Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство



Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
29 September 2011 12:33
Иерей Георгий Скубак

«Поэма экстаза» и «Мечты» Александра Скрябина прозвучали на очередном концерте музыкально-культурологического проекта «Место встречи – Остров классики». Проект представил Центр Православной Культуры «Лествица». Великолепную музыку, в исполнении Академического симфонического оркестра Днепропетровской областной филармонии дополнил коллектив Театра-студии динамической музыкальной светоживописи из Харькова.

О гениальных произведениях Александра Скрябина, об уникальной жизни композитора, его поиске Бога и жизненной философии читайте в настоящем размышлении.

Музыкальный пророк

«…Искусство должно преображать жизнь». Слова эти принадлежат Александру Скрябину, дивному гению, чей приход в этот мир мы в 140-й раз будем праздновать в январе 2012-го… Прожив на земле всего 43 года, он успел стать для многих не просто кумиром, а настоящим пророком в музыке.

В 1907 году на Парижской квартире у Скрябиных собралась элита русской музыки того времени: Римский-Корсаков с семьёй, Глазунов, Рахманинов, Шаляпин…. Скрябин знакомил пришедших с уже написанным опусом – «Поэмой экстаза», и рассказывал о проекте – о «Мистерии». Если «Поэма» произвела большое впечатление на присутствующих, то «Мистерия» вызвала, скорее, недоумение….

Представьте: вот здесь, согласно замыслу автора, раздаётся громогласный голос, силой превосходящий тысячу обычных голосов, здесь каждая нота темы изображается разными цветами, а тут звучит аккорд, составленный не только из звуков, но и из ароматов, ритмических вибраций и мимики!

«Очень интересный вечер мы провели у Скрябина… - напишет в письме сыну жена Римского-Корсакова Наталья Николаевна. - Он показывал свой „Экстаз", где есть прекрасная музыка, и развивал план следующего своего сочинения, задуманного в грандиозных, необычайных, даже неосуществимых размерах». И чуть ниже добавит осторожно пару фраз о мании величия, и о том, что «…некоторые считают его сумасшедшим…».

Пройдёт всего несколько десятилетий, и изобретённый микрофон воплотит Скрябиновскую мечту о громогласном нечеловеческом голосе, возвещающем волю Творца Вселенной. А совсем недавно, в новостях культуры появилась информация о необычной дискотеке для глухих, где роль музыки заменяют вибрирующий в определённом ритме пол, цветомузыка, уже известная из эпохи 70-х годов прошлого века, и так называемые аромо-диджеи, которые вместо музыкальных композиций составляют букеты различных ароматов!

Как символично, что сегодня, спустя почти столетье после его смерти, человеческая цивилизация наконец-то смогла технически воплотить его творческие мечтания, о чём засвидетельствовал и прошедший творческий вечер – ведь не смотря на то, что Скрябин жил и творил на рубеже 19-го и 20-го веков, он и сегодня по-прежнему пронзительно современен.

Более того – он необычайно актуален, ибо заставляет задуматься над фундаментальными вопросами: зачем живет человек, и в чём заключен высший смысл человеческого творчества? Но его жизнь является для нас сегодня также и сигналом опасности – а именно – опасности зайти в творческом поиске слишком далеко, и пересечь так называемую точку невозвращения….

Ещё более опасно провозглашать себя пророком, ибо только время может подтвердить такое звание. Хотя в случае со Скрябиным есть чему удивляться: подписывая очередной договор аренды с хозяином квартиры на 1915 год, он неожиданно предложил оформить документ не до 31-го декабря, как делал обычно, а до начала мая. На вопрос, почему, Скрябин ответил, что именно так советовал поступить ему некий голос.

Как не удивиться, узнав, что его не стало 27 апреля, за 3 дня до окончания договора? Не менее интересны и глобальные пророчества Скрябина: он утверждал, что вскоре течение времени изменится, и мы проживём тысячу лет, как один миг – и посмотрите на последнее столетие: разве не тысячелетний скачок совершило за это короткое время человечество?

«Мечты» Скрябина в поиске духовного мира

Удивителен был 20-й век своим началом. Пространство было пронизано ожиданием перемен – в общественном строе, в религиозном сознании, и, конечно же – в искусстве. Человечество всё настойчивее пыталось выяснить свои отношения с Богом: одни дерзко утверждали, что Его нет, другие – не менее дерзко – пытались устранить ненужных по их мнению посредников в общении с Богом – в виде Святой Церкви.

Трагедия начала 20-го столетия – это вышедшая за церковную ограду интеллигенция, ищущая Бога с завязанными глазами, и зачастую там, где найти Его было невозможно. Быть просто верующим тогда – было, по меньшей мере, не модно. Ещё менее модно было жить согласно моральному кодексу христианина. Зато искать Истину пытались все. Не избежал такого пути и наделённый Богом необычайно ярким даром музыкального гения Александр Скрябин. И, тем не менее – он по-своему пытался открыть Бога – и не только для себя, но и для всего мира. А начал это делать ещё в юности, запечатлевая в нотах изысканные узоры различных эмоциональных состояний.

О, как он любил музыку! Ещё не зная нотной грамоты, мог часами просиживать за роялем, импровизируя на нём, и целуя его на ночь, словно живое существо! Каждое его выступление вызывало шквал эмоций не только у студентов, но и у седых профессоров.

Вот как вспоминал об игре Скрябина флагман русского символизма Константин Бальмонт, угадывая в музыканте черты обитателя иного мира: «Скрябин около рояля. …маленький, хрупкий, этот звенящий эльф... В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть, из него как будто выделялся свет... Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившийся в странном для него человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко и неуютно».

Позже это впечатление легло в основу стихотворения:

«Сперва играли лунным светом феи.

Мужской диез и женское – бемоль –

Изображали поцелуй и боль.

Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.

Запела Воля вскликом слитных воль.

И светлый Эльф, созвучностей король,

Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.

Они светились золотом и сталью,

Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.

И человеку Бог был двойником.

Так Скрябина я видел за роялью».

Неудивительно, что первые опусы Скрябин написал именно для любимого инструмента – для рояля. Это были баллады и прелюдии раннего периода его творчества. И уже тогда Скрябин писал для многих своих опусов литературную программу – вот пример одной из них: «Призрачная страна! И жизнь здесь другая! Мне не место здесь! Но ведь мне слышатся голоса. Я вижу мир блаженных духов...».

Какое яркое свидетельство поиска Скрябиным затерянного духовного мира! Именно из его фортепианных прелюдий берёт своё начало первое оркестровое произведение – оно изначально так и называлось – «Прелюдия». Оно будет исполнено в Петербурге в 1898 году под управлением самого Римского-Корсакова, и станет настоящей прелюдией зрелого оркестрового Скрябина. Светлое томление этой музыки замечательно отразилось в другом её названии – «Мечты» - именно под этим именем она известна широкой публике.

Жизненная философия, искания и субъективный идеализм Скрябина

Жизнь Скрябина пронизана постоянным духовным поиском. Дороги этого поиска, к сожалению, легли не через Храм – они звали Скрябина в мир философии: на рубеже 20-го века он становится членом Московского философского общества. Безусловно, в этот период на него большое влияние оказал мир религиозных воззрений Владимира Соловьёва. Богочеловечество – одна из главных тем, разработанных Соловьёвым. Именно в ней заложено понятие о том, что становление личности связано с отрицанием в себе злой воли и обожением – то есть уподоблением человека Богу в лице Иисуса Христа. Именно в этом заложено не только духовное развитие индивидуума, но и конечный предел совершенствования человечества.

Наверное, в своих исканиях композитор проскочил дорожный указатель этой мысли, и в какой-то момент своей жизни свернул на узкую тропинку субъективного идеализма, согласно которому окружающий мир существует только в человеческом сознании. «Ничего, кроме моего сознания, нет и быть не может... Я есмь и ничего вне меня», — читаем мы в его записках. «Мир есть результат моей деятельности, моего творчества, моего хотения», — утверждает Скрябин.

В его сознании начинает вызревать грандиозный замысел – преобразить мир. Этот замысел выльется в идею написания знаменитой «Мистерии», а произведения, написанные на пике творческого развития Скрябина, станут своеобразным вступлением к ней. Композитор решает взять на себя функции мессии, и, соответственно, начинает воспринимать своё творчество не как цель, а как средство достижения поистине Вселенской задачи. Скрябин решает, ни много ни мало, уничтожить нынешнюю несовершенную Вселенную, соединив Мировой Дух с косной материей через творческий акт – исполнение произведения, всесторонне воплощающего духовную сферу. Причём, исполнять «Мистерию» призвано всё человечество, и не только средствами музыки: в ход должны были пойти танец, мимика, ароматы, цвета, вкусовые ощущения, наконец, архитектура.

Осознав, насколько нереально задуманное, Скрябин упрощает задачу, и на основе своей идеи решает создать так называемое «Предварительное Действо» – как шутили друзья – безопасную Мистерию, ибо перед ней не ставилась задача уничтожения Вселенной. А своеобразным прологом к этому так и не свершившемуся опусу стали последние монументальные произведения Скрябина – «Поэма экстаза» и «Прометей». Именно в партитуре «Прометея», в которой Скрябин ассоциировал себя с древним героем, похитившим огонь с неба, и подарившем его человечеству, появится новая, неведомая доселе строчка: «LUCE» – «Свет» в переводе с итальянского.

Композитор мечтает о некоей особой «световой клавиатуре», но даже не может представить себе, как её изготовить. Поэтому тогда мечта древнегреческих философов о синтезе цвета, света и музыки, осмысленная гением Скрябина, не осуществилась, запечатлевшись лишь ремарками автора да примечанием на афише, что, вследствие неготовности «световой клавиатуры», музыка прозвучит без световой составляющей.

Сегодня мечта Скрябина воплотилась в другом опусе – предшествующей «Прометею» «Поэме экстаза». В выражении переживаний восторга это произведение не имеет себе равных. К нему Скрябин написал программу – стихотворный текст, однако сознательно не напечатал его в партитуре – он хотел, чтобы музыка рисовала в воображении каждого исполнителя разные картины…

Примечательно, что сам Скрябин очень любил «литературно-поэтического двойника» своей музыки. Страдая от безденежья, он издаёт этот текст, а после – возит так и не распроданный тираж, раздавая его близким. Литературный текст проясняет творческую задачу поэмы – создать картину мистического восхождения: от сознания человека – к сознанию Бога, от времени – к Вечности, от томления – к экстазу творчества.

Эта программа прописана уже в начальных строках стихов, написанных самим композитором:

Дух,

Жаждой жизни окрылённый, 

Увлекается в полёт 

На высоты отрицанья. 

Там в лучах его мечты 

Возникает мир волшебный

Дивных образов и чувств.

Дух играющий,

Дух желающий,

Дух, мечтою всё создающий, (мечтой всё созидающий)

Отдаётся блаженству любви.

Средь возникнувших творений

Он томленьем пребывает,

Высотою вдохновений

Их к расцвету призывает...

Драма композитора

Безусловно, Скрябин призывает дух человека к расцвету, к пробужденью. При этом драма Скрябина – в том, что он искал Истину в бездонных глубинах холодного космоса, в мистической Шамбале, среди индуистских храмов далёкой Индии, называя себя индусом в большей степени, нежели те, кто там родился и вырос. А для того, чтобы увидеть и почувствовать Её, надо было просто внимательнее заглянуть себе в сердце. А ещё – открыть сердце для Того, Кто может освятить его настоящим Нетварным светом – ведь сказано – «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною…» (Откр. 3, 20).

Духовное мессианство Скрябина, в отличие от его музыкального новаторства, не совершилось. Да и могло ли быть иначе? Ведь Настоящий Мессия уже пришёл и уничтожил Вселенское зло, очистив от него Вечность, и дав человечеству возможность в эту Вечность войти. Беда Скрябина заключалась в том, что он не обратил внимания на планетарное событие, совершившееся две тысячи лет назад на Голгофском Кресте – ведь с того дня Вселенная кардинально изменилась, и смерть потеряла окончательную власть над людьми. Но заслуга Скрябина неоспорима: он всеми силами души пытался заглянуть за черту – черту мира духовного, мира, открывающего нам Нетварный Фаворский свет, и просвещающего этим светом тьму нашей души. И отблески этого сияния, напоминание о нём – зритель и слушатель ощутил в очередном произведении «Острова классики» — «Поэме экстаза».

Только нам стоит помнить о том, что свет этот гораздо ярче светит в глубине пещерных келий отшельников, уже в этой жизни переступивших порог мира духовного. А ещё сильнее этот свет светит в человеческом сердце, открытом для Христа.

Статья написана на основе выступления ведущего концерта, музыковеда из Киева диакона Николая Лысенко


 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?
 Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?

Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Музыкальный пророк, или Можно ли православным слушать Скрябина?

Он необычайно актуален, ибо заставляет задуматься над фундаментальными вопросами. Но его жизнь является для нас сигналом опасности ― зайти в творческом поиске слишком далеко, и пересечь так называемую точку невозвращения...



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

5128 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Церква і культура | Центр духовной культуры «Лествица» | духовная музыка |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru