Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
Непростая актуальность (о новой Ровеньковской епархии)
28 January 2013 12:49
Протоиерей Александр Авдюгин

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Иоан.16:12). Для меня слова эти апостольские очень даже актуальными определились, так как вместить сразу во всей полноте события январские было, откровенно скажу, непросто.

Заседание Синода со знаменитым для нас 19 журналом, где говорится об образовании новой епархии с центром в родных Ровеньках и назначении управляющим Преосвященного епископа Пантелеимона (Поворознюка), оказалось все же неожиданным, хотя о возможности подобного решения еще лет пять назад говорили, когда Луганскую епархию на две разделили.

В тот день, 5 января, звонил я по делам газетным и книжным Преосвященному Никодиму (Барановскому), он тогда на должности викария нашего пребывал, а нынче Северодонецкую кафедру возглавляет. Именно епископ и сказал мне, что отныне у  нас не только своя епархия, но и свой архиерей в наличии.

Когда поспешил я поделиться данной новостью с благочинным, тот несколько минут повторял мне, что так шутить не надобно – не то время (накануне сочельника Рождественского) для подобных шуток выбрано, тем паче, что Журнал №19 выложили на сайте УПЦ только к вечеру.

Как бы там ни было, сегодня имеем новую епархию с более чем сотней приходов, с населением в полмиллиона душ, где главная отрасль – угледобывающая, а окружающие сельские районы хотя и потеряли за последние 20 лет многое из своих возможностей, но все же далеко не регрессивные.

Районы исторически православные, с богатой, хотя и не очень давней историей. Официальные поселения появились здесь в начале XVIII века, но активно развиваться, как промышленные центры, начали в следующем столетии, когда была построена Екатерининская (ныне Донецкая) железная дорога.

Первые поселенцы – крепостные крестьяне с центральных губерний России и с Поволжья, которых помещики (обычно отставные военные) перевозили сюда целыми деревнями. Особенностью образования новых сел, деревень и слобод в те времена было обязательное строительство приходских церквей (в селах и слободах) или часовен (в небольших деревнях).

Ровеньки. Центр старой слободы. Церковно-приходская школа, 1916 год.

Одна из таких церквей, сооруженная в селе Нагольно-Тарасовка, не только сохранилась до дня нынешнего практически неизменной, но и является действующим приходом. Это самый древний деревянный храм на востоке Украины. В этом году Свято-Успенской церкви исполнится 225 лет.

Второй миграционный период в своей истории территория нынешней Ровеньковской епархии перенесла в послевоенные годы, когда вольно и невольно сюда переезжали восстанавливать шахты Донбасса тысячи рабочих, а в их числе было множество жителей западных областей, которых атеистический каток 20-30 годов прошлого столетия практически не коснулся.

И сегодня во многих домах и хатах шахтерских поселков часто встречаются иконы, типичные для православных и униатских храмов запада Украины.

Можно совершенно уверенно констатировать, что новая епархия практически повсеместно православная и вкрапления сектантских формирований здесь хоть и имеются, но в духовной жизни населения особенной роли не играют. Нет здесь и раскольнических приходов, за исключением одного в городе Красный Луч. Представители «киевского патриархата» пытались организовать новые общины, но вскоре оставили данное желание, поняв, что прихожан для них практически нет.

Так что имеем довольно монолитную и многочисленную епархию, которой под силу выполнять свою спасительную миссию, тем более что священнический состав хоть и многолик и неоднороден по своему уровню, все же состоит в большинстве своем из опытных священников, имеющих духовное образование и опыт пастырской работы. Большое подспорье в подготовке священнических кадров окажет и Должанское духовное училище, которое за 14 лет своего существования воспитало уже не один десяток пастырей.

В центральных городах епархии – Ровеньки, Антрацит, Свердловск и Красный Луч, а это 400 тысяч населения, осуществляется довольно тесное сотрудничество приходов и благочиний с государственными и промышленными администрациями в социальной работе, а угольные объединения практически всегда поддерживают православные общины в постройке и ремонте храмов. Действенно работает Попечительский совет в центре новой епархии, в Ровеньках.   

Несомненно, есть и будут объективные сложности в организации епархиальных структур и отделов. Прежде всего, это касается информационной и издательской деятельности, без которой сегодня епархии не обойтись. Как бы ни были «хороши» местные городские типографии, без полиграфических мощностей Луганска не обойтись. В полной мере это относится и к телевидению.

В конце прошлого года была проведена подписка на газету «Православие Луганщины» на 2013 год, естественно, на нее подписались и настоятели приходов, которые нынче уже в Ровеньковской епархии. Думается, что эта двадцатиполосная газета в состоянии хотя бы в ближайшее время освещать деятельность двух епархиальных управлений.

Есть и еще одна точка преткновения. Некоторые приходы новой епархии расположены рядом с областным центром, буквально в нескольких километрах, и для их настоятелей, естественно, будет «не с руки» брать предметы церковного обихода и утварь на складе в Ровеньках, куда добраться намного сложнее и дороже.

Можно долго перебирать «плюсы» и «минусы» в создании новой епархиальной единицы, но есть решение Синода Украинской Православной Церкви, которому мы обязаны подчиниться. Конечно, хотелось бы на любое решение, касающееся жизни не одной тысячи прихожан и сотен священников, иметь какое-либо толкование или разъяснение, дабы пресечь появление всевозможных слухов и предположений, но священноначалию, как говорится, виднее…

Радостно то, что к нам на Луганщину пришли молодые архиереи, с прекрасным духовным образованием, умением сочетать богослужебную практику с социальным служением, знающие современные методы работы с паствой и клириками, активной жизненной позицией и умеющие быть коммуникабельными как с госструктурами, так и со СМИ.

 

В понедельник, 21 января, на ровенецком кургане у поклонного креста и шахтерского памятника городской мэр, депутат облсовета, глава Попечительского совета благочиния вместе с благочинным округа протоиереем Григорием Устименко встретили правящего архиерея Ровеньковской         епархии, епископа Пантелеимона (Поворознюка).

 

Традиционные хлеб-соль, добрые пожелания и надежда, что эта радость встречи отразится на сотрудничестве и стимулирует совместную деятельность, без сомнений, позитив. Как и радует то, что отныне приезд на приход епископа не будет сопровождаться многолетним ожиданием, а для священников чин архиерейской службы станет пусть не повседневным, но хотя бы достаточно знакомым. Что греха таить, ведь на большинстве малых приходов никогда не видели того, чьё имя возносится на каждой службе.

 

В день приезда владыка Пантелеимон успел посетить несколько городских храмов, в том числе и наш приход, а на следующий день на Божественной литургии в теперь уже кафедральном соборе Рождества Богородицы состоялась представление первого правящего архиерея Ровеньковской епархии.

 

Официальные новости об этом уже сообщили, мне же хочется лишь добавить: дай Бог правящему епископу Божьих благословений и крепости сил, а нам, епархиальному клиру и прихожанам, понимания и разумения, что все эти перемены, структурные изменения и реорганизации без воли на то Божьей не совершились бы.

Да и день-то, 22 января, святительский был – что в церковном календаре, что у нас в епархии…


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Непростая актуальность (о новой Ровеньковской епархии)

Решение Синода об образовании новой епархии с центром в родных Ровеньках оказалось неожиданным, поэтому сразу задумался о «плюсах» и «минусах» новой единицы Церкви…



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

3267 переглядів / Коментарів: 8

Теги: церква і суспільство |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Игорь Иванович! Вы текст

Игорь Иванович! Вы текст лучше читайте. Речь же о том, что клир и прихожане изначально не приняли Синодальное решение, чего, по умолчанию, не должно было быть. Именно политическое безобразие в обществе принесло и к нам "дух протеста и неповиновения". Этого быть не должно. Решения Синода надобно выполнять. Не согласен - говори, требуй, добивайся справедливости, но выполнить обязан. Переходить же на личности, как это Вы делаете, просто некультурно.

умора ! Вы, отец Александр,

умора ! Вы, отец Александр, сами выражали полное (и надеюсь - искреннее) уважение и почтение к вл.Агапиту ! Факт ! Что же Вы называете тогда "отрыжкой "оранжевой демократии" украинского толка" ?! Первые, пусть и несколько не ровные - попытки и ростки развития в клире нашей современности искренней (сыновьей) любви к своему архипастырю ?! Да, может быть они подобно Петру с мечем в Гефсимании переусердствовали в чём-то, может быть подобно иным 2-м апостолам не совсем по разуму готовы были "огонь с неба" испросить на головы недостойных клеветников и интриганов против своего же родного епископа. И даже тем самым поневоле бросили тень и на самого вл. Агапита. наверняка даже. Но неужели этот соборный и живой порыв душ такого количества пастырей в защиту справедливости и правды (Вами же открыто подтверждаемой), против такой махровой лжи и коварства, да ещё на фоне стольких лет всеобщего замалчивания и замыливания наших очевидных внутренних проблем и соблазнов (в том числе, и в 1-ую очередь среди священства и епископата) можно так залихватски обзывать "отрыжкой", и т.п. ?! Неужели то лицемерие, с которым теперь те же персонажи, которых Вы же лично и обличали в своих коментах, и которые теперь, резко повылазив из тени, липнут к новому назначенцу (и который судя по всему готов пока что в свою очередь имитировать через них же "установление мира", точно по пророку Иезекилю, кстати) лучше и полезней той "отрыжки" для нашей церкви ?! Вы очень грубы в своих противоречиях внутренних, отче, простите. Как и в постоянных своих поспешных (и резко "без аппеляционных") вердиктах, недомолвках, и регулярных виляниях туда-сюда. Торопясь регулярно поспеть за постоянно ускользающей конъюктурой в медиа просторах. Необъятных. Ещё раз простите, но правда дороже ! Да и сколько можно уже наводить тень на плетень !Бог конечно долготерпелив (не так как я грешный), слава Ему !

Насчет елея...

О конфликте в соседней епархии вполне объективно рассказано в приведенной ниже ссылке. Могу добавить и цитату из своего блога по этому поводу: "Владыку Пантелеимона (отнюдь, не по его вине) Северодонецк не принял, что, как по мне, явное неповиновение и отрыжка "оранжевой демократии" украинского толка, к сожалению проникшей и в нашу среду. Хотелось бы напомнить тем священникам, кто игнорирует решения Синода, об их присяге при рукоположении. Протестуй, возражай, но игнорировать синодальный Указ права не имеешь. Да и жалобщики на вл. Агапита "молодцы". С кесарями связались и бомбить Синод жалобами стали. Выполнили бы священники постановление Синода о невозможности сочетания депутатских должностей со священническим служением смещения бы архиепископа Агапита не было. Думаю, что новый северодонецкий владыка, епископ Никодим, "властью ему данной" порядок там наведет, тем паче, что из его епархии забрали несколько сельских бедных районов в состав Луганской." Покупать же товар на епархиальном складе мы обязаны. Епархии за что-то существовать надобно. Конкретно в Луганске это обязанность распространена только на свечи и вино, все остальное на усмотрение настоятеля...

о.Александр на должности. а

о.Александр на должности. а должность обязывать изливать елей. елей уже через край течёт, но это никого не останавливает. и если всё так елейно, то отчего же один за другим конфликты в соседней епархии на территории той же области. особо в этом ракурсе умилила забота автора о настоятелях, которые не смогут брать утварь на складе новой епархии. не секрете, что монополист церковной утвари на территории соседней России - Софрино- делает наценку до 500% на свои товары от реальной стоимости. за сам факт принадлежности так сказать. отлично,что в УПЦ настоятелей не обязывают приобретать утварь исключительно софринскую. однако так же не секрет, что настоятели в обязательном порядке должны от книг,свечей до утвари приобретать на складе родной епархии. не сделал план -выговор с занесением. отчего же среднего достатка приходу не искать то что ему нужно везде где только можно? сложный вопрос.

http://xxivek.com.ua/article/

http://xxivek.com.ua/article/11885 - по-моему довольно интересный и объективный взгляд на происходящие перемещения на Луганщине!

Вопрос открыт. Все зависит от

Вопрос открыт. Все зависит от природных человеческих качеств. Хиротония, увы, их не дает! Будет хороший владыка, с ним жить, дружить и Богу служить. Оно само собой все пойдет, не задумываясь и не настраиваясь. Сам собой, можно сказать спонтанно, найдется образ сотрудничества, общения и совместного бытования в епархии. А нет, то священникам придется затаиться, уйти в глухую оппозицию, закрыться каждый в своем мирке, что и наблюдается во многих епархиях. У нас в Полтаве… 60х… Вот, отец Иван (Демянович), его почему то еще прозывали Деревяновичем, приехал со своего бедного сельско-хуторского прихода, с отчетом, вот входит в Макариевский собор, заходит в пономарку. Спрашивает боязливо: -Ну, отцы, как владыка Феодосий(Процюк, тогда правивший Полтавской кафедрой и ныне здравствующий заштатный Омский) сегодня очень лютый или нет? Тут отец Трифон(Копылов) вышел и говорит, только, что я из епархии и видел преосвященного, то очень строг. -Тогда Димитрий(соборный диакон, ризничий), налей мне чарку для смелости. Ну, налили ему кагора. В пономарке. Ну как мы знаем, только кагор и водится(красное сладкое густое вино). Крякнул, выпил. Тут, в пономарку влетает протодиакон Николай Карпенко. Деревянович спрашивает и его об атмосфере в епархии… -Ну, как отче были в епархии? Как там наш правящий, очень сердит или нет? -Ой, та бачив(видел) и как мне показалось сердитый и очень. -Димитрий, тогда налей мне еще одну чарку для смелости. Крякнул, выпил. Тут входит толстый отец Андрей Костенко. Тоже только, что прибыл из епархии. Этот уже сам рассказывает, что видел архиерея и вельми, весьма лютого зело. Даже, заметил, свирепость в глазах какая то… из рота огонь, из очей iскры, а из носа дым кужiлем пре!!! -Димитрий, ну, где наша не пропадала, иду как на казнь. Не пожалей, налей мне третью. Для смелости. Не могу идти, боюсь. Налей третью для внутреннего воодушевления. -Так отец Иван, - отговаривает его Димитрий, - оно ж будет слышно. Лучше не надо. -Та ничего налей. Он во дворе свежая мята между могилками растет, я пучок вырву, крепко зажую, то оно и не слышно будет. А оно время было нелегкое, большой Преображенский собор, что на базаре отобрали и взорвали, а мы верующие перебрались в малую Макариевскую церквушку… Ну, шо куда деваться, рассказывает Димитрий, пришлось налить третью. Крякнул. Выпил, расправил усы и пошел… Вечером на всенощной владыка Феодосий(Процюк), как всегда было в его манере, говорит, нравоучит духовенство. -Вот, вы отцы сегодня на приеме были, вы все какие то задавленные, словно дверьми зажатые. Перед лицом этого безбожного мира напирающего на нас такими быть нельзя. Надо противостоять. Расправьте плечи, как орлы. Будьте мужественны и стойки. Вон, сегодня только один отец Иван Демянович, мне и понравился. Какой то он, как всегда, окрыленный, одухотворенный. Отвечал мне по отчету, все четко, правильно, точно, как мне показалось с каким то жаром души. Вот, берите пример с отца Ивана Деревяновича, ой, простите, Демяновича.

а есть ещё и такой взгляд и

а есть ещё и такой взгляд и подход к теме : http://xxivek.com.ua/article/11885 причем взгляд из этого же региона, но глазами светских СМИ как я поняла. Что с ним делать ? Как реагировать ? Или как обычно для нас ( в церкви) вообще никак не реагировать ? и даже не делать вид, что замечаем это, и то, что народ всё больше альтернативной аналитики на наши проблем узнает и без нас ?

как-то все скользко и

как-то все скользко и обтекаемо. и неуверенно

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru