Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Святі та подвижники благочестя


Икона Царской семьи


Настоятель храма в честь Царственных страстотерпцев — о почитании царской семьи, носорогах и лечении любовью
17 July 2013 18:05
Екатерина Щербакова

В жизни некоторых христиан порой случается большая любовь к какому-то одному святому. И в этом нет ничего плохого — до тех пор, пока эта любовь не начинает затмевать Самого Христа. Так случилось в отношении почитания Царской семьи. Желание видеть в ней искупителей греха русского народа вылилось в ересь царебожия.

Как Церковь на самом деле относится к царственным страстотерпцам? В чём мы должны им подражать? Где проходит граница между почитанием святых и отступлением от учения Церкви? Со своими вопросами мы обратились к протоиерею Владимиру Шутову, настоятелю храма в честь святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

— Отец Владимир, как Церковь относится к царственным страстотерпцам? Почему неверно называть царя Николая Второго «искупителем»? В чём опасность такой позиции?

— Никакого святого нельзя называть искупителем, потому что это противоречит самой православной вере. Искупитель только один — это Господь наш Иисус Христос. Он пришёл на землю, чтобы искупить грехи всего человечества, начиная от первого человека — Адама, и заканчивая последним человеком, который когда-нибудь родится в этот мир. Какая бы то ни было подмена на каком бы то ни было уровне — это ересь. Этого нельзя допускать, ни под каким предлогом. Никакого святого нельзя ассоциировать с Божественным Искупителем.

Сам царь Николай в своей жизни никогда не отступал от догматов Церкви и не позволял другим этого делать. Сейчас его имя используют люди, которые по невежеству, черпают свои знания не из чистого источника — Священного Писания, Священного Предания, толкований святых отцов, а из источников «мутных» — непроверенных. Священное Писание писали святые люди, движимые Духом Святым. А то, с чего пошла ересь цребожия, писали люди, которые зачастую скрывали свои имена. Они вбрасывали искажённую мысль в церковную среду, чтобы внести раскол. Я бы сказал, что это враги Церкви.

Читать, что написано

Церковь определила свою позицию по отношению к царской семье, когда их прославляли в лике святых — в документе о канонизации. Там всё чётко и ясно написано. Не на одной странице говорится, за что, как и почему мы их почитаем.

Общаясь с людьми, желающими особого почитания этих святых, я спрашивал: «Вы хотя бы документ о канонизации читали? Что там написано?» Как правило, не читают. Я объясняю это исключительно невежеством. Когда человек захочет правды в интересующем его вопросе, когда он прибегнет к усердной молитве, чтобы Господь просветил его — «Господи, открой мне, где правда, где истина?» — и начнёт читать чистую, проверенную информацию, он быстро поймёт, что к чему.

Почему среди простых людей из глубинки, как у нас на приходе, например, не прижились эти идеи? Для них это всё сложно, непонятно — потому и отторгалось. А вот простая евангельская истина, которая говорила о Господе как Искупителе, — сохранилась в душах и даёт свои плоды.

— Как же Церковь относится к царской семье?

— Мне всегда интересно: почему мы всегда останавливаемся на царственных мучениках? Почему никто не спрашивает, как церковь относится к Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадскому?

Мы знаем, что соборный разум Церкви принял решение о канонизации императорской семьи. Поэтому позиция у Церкви одна: это святые люди, которые своей жизнью свидетельствовали о Христе и должны быть для нас примером. Вот позиция Церкви! Любое отклонение, хоть вправо, хоть влево, — это отклонение от мнения соборного разума Церкви. И в нём есть опасность впасть в ересь, заблудиться. Лучше всего принимать официальное решение Церкви и не выдумывать ничего, не высасывать из пальца какое-то своё особое направление богословской мысли.

 Без особого отношения

Церковь относит царскую семью к лику святых — не выделяет, но и не умаляет их достоинства. Читаются акафисты, служатся молебны, распространяются иконы, проводятся мероприятия, строятся храмы и монастыри в честь царственных страстотерпцев. Но то же самое делается и по отношению к другим святым нашей Церкви. Особого отношения какого-то, повторю, нет.

Много веков назад был спор после земной жизни святых Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, когда часть верующих разделились на почитателей каждого из них. Спорили, кто из святых выше, и в результате разделились. И Господь сотворил чудо. Святители явились во сне одному архиерею и сказали: мы-то у Бога все одинаковы!

Так и святые страстотерпцы. Они влились в сонм святых, в земле Русской просиявших, в сонм мучеников Русской Церкви, и разве можно вычислять, кто из них кто больше, кто меньше?

Почитать святых — трудиться над собой

Я бы хотел, чтобы люди обращали внимание на то, что делали святые страстотерпцы. На то, за что мы их прославляем. Достаточно маленькой строки из письма святой страстотерпицы Ольги, в котором она передаёт слова своего отца. В одном из последних писем она пишет, что отец всех давно простил и за всех молится. И дальше: что совершаемое зло будет ещё больше, но что не зло победит, а только любовь… Вот это и нужно брать и воплощать в своей жизни. Чтобы мы порождали любовь, чтобы прощали всем. Это и будет почитание царственных страстотерпцев!

Взять в пример их отношение к тем, кто их сторожил. Этих солдат часто меняли. Набирали людей с негативным отношением к личности последнего русского императора, а через несколько месяцев общения солдаты в буквальном смысле боготворили его самого и членов царской семьи. За что? — За то, что они жили по-христиански.

Задайте себе вопрос: а много ли людей хочет со мной общаться? Мало, потому что я человек скользкий, трудный, я постоянно калечу их. А с царственными страстотерпцами хотели общаться. Этому нужно учиться! Нужно, чтобы там, куда мы шли, преображалось общество.

Змеи, голуби и носороги

— По какой причине могла возникнуть наблюдаемая пристрастность в почитании этих святых?

— Я всегда обращаюсь к словам Священного Писания. В Священном Писании есть ответы на все вопросы нашей земной реальности. Там есть такое повествование: один человек посеял доброе зерно, а другой, враг, пришёл ночью и посеял плевелы. Там, где есть доброе дело, будет и злое вмешательство. По словам Достоевского, «Бог с дьяволом борется, и поле битвы — сердце человеческое».

В этом вопросе много тонких моментов. Есть и политический мотив, который сыграл определённую роль. В советское время Церковь буквально выносили из жизни людей. Злословили и монархическую систему государственного управления вообще, и последнего императора в частности. В сознании многих людей эти моменты смешались. Умело пользуется нами враг рода человеческого, чтобы смутить даже избранных.

По словам апостола Иакова, «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна» (Иак. 3:17). А если всё делается с помощью только разума человеческого, с помощью акций, причём акций, переходящих в отрицание и даже в насильственное противодействие, — что доброго может выйти? Господь говорит: «Будьте мудры как змеи и просты как голуби» (Мф 10:16). А мы часто поступаем как носороги. Стараемся вломить в сознание окружающих нас людей ложную идею или неправильное отношение к тем или иным предметам, связанным с нашей верой.

А вера — тиха, мирна, послушна Божественным законам, её нельзя изменить, её нужно просто принимать, покорившись этой истине, смирив свою гордыню. Я считаю, враг рода человеческого находит гордых людей — и подстрекает. Пройдёт черёд царственных мучеников — найдётся что-нибудь другое. Какой-то новый эпизод, как с Пусси райот. Главное — разжечь страсти, ссоры, конфликты. А когда люди «грызутся» — какой тут дух мирен, какое смирение, какое спасение души?! Главное — доказать, кто прав, а кто виноват. Так что итог: враг человеческий настраивает людей друг против друга.

Соборное покаяние начинается с личного

— А как Церковь относится к призывам ко всенародному покаянию в цареубийстве?

— Ну, если практически говорить… К нам в храм приезжают автобусы, начинают какие-то бумажки, листовки раздавать, чины покаянные, целые трактаты написанные. С одной стороны, это вызывает улыбку, а с другой стороны — для людей это серьёзно. Приходится с ними разговаривать, объяснять.

Есть люди, которые стихийно «ура!» — и побежали. С этими проще. Объясняешь, что ведь всё начинается с покаяния. Обычного личного покаяния. Если у вас было в жизни, что вы злословили Церковь, участвовали в атеистических мероприятиях — покайтесь в этом. Но укорять себя в том, что когда-то кто-то где-то что-то сделал, даже не понимая того, что произошло, не зная истории — странно, по-моему…

Есть хорошие слова старца Паисия Святогорца: исправишься ты — и исправится частичка Церкви. Соборное покаяние начинается с личного покаяния. А личное покаяние — это не просто перечень грехов, рассказанных под епитрахилью во время всенощного бдения. Это исправление своей жизни. Как говорит апостол: покажи веру свою из дел своих.

Покажи свои дела веры! Ты год назад пришёл — ты выпивал, курил, сквернословил, а год прошёл — и ты избавился от этого. А ещё год прошёл — и ты можешь спокойно вынести порицание и поблагодарить этого человека, и помолиться за него. Можешь это? — Значит, ты справляешься, ты приносишь покаяние Христу, ты стремишься стяжать дух мирен и вокруг тебя могут спастись тысячи людей.

Серьёзные вопросы не решаются где-нибудь на кухне или в притворе храма. Для этого существуют у нас Архиерейский Собор, Поместный Собор. Если соборного решения не было — значит, ни о каком соборном покаянии не может быть речи. Это суррогат. Я предостерёг бы людей от участия во всём этом.

Приходите в храмы Божии, тихонечко исповедуйте свои грехи, своё невежество, свои ошибки. В этом будет исправление. Господь будет смотреть на вашу веру, давать дальше и дальше развиваться.

Градус любви

«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Сейчас градус любви невероятно понижен. И это понижение градуса любви даст силу родиться антихристу. Дьявол сможет воспитать в человеке такие качества, что он просто будет страшилищем для всего мира. А охлаждается любовь от множества беззаконий. Чтобы этого не происходило, нужно покаяние, а не какие-то новшества.

Ведь часто те, кто вносит смуту, не являются прихожанами какого-то определённого храма. Как же можно искать истину, если ты даже в малом не был верен? Если ты ни с кем не трудился, не молился, в праздниках не участвовал, если в делах миссионерства, волонтёрства не подвизался, не помогал заключённым, больным — ты личность крещённая, но не определившаяся. И такие люди берут на себя решение глобальных вопросов!

Так что отношение к подобным призывам негативное, конечно.

Лечить любовью

— Как относиться к людям с такими перекосами в сознании?

— Как говорил Соломон: «Обличи разумного — и он возлюбит тебя, не обличай неразумного — он возненавидит тебя». Все мы ранены на поле духовной битвы. Мы должны помогать друг другу — и смотреть за собой. Что движет мной? Если любовь — то можно с человеком разговаривать. А если есть желание заставить человека мыслить нашими категориями — лучше не разговаривать, только молиться о нём.

Духовно больного человека нужно лечить только любовью. Это очень трудно, потому что эти люди настолько радикально настроены, что практически не идут на контакт. Приходят в храм, приносят какую-то икону непонятную, акафист неведомый — и всё, давай, служи нам молебен! Если я говорю, что не буду этого делать, — сразу вешают клеймо: жидомасоны! Разворачиваются и уезжают.

Тогда только молиться можно: Господи, прости их, ибо не ведают, что творят! Настави их на путь истинный! А если человек приходит и вопрошает: батюшка, объясните, в чём истина? — Нужно объяснить. Так и к вам могут обратиться — как к человеку более опытному, дольше посещающему церковь. И даже если вы не готовы — попросите отложить общение на какое-то время, подготовьтесь, почитайте. Или же предложите вместе сходить к священнику.

Если человеку действительно важно узнать правду — он придёт на встречу, пойдёт к священнику. Если нет — чем же мы можем помочь, кроме молитвы?

Источник: сайт Горловской и Славянской епархии


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Икона Царской семьиНастоятель храма в честь Царственных страстотерпцев — о почитании царской семьи, носорогах и лечении любовью

В жизни христиан порой случается большая любовь к святому. В этом нет ничего плохого — до тех пор, пока эта любовь не затмевает Самого Христа. Так случилось в отношении почитания царской семьи. Желание видеть в ней искупителей греха русского народа вылилось в ересь царебожия.



Рубрики: Публікації | Святі та подвижники благочестя |

2188 переглядів / Коментарів: 0

Теги: царская семья |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту
Сто икон
22 May 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru