Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Довідкові матеріали
Крещение Руси: до и после
17 July 2013 16:43
Владимир Копыловский

1025-летие Крещения Руси, которое широко отмечается в эти дни ее наследниками — Укра­иной, Россией и Беларусью, дает повод бросить взгляд в прошлое, охватить мысленным взором гораздо более длительный про­межуток времени, дабы понять место и значение этого события в нашей истории.

До святого Владимира:

Мы по праву чтим дату приня­тия христианства Русью и кре­стителя страны — равноапостоль­ного князя Владимира.

И все же, о Христе, Распятом и Воскрес­шем, жившие на территории нынешней Украины народы узнали много ранее. Согласно древним греческим и еврейским источникам Благую Весть на берега Крыма и Причерноморья принес брат апостола Петра, апостол Андрей Первозванный. Широко бытует версия, что он далее поднялся по Днепру и достиг даже Ладоги и Балтики, обогнув затем по морям Европу. Хоть эта версия и менее досто­верна и опирается лишь на пре­дание, однако многие историки Церкви вполне допускают такую возможность.

«Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских», Н. Ломтев, 1848 г.

Бесспорно то, что христиан­ство появилось и утвердилось ранее всего в Крыму

Сюда, в Херсонес, был сослан римскими властями и принял около 101 г. мученический венец святой папа Климент I — апостол от 70-ти, четвертый епископ римский.

По преданию он застал здесь уже около двух тысяч христиан. Воз­можно, часть из них была обра­щена ранее апостолом Андреем, другие же были сосланные каторжники из различных частей Римской империи. Благодаря апостольской проповеди святого Климента уверовали во Христа и приняли Крещение еще несколько тысяч человек.

В самом начале IV в. в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Ее становление было нелегким — нескольким первым епископам пришлось принять мученический венец от упорст­вующих идолопоклонников.

Только после Миланского эдикта (313 г.) императора Константина христианство на южном берегу полуострова утвердилось, о чем свидетельствует участие мест­ного епископа в деяниях Второго Вселенского Собора в 381 г. Тогда же севернее Крымских гор поселились крещеные к тому времени готы, и, несмотря на меняющееся с веками населе­ние, Готфийская епархия просу­ществовала здесь до конца ХVIII  в. Были и другие крымские епархии — Сурожская (Сугдай­ская), в районе нынешнего Судака, и Фулльская.

Несколько позднее Евангель­ская Весть пришла к жителям Северного Причерноморья

Сподвижник первого херсонес­ского епископа-мученика свя­того Василия, святой Ефрем, при­нес ее на берега Дуная, но несколько лет спустя был там усечен мечом. В III в. в низовьях Днепра расселились готы. Под­чинив себе Боспорское царство, они нападали отсюда на владе­ния Римской империи, привозя множество греческих пленных. Среди последних было немало христиан, чья проповедь имела успех. Уже на Первом Вселен­ском Соборе в Никее в 325 г. присутствовал боспорский епископ Кадм.

Два века спустя, при импера­торе Юстиниане, активно способ­ствовавшем распространению в империи христианства, Крым и Боспор стали владениями Визан­тии. Возобладавшие позднее в Константинополе ереси моно­фелитства и иконоборчества привели на северные черномор­ские берега многих христиан, сохранивших верность Право­славию. Среди сосланных сюда был и святой папа Римский Мар­тин I († 655), нашедший в Херсо­несе свою кончину. Многие, осо­бенно во времена иконоборче­ства в VIII–IХ вв., бежали в Крым и его окрестности от гонений. Здесь, в пещерных монастырях и скитах, подвизались они в молитве, также ведя проповедь среди местного языческого насе­ления, следуя наставлению Спа­сителя Апостолам: вот, Я посы­лаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10: 16).

Тогда же, как полагают некото­рые историки, возникли пещер­ные скиты в Приднестровье

И, возможно, даже на месте нынешней Свято-Успенской Свя­тогорской Лавры.

Ревностным защитником иконопочитания был святитель Стефан Сурожский, († 787), архиепископ Сугдеи (ныне г. Судак).

Святитель Стефан Сурожский, архиепископ Сугдеи († 787)

Обширный степной и лесо­степной край, от устья Дуная до Дона и примыкающее к нему с запада Подолье, историки назы­вают «коридором цивилизаций». На протяжении двух тысячелетий здесь прошло несколько волн переселения народов. Кочевые племена приходили, как правило, с Востока, оседали здесь, кто на несколько лет, а кто на века. Но надвигалась новая волна завое­вателей и сметала предыдущих. И христианство также, проникнув сюда в первые века по Р. Х., неоднократно, едва овладев душами осевших на этой земле, отступало под натиском новых завоевателей, чтобы деяниями подвижников опять утвердиться среди новоприбывших.

В житии святителя Стефана Сурожского мы встречаем пер­вое упоминание о тех, кто впо­следствии придет сюда послед­ними, но на этот раз навсегда, и, превратив тысячелетнее Дикое Поле в цветущий земледельче­ский край, утвердит здесь веру Христову.

В житии Стефана Сурожского упоминается любо­пытный момент, который вызы­вает споры среди историков. Вскоре после смерти святителя «рать великая русская из Новаг­рада» во главе с неким князем Бравлином совершила опусто­шительный набег на Крым. Взяв Сугдею, Бравлин попытался огра­бить храм святой Софии, где находилась гробница святого Стефана, и был поражен болезнью, от которой избавился, только когда вместе со своими боярами был крещен архиепископом Филаретом. Что это за князь и какое отношение имеет Новаград к Новгороду, основан­ному, как полагают, более полу­века спустя, остается неясным.

Первые христиане в Киеве

Куда более документирован­ным является событие лета 860 г., когда «всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос», как писал семь лет спустя святой патриарх Фотий, на 200 кораблях совершил набег на Константинополь. «Но ныне, однако, — продолжает святи­тель, — и они переменили языче­скую и безбожную веру, в кото­рой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан… И при этом столь вос­пламенило их страстное стрем­ление и рвение к вере <…>, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христиан­ские обряды».

Таким образом, полагают историки, где-то в этом семилетнем промежутке князья Аскольд и Дир c боярами и частью народа приняли Креще­ние в Киеве от епископа, послан­ного Константинопольским патриархом Фотием.

Возможно, высказываются догадки, даже от самих святых братьев Констан­тина-Кирилла и Мефодия, посланных вскоре после набега к хазарам. Как бы там ни было, но в составе Константинопольского патриархата была тогда образо­вана «Русская митрополия», которая упоминается в некото­рых списках устава императора Льва Премудрого (886–912) на 60-м месте.

Но языческая реакция, насту­пившая после захвата Киева Олегом в 882 г., на столетие повергла Русь вновь во мрак идолопоклонства.

Христиане (большей частью варяги) состав­ляли незначительное меньшин­ство даже в Киеве, где существо­вал храм во имя пророка Илии. Благоверная княгиня Ольга, при­няв в середине Х в. христианство сама, способствовала его рас­пространению, проповедуя во время своих поездок по стране и ставя кресты на месте языческих капищ.

В то же время западные сла­вянские земли, входившие в состав Великой Моравии, после прихода туда в 863 г. святых рав­ноапостольных братьев и созда­ния ими славянской азбуки, пережили 22-летний период бурного развития своей Церкви. Однако, вскоре после смерти святого Мефодия, усилиями князя и немецких епископов там возобладал латинский обряд.

И все же в эти годы ученики святи­теля смогли крестить многих в Закарпатье, где, возможно, даже была основана епархия в Мука­чево. По отрывочным сведениям некоторые из них проповедо­вали в Подольских землях «…даже до р. Ушицы» и прони­кли в нынешнюю Галичину к дулебам, белым хорватам и бужанам, жившим здесь. Столе­тие спустя, в 981 г., великий князь Киевский Владимир отвоевал у Польши Перемышль и Червен­ские города и позднее, после Крещения Руси, включил эти земли — Червонную Русь — в состав Волынской епархии.

Крещение различных земель Руси

Киевляне были крещены рав­ноапостольным князем Влади­миром и присланным от Кон­стантинопольского патриарха Николая II Хрисоверга духовен­ством в 988 г.

 

Святой равноапостольный князь Владимир. Икона работы архимандрита Зинона (Теодора), 1998 г. Петербург

 

«Повесть времен­ных лет» сообщает, что князь во время Крещения своего народа вознес следующую молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уве­деша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да, надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!».

Два года спустя Крещение принял Новгород, а самым кон­цом столетия датирована бере­стяная грамота, упоминающая христианский храм в далеком Суздале, в северо-восточной Руси, что свидетельствует в пользу содержащихся в поздних летописях сведений о раннем Крещении этих земель.

Разослав по уделам своих детей, великий князь заботился о максимальном распространении веры — от Пскова и Новгорода до Ростова и Мурома, от Полоцка, Владимира-Волынского до боспорской Тму­таракани.

И все же не подлежит сомне­нию, что земли, близкие к сто­лице — Киеву, приняли Святое Крещение раньше окраин, осо­бенно населенных в большин­стве своем неславянами, на язык которых Священное Писание и богослужебные тексты не были еще переведены. Это отмечают все церковные историки, начи­ная с митрополита Макария (Булгакова). Да и глубина про­никновения христианства в народные массы на юге Руси была больше, охват их шире.

Как полагают, первая митро­поличья кафедра находилась (до постройки киевского Софий­ского собора в начале ХI в.) в Переяславле.

Из первых епархий Новгородская, Ростовская, Чер­ниговская и Белгородская (возле Киева) были основаны около 992 г., Туровская — чуть более десятилетия позже.

Волынь, повествует предание, была особо любимой князем Владимиром, который заложил здесь г. Владимир-Волынский, а в 1001 г. недалеко от города был основан Святогорский мона­стырь в Зимно, существующий и поныне. Он подарил обители икону Божией Матери, получен­ную от Константинопольского патриарха в благословение на брак с сестрой императора Византии Анной.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Зимненская»

Обширная Вла­димир-Волынская епархия охва­тывала Галичские и Подольские земли. В последних возрожда­лись пещерные монастыри, где два с половиной века до того скрывались греческие иконопо­читатели.

Лядовский скальный монастырь

Здесь, гласит предание, преподобный Антоний в 1013 г., возвращаясь с Афона в Киев, некоторое время провел в осно­ванном им пещерном скиту, из которого вырос Лядовский скальный монастырь.

Огромную роль в распространении веры Христовой сыграла основанная святым Антонием Киево-Печер­ская Лавра.

«Преподобный Антоний Печерский». Фрагмент Свенской иконы Божией Матери. 1288 г.

Затем он некоторое время провел в Чернигове, где, пользуясь покровительством князя Святослава Ярославича, заказчика знаменитых двух Изборников Святослава, также основал пещерный монастырь.

Святослав Ярославич (1027–1076), князь Черниговский, с 1073 г. — великий князь Киевский (крайний справа), с семьей.

Миниатюра из Изборника 1073 г.

Монастыри, распространившись по всей необъятной Руси, стали оплотом грамотности, отсюда иноки несли в народ веру, здесь велись летописи, слагались жития подвизавшихся в них святых.

Школы, по повелению Ярослава Мудрого, существовали и при храмах. По образцу Киева, в Новгороде и Полоцке при нем были заложены Софийские соборы, в Чернигове его брат-соперник Мстислав построил величественный Спасо-Преобра­женский собор.

Софийский собор в Полоцке (1044–1066 гг.)


Софийский собор в Великом Новгороде (1045–1050 гг.)

Известно о Крещении в ХII в. некоторых половецких князей. Осев на землях вдоль Роси, неко­торая часть половцев и других кочевников приняла христиан­ство. Позднее всего на террито­рии Украины Православие утвердилось на землях, ставших после нашествия монголо-татар Диким Полем — в южных степ­ных районах и Донбассе, — после отвоевания этих земель Речью Посполитой (вопреки воле ее правящих кругов), а затем Рус­ским государством, в ХVI–XVIII  вв.

Начавшись в апостольские времена, проникновение христи­анства во все уголки нынешней Украины продолжалось около полутора тысячелетий.

И все же, решающим было то событие, 1025-летие которого мы отме­чаем в эти дни — Крещение Руси трудами равноапостольного князя Владимира и его сподвиж­ников.

Трудами тех немногих, чьи имена известны, и множества других — греческих, болгарских священников и их последовате­лей из уроженцев Руси, деяния которых ведомы лишь Господу. Благодаря им нашей страной был сделан выбор в пользу изна­чальной, не искаженной позд­ними наслоениями христианской веры — Православия.

Материал из "Церковной Православной газеты", №13 июль 

cpg-ru.in.ua


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Крещение Руси: до и после

Празднуя 1025-летний юбилей этого события, есть повод бросить взгляд в прошлое, охватив мысленным взором гораздо более длительный про­межуток времени, дабы понять его значение.



Рубрики: Публікації | Довідкові матеріали |

2294 переглядів / Коментарів: 0

Теги: св.равноап. князь Владимир | апостол Андрей Первозванный | 1025-річчя Хрещення Русі |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru