Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря
Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь священника Анатолия Жураковского
07 February 2012 18:39

Чтобы  прикоснуться к богословской мысли новомученика ХХ века, предлагаем вниманию читателей проповедь, которая впервые напечатана в книге «Мы спасаемся Его жизнью» из рукописи.

Сегодняшний день, сегодняшняя неделя, сегодняшнее воскресенье – это необычайный праздник, с сегодняшнего дня начинает свое течение «постная триодь», начинается приготовление верующих к посту. Это первая из недель, готовящих нас к встрече светлого праздника. Точно мы стоим у подножья высокой горы, на вершине которой сияет неизреченным светом Светлое Христово Воскресение.  Чтобы дойти туда, мы должны преодолеть все трудности горнего пути, с уступа на уступ, со ступеньки на ступеньку ведет нас Святая Церковь к осиянным вершинам светлого праздника. Каждую неделю возводит она все на новую и новую ступень, по новым и новым воспоминаниям к чертогам светлой радости.

Сегодня первая неделя, первая ступень, первое восхождение по горе, на вершину которой мы должны вознестись.  Эту первую неделю Св. Церковь посвящает притче Господа нашего о мытаре и фарисее. Св. Церковь хочет удержать нас от ложного пути внешнего благочестия, который может привести нас не к светлым вершинам Незаходимого Солнца, но в бездну мрака и скверны.

Два пути перед нами: путь фарисея и путь мытаря. Сначала может показаться, что путь фарисея даже лучше пути мытаря, но в чем тайна фарисейского благочестия? Фарисейское благочестие – это благочестие, с которым Спаситель боролся всю жизнь и которое привело Его к крестной смерти. Тайна его в том, что это помертвение душевной жизни, это гибель всех святых порывов. Человек довлеет себе, насыщен и доволен собой, своей мнимой правотой. Фарисейство может быть не только в религии, но может быть и в искусстве, и в науке. Быть фарисеем значит умереть душой, фарисейство там, где порывы вдохновения уступают место навыкам, шаблонам.

Так бывает с художником, поэтом, музыкантом.  Сначала в юности он объят огнем творчества, но постепенно он укрепляется в своем даровании, слава его растет, но, творя все новые и новые формы, он не вкладывает в них более свои новые достижения. Он замирает в своем развитии, и формы становятся пустыми, бессодержательными. Как будто бы для внешнего взгляда творчество его идет по правильно проложенной дороге, но это обман зрения, в нем нет души, это шаблон. Это и есть фарисейство, потеря энтузиазма, благодати.  Так бывает и в житейских отношениях. Если мы любим человека, то каждая встреча с ним радостна, каждое мгновение пребывания с ним – творчество, творчество любви. Но вот мы сами не замечаем, как это прошло, человек потерял для нас привлекательность. Мы по-прежнему ласкаем его, мы приветливы с ним, но наши встречи с ним уже фарисейские встречи. В этих отношениях нет содержания. 

Есть фарисейство и по отношению к Богу: это значит потерять чувство Бога, чувство вечности. И невольно думается, хоть страшно это подумать, что мы все стоим на этом пути. Мы часто говорим о Боге, но чувствуем ли мы значение этого слова – «Бог»? Когда мы произносим слово «Бог», то в небесах содрогаются ангелы, святые преклоняют свои колена и горний мир сотрясается. Ибо нет более великого, более страшного Имени. Недаром древнееврейский закон запрещал произносить это слово. Ибо человек, не думая о Боге, может говорить о Нем всуе. Когда мы говорим о таинственном Имени Его, все содрогается и лишь наше сердце остается холодным. В этом наше преступление. Мы верим, но вера наша мертвая, безжизненная, слепая. Это слова, представления, понятия – не мир божественной благодати. Отчего же это так? Главное наше преступление – гордость. Наше исцеление в смирении. Мы замыкаемся в себе, в своей самости, оторванности от мира, в глубине своего сердца считаем себя выше и лучше других.  Вы скажете, что это неправда, что вы сознаете свои грехи, но есть тайна, которую открыл Иоанн Златоуст в своих беседах о покаянии. Тайна эта в том, что можно гордиться не только добродетелями, но и грехами. Многие так гордятся.  Они сознают, что они преступны, но они интересничают сами с собой, наслаждаются своей греховной скверной, думая, что они содержательнее и глубже в своей греховности многих других, более чистых и праведных. Хоть я и плох, но во мне есть что-то особенное, что возносит меня на вершины. 

Если мы хотим подняться на высоту богообщения, мы должны признать свою духовную нищету, мы должны покаяться. И нам есть в чем покаяться. Откройте Евангелие и прочтите его на любой странице, но прочтите очами сердца, и вы увидите, как не похожа ваша жизнь на этот мир евангельского света. Вы думаете, что Господь не вам проповедовал Евангелие, что оно для избранных. Нет, Он дал его нам, ибо если бы Он солгал, Он не был бы нашим Учителем.  Нет, Евангелие дано нам, и по нему жить можно и нужно.  Виноваты мы, а не Он. А мы... Пусть каждый представит себе, что вот сегодня придется предстать ему пред нелицеприятным Судьей. День и час и миг Второго Пришествия утаен от нас. Поистине он может совершиться сегодня, и мы предстанем своей убогой душой у Святого Престола. Со всеми своими немощами, со всеми сквернами встанем мы перед Его любящими очами. Это не будет гнев, это будет полная божественная любовь, но она больше гнева будет мучить нас. Наше сердце, изъязвленное грехами, будет болеть от божественной скорби. Мы вспомним нашу жизнь. Был ли в ней хоть один день, чтобы мы поистине могли сказать, что это день Божий? День... Да был ли хоть час, хоть миг, когда дышали мы божественной благодатью? Даже самые светлые наши мгновения были заражены мглою и нечистотою. 

Итак, в музыке нашей жизни мы не найдем и нескольких аккордов, звучащих божественной любовью. А Он хотел, чтобы вся жизнь была симфонией света и любви. Сердце наше грешное, сердце преступное, все мы достойны осуждения. Нет среди нас праведников. Кто может из нас поднять взор свой к небу? Все мы одинаково согрешили, не будем возноситься друг перед другом и сами перед собой. И с простым сердцем подойдем к Богу. «Боже, милостив буди мне грешному». Надо отрешиться от всех наших похотей, нашей нечистоты и из глубины возопить: «Боже, милостив буди ми, грешному!» Да поможет нам Господь стать чистыми, простыми в страшный миг суда у Престола Вседержителя!

15 января 1923 год, из книги «Мы спасаемся Его жизнью»


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь священника Анатолия Жураковского

Чтобы  прикоснуться к богословской мысли новомученика ХХ века, предлагаем вниманию читателей проповедь, которая впервые напечатана в книге «Мы спасаемся Его жизнью» из рукописи.



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

2775 переглядів / Коментарів: 1


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

фарисей в аду

В притче о мытаре и фарисее, Иисус Христос учит нас мыслить нестандартно, не механически. Нельзя подходить к сложным явлениям жизни с одним и тем же шаблоном. Истинная добродетель не может быть тупо механической. И ничто шаблонное не может быть добрым и хорошим. Людей столетиями обучают механической добродетели. Не рассуждай, не мысли, это грех, делай то, и делай это, и тебе будет хорошо. Так делают потому, что это просто. Люди ведь в массе своей механические, управляемые, ведомые. Как их накрути, заведи, направь, так и туда они и пойдут. Что бы принести настоящую доброту в их жизнь, настоящую добродетель их надо трансформировать, преобразить их бессознательность в сознание, их темноту в свет. Это огромное усилие, почти что нереальное. И более того общество совершенно не заинтересовано в этом. Государствам нужны исправники, хорошо, исправно служащие механические винтики человечки. На самом деле государство боится осознанности. Ведь когда бы в мире не появлялся, рождался действительно хороший человек, то он всегда же и создавал беспокойство для общества. Философ Сократ, Иисус Христос – они были величайшими бунтарями. С ними было хорошо и интересно людям, но очень беспокойно царям, чиновникам, властям. Они привносили беспокойство по одной простой причине – они жили осознанно и сами видели и другим показывали эту глупую игру жизни, в которую мы живые люди столетиями продолжаем играть. Они могли видеть через нашу ложь, они могли насквозь видеть все ловкие обманы тиранов и дурь властителей. Их невозможно было обмануть, их невозможно было использовать в корыстных для властей целях, их невозможно было соблазнить удобствами, благами жизни, чинами и наградами. Их невозможно было поработить. Так, кроме того что их невозможно было поработить, они создавали в мире свои новые мятежи движения осознания. Движения осознанности. Они провоцировали чреду, цепочку просветлений, духовных прозрений и озарений. Многие люди, слушая их, ставали на их путь осознания. Люди начинали критически мыслить благодаря их проповеди. Естественно, их усилия власти считали антисоциальными… вот почему отравили философа Сократа, осудили, мучили и распяли Иисуса. Где вы можете найти богочеловека более добродетельного чем Господь наш Иисус Христос?! В чем заключалось его преступление? А Его преступление заключалось в том, что он был действительно осознанным, добродетельным и мыслящим! Если бы Иисус был только лишь механически хорошим, то не было бы проблем. Никто не спорит, много раввинов и фарисеев Иудеи были механически хорошими и внешне добродетельными людьми. Общество не боится механических людей, ими можно управлять, помыкать, направлять по заданной траектории, погнать, как несмысленное зарезное стадо на митинги, натравить друг на друга, рекрутировать на многочисленные войны. Они, ведомые (их надо кому то и куда то вести)безвольные и не мыслящие, зависят от большого общества, от господского державного стада. Они живут в коллективе, они всегда следуют за командой начальников. Власти очень довольны этими людьми. Их механическую добродетель легко направлять. Прежде всего, потому, что люди ведомы. Их необходимо вести, так как самостоятельно они боятся сделать шаг в одиночку. Очень просто, написав правила, заменить их дурные мысли на хорошие, удобные, добрые, совершенно не меняя их внутреннюю сущность. Люди не перестают мыслить рабски, и как следствие не перестают быть рабами. Но, Христос сказал ясное: Иоан.15:15 «Итак, Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Иоан.15:15 И вот, в сегодняшней притче о мытаре и фарисее, Христос перевернулвсе с ног на голову. Добродетельный человек фарисей, хвалящийся своими действительными добродетелями, ушел не оправдан Богом. Так как они механические. А мытарь, налоговик, таможенник, потенциальный взяточник, пошел в дом свой оправданным, более нежели фарисей.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту
О родителях
19 February 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru