Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря
Не похож ли священник ХХІ в. на Попа из сказки А.С.Пушкина?
02 April 2013 12:52
Протоиерей Игорь Рябко

«С детства нам знакома сказка А. С. Пушкина «О Попе и работнике его Балде», в которой высмеиваются жадность и глупость попа. Сегодня в обществе часто встречается подобное представление о духовенстве. Насколько это справедливо?».

Александр Михайлов

Отвечает на вопрос читателя «Церковной православной газеты» протоиерей Игорь Рябко:

 

«Сказка о Попе и работнике его Балде» была одним из вымыслов няни Пушкина Арины Родионовны, которым она баловала своего Сашеньку на ночь. Когда тот подрос, то решил изложить сказку в стихотворной форме. При жизни поэта она не издавалась. Автор не хотел совершать кощунство и просил, в случае публикации после его смерти, заменить персонаж. Жуковский, перед которым поставили задачу напечатать неизданные произведения Пушкина, в 1840 г. выпустил эту сказку под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике Балде», заменив Попа на Кузьму.

Но вернемся к вопросу. Его автор утверждает, что большинство наших сограждан видят духовенство таким жадным, каким был Поп из сказки А. С. Пушкина. Не могу согласиться с тем, что именно такими нас все и видят, поскольку всеукраинского соцопроса по этому поводу еще не проводилось, но можно смело утверждать, что есть немало людей, которые именно так и считают.

Передо мной поставлен вопрос ― так ли это на самом деле? И похоже, что на выбор даны два варианта ответа. Первый ― «Да, это правда, мы о-о-очень, о-о-очень жадные». Второй ― «Нет, что вы, мы настолько утонченно-аскетичные, что такие глупости, как стяжание, сребролюбие, нас давно не интересуют. Мы вообще, если хотите знать правду, питаемся воздухом и небесной росой».

Боюсь разочаровать читателя. Я не смогу выбрать ни один из предложенных ответов. Так же, как и не смогу унифицировать все духовенство по какому-то одному признаку. Если отвечать на вопрос, является ли жадность необходимой качественной характеристикой священнослужителя, могу ответить твердо: «Нет». Далее диалог может звучать примерно так: «Есть ли среди вас жадные, сребролюбивые попы?» ― «Да». ― «Много их?» ― «Немало». ― «Большинство?» ― «Надеюсь, что нет».

Ошибка рядового обывателя заключается в том, что он пытается подвести нравственную характеристику священнослужителя под один виртуально придуманный им же самим стандарт и приписывать этот стандарт каждому служителю Церкви. Этих стандартов, как известно, два.

Первый: священник ― это ходячий попрошайка, наживающийся на кровно заработанных средствах прихожан, живущий за чужой счет и избравший в качестве существования паразитический образ жизни.

Второй: это святой, который пребывает всегда в состоянии умной Иисусовой молитвы и, созерцая нетварный свет, нисходит своей милостью к нашим немощам, научая, пророчествуя, прозревая, открывая своей пастве пути и судьбы Божии, касающиеся каждой конкретной личности.

Правда, как всегда, посередине. Священники ― это прежде всего люди, плоть от плоти своего народа, нации, социума, в котором мы все живем. Люди, которые своими путями пришли к Богу, которые имеют страх Божий (хотя есть и потерявшие его). И, конечно же, «ничто человеческое им не чуждо». Все они имеют немощи и недостатки, свойственные всем людям, а также владеют какими-то добродетелями и положительными характеристиками. В душе каждого из них, так же как и у всех нас, соткан сложный узор из черно-белых нитей. Не нужно считать, что священники ― это однозначно плохие или хорошие люди. Они, как и все мы, просто разные.

Я понимаю, что тот путь, который они избрали для себя в качестве основополагающего, обязывает их в какой-то мере быть непохожими на других. Есть то, что им нельзя прощать. Например, если бизнесмен едет на крутой машине, имеет любовницу и ведет себя по-хамски, это никого уже не удивит. Но если священник будет жить таким образом, это, конечно же, будет кощунством. Но таких горе-пастырей, думаю, очень мало. А по отношению к большинству это все же люди, которые пытаются как-то подниматься вверх, на Небо.

На этом пути они, бывает, падают, оступаются, но при этом каются и снова пытаются идти вперед. Думаю, что не стоит смеяться и тыкать пальцем, когда кто-то из них в очередной раз упадет. Мы еще не знаем, что нам уготовал следующий день. Преподобный Амвросий Оптинский по этому поводу говорил так: «Всяк Еремей про себя разумей». Чего и я всем нам желаю.

«Церковная православная газета»


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Не похож ли священник ХХІ в. на Попа из сказки А.С.Пушкина?

Как помним, в этой сказке высмеивается жадность и глупость попа. А в обществе сегодня такое представление о священниках часто встречается. Насколько это справедливо? – Спрашивает читатель.



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

1461 переглядів / Коментарів: 0

Теги: церква і суспільство | священники на мерседесах |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Cуд Божий
19 November 2008




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru