Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Новомученики и исповедники Таврийского Афона в годы Гражданской войны
18 December 2012 10:52
Священник Димитрий Юревич

Пастырско-миссионерская семинария Григорие-Бизюкова монастыря Херсоно-Одесской епархии, созданная на пожертвования обители в 1913-1914 гг., имела общероссийское значение благодаря своему уставу и миссионерской специфике. Семинария просуществовала всего несколько лет, но из ее стен вышел целый сонм подвижников, ныне прославленных Церковью.

Промыслом Божиим и архиерейской волей мне было суждено служить в главной святыне Херсонщины и в красивейшем храме области, – Григорие-Бизюковом монастыре и храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Качкаровка.

Сегодня Таврийский Афон возрождается, службы совершаются в храме бывшего детского приюта, отстраивается трехэтажный корпус гостиницы, а вокруг действующих сооружений монастыря – живописные руины многочисленных храмовых, хозяйственных, жилых, семинарских строений. Служа неподалеку от монастыря на приходе, я не мог не заинтересоваться историей Покровского храма, созданного по проекту известного одесского архитектора Александра Бернардацци, и тем более – историей Бизюкового монастыря. Стал собирать литературу и источники о монастыре и храме, и оказалось, что более-менее изучена дореволюционная история монастыря, а о храме с. Качкаровка опубликованы только небольшие фрагменты источников. По благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Новокаховского и Генического, я стал изучать историю храмов Бериславщины, Северной Херсонщины и, конечно, Бизюкового монастыря в южно-украинских библиотеках и архивах.

Один из важнейших периодов истории монастыря, от революции 1917 г. до 1922 г., приковывает внимание, прежде всего, подвигом прославленных и непрославленных подвижников Церкви. Данная работа призвана наметить пути дальнейших исследований о новомучениках и исповедниках, насельниках монастыря и преподавателях семинарии, духовенстве и мирянах близлежащих к монастырю приходов в 1917-1922 гг. и позднее. Немаловажным представляется исследование предпосылок и значения исповеднического служения в эти годы на жизненном пути подвижников и о влиянии на них духовных школ, приходского служения и крупных монастырей.

Пастырско-миссионерская семинария

На V Миссионерском съезде, проходившем в 1917 г. с 25 июля по 5 августа по ст. ст. в Григорие-Бизюковом монастыре, было «постановлено, что должны быть введены следующие предметы в средних и высших богословских заведениях: история учения старообрядчества, история учения сектантства, история инославных исповеданий, сравнительное богословие и история православной миссии» [1]. Программа обучения Пастырско-миссионерской семинарии при Бизюковом монастыре в значительной степени предваряла резолюцию V Миссионерского съезда. Программу семинарии составляли предметы исключительно богословские и миссионерские, в т.ч. «История миссии, Проповедничество, Литургика, Церковная археология, Каноническое право, Церковная география, История и обличение старообрядчества и сектантства, Церковное чтение и пение. Кроме этого, в Семинарии проходились на практике столярное и переплетное ремесла и сельское хозяйство» [2]. В семинарии существовали кафедры по отдельным богословским наукам, фундаментальная и ученическая библиотеки, читальня, особое внимание в процессе обучения уделялось письменным работам, способствующим развитию самостоятельного мышления, а также участию воспитанников в ежедневном суточном богослужении. Как пишет Георгий Колыванов, семинария «рассматривалась в кругах ученого монашества, как образец будущих школ для подготовки пастырей» [3].

Заведующим семинарии с 26 декабря 1916 г. был архимандрит Парфений (Брянских), впоследствии епископ Ананьевский, причисленный к лику святых в 2005 г. Священномученик Парфений окончил Иркутскую духовную семинарию, затем Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В семинариях Красноярска и Рязани преподавал Ветхий Завет, в Житомирском училище пастырства в сане архимандрита состоял помощником начальника и также преподавал Ветхий Завет.

В семинарии Григорие-Бизюкового монастыря преподавали священномученик Онуфрий (Гагалюк) и Павлин (Крошечкин). Священномученик Онуфрий окончил Холмскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия. По окончании Академии 15 июля 1915 г. определен на должность преподавателя русской церковной истории и обличения раскола, проповедничества и истории миссии семинарии при Бизюковом монастыре. Священномученик Павлин окончил Московскую духовную семинарию, в 1916 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 16 августа того же года определен преподавателем Пастырско-миссионерской семинарии. Священномученики причислены к лику святых (для общецерковного почитания) на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. в сонме новомучеников и исповедников Российских.

В 2008 г. был причислен к лику святых прп. Варсонофий (Юрченко), исповедник Херсонский. С 1907 г. прп. Варсонофий стал послушником Киево-Печерской Лавры, в 1915 г. поступил в семинарию Бизюкова монастыря, в 1916 г. принял монашеский постриг. По окончании трехгодичного курса назначен преподавателем семинарии.

Разорение обители

В январе-феврале 1918 г. большевики захватывают власть на Херсонщине, у монастырей отбираются земли, но провести учет и перераспределение земли большевики не успевают: в марте Херсонский уезд оккупируют австро-немецкие войска. Отобрание у Григорие-Бизюкова монастыря земли в январе-феврале 1918 г. и последующий разгром монастыря в начале Великого поста того же года [4] привели к прекращению выделения средств на содержание Херсоно-Одесской епархии и Митрополичьего дома в Одессе. Именно эти пожертвования и государственные ассигнования были основным источником существования Херсоно-Одесской кафедры [5, 101]. В результате двух разбойнических налетов, в пятницу первой седмицы, 22 марта по н. ст. и два-три дня спустя, разграблено имущество и капиталы, отобраны личные вещи насельников, похищены святые чаши, кресты, разгромлены храмы, после чего монастырь вынужден закрыть свои благотворительные и просветительские учреждения [6, 48-49].

До 1918 г. монастырь имел обширные земли в Великоалександровской, Старошведской и Качкаровской волостях Херсонского уезда, по обширности и плодородию земель он входил в число богатейших монастырей России [7, 317-318], доходы монастыря уже в начале XX в. превышали 500 000 руб. в год [8, 155], на территории монастыря располагалось 70 капитальных сооружений, в т.ч. пять храмов, колокольня, наместнический дом, трехэтажный братский корпус на 76 комнат, гостиницы, фельдшерский пункт, больница, школа, архиерейский дом с домовым храмом, детский приют. Хозяйственную деятельность монастыря обеспечивали мельницы, рыбзаводы, маслобойни, винодельни, кирпичный завод, гончарные, черепичные, слесарно-кузнечные мастерские, электростанция, локомобиль и водопровод. Обширными были посевные площади, сады, виноградники, стада крупного рогатого скота, лошадей и овец.

Последние годы монастыря и семинарии

В ближайшие часы после нападения на монастырь большевистского отряда в 1918 г. в пятницу первой седмицы Великого поста наместник архимандрит Арсений собрал братию, численностью около 60 человек, в трапезную, «преподавая им утешение в своем слове, дал благословение на оставление обители всеми, желающими уйти от «суда» большевистского. Стали собираться. Кто в лаптях, кто в советской (так в тексте источника – иер. Д.Ю.) одеже, кто подстриг волосы, – этот внешний показатель иноческого звания и, простившись, осенив себя крестом, пошли, кто куда знает. Остались лишь старцы и настоятель» [9, 49]. К концу марта 1918 г. монастырь закрывает все благотворительные и просветительские учреждения: детский приют, церковную школу с ремесленными классами, лазарет для воинов, семинарию. Средств на благотворительность нет, средств на финансирование епархиального центра также нет, молодой братии нет, в монастыре остаются наместник и старцы, а также часть преподавательского состава семинарии.

С приходом австро-германских войск и гетманской администрации начинается восстановление монастырской жизни, хозяйственной и просветительской деятельности, но в значительно более скромных масштабах. 7 августа 1918 г. и. о. наместника был назначен игумен Геннадий (Ребеза) [10], а 19 октября того же года он утвержден в должности [11].

Возобновила свою деятельность и семинария: в неофициальной части одного из выпусков «Херсонских Епархиальных Ведомостей» опубликована Патриаршая грамота Святейшего патриарха Тихона Пастырско-миссионерской Григорие-Бизюковской семинарии и благодарственное письмо святителю Тихону заведующего семинарией, преподавательского корпуса и воспитанников [12]. Игумен Геннадий (Григорий Ребеза), впоследствии архимандрит, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 г. В течение нескольких лет в начале XX в. он проходил послушания в Глинской пустыни, руководствуясь наставлениями глинских старцев, впоследствии в Кишиневе был рукоположен и занимал должность эконома Архиерейского дома [13].

В феврале 1919 г. обитель грабили отряды большевиков Дорошенко и Ивденко; двое послушников, Николай и Евтихий, бежали за помощью в Берислав, где стояли воинские части Директории. Комендант Бериславского и Нововоронцовского районов Осауленко 10 февраля отправил в монастырь сотню офицера Нечитайло, которая разбила «банды с главарями Ивденко и Дорошенко» [14, 204-205]. После этого из Каховки отправился карательный отряд большевиков под командованием Павловского. Согласно помяннику прот. Леонида Гошкевича, в монастырском винном подвале были замучены иеромонахи Иосиф, Мисаил, Мелетий, иеродиаконы Сергий и Василий, схимонах Пантелеимон, монахи Геласий и Феодосий, инок Иоанн (Алферов), послушники Николай и Евтихий [15, 205].

В феврале-марте 1919 г. большевики закрыли монастырь, однако фактически он не прекратил существования; продолжала работать и семинария. В начале марта в семинарии завершились экзамены, 17 воспитанников получили места священников и миссионеров [16, 206]. Большевики дважды закрывали обитель: весной 1919 г., и, окончательно, – в начале 1920 г. Деникинская администрация декларировала возвращение земли законным владельцам; на короткое время во второй половине 1919 г. монастырь снова стал возрождаться. Несмотря на разгром в 1918-1919 гг. и окончательное закрытие обители в 1920 г., на ее территории продолжал действовать приходской храм. В с. Красный Маяк, образованном на месте монастыря, в 1921 г. проживали три священника, два диакона, шесть монахов [17, 40]. Попытки возобновить деятельность приходского храма на месте монастыря предпринимались не только в начале 1920-х гг., но и после войны [18, 52].

Новомученики и исповедники – преподаватели и насельники обители в 1918-1921 гг.

О жизни в Бизюковом монастыре его насельников, преподавателей и семинаристов, как прославленных, так и непрославленных, известно немного.

В жизнеописании прпмч. Геннадия архим. Серафим (Вербин) пишет: «После вышеупомянутой трагедии и захвата всего монастыря красными шайками, отец Геннадий с одним спутником, из оставляемого отступавшими на Каховку последними добровольческими частями Берислава, рискуя жизнью, по степной открытой полевой равнине добрался до Херсона, к епископу Прокопию с докладом» [19]. Автор жизнеописания, получивший сведения от самого прпмч. Геннадия, смешивает два события: захват монастыря весной 1919 г. и наступление красных частей, сопровождавшееся восстаниями в тылу белых, осенью 1919 г. Следует подчеркнуть, что прпмч. Геннадий в ноябре 1919 г. не бежал из монастыря со спутником, монахом в священном сане, но прибыл к святителю с докладом о плачевном состоянии монастыря. В Одессе бывший наместник отклонил предложение митр. Платона (Рождественского) ехать с ним в эмиграцию и получил назначение на приход в епархиальном центре. Другого насельника монастыря, прибывшего с прпмч. Геннадием, митрополит Платон определил в Вировский монастырь Тираспольского уезда [20].

Заведующий семинарией архимандрит Парфений (Брянских) в 1918 или 1919 гг. переехал в Херсон, где проживал в архиерейском доме при епископе священномученике Прокопии (Титове), выполняя обязанности секретаря до 1921 года. Другой преподаватель семинарии, иеромонах Онуфрий (Гагалюк), остался в монастыре. После очередного нападения на обитель одной из банд крестьяне близлежащих хуторов, принадлежавших ранее монастырю, избиенного иеромонаха Онуфрия увезли в Берислав, где, по избранию прихожан, он был назначен настоятелем Успенского собора. Спустя некоторое время епископом Прокопием он возведен в сан игумена и архимандрита [21, 26]. Время перехода свщмч. Онуфрия в Берислав может датироваться концом 1919 г. или началом 1920 г., так как в письме к брату Андрею Гагалюку, отправленном Великим постом 1921 г., священномученик описывает труды и болезни в Успенском соборе Берислава, причем такая работа ему по духу, и трудится он [в Бериславе] второй год. Лучшей деятельности, как православного священника и архиерея, восклицает в письме подвижник, он не знает [22]. Свщмч. Онуфрий высказывает сожаление, что благодаря наплыву посетителей «ни на один день не мог отлучиться куда-либо, хотя бы в свою родную обитель, которая в восемнадцати верстах от Борислава» [23], что подтверждает существование полулегального Бизюкова монастыря весной 1921 г.

прп. исповедник Варсонофий (Юрченко)Одним из насельников монастыря и преподавателей семинарии, которые не покинули свое служение, насколько это было возможно, был прп. исповедник Варсонофий (Юрченко). После очередного захвата монастыря большевиками в начале 1920 г. последовали репрессии и иеромонах Варсонофий бежал под покровом ночи, но «был арестован, сидел в ужасных условиях, в душных сырых помещениях, где, по собственному его рассказу, ряса истлела от сырости, а насекомые, донимавшие заключенных, были в таком количестве, что их приходилось сгребать как мусор. Через некоторое время о. Варсонофий был освобожден и получил назначение на должность приходского священника в село Высокие Буераки… где своим искренним и ревностным служением вскоре приобрел всеобщее уважение, как среди верующих, так и среди духовенства» [24].

До 1919-1920 гг. продолжалось служение в Бизюковом монастыре преподавателей свщмч. Павлина (Крошечкина) и архим. Нила (Жукова). Архимандрит Нил в 1913 г. окончил Казанскую духовную академию в сане иеродиакона со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Пастырского богословия, аскетики и гомилетики. По свидетельству архим. Серафима (Вербина), назвавшего бывшего преподавателя и насельника Бизюкова монастыря Нилом (Безбородым), в застенках одесского ЧК подвижника обвиняли в сокрытии монастырских ценностей. Во время одного из нападений на монастырь банда из Гуляй-Поля выбросила из Дарохранительницы Святые Дары, сняла ризы с икон, отобрала копию Касперовской иконы. Архимандрит Нил скончался в застенках ЧК в сорокалетнем возрасте «не без пыток» [25].

Из числа лиц, вышедших из стен монастыря и семинарии, упомянем также протоиерея Аполлона Потемкина. В 1919 г. он окончил Пастырско-миссионерскую семинарию при Бизюковом монастыре, рукоположен в священный сан в Одессе, служил на приходах Одесской (Николаевской) и Кировоградской областей, в октябре 1951 г. назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Любимовка Каховского района Херсонской области. Умер в декабре 1952 г. Скупые строки автобиографии прот. Аполлона свидетельствуют,  что в расколах он участия не принимал, церковным судом не судим, гражданским судом не судим, в 1937 г. 13 сентября по постановлению Тройки НКВД арестован и находился в лагерном заключении [26, 41-43].

____________________________________________________________________

Список литературы и источников:

1. V Миссионерский съезд / М.: Портал Миссия.ru: Официальный информационный ресурс Миссионерского отдела Московского патриархата – Режим доступа: http://www.portal-missia.ru/node/30. - Заглавие с экрана.

2. Колыванов Г. Е. Лихолетье: Русские Православные Духовные Семинарии в годы Первой мировой войны / Г. Е. Колыванов. – М.: Московская Православная Духовная Академия, 2006. – Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/82490.html - Заглавие с экрана.

3. Там же.

4. Юревич, Д., свщ. Нападения на Григорие-Бизюков монастырь: «Страшный суд» 1918 года / Священник Димитрий Юревич. – К.: Православіє в Україні, 2011 - Режим доступа: http://orthodoxy.org.ua/content/napadeniya-na-grigorie-bizyukov-monastyr-strashnyi-sud-1918-goda-35204. - Заглавие с экрана.

5. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №9.

6. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №8.

7. Зырянов, П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX – начале XX века / П. Н. Зырянов. - Монашество и монастыри в России. XI - XX века: Исторические очерки.- М.: Наука, 2002. – С. 302 - 331.

8. Павленко, В. Я., Єжова, О. В. Історія Свято-Григорієвського (Бізюкова) монастиря / В. Я. Павленко, О. В. Єжова // Південний архів: Історичні науки: Збірник наукових праць – Херсон : Айлант, 2001. – Випуск 4. - С. 152 - 158.

9. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №8.

10. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №№ 16, 17.

11. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №№ 19, 20, 21. Официальная часть.

12. Херсонские Епархиальные Ведомости / Одесса, 1918, №№ 18, 19, 20, 21. Неофициальная часть.

13. Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса: Андреевский вестник: Одесская  Духовная Семинария – Режим доступа: http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/6/rebeza_2.htm. - Заглавие с экрана.

14. Паталах, О. Ю. Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920 рр. / О. Ю. Паталах // Наукові записки : Херсонський обласний краєзнавчий музей:  Проблеми археології, історії, історіографії, джерелознавства, літературознавства, мистецтвознавства, музеєзнавства, ономастики, фольклористики, етнографії – Херсон : Айлант, 2007. – С. 203 - 206.

15. Цит. по: Паталах, О. Ю. Чорні дні Григоріє-Бізюкова монастиря: 1918-1920 рр. / О. Ю. Паталах // Наукові записки: Херсонський обласний краєзнавчий музей:  Проблеми археології, історії, історіографії, джерелознавства, літературознавства, мистецтвознавства, музеєзнавства, ономастики, фольклористики, етнографії – Херсон: Айлант, 2007. – С. 203 - 206.

16. Там же.

17. Гейко, С. О. Церков величність (з історії церков Бериславщини кінця XVIII – першої чверті XX ст.) / Сергій Гейко. – Берислав-Херсон: Просвіта, 2000. – 44 с.

18. ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 4.

19. Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса: Андреевский вестник: Одесская Духовная Семинария – Режим доступа: http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/6/rebeza_2.htm. - Заглавие с экрана.

20. Там же.

21. Софроний (Макрицкий), иеродиак. Священномученик Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк) / Иеродиакон Софрроний (Макрицкий). – М.: Техинвест-3, 2004. – 320 с.

22. Цит. по: Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Житие / М., Благолюбие.ру: Люберецкое благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви - Режим доступа: http://blagolubie.ru/raznoe/publications/pouchenie/gagaluk/zhitie.php. - Заглавие с экрана.

23. Там же.

24. Пасенко В. прот. Документы к канонизации преподобного Варсонофия исповедника Херсонского / Українська Православна Церква - Режим доступа:  http://archivorthodox.com/page-666.html. - Заглавие с экрана.

25. Серафим (Вербин), архим. Краткое жизнеописание архимандрита Геннадия (Ребезы) / Архимандрит Серафим (Вербин). Одесса: Андреевский вестник: Одесская  Духовная Семинария – Режим доступа : http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/6/rebeza_2.htm. - Заглавие с экрана.

26. ГАХО. Ф. 3727. О. 1. Д. 54. Регистрационное дело на действующую православную церковь в с. Любимовка Каховского района.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Новомученики и исповедники Таврийского Афона в годы Гражданской войны

Семинария Григорие-Бизюкова монастыря, созданная в 1913-1914 гг., просуществовала всего несколько лет, но из нее вышел целый сонм подвижников, ныне прославленных Церковью.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

2553 переглядів / Коментарів: 0

Теги: монастирі та храми України |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru