Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря
«Настало время нам всем сознательно быть скромнее» — постовое интервью с прот.Георгием Коваленко
05 July 2013 13:34
Юлия Коминко

Есть ли у духовенства тяга к роскоши? Превращаются ли наши храмы и монастыри в "супермаркеты"? Боятся ли церковные СМИ правды? На эти и многие другие темы рассуждает протоиерей Георгий Коваленко.

Протоиерей Георгий Коваленко

***

«И среди церковных людей есть те, кто о внешнем заботится больше, чем о внутреннем»

Отец Георгий, мы на пороге праздника — дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Известно, что апостолы — Петр, Павел, да и все остальные — были людьми совершенно несостоятельными. И именно эту нестяжательность наши современники хотят видеть и у преемников апостолов — духовенства и священноначалия Церкви.

Но у нас все-таки нарекания в обществе на роскошь священнослужителей присутствуют, и не беспочвенные. Вариант распродать дорогие автомобили и пересесть на таврии в настоящее время вряд ли осуществим. Какой, на Ваш взгляд, может быть выход из этой ситуации?

Мне кажется, что обвинения Церкви в чрезмерном стяжательстве не совсем объективны. Потому что большинство духовенства — отнюдь не стяжатели, а смиренные труженики на ниве Христовой.

Церковь и богатство

Сезонная уборка сена. Мужской монастырь в Низкиничах Владимир-Волынской епархии.
В центре - правящий архиерей епископ Владимир (Мельник)
, 2013

Мы, скорее, имеем информационную проблему. Когда сама повестка дня формируется не нами, без желания действительно разобраться или получить объективную картину, а с желанием обвинять и обличать.

Плюс ко всему мы становимся заложниками проблем общества в целом. На сегодняшний день в Украине существует и все более усиливается разрыв между богатыми и бедными. Нас все более затягивает идеология потребления, когда материальное благополучие, внешний лоск всячески рекламируются и в итоге становятся целью жизни.

И в этой связи церковные люди — не исключение. И среди нас есть те, кто о внешнем заботится больше, чем о внутреннем.

Поэтому, действительно, настало время нам всем сознательно быть скромнее. Сознательно соблюдать пост не только в пище, но и ограничить себя в тех предметах, которые считаются роскошью в современном секулярном мире. Не бояться быть немножко старомодными, не гоняться за последними моделями автомобилей, телефонов или брендами в одежде. Вот что должно стать отличительной чертой церковных людей.

Церковь и богатство

Это не значит, что надо быть плохо одетыми, не уметь пользоваться современными гаджетами или не ездить на автомобилях. Это значит обращать внимание на то, как мы выглядим в глазах мира.

Но не нужно обольщаться и думать, что наши обличители хотят нам пользы. Проблема в том ключе, как вы очертили, в церковном обществе не стоит. Потому что в храм люди приходят не за тем, чтобы поглазеть на машины или часы. Все мы прекрасно знаем, что и машины, и часы появляются не потому, что кто-то отнял деньги у бедного человека…

Не нужно вот этот дух зависти пускать в церковное сознание. На самом деле мы должны искренне радоваться, если у кого-то что-то есть. Потому что только тот, кто что-то имеет, может чем-то поделиться. Ведь все монастыри, приходы, священнослужители занимаются и благотворительной деятельностью, и социальным служением, и решением тех вопросов, которыми пока не занимаются государство или общество.

«Если священнослужитель в храме надевает дорогое красивое облачение, это не значит, что за пределами церкви он купается в роскоши»

На православных сайтах мы часто пишем о том, что не стоит тратить время и внимание на разговоры о дорогих часах, машинах и телефонах духовенства. Важно следить за состоянием своей души и не давать себе и другим почвы для зависти. И верующие люди, в большинстве своем, именно так жить и стараются.

Но в последние годы активно развивается промышленность по изготовлению церковных изделий. И в многочисленных каталогах — как в интернете, так и в бумажном виде, — можно увидеть, насколько дорого это все стоит.

Как относиться к поистине заоблачным ценам церковных изделий и украшений? Зачем вообще священнослужителям такие дорогие облачения?

Церковь и богатство

Если так много всего лежит в церковных лавках, это еще не значит, что все это покупается. Более того, какие-то вещи для храма или для богослужения приобретаются лишь один раз. И очень часто это, действительно, является произведением искусства. Мы до сих пор в музеях видим уникальные предметы, которые создавались специально для храмов и монастырей.

Красивые дорогие вещи, связанные с богослужением, — это проявление нашей любви к Богу. Ведь их нельзя использовать в утилитарных целях… Знаете, можно обвинять строителей Лаврской колокольни в том, что они напрасно израсходовали материалы и средства на то, чтобы возвести никому не нужное строение в центре города. Но это — свидетельство любви нашего народа к Богу, это произведение искусства, памятник архитектуры.

Епископ Иона (Черепанов) Епископ Иона (Черепанов)

Архиерей до службы                                  Архиерей на службе

Если священнослужитель в храме надевает красивое дорогое облачение, или берет в руки дорогой крест, или выходит на Причастие с серебрянной или позолоченой Чашей, это еще не значит, что за пределами храма он купается в роскоши. В этом смысле мне нравится шутка про церковную мышь. Есть такое выражение: беден как церковная мышь. Почему? Потому что все вокруг вроде бы в золоте, а есть нечего…

С другой стороны, безусловно, возрождается индустрия производства предметов для церковной жизни, и она пытается жить по законам рынка. Поэтому очень важно, чтобы наши храмы и монастыри не превращались в супермаркеты, а производство изделий велось так, как всегда было принято в Церкви.

Также это вопрос культуры — ношение крестов с украшениями, облачений и других предметов церковного обихода. Мне кажется, что в данном случае очень важно чувство вкуса и чувство меры. Мы живем как раз в то время, когда этот вкус вырабатывается, и если какие-то вещи смущают верующих, то мы должны об этом говорить, должны обращать на это внимание. Но принимая во внимание замечания, должны, с одной стороны, стараться не нарушить традицию, когда Богу отдавалось все лучшее, а с другой — не попасть в зависимость от ювелиров или людей, заинтересованных в том, чтобы получить заказы и иметь возможность продавать свой товар.

«Кому-то выгодно, чтобы люди не замечали реальных проблем в жизни общества, а обсуждали блеск куполов или красоту облачений»

— Не является ли этот процесс, так сказать, возвращением на путь к 1917 году, когда церковные ценности изымались государством, причем с особой жестокостью?

— Церковные ценности изымали и отбирали не только большевики. Это было и в царской России, вспомните Екатерину ІІ или Петра І. В этом смысле Церковь достаточно спокойно расставалась с теми вещами, которые не имели духовной ценности.

Проблема с большевиками состояла как раз в том, что Церковь добровольно начала сдавать ценности. Но тогда же была знаменитая директива Ленина, которой он запретил принимать ценности добровольно — только изымать, и добавил ремарочку: «Чем большее число буржуазии и духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (и дальше — «Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» — ред.).

В этом смысле — не было борьбы за ценности. И Церковь в любой момент готова поделиться с ближними и страждущими. И она это постоянно делает.

Но сейчас вопрос так не стоит. Наоборот, внимание общественности пытаются переключить на блеск куполов. Кому-то выгодно, чтобы люди не замечали реальных проблем в жизни общества, а обсуждали блеск храмовых украшений или красоту облачений.

Причастие

Ведь все-таки облачений не так много. И вышиваются они очень долго. И делается это в монастырях — для этого не используются какие-то огромные церковные ресурсы, или деньги прихожан. Либо же прихожане сами собирают, сами заказывают и сами шьют… А на позолоту куполов либо вообще не используется золото, либо идет так называемое сусальное золото — несколько грамм на весь купол.

«Нас постоянно провоцируют спасать весь мир, страну, общество, народ… А на самом деле Господь к этому не призывал»

— Часто приходится слышать от неверующих друзей и знакомых упреки в адрес Церкви — штампы, стандартные обвинения, заимствованные слово в слово из материалов СМИ.

Как верующим людям относиться к таким упрекам — отвечать, опровергать? И как объяснить своим близким, что жизнь в Церкви не ограничивается теми недостатками, которые видит в ней внешний мир?

Я думаю, верующий может отвечать только собственной жизнью и собственным примером. И эти упреки нас не должны смущать.

Нас постоянно призывают спасать весь мир, страну, общество, народ… А на самом деле Господь учил другому – любить и заботиться о ближнем. Давайте вспомним притчу о добром самаритянине и еще раз поставим себе вопрос — кто наш ближний? Спасать нужно себя и ближнего, который рядом, а не продолжать строить «светлое будущее» или «новое общество людей». Нужно заниматься решением реальных, насущных проблем.

сдать кровь

Священнослужители Запорожской епархии сдают кровь для онкобольных детей
в рамках епархиальной акции "Любовь милосердствует", 2011

 

И в этом смысле верующий человек должен понять, что он — часть церковной общины, и реальная церковная община — намного меньше, чем потенциальная. В потенциальную общину входят все крещеные. Но как много из этих крещеных живут в соответствии с заповедями? Как много из них находят в своей жизни место для Бога? И если верующий обрел Христа, то очень важно его общение с другими верующими и духовная жизнь в церковной общине. Очень важна его жизнь во Христе. Очень важно желание помочь и служить ближнему — независимо от того, верующий это человек или неверующий.

В этом смысле — не нужно поддаваться на искушение преображения существующего мира, строительства Царствия небесного на земле. Мир во зле лежит, и ничего за две тысячи лет с тех пор, как была сказана эта фраза, не изменилось. Но при этом Церковь — в мире сем, но не от мира сего. И как раз в Церкви реализуются наилучшие качества человека, раскрываются данные от Бога таланты.

Митрополит Бориспольский Антоний

Ректор КДАиС митрополит Антоний (Паканич, ныне - Управляющий делами УПЦ)
и преподаватели со студентами во время ремонта корпусов академии, 2009

Церковный человек должен в себе воспитать веру, благочестие, и постараться этой верой и благочестием поделиться с ближним. Это и есть то, что мы можем противопоставить миру с его нападками на Церковь.

 «На самом деле, очень непросто просвещать людей богатых или наделенных властью»

— А как быть с искушениями внутренними? Когда те, кто называют себя православными верующими, зарабатывают на жизнь нечестным бизнесом?

В частности, скандально известный стрип-клуб, о котором уже писал наш портал, содержится человеком, публично заявляющим о своей принадлежности к Церкви…

— Не нужно обобщать. Если человек заявил, что он прихожанин, это еще не значит, что он действительно является прихожанином.

Отношение к подобным заведениям однозначно отрицательное. Христианин не должен ни посещать такие заведения, ни содержать их, ни рекламировать. Это вопрос к этому человеку, к его духовнику, если он у него есть. Это вопрос к священнику, к которому он приходит на исповедь. Хотя, возможно, он даже не говорит об этом. Ведь мы не спрашиваем паспортные данные, декларацию о доходах и расходах. Более того, мы не ведем учет благотворителей.

Наверное, это какое-то искривленное понимание веры, навеянное современным потребительским обществом — когда все можно купить, за все можно заплатить. Тут стоит вспомнить анекдот о «новом русском», после смерти которого долго не может решиться вопрос о его посмертной участи. В рай не пускают, а он настаивает, мол, я много на храмы жертвовал. В конце концов, ему говорят: «Вам точно не сюда, а деньги мы вернем». А на том свете, мы понимаем, деньги уже никому не помогут.

красная шапочкаРеклама стрип-клуба прямо у стен Киево-Печерской Лавры, 2013

Церковь не торгует индульгенциями, а призывает к истинному покаянию, за которым следует изменение мировоззрения и образа жизни. Господь каждого ведет по пути спасения. И если человек сделал первый шаг — публично назвал себя верующим, он должен сделать и следующий шаг — стать верующим.

У нас нет датчика, чтобы проверить происхождение денег, но если люди, которые занимаются неправедным или развратным бизнесом, начинают публично прямо заявлять о своей принадлежности к Церкви, для Церкви это повод осмотреться и призвать человека к покаянию, изменению образа жизни и пересмотру своих бизнес-стратегий. Если же это не возымеет последствий, то заявить, что этот человек к Церкви не принадлежит.

— Готова ли Церковь на такие шаги? Ведь довольно много бизнесменов, именно в нашей стране, приобрели богатство если не неправедными, то сомнительными путями. И Церковь все равно опекает всех.

Насколько такие люди готовы слушать священников, менять свою жизнь и, как Вы говорите, бизнес-стратегии?

На самом деле, очень непросто просвещать людей богатых или наделенных властью. Во все времена так было.

Но Церковь стремится не социальное устройство менять, а души людские преображать. И если внимательно посмотреть, то может оказаться, что грехи того или иного бизнесмена или правителя ничем не отличаются от грехов простого человека. Только они более видны, потому что эти люди на виду, и, возможно, не так легко врачуются — поскольку человек наделен властью или богатством, и это для него также является определенным искушением.

Все таки Церковь никогда не делила людей на безнадежно грешных и абсолютно праведных, на чистых и нечистых, а старалась быть матерью для всех. Старалась, как и Спаситель, приходить в любой дом, иметь общение с любым человеком. За это, вспомните, обвиняли Христа: Он общается с грешными людьми. Народ упрекал Его, что Он входил в дом к мытарю — человеку, стяжавшему богатство неправедно. Но вспомните, что было потом? Человек раскаялся и изменился.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам… ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 37, 38) — это важный принцип, который записан в Евангелии. И не нужно оправдывать собственный грех смакованием греха другого человека.

«Церковь — это наша община. Мы ради нее и в ней должны решать все свои вопросы»

— Вопрос относительно просветительства. Вы неоднократно подчеркивали в своих интервью, что Петров пост — это время для проповеди, когда нужно еще больше говорить о вере, о Христе, о спасении.

Сейчас церковную журналистику упрекают в «жалкости», боязни правды.

Как глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, скажите, почему церковные СМИ не сообщают всю информацию по тем или иным интересующим общественность вопросам?

— К сожалению, не все, о чем говорят СМИ в наше время, является информацией. Более того, чем дальше, тем больше СМИ превращаются в источник распространения слухов, сплетен. Они не стремятся рассказать о том, что происходит, а при помощи соответствующих технологий, эксплуатируя человеческие страсти, пытаются поднять себе рейтинг и таким образом заработать больше средств от рекламодателей. СМИ перестают рассказывать о реальной жизни.

Мы не должны включаться в этот процесс обсуждения слухов или злых гипотез. Притом, что в их основе лежат скандал, грех и зло. Мы должны искать в окружающем нас мире добро, видеть хорошее и об этом говорить. Тогда и око наше будет чисто и душа наполнится добром и миром.

— Но церковные СМИ о тех или иных проблемах и ситуациях часто не подают никакой информации. Отсюда и то, что люди включаются в обсуждение злых гипотез. Других же у них нет…

— Церковь — это место, где должна распространяться информация о Христе, о добродетелях, а не об антихристе, грехах и страстях. Поэтому церковные СМИ должны рассказывать о Христе и о жизни во Христе. А церковные люди, если они верующие, должны искать информацию о Христе и о том, как жить во Христе. А не вместе со светскими СМИ обсуждать чьи-то грехи, какие-то скандалы, слухи.

Вопрос как раз в том, на что обращать внимание. Церковный человек должен искать в этом море новостей подлинную информацию о подлинном. Тогда никакие ветры, никакие бури, никакие информационные вбросы не будут его смущать.

— Как представитель церковных СМИ, могу сказать, что к нам часто поступает информация, которая, откровенно говоря, позорит отдельных представителей духовенства или верующих и при ее обнародовании может стать соблазном для людей.

Где грань публичности выяснения отношений, обсуждения собственных недостатков?

Ведь как среди священнослужителей, так и среди мирян звучат призывы «выметать» периодически сор из избы, дабы чисто было в нашем церковном доме…

Все ответы на эти вопросы содержатся в Евангелии, там и надо их искать.

Например, «если согрешает брат твой против тебя, обличи его наедине». Не в фейсбуке напиши для всех, а этому человеку. Если он тебя не послушает, возьми двух-трех свидетелей. Если и их не послушает, скажи Церкви.

То есть, церковные вопросы решаются внутри Церкви. Не на страницах светских газет и в эфире центральных телеканалов, а внутри Церкви.

Церковь — Тело Христово, это наша община. Мы ради нее и в ней должны решать все свои вопросы. При этом, как учит нас Священное Писание, должны быть готовы дать ответ любому с кротостью и смирением.

— А если вопросы годами не решаются? И публичная огласка — единственный возможный способ повлиять на ситуацию…

— А что сказал Христос, когда к нему привели блудницу? Кто без греха — первый брось в нее камень…

Церковь — это не собрание безгрешных людей. Церковный человек знает, что у него есть грехи. И очень важно, осознавая свои грехи, относиться к другому человеку, в том числе, и к священнослужителю, так, как заповедал Господь. С любовью, борясь не с грешником, а с грехом.

Современное информационное общество, к сожалению, часто строится на «хамстве» — в библейском смысле этого слова. Но раз уж мы священника называем отцом, то и вести себя надо по отношению к нему, как к отцу, по-библейски и по-человечески.

Это не значит, что мы не знаем, какие у нас есть проблемы и не пытаемся с ними бороться. Вот только бороться нужно по-церковному, по-христиански, по-библейски. «Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых и на пути грешных не ста» — этими словами начинается Псалтирь. Блажен (счастлив) тот, кто не ходит в собрания нечестивых, и не становится на путь греха, кто не поступает по совету грешника. От греха нужно уклоняться, общения с грешными людьми нужно избегать. Если ты можешь их исправить — попробуй. Не можешь — уклонись от общения. Вспомните царя Соломона: обличай премудрого, и возлюбит тебя, не обличай нечестивого, чтобы не возненавидел тебя.

Мне кажется, важно, чтобы наше мировоззрение было христианским. Тогда мы будем находить ответы на все вопросы внутри себя и увидим, как помочь ближнему.

— И все же. Боятся ли церковные СМИ правды?

— Что называть правдой? Если то, как мы видим друг друга и события в мире, то это правда с маленькой буквы. И она у каждого своя.

А если говорить о Правде с большой буквы, то Церковь как раз не боится Правды, она служит Правде. И Правда эта — Сам Христос.

Только евангельский взгляд на мир и людей, когда наша человеческая правда соотносит себя с Божественной Правдой, и возможен для христианина.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Настало время нам всем сознательно быть скромнее» — постовое интервью с прот.Георгием Коваленко

Есть ли у духовенства тяга к роскоши? Превращаются ли наши храмы и монастыри в супермаркеты? Боятся ли церковные СМИ правды? На эти и многие другие темы рассуждает спикер УПЦ.



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

3285 переглядів / Коментарів: 0

Теги: церковные скандалы | священники на мерседесах | Петров пост |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
О родителях
19 February 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru