Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору



Комплекс полноценности
16 July 2012 12:12
Анастасия Бондарук

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» — говорит апостол Павел во втором послании к Коринфянам (1, 3-4).

Однако многие добросовестные христиане почему-то сосредотачиваются на том, что написано во второй части цитаты, считая поиски утешения для себя эгоистичными и душевредными. Они требуют от себя утешать ближних, сами иногда находясь в депрессии; давать хорошие советы, сами испытывая растерянность; воодушевлять других, сами испытывая упадок сил. И при этом редко способны признать свои потребности в утешении, совете и поддержке, ожидая от других, что они-то должны сами об этих потребностях догадаться.

Так мы забываем, что и мы во многом нуждаемся. И слова апостола о том, что Бог нам все это посылает, отнюдь не всегда означают, что Господь передаст нам это Лично. Иногда это говорит о том, что и мы можем говорить о своих нуждах и потребностях другим, и Творец через Свое творение и обстоятельства нашей жизни подаст и нам утешение.

Председатели земного шара

Жил на рубеже XVIII и XIX веков такой поэт Велимир Хлебников. И посетила его фантазия об утопическом обществе «Председателей земного шара», призванных осуществлять идеи мировой гармонии. В это общество должны были входить 317 лучших людей планеты, и правили бы они идеальным всемирным «Государством времени»…

Причем здесь православие и Церковь? В каноническом своем учении ни при чем. Но в наших умах Евангельские истины иногда преломляются так, что мы хотим своими силами построить идеальную Церковь, сами стать лучшими людьми планеты и… нет, не править (думать об этом слишком гордо), а смиренно созерцать идеальных людей в идеальном организме и вечно блаженствовать уже здесь, на Земле.

И правда, зачем столько лет нести свое бренное тело в ожидании смерти и, дай Бог, лучшей участи в Царствии Божием? Хотим все и сразу. Может, это желание не так уж и плохо, — трудно сказать. Но необходимо признать, что основано оно на вере в то, что «я и братия мои, и сестры уже идеальны и мало в чем нуждаемся, так как все мы полноценны и можем посвятить себя исключительно наведению и поддержке мировой гармонии».

А как же о том, что нужно стремиться к совершенству (отрывок из Евангелия от Матфея 5, 48)? Стремиться к совершенству и мнить себя совершенным – очень разные состояния. Да и Господь в Евангелии не раз указывает, что человеку это невозможно, возможно лишь Богу.

Есть и еще нюанс… Греческое слово «teleios», передаваемое во многих переводах как «совершенный», некоторые переводчики предлагают понимать как «зрелый» или «цельный». И стать совершенным в этом ключе — это обрести цельность и зрелый взгляд на себя. Зрелый взгляд, как работа зрелого мышления, которое способно учитывать и достоинства, и недостатки, и слабости, и силу, не впадая в крайности. Зрелое мышление способно найти связь возможностью любить Бога и ближнего как самого себя.

В психологии считается, что любовь к другому возможна как отвод части любви от самого себя. Это этап взросления. Иногда эта часть должна увеличиться, но часть нашей энергии все же нужно направлять и на себя. И обратите внимание, этап, когда человек учится любить другого в развитии, наступает после этапа любви к себе. То есть, если мы не научились правильному отношению к себе, то и не научимся быть внимательными с ближними. Попробуйте ласково ответить родным людям на их просьбу, когда вы сами переживаете состояние раздражения и недовольства.

Что такое гордость?

Денница возгордился и пал. И каждый христианин боится этого состояния. В чем же состояла его гордость? Книга Исаии (14, 12-14): «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

Можно сказать, что эти «облачные высоты» есть в головах каждого из нас. И живем мы на них в зените своих героических подвигов и великих свершений. И пусть мы не дерзаем мнить себя подобными Всевышнему, но лучше прочих человецев каждый из нас, иногда, но себя представляет. Мудрее, талантливее, красноречивее, организованее, сладкопевчее, энергичнее…

Таким образом, мы можем говорить о том, что гордостью являются наши настойчивые попытки воплотить в жизнь невоплощаемые образы себя, идеи и планы, которые восхищают и приводят нас в умиление. А все вокруг: обстоятельства, наши способности и возможности, силы наших ближних вопиют к нашему сознанию: «ЭТО НЕВОЗМОЖНО. По крайне мере сейчас». Но наш экран, отражающий мир, отказывается воспринимать эту инфо. «Отойдите от меня, маловеры», — говорим мы своим ближним. «Это искушения, — бросаем мы обстоятельствам, — а мне нужно больше надеяться на Бога». Как-будто Бог уже не ответил на наше вопрошание через обстоятельства, наши силы и возможности наших ближних…

Марина работала учителем в школе. Поэтому когда духовник предложил ей преподавать в воскресной школе прихода, очень обрадовалась. Она тщательно готовилась к урокам, советовалась со священниками и быстро нашла общий язык с детьми и благодарными родителями. Часто оставаясь после уроков для бесед с родителями, она поняла, насколько животрепещущей темой является православное образование. И в голове Марины созрел прекрасный, просто восхитительный план по созданию православной общеобразовательной школы. Она часто обсуждала свои идеи с родителями воспитанников и духовником. Однако кроме идей пока ничего не было. В своих фантазиях Марина видела себя исключительно директором: «Кому же еще можно доверить управление?»

Но вот неожиданно Марина узнала, что и сама скоро станет мамой. Это радостное для ее мужа событие было встречено Мариной как крах всех идей. После рождения ребенка она порывалась заняться хоть каким-нибудь воплощением задуманного. Но ее сын был достаточно болезненным, бытовые обстоятельства — стесненные, поэтому ребенок, дом, быт требовали всех ее усилий.

Мы встретились с Мариной в период ее острого неудовлетворения всем: сыном, мужем, домом, своей ролью матери и жены. Женщина не отдавала себе отчет, насколько ее душу захватили эти «прекрасные фантазии», чувство острой потери и неудовлетворенности. Когда же это было осознано, Марина долго не хотела видеть, что пока ее идеи не находят не только своего практического применения, но и самой возможности начать готовить почву для воплощения в жизнь. В ходе консультаций ей удалось расстаться с фантазиями, и ее сознание стало воспринимать другую, реальную информацию. А именно: вокруг нее уже собралось много мамочек с детками – ровесниками ее сына; дом у нее частный, что редкость для мегаполиса, а рядом много новостроек; сама она педагогически подкована и понятия о православной вере имеет. И организовала она у себя дома группу для занятий с детками – 2 раза в неделю. И про Бога им рассказывала, и про окружающий мир, и про дар слова и про умение этим даром пользоваться. Заодно и материальное положение поправила.

Конечно, по сравнению с православной школой и директорством, это падение. А может, и возрат с облаков на землю.

Как стать вседовольным?

Ярким признаком «высокооблачных» планов является отсутствие учета собственных потребностей и возможностей. «Мне ничего не надо, так как я православный. Заботиться о себе  — это эгоизм». Конечно, есть опасность сделать из себя и своих желаний идола, забыв о Боге и ближнем. Но существует и другая крайность. Вера в свою полноценность, полноту, наличие сил и прекрасного настроения при отсутствии заботы о себе.

Улавливаете сходство? Кто всегда полон сил и вседоволен? Бог вседовольный (Деян. 17, 25). Человек же всегда в чем-нибудь нуждается и поэтому неудовлетворенность может быть его частой спутницей. Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. Поэтому когда мы фантазируем, что можем всем и все давать, а нам ничего и не нужно, то впадаем в гордые о себе фантазии, которые, к сожалению, не всегда до конца осознаны.

И в Библии мы постоянно находим подтверждение, что Бог создал нас нуждающимися в Себе и в других, а значит, в нас нет полноты. Сотворив Адама, Бог увидел, что нехорошо человеку быть одному (Бытие 2, 18), и создал для него Еву. Бог устроил так, чтобы люди нуждались в Нем и друг в друге. «Горе человеку, если он упадет, и некому поднять его», — говорит автор Притчей (Екклесиаст 4, 10). Поэтому понять свою неполноту — очень важный шаг на пути к взрослению и смиренной просьбе к Творцу о помощи.

Путь, который указывает нам Евангелие, — это путь блаженных и осознавших свою духовную нищету. Духовная нищета — это не нищета ума, образования, способностей и талантов. Это память о том, что мы не можем обладать на этой Земле духовной полноценностью и полнотой, сопряженной с ощущением постоянного душевного мира и радости. И все ветхозаветные и новозаветные истории говорят нам об этом. Страдал Иов, страдал Давид, страдал Иисус Христос. Не только страдали, но и терпели свои земные поражения, перерастающие в небесную победу.

И все же звучит призыв о том, чтобы радоваться. О чем идет речь? Наверное, о том, что когда человек сможет понять и принять свою ограниченность и нормальную зависимость от атмосферного давления, состояния воды и наличия еды, от других людей и сна, он сможет радоваться любви Господа, выраженной в том, что он имеет, и в том, чего он способен достигнуть.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Комплекс полноценности

«Мне ничего не надо, так как я православный. Заботиться о себе  — это эгоизм…» Ярким признаком наших «высокооблачных» планов и скрывающейся за ними гордыни является отсутствие учета собственных потребностей и возможностей.



Рубрики: Публікації | Точка зору |

2200 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru