Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » У єпархіях » Київська


Епископ Филарет (Зверев)


«МЕДОВЫЙ» СПАС: Эти праздники настолько необычны, что в них перепутано и народное, и церковное, и старинное, и новое
12 August 2011 11:45

 В воскресенье,14 августа, Православная Церковь чтит память семи святых мучеников Маккавеев, а также память Изнесения (происхождения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день также начнется Успенский пост, который продлится до 28 августа и завершится торжественным воспоминанием Успения Пресвятой Богородицы. 

В народе этот праздник известен как «маковый» и «медовый» Спас. Корни же его уходят вглубь веков, и за эти века церковные и народные традиции, связанные с освящением меда, мака и воды и почитанием Изнесения Древ Креста Господня, уже настолько переплелись.

Об этих вековых традициях и том, почему праздник слывет как «медовый» и «маковый» Спас и Спас «на воде», почему люди несут святить в церковь именно мед, почему мы соблюдаем строгий Успенский пост и о другом — «Православию в Украине» рассказал  епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев), глава Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде УПЦ.

Что касается истории

Этот праздник, день святых мучеников Маккавеев, совпадает с памятью Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня – это очень интересное сочетание нескольких исторических и литургических моментов. Этот праздник настолько необычен, что в нем перепутано и народное, и церковное, и старинное, и новое.

Что касается истории, то объяснение очень простое. По причине частых болезней, которые бывали в августе в Константинополе, на улицы и перекрестки выносили крест, проходили крестным ходом. Литии, хождения и моления были по всему городу, поэтому и получили название «изнесение» или «происхождение» Честных Древ Животворящего Креста. Кроме того, летописи XV-XVI веков указывают, что в этот день крестился князь Владимир и вся Русь ― 1-го августа, то есть, по-новому стилю как раз на 14-е число, в день памяти святых мучеников Маккавеев. В принципе, исторический день Крещения Руси является этим днем тоже.

Кроме того, в этот день совершается еще и освящение воды. В принципе, каждый новый месяц в древности начинался с того, что освящалась вода, и люди окроплялись этой водой. Это своеобразный момент причастности к освящению. К слову, освящение воды полагается совершать 1-го числа каждого месяца. Но так сложилось исторически, что именно освящение воды «на Спаса» у нас прижилось больше всего.

Мученичество братьев Маккавеев ― это подвиг сохранности себя от нечистоты

В этот же день отмечается память святых мучеников Маккавеев, именование которых очень похоже на славянское слово «мак».

Хотим мы того или нет, но получается, что в народном сознании мученики Маккавеи  отождествляются именно с маком. И воспринимается этот праздник в широких кругах как празднование мака. Хотя к церковному празднику это, собственно, не имеет отношения.

Мученики Маккавеи — образ такого благоговейного особого почтительного отношения к Закону Божьему. Когда они были схвачены, им всего-навсего предлагали съесть пищу, не дозволенную Законом Моисея. Тем не менее, чтобы не сделать неугодного Богу, эти люди пошли на смерть.

Поэтому их подвиг и смерть ― очень важный образ перед лицом мира, который пытается бороться с Богом. Для нас это образ сохранности себя от любой нечистоты ― телесной, духовной. И поэтому сохранение себя в чистоте перед лицом мира тоже важнейший момент и, если хотите, мученичество. Потому что в мирском сознании можно вместе со всеми пьянствовать, можно со всеми блудить, можно со всеми красть, можно со всеми осквернять язык непотребными словами. Так делают все, никто не осудит: «Да ну, что тут такого…». Но подражая вот этим мученикам в большом и малом, мы стараемся держать себя чистыми перед Богом.

О тождественности «мака» и «Маккавеев» в народном сознании, сельском хозяйстве, пчелах и меде

Обычно к этому дню был заготовлен мед нового сбора, его приносили в церковь для освящения. Опять же, это связано не с духовным содержанием праздника, а с тем, что наши предки все приурочивали к каким-то дням церковного календаря. То есть, на «Георгия весеннего» выгоняли скотину, в такой-то день сеяли, в такой-то день жали, в какой-то день еще выполняли какую-то работу. И вот «на Спаса» приносился на освящение мед.

У Церкви, кстати, своеобразное отношение к меду. С одной стороны, это материальный символ сладости и каких-то духовных благ. С другой стороны, мед – это плод больших трудов множества пчел, а в библейском понимании пчела воспринимается как образ трудолюбия, старания, которая в течение всей своей жизни трудится и собирает не что-то, а самое лучшее. Вот поэтому и существует такое вот особенное отношение к меду – очень здравое и со смыслом, и поэтому приносится мед на освящение.

В Успенском посте ― образ Пресвятой Богородицы

Еще это и начало Успенского поста, который хотя и самый маленький, всего две недели, но по строгости равен посту Великому. Всего один раз дозволяется вкушение рыбы ― на Преображение Господнее. Пост достаточно строгий и, прежде всего, связан с образом Пресвятой Богородицы. И по преданию, и по осознанию церковному Она была совершеннейшим образом поста. И вот в ее память, в ее честь перед ее Успением, мы две недели принимаем на себя такой серьезный подвиг поста.

Накануне праздничного богослужения выносится Честной Крест. Он выносится так, как выносится на Крестопоклонной неделе ― торжественно, украшенный цветами, и мы совершаем поклонение. Это напоминание всем нам, что Крест ― то единственное, чем мы собственно можем хвалиться. Мы привыкли, что христианам не подобает чем-то хвалиться. Но вот апостол Павел говорит: «Мне нечем хвалиться, только Крестом Господним».

Апостол Павел – смиреннейший человек, хвалится Крестом Господним. И мы хвалимся Крестом, потому что это наша радость всеобщего искупления, это тот жертвенник, на котором Господь совершил жертву ради нашего спасения. Поэтому три раза раз в году ― на Крестопоклонной неделе, в день памяти  мучеников Маккавеев и на Воздвижение — Крест полагается в храме для особенного поклонения.

Душеполезного и приятного всем поста. С праздником!

 

Читайте также:

Спас и макитра

КИЇВ. Триває Успенський піст: цікаві рецепти приготування пісних страв можна знайти на православних Інтернет-ресурсах

Преображение Господне


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Епископ Филарет (Зверев)«МЕДОВЫЙ» СПАС: Эти праздники настолько необычны, что в них перепутано и народное, и церковное, и старинное, и новое

Об интересных фактах, связанных с днем мучеников Маккавеев, которым начинается двухнедельный Успенский пост, «Православию в Украине» рассказал епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев).



Рубрики: Новина дня | Київська | Церква і суспільство | Слово пастиря |

4302 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Успенский пост | Епископ Филарет (Зверев) |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Rss-стрічка з сайту єпархії
Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru