослужение? — Наш ответ: понять его.



Рубрики: Публікації | Богослов’я |

3334 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Перевод богослужения | Литургия Преждеосвященных Даров | Литургия | Крестопоклонная неделя | Великий пост | богослужение | Богослужебный ликбез | Благовіщення |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru