Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору



Может ли икона быть бумажной?
27 May 2011 16:07
Дмитрий Марченко

Продолжаем серию заметок на «Православии в Украине» о некоторых аспектах современной иконописи

***

Часто приходится сталкиваться с мнением, что икона может быть писана только на доске, только красками (желательно яичной темперой), с соблюдением таких-то и таких-то обрядов и ритуалов. А вот полиграфическая иконка, исполненная на картоне, это и не икона вовсе. Вплоть до того, что один коллега, по его словам, приходя в храм, не прикладывается к таким образам. Я, конечно, с трудом представляю себе человека, который чинно входит в церковь, шествует к аналою, склоняется над ним, анализирует (писанная/неписанная) и вдруг отскакивает как от чего-то скверного.

Ну да ладно. Как бы то ни было, но в церковной среде к полиграфии отношение, так или иначе, не такое, как к иконе, созданной при помощи красок. Хотя церковная практика, кажется, этого не замечает.

Чем же всё-таки объясняется негативное отношение к полиграфии и другим современным способам воспроизведения изображения?

Во-первых, излишним консерватизмом, свойственным в той или иной мере любому церковному человеку. Но стоит напомнить, что в XVI веке, например, такой же негатив вызывала и деятельность первопечатника диакона Ивана Федорова, вплоть до гонений. Однако сейчас мы вполне спокойно пользуемся печатной книжной продукцией (впрочем, и во времена Ивана Федорова далеко не все православные страдали технофобией).

Отдельно стоит оговориться о недостаточной корректности словосочетания «писанная красками» как противоставление полиграфии. В конце концов, полиграфия работает тоже с краской.

Во-вторых, против печатных икон имеются, так сказать, технические возражения – печатная продукция недолговечна. Но с современными же техническими возможностями этот недостаток тоже можно обойти. Сейчас весьма часто отпечатанную на хорошем картоне икону приклеивают на доску и покрывают лаком или ламинатом. Такие иконы довольно долговечны, не в пример многим «писанным».

В-третьих, имеются и псевдофилософские возражения. Дескать, писаная икона — это образ Божий, а отпечатанная с неё репродукция — это «образ образа». Но в таком случае, термин «образ образа» можно отнести к любому списку с почитаемых икон.

В-четвертых, утверждения о «недостаточной святости» исходят иногда и из иконописной среды. Но эти возражения часто диктуются эгоистичными соображениями отдельных иконописцев, желающих просто выгоднее продать свою работу. Конечно, иконопись — это тяжелый труд, и он не всегда ценится по достоинству. Конечно, любой труд достоин оплаты. Но это ни в коем случае не должно быть основанием для претензий на монополию.

С другой стороны, горе-ремесленники, проповедующие слепое следование старинным прорисям, сами убивают всякое творчество, и в данном случае многократное полиграфическое тиражирование неких образцов есть логическое следствие такого подхода.

Конечно, техническая возможность многократного воспроизведения икон ещё не до конца осмыслена Церковью

Есть множество камней преткновения в этом явлении. Ведь массовая продукция волей-неволей принимает в себя все минусы массовой культуры: усреднённость, безвкусица и т.д. Достаточно посетить любую церковную лавку – ядовитость красок, блёстки и прочий «гламур». Но это «болезни роста», ведь есть и прекрасные образцы – это тоже важно помнить.

Как видим, возражения против «полиграфических» икон часто не обоснованы.

Однако давайте посмотрим, какие требования предъявляет к технической стороне изготовления иконы 7-й Вселенский Собор, восстановивший и обосновавший иконопочитание: «...святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые».  

Итак, речь идёт о красках, мозаике или «другого способного вещества». Очевидно, что никаких ограничений в технике изготовления иконы нет. И это совершенно справедливо, поскольку мы чтим не доску, не краски, не лак, но сам образ Божий (Богородицы и святых), который возводит наш ум к Первообразу.

В этом контексте, достоин почитания любой образ – писаный ли красками, выложенный ли мозаикой, изваянный ли в камне, отпечатанный ли типографским или иным способом, отображенный ли на мониторе компьютера. Главное, чтобы он приближал нас к Богу.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Может ли икона быть бумажной?

Часто приходится сталкиваться с мнением, что икона может быть писана только на доске, только красками (желательно яичной темперой), с соблюдением таких-то и таких-то обрядов и ритуалов. А вот полиграфическая иконка, исполненная на картоне, это и не икона вовсе...



Рубрики: Публікації | Точка зору |

2707 переглядів / Коментарів: 0

Теги: іконопис |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru