Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
Круглый стол православных медийщиков о роли современного телевидения: ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА (обновлено)
25 September 2012 11:45

2 сентября в Галерее «Соборной» состоялась встреча-дискуссия известных православных медийщиков— «Перспективы культурного обновления Украины: роль телевидения и масс-медиа».

Во встрече приняли участие представители православных СМИ, которые вот уже много лет работают либо в церковном медиапростанстве, либо сотрудничают со светскими СМИ, организовывая миссионерские проекты или представляя официальную позицию Церкви.

Среди участников круглого стола: епископ Обуховский Иона (Черепанов) – глава Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, главный редактор православного журнала для молодежи «ОТРОК.ua»Антон Никитин – главный редактор журнала «Фома в Украине», с 2007 по 2009 глава компании «Национальные информацыионные системы», объединившей информационные службы ТК «Интер» и К1; протоиерей Александр Акулов – руководитель Международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров»; протоиерей Андрей Ткачев – священник-миссионер, публицист, автор и ведущий телепередач; протоиерей Александр Авдюгин – писатель, блогер, автор и ведущий цикла телепередач на православную тематику на Луганском областном телевидении; а также протодиакон Андрей Кураев – известный миссионер и богослов.

Модератором встречи выступил протоиерей Георгий Коваленко, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ.

***

Протоиерей Георгий Коваленко:

– Мы сегодня с вами собрались на круглый стол, который организаторы озаглавили как «Перспективы культурного обновления. Роль телевидения и масс-медиа». Я вначале представлю участников. У нас как раз полнота Церкви: есть архиереи, есть духовенство, есть миряне, и, кроме того, все эти люди в той или иной мере занимаются медиапроектами.

Мне бы хотелось сейчас актуализировать каждого, при этом каждому предложить говорить не на общие темы и не ставить какие-то вопросы, витающие в воздухе. «Кто виноват» и «что делать?» – это, конечно, великие вопросы, но мне кажется, что на сегодняшний день за этим столом собрались люди, которые достаточно много именно делают, а не рассуждают. И лично мне интересно услышать мысли по предложенной теме и опыт делания каждого здесь присутствующего в современном культурном и информационном пространстве.

Участников начну представлять с владыки Ионы, который является иерархом нашей Церкви, главой Синодального отдела по работе с молодежью – той аудиторией, которая разбирается в гаджетах и современных средствах коммуникации. Одновременно владыка много лет является наместником того монастыря, под покровом которого создается множество удачных медиапроектов. Это и всем известный журнал «Отрок.UA», и телевизионные проекты, и радиопроекты, это и православное кино .

Поэтому перехожу к протоиерею Александру Акулову, который является многолетним директором Международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров». Точно также отец Александр имеет богатый продюсерский опыт и создавал различные проекты – и телевизионные, и радиопроекты, некоторые из которых удачно существуют до сих пор.

Отец Александр, скажем так, представляет неофициальные церковные медиа, создает проекты, а заодно и площадки для обмена и опытом, и для демонстрации того же православного кино. За многие годы я помню слова отца Александра, который говорит: «Мне жаль, что кинофестиваль «Покров» лишь один». То есть, де-факто, этот фестиваль – единственная площадка, где православные режиссеры, сценаристы, продюсеры могут друг другу показать свое творчество.

Справа от меня – протоиерей Александр Авдюгин – тоже разноплановый человек: это и писатель, и православный блоггер, наверное, один из самых известных блоггеров-священнослужителей. И с недавних пор о. Александр примкнул и к официозу – он является пресс-секретарем и руководителем пресс-службы Луганской епархии. Фактически он занялся изданием газеты и, собственно, организацией медиапространства в регионе, кроме того постоянно участвует в общецерковных проектах.

Непосредственно рядом со мной – Антон Никитин – на сегодняшний день руководитель проекта «Фома в Украине».  Вы, наверное, знаете о том, что в апреле этого года, у нас начала выходить украинская версия самого удачного православного журнала – журнала «Фома» – он называется «Фома в Украине». Но это не начало творческого пути Антона, это очередной этап. И здесь мы видим его как человека, который имеет опыт работы в светских СМИ, руководил службой новостей самого рейтингового у нас в стране телеканала «Интер».  

***

Самый банальный вариант – это начать ругать все, что происходит вокруг. И все православные прекрасно знают, что все плохо. Но на самом деле, как раз православные и должны быть теми, кто говорит, что все хорошо. Потому что, слава Богу за все!

И христианином нужно быть не в каких-то идеальных условиях, христианином надо быть в любой ситуации, и, в том числе, в информационном и культурном пространстве, в котором мы живем в наше время. Поэтому наша задача – осмыслить это пространство и попытаться определить для себя перспективы развития.

Поэтому на этот круглый стол я смотрю с практической точки зрения – и для себя действительно хотел бы услышать не столько критику существующего сегодня информационного пространства, хотя без этого нам не обойтись, потому что это пространство нам необходимо каким-то образом определять. Но все-таки я хотел бы услышать мысли о том, что и как нам говорить о Церкви, которой заповедано проповедовать, которой заповедано рассказывать о доброй новости – нести благую весть (по-гречески – Евангелие).

И теперь мы должны понять, как эти новости в современном мире при помощи современных средств массовой информации и коммуникации донести до современного читателя, зрителя, пользователя, слушателя.

Организаторы круглого стола определили первым вопросом для обсуждения – «Содержательные тенденции и морально-нравственные угрозы современного медиапространства Украины». Дальше – «О влиянии телевидения на формирование подрастающего поколения», «Роль телевидения и СМИ в отрицательных социальных явлениях» и «Альтернатива, которую могут предложить православные».

В этом смысле выступление каждого из нас хотелось бы, чтобы было направлено от аналитики к конкретным предложениям сквозь призму личного опыта создания медиапроектов.

***

«Церковным СМИ важно четко соблюдать баланс – между стремлением к массовости и чистотой совести перед Господом»  епископ Обуховский Иона (Черепанов)

– Сложно сразу охватить все эти вопросы. Я уже говорил о том, что, на мой взгляд, основным направлением популярных средств массовой информации является манипуляция в той или иной мере каким-то «жареными» и «острыми» фактами, причем во всех сферах жизни. В первую очередь, это политика, потому что у нас постоянно происходят какие-то политические пертурбации, игры, в кулуарах власти разыгрывается большое представление. Народ выполняет роль зрителей, статистов, иногда участников, но все-таки это не больше, чем игры.

К сожалению, к перечню таких «чернушных» тем в последнее время стали так или иначе все активнее притягивать и Церковь. Помню, что на одном из телеканалов вышла целая серия репортажей о различных негативных явлениях в жизни Церкви. Все больше и больше в медиапространстве вливаются в мозг читателей, слушателей, зрителей негативных материалов про Православную Церковь.

Причем, интересно, что материалы подаются уж очень как-то избирательно, точечно и дозировано. Если сравнить общую работу, которую производит Православная Церковь, то мы знаем, что позитива в десятки, а то и тысячи раз, больше, чем негатива. Конечно, есть и негативные явления: об этом знают и церковные люди, и светские, которые так или иначе с этим сталкиваются. Но негативные инциденты все-таки единичны, точечные.

Основная масса священнослужителей – это добрые пастыри, об этом все знают. Основная тенденция жизни православных людей – тоже больше позитивная. Но, к сожалению, замечаются только негативные вещи, и у потребителей медиапродукта складывается впечатление, что Православная Церковь (хоть не исключено, что там есть и какие-то хорошие люди) – это моральные уроды, к которым не только прийти за советом по важному жизненному вопросу, а и просто приближаться, – уже страшно.

Естественно, Церковь и ее отдельные представители, бывает, подают поводы для критики объективной или субъективно-преувеличенной. Но, повторюсь, не все так плохо, и в процентном отношении позитива значительно больше, чем негатива. Это, на мой взгляд, основное направление.

Церковные СМИ отличаются несколько иной направленностью, поскольку ставят для себя другие задачи: здесь идет или констатация фактов, или информирование о предполагающихся либо уже свершившихся событиях – все сводится к информированию читателей, зрителей объективной, четкой и особо ни чем не приукрашенной информацией.

Это имеет свои позитивные моменты: человек получает то, что его интересует из той информации, которая вообще существует в православном медиапространстве. Но есть, конечно, и негативное – это то, что подобные православные информационные структуры – совершенно не рейтинговые. Они не имеют такой массовой аудитории, потому что основной массе людей о хорошем и позитивном читать неинтересно и скучно.

Для того, чтобы поговорить, как изменить эту ситуацию, мы, собственно, и собрались. Но мне кажется, что кардинально менять все не стоит. Да, конечно, нам нужны просмотры, прочтения, массовая аудитория и т.д. Но какую цену мы готовы заплатить за это?

Нужно помнить, что за каждое слово человек даст ответ перед Господом. В основном, творцами православных СМИ являются люди церковные – люди, которые, так или иначе, ведут духовную жизнь, люди которые, так или иначе, занимают какое-то место в Православной Церкви. И все знают, что от слов можно оправдаться, и от слов можно осудиться. Поэтому всегда нужно четко соблюдать баланс – между стремлением к массовости и тем, что мы, как люди православные,  должны очень внимательно относиться к тому, что мы говорим, что мы пишем, что мы снимаем.

Протоиерей Георгий Коваленко:
– Хочу обратиться к человеку, который «делал» информацию на светском канале. Вопрос риторический: возможна ли церковная информация на современных информационных каналах вообще и на украинских в частности? И если возможно, то что нужно делать для того, чтобы реально присутствовать не только внутри своего информационного пространства, но и с положительной информацией о Церкви на ведущих каналах. 

***

«Рейтинги зависят не от формата (светского, церковного или приближенного к церковному), рейтинги зависят от содержания, ценности информации» – Антон Никитин

– Спасибо за вопрос. Я сейчас представляю новый имиджевый проект «Фома в Украине» для широкой аудитории. И я считаю, что это удобная форма для церковной информации, которой сейчас занимаются в большинстве своем светские люди. О нахождении точно таких же форм на универсальных каналах телевидения, на таком канале, где я работал – это сложные технологические вещи, потому что, я считаю, что дело не в церковном содержании, дело в содержании вообще.

Если люди профессионально выполняют свою работу, и журналист глубоко разбирается в предмете, о котором ему сегодня поручили говорить, то он, например, с учетом уважения к коренной традиции православной страны, в которой он живет, будет стараться попросту делать меньше ошибок. Такое уважение есть, если есть определенный культурный уровень, если есть позиция собственника, редакторов, журналистов и большого количества людей, которые влияют на информационную политику. Тогда и появляется совершенно другой фильтр у людей, которым сегодня поручили влиять на сознание миллионов – у них появляется собственная позиция произнесенных текстов.

Сегодня в Киеве открывается Всемирный конгресс прессы, на который приехало порядка тысячи редакторов, собственников СМИ. Это довольно большое событие, и я имею определенное отношение к его подготовке. И один из моих коллег зачитал цитату: «Представляя читателям продукцию высокого качества, мы даем людям возможность формировать свое мнение о том, что происходит в политике, экономике, культурной жизни. Это является необходимым условием для поддержки демократии». На что я ему сказал: «Я не понимаю, к чему здесь демократия». По-моему, качество информации в культурной, политической, экономической, церковной жизни, соответствие ожиданиям прослойки людей, которая читает газеты, смотрит новости, слушает радио – в этом и есть суть работы каждого человека, который причастен к СМИ. Не стоит задумываться о влиянии на какие-то демократические процессы или на повышение морального уровня. Я считаю, что каждый должен думать о себе. Каждый должен с должной мерой ответственности относиться к той информации, которую он выдает в своих выпусках новостей.

В этом отношении хочу поделиться еще одним наблюдением изнутри редакционного коллектива, которое может быть подспорьем небезразличным людям, заметившим какие-то ошибки. Наши журналисты сейчас открыты к диалогу. Есть такая форма диалога, как письма в редакцию. Раньше, конечно, писали чаще. Но я считаю, если люди будут обращаться, писать и говорить по поводу того, что они хотели бы чувствовать к себе больше уважения со стороны журналистов, то это обязательно определенным образом достигнет тех людей, которые являются небезразличными, но в чем-то меньше разбираются. И мне не раз приходилось видеть, как на ситуацию влияли простые люди и общество, в котором происходит общение зрителя и того человека, который продуцирует информацию. Ведь расстояние между ними гораздо короче, чем нам, порою, кажется. В этом я убежден, и тому есть немало примеров.

Относительно церковных форматов. В июле-августе 2009 г., когда приехал с первым патриаршим визитом Святейший Патриарх Кирилл в Украину, мы пробовали первый, очень эффективный, с нашей точки зрения, и удачный формат – это ток-шоу с Первоиерархом в студии. Святейший Патриарх в студии отвечал на вопросы людей, которые были содержательными, глубокими, интересными, требующими неодносложных ответов. Рейтинги этого события были сравни рейтингам хороших качественных спортивных событий, хороших концертов, хороших студийных ток-шоу, которые показывали на телеканале «Интер».

Если есть содержание, ценность информации для людей и соответствие их ожиданиям, то, я считаю, не имеет никакого значения, является ли формат приближенным к церковному, церковным или светским. Зачастую я бы не делал больших различий в этих вещах.

***

«Мы должны сами делать себя интересными для масс-медиа» – протоиерей Александр Авдюгин

– Я бы хотел сказать более конкретно. Дело в том, что мы уже прошли этап становления и все те дивиденды, который нам давали, уже исчерпаны. Мы есть, мы существуем. Поэтому оригинальничать не нужно, а делать себя интересными масс-медиа мы должны.

Сегодня рейтинги наших программ невысоки, и подскакивают только тогда, когда мы имеем связь или с политикой, или с каким-то нашумевшим событием. А что же главное, чтобы нас старались смотреть и запоминать время начала программы?

Прежде всего, пора уже переходить в прямой эфир. Сложно – это понятно, существует масса разнообразных препятствий. Но на уровне региональных программ это вполне возможно. Бояться вопросов не надо. Я понимаю, что по амплитуде они могут быть от альфы до омеги, но бояться этого не стоит, потому что сегодня у нас достаточно умных и думающих священнослужителей. Посчитайте только докторов богословия, которых «расплодилось» у нас на Украине, куда ни пойди – сплошные магистры и доктора наук.

Это первое. То есть, нужно спокойно реагировать и самому предлагать  в региональных программах прямые эфиры. Да, действительно, бывают провокационные вопросы, никуда от них не денешься, но все это вполне решабельно.

Мне кажется, не нужно стремиться за рейтингом. Вообще, очень просто сделать себя популярным – откликаться на каждое мнение, которое написали о Церкви, - и ты будешь уже в рейтинге.

Естественно, все читали решение последнего Синода УПЦ о том, что политическое православие как таковое отвергается. Говоря светским языком среднего верующего гражданина нашей страны – его эта политика уже «достала». Он приходит в Церковь не поговорить о политических проблемах, а вполне с конкретными просьбами, духовными ожиданиями и чаяниями. И если в наших передачах будет обсуждаться политика, чтобы быть в рейтинге, – это, я считаю, абсолютно неправильно.

О том, что о нас пишут. Естественно, пишут больше негатива. Приведу пример: на исповедь благочиния собралось 19 священников. Из них только один приехал на современной машине, остальные – скажем так, на ведре с болтами, – старые москвичи, жигуленки и проч. И было приглашено телевидение, чтобы посмотреть, как священники исповедуются, чтобы поговорить с ними. И естественно, они выбрали того священника, который приехал на самой красивой машине, чтобы показать среднестатистический уровень священства, понимаете?

То есть, светская пресса в погоне за любой стандартной сенсацией будет «раскручивать» бренд, который кто-то когда-то сказал или, если раньше был такой прецедент, то сохранять мнение, что «все они такие», т.е., будут проецировать одного на всех остальных.

Поэтому, появляясь сейчас в телевизионных программах или любых масс-медиа, священник должен отвечать на любые вопросы и не уходить от них. Еще и еще раз повторяю – он должен быть в прямом эфире. Но делать передачи, в которых мы рассказываем о праздниках – это уже прошлый век, их никто не смотрит.

И последнее: чем больше слова «должен» будет звучать в устах того священника, который решил выступить по радио, телевидению или в газете, тем меньше его будут смотреть, слушать и читать. После третьего слова «должен» зрители либо выключают телевизор, либо переключают на другой канал. Сейчас никто никому ничего не должен. И если мы с ходу начинаем поучать о том, как кто должен поступать, и что кому делать - именно это «должен» и забирает у нас зрителя. Хотя, действительно, каждый человек что-то должен, но нельзя же постоянно менторствовать.

***

«Нам не нужны специальные программы, которые создавали бы положительный имидж Церкви. Этот «имидж» уже изначально заложен самим Христом» – протоиерей Александр Акулов

– Я вообще, как пришел в Церковь лет 15-17 назад, ничего плохого не видел. Я не видел плохих священников, не видел ругани среди этих людей. Видимо, я хочу видеть положительное, и я это вижу. Так обычно и бывает: кто что хочет видеть, тот это и видит.

Поэтому нам не нужно придумывать специальные программы, которые создают положительный имидж Церкви. У нас этот имидж изначально положен самим Христом. И мы должны показывать эту радость. Но как показывать? А вот этого делать, к сожалению, мы не умеем.

Антон, присутствующий здесь, действительно профессионал своего дела. Я знаю еще несколько православных профессионалов на разных каналах – журналисты, продюсеры, операторы. Я уже говорил Антону, что нужно создать совместными усилиями мощнейший телевизионный проект наподобие ток-шоу. Для этого создать продюсерский центр «Фома» или что-нибудь еще, чтобы мы собрали профессионалов и сделали передачу для ведущего канала своими силами, чтобы эта передача пользовалась большим успехом. Я всегда по поводу кино говорил: не нужно говорить «православное», люди посмотрят и сами поймут, прославляет оно Бога или нет, и сами решат, православное оно или нет. Это первое.

Второе. Скажу, что мы наконец-то создадим киноклуб «Покров» – сайт, где у нас будут выложены все фильмы и, касаясь прямого эфира, о.Александр, мы хотим сделать Интернет-телевидение. Надеюсь, мы когда-нибудь придем к тому, что у нас будет программа, состоящая полностью из прямых эфиров. Начнем с небольших Интернет-передач, но туда можно будет зайти и смотреть прямые эфиры с разными людьми на разные темы. Мы будем к этому идти, потому что прямой эфир действительно необходим – не бояться говорить то, что у тебя на сердце, и постараться быть примером для всех – это нужно делать.

Мы, точнее лично я, года три ничего не придумывали, авторских передач у меня не было, и я соскучился по этим проектам. Вижу, что резко реагировать на выпады в сторону Церкви – неправильно, но и молчать, одновременно, – сложно. Я – за качественный продукт.

Было время, когда считалось, что православное кино должны снимать только православные. Но я всегда говорил и буду говорить: «Нет, должны снимать профессионалы». Пусть этот оператор не ходит в церковь по воскресеньям, но он даст хорошую картинку, придет в церковь и снимет. Но когда православные снимают кино, которое невозможно смотреть, то лучше бы они к этому вообще никогда не приступали – вот в чем беда.

Поэтому я предлагаю всем сидящим собрать профессионалов телевидения и начать создавать не один, а несколько продуктов для светских СМИ: один для телеканала «Интер» по их заказу, один – для «1+1», третий – для «5 канала» и т.д. Мне кажется, если сделать хорошее кино, то на любом канале его можно разместить.

***

«Общая тенденция современного ТВ – движение в сторону беспрерывного ток-шоу» – протоиерей Георгий Коваленко

– В последнее время я пребываю в состоянии разочарования в телевидении. То, что я сегодня вижу на телевидении – это движение в сторону беспрерывного ток-шоу. Скоро даже новости будут в формате ток-шоу, когда сценаристами новостей будут разыгрываться сюжеты и, не дай Бог, ДТП, аварии и все прочее – такой себе новостийный телеконструктор.

Я сомневаюсь, что в таком формате возможны просветительские проекты. Хотя и  считаю, что есть интересные форматы, например, та же программа «Світло» на Первом национальном. Я изначально не верил, что это будет интересно, но сейчас с удовольствием хожу на эфиры.

Не знаю, как у о.Александра в Луганске, но когда я ехал на эту встречу, раздался звонок: «Телеканал N хочет пригласить Вас для участия в ток-шоу». Спрашиваю, какое ток-шоу, какая тема – «Тема... это еще не доказано, но бабушка убила то ли внучку, то ли дочку. Вот мы соберемся и будем это обсуждать».

В последнее время я борюсь с собой, разрываясь между необходимостью и абсолютным нежеланием идти на подобные ток-шоу. Я спросил, в какой день запись (оказалось мне не очень удобно), и под этим предлогом отказался идти в cтудию.

Хотя я не готов отказываться от участия в подобных ток-шоу, потому что туда вместо нас придут прописанные по сценарию люди, которые будут с крестами, в рясах (ведь раскольников у нас достаточно), и эти люди будут говорить то, что нужно сценаристу. И наши священники на приходах будут от этого еще больше страдать.

Ведь что такое ток-шоу? Это, в общем-то, манипуляция, обман. Многие из нас, кто смотрит ток-шоу по телевизору, видят, что это неправда, это наиграно. А когда ты приходишь в студию, когда тебя приглашают как священника, как реального эксперта, ты попадаешь в ситуацию, в которой невозможно отличить, где – правда, а где – нет, было это или не было, правду этот человек говорит, или играет. Это очень неприятное ощущение, и, приходя на эфиры телеканалов, я сталкиваюсь с подобным все чаще. Это уже определенная тенденция развития телевидения. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.

У меня есть еще некое доверие радио. И я бы сказал, что лично мне сегодня радио ближе – я бы назвал это «радио-ожиданием».

Мне кажется, мы незаслуженно погнались за телевидением, где главное – картинка, где очень трудно, с одной стороны, создать смысл, а с другой стороны, удержать зрителя, который смысла там не ищет. Хотя я не говорю, что телеканалы не нужны, и не нужно присутствовать в эфирах, – вовсе нет. Но лично у меня: ТВ-разочарование, радио-ожидание и постоянная интернет-коммуникация.

Интернет действительно становится популярным средством коммуникации, и именно он, мне кажется, может помочь реализовать идею соборности Церкви. Это не миллионная аудитория, это реальное общение нескольких десятков, сотен или тысяч людей. Когда количество друзей в Фэйсбуке или Вконтакте переваливает за тысячу, это должно нас настораживать: кроме утешения тщеславия подобная цифра больше ничего не несет, потому что из этой тысячи только человек 50 реально реагирует на то, что ты делаешь.

Более того, если говорить об Интернете, то церковным спикерам и священнослужителям важно понимать, что это не их личное пространство. На самом деле, сеть – это такое же место для миссии и проповеди, как и амвон храма, а вовсе не место, где можно спрятаться от своего сана. Я категорически против ников – как для священнослужителей, так и для мирян – потому что считаю, что мы и в сети должны оставаться собой. Когда ты в жизни один, а в сети – другой, это можно оправдывать желаниями повлиять на что-то, но обычно это искушение и некое раздвоение личности.

***

Чтобы говорить о культурном обновлении, нужно понимать культуру современного человека и культуру современных масс-медиа. Об этом я не буду много говорить, скажу только, что культура современного зрителя уже сформирована современными медиа. И теперь они уже влияют друг на друга: зритель, как потребитель, воспитанный этой культурой, – и телевидение, которое продолжает двигаться в сторону сплошной «развлекаловки».

Что мы можем постараться сделать? Мне кажется, как ни банально это звучит: возвращаться к тем традиционным вещам, которые от нас ждут.

Сейчас много говорят о политике. А ведь и в Церкви есть своя политическая платформа, сформулированная в 10 заповедях. Это и есть та платформа, на которой могут объединяться не только христиане, но даже мусульмане и иудеи. Просто проблема в том, что об этих 10 заповедях все забыли – как в обществе, так и в СМИ.

Мы – страна, в которой 90% верующих людей, из них 80% – православные, и всего 3% атеистов (по крайней мере, так статистика говорит). И при этом, 90% наших граждан без зазрения совести нарушают заповеди и, более того, иногда этим даже гордятся.

А ведь и к масс-медиа можно применить 10 заповедей…

Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». У всех ли Бог стоит на первом месте? Присутствует ли информация о Боге, о Церкви в наших масс-медиа?

Заповедь вторая: «Не сотвори себе кумира». Тут тоже много можно говорить. Любой человек, который говорит с экрана, почти небожитель для телевизионной аудитории. И желание попасть в этот «ящик» неминуемо становится целью. И желание сообщить, что «тебя там видели» (при этом, как правило, никто не вслушивается в то, о чем ты там говорил), подталкивает к нарушению второй заповеди. Человек, которого показывают по телевидению, для нас – уже не совсем той же плоти и крови, что и мы (я уже не говорю о звездах политики и шоу-бизнеса).

Заповедь третья: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе». И здесь мы опять поддаемся искушению – то, о чем говорил владыка в самом начале – искушение спасать весь мир, любить всех, не замечая ближнего. Т.е., очень часто наше вещание при помощи средств СМИ – это вещание всуе – в никуда, для аудитории, которую мы не знаем, не понимаем, не чувствуем. При этом ту аудиторию, которую знаем (я имею в виду жизнь наших приходских общин), мы зачастую просто игнорируем.  

Заповедь четвертая: «Помни день субботний (для нас христиан воскресный), чтобы святить его». В этом смысле вопрос календаря очень актуален. И как ни банально это звучит, но для нас календарь – одна из самых главных тем. Мы все увлекаемся другими материями, даем комментарии на политические темы, о законах, о парадах и антипарадах, о строительстве и развитии, а где наше постоянное календарное житие?

На самом деле, культура выстраивается из мировоззрения и уклада жизни. Мы сейчас говорим о культуре, поэтому для нас календарь – это тоже очень важный источник информационных поводов.

При этом, к сожалению, большинство проектов, которые созданы, неформатны с точки зрения современных СМИ. Нам не удается сделать хорошую «календарную» программу или при помощи календаря повлиять на эфир каналов. Нам даже на Рождество или Страстную Пятницу не удается повлиять на центральные каналы. Потому что никто не отменит «пятничное» шоу о политике.

У меня была одна такая Страстная Пятница на заведомо дружественном канале, а, оказалось, ведущий намного больше любит униатов и раскольников. В передаче они выглядели «белыми и пушистыми», а все вопросы про часы, машины и проч., соответствующее Страстной Пятнице, были адресованы мне.

Даже если в этом контексте посмотреть, то это является нарушением той же заповеди «Не лжесвидетельствуй».

За неимением времени, не буду углубляться в медийное толкование таких очевидных и столь непопулярных сегодня заповедей, как «Почитай отца и мать», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не убий»…

Мы много говорим о богатых, о политике, о власти, кому-то не нравится резиденция, кому-то – часы, машины. Я согласен, мы должны быть скромнее, и я всегда говорил об этом. Но последняя заповедь, если ее коротко изложить, гласит: «Не завидуй». А ведь телевидение сегодня как раз и провоцирует нас на нарушение этой заповеди, разжигает в нас страсти и грехи зависти и осуждения.

Поэтому мне кажется, что основной нашей задачей должно стать возвращение к традиционным вещам – календарю и заповедям. И уже на этом фундаменте создавать реальные медиапроекты и развивать наше информационное пространство.

Материал находится в состоянии обновления


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Круглый стол православных медийщиков о роли современного телевидения: ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА (обновлено)

Встреча состоялась в начале сентября в Галерее «Соборной». Среди участников: епископ Обуховский Иона (Черепанов), прот. Георгий Коваленко, прот. Андрей Ткачев, прот. Александр Авдюгин, прот. Александр Акулов, Антон Никитин, а также специальный гость из Москвы — протодиакон Андрей Кураев.



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

2451 переглядів / Коментарів: 0

Теги: церква і суспільство | Протоиерей Георгий Коваленко | Протоиерей Андрей Ткачев | протоиерей Александр Акулов | Протоиерей Александр Авдюгин | Епископ Иона (Черепанов) | Диакон Андрей Кураев |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru