Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору



Комплекс полноценности
16 July 2012 12:12
Анастасия Бондарук

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» — говорит апостол Павел во втором послании к Коринфянам (1, 3-4).

Однако многие добросовестные христиане почему-то сосредотачиваются на том, что написано во второй части цитаты, считая поиски утешения для себя эгоистичными и душевредными. Они требуют от себя утешать ближних, сами иногда находясь в депрессии; давать хорошие советы, сами испытывая растерянность; воодушевлять других, сами испытывая упадок сил. И при этом редко способны признать свои потребности в утешении, совете и поддержке, ожидая от других, что они-то должны сами об этих потребностях догадаться.

Так мы забываем, что и мы во многом нуждаемся. И слова апостола о том, что Бог нам все это посылает, отнюдь не всегда означают, что Господь передаст нам это Лично. Иногда это говорит о том, что и мы можем говорить о своих нуждах и потребностях другим, и Творец через Свое творение и обстоятельства нашей жизни подаст и нам утешение.

Председатели земного шара

Жил на рубеже XVIII и XIX веков такой поэт Велимир Хлебников. И посетила его фантазия об утопическом обществе «Председателей земного шара», призванных осуществлять идеи мировой гармонии. В это общество должны были входить 317 лучших людей планеты, и правили бы они идеальным всемирным «Государством времени»…

Причем здесь православие и Церковь? В каноническом своем учении ни при чем. Но в наших умах Евангельские истины иногда преломляются так, что мы хотим своими силами построить идеальную Церковь, сами стать лучшими людьми планеты и… нет, не править (думать об этом слишком гордо), а смиренно созерцать идеальных людей в идеальном организме и вечно блаженствовать уже здесь, на Земле.

И правда, зачем столько лет нести свое бренное тело в ожидании смерти и, дай Бог, лучшей участи в Царствии Божием? Хотим все и сразу. Может, это желание не так уж и плохо, — трудно сказать. Но необходимо признать, что основано оно на вере в то, что «я и братия мои, и сестры уже идеальны и мало в чем нуждаемся, так как все мы полноценны и можем посвятить себя исключительно наведению и поддержке мировой гармонии».

А как же о том, что нужно стремиться к совершенству (отрывок из Евангелия от Матфея 5, 48)? Стремиться к совершенству и мнить себя совершенным – очень разные состояния. Да и Господь в Евангелии не раз указывает, что человеку это невозможно, возможно лишь Богу.

Есть и еще нюанс… Греческое слово «teleios», передаваемое во многих переводах как «совершенный», некоторые переводчики предлагают понимать как «зрелый» или «цельный». И стать совершенным в этом ключе — это обрести цельность и зрелый взгляд на себя. Зрелый взгляд, как работа зрелого мышления, которое способно учитывать и достоинства, и недостатки, и слабости, и силу, не впадая в крайности. Зрелое мышление способно найти связь возможностью любить Бога и ближнего как самого себя.

В психологии считается, что любовь к другому возможна как отвод части любви от самого себя. Это этап взросления. Иногда эта часть должна увеличиться, но часть нашей энергии все же нужно направлять и на себя. И обратите внимание, этап, когда человек учится любить другого в развитии, наступает после этапа любви к себе. То есть, если мы не научились правильному отношению к себе, то и не научимся быть внимательными с ближними. Попробуйте ласково ответить родным людям на их просьбу, когда вы сами переживаете состояние раздражения и недовольства.

Что такое гордость?

Денница возгордился и пал. И каждый христианин боится этого состояния. В чем же состояла его гордость? Книга Исаии (14, 12-14): «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

Можно сказать, что эти «облачные высоты» есть в головах каждого из нас. И живем мы на них в зените своих героических подвигов и великих свершений. И пусть мы не дерзаем мнить себя подобными Всевышнему, но лучше прочих человецев каждый из нас, иногда, но себя представляет. Мудрее, талантливее, красноречивее, организованее, сладкопевчее, энергичнее…

Таким образом, мы можем говорить о том, что гордостью являются наши настойчивые попытки воплотить в жизнь невоплощаемые образы себя, идеи и планы, которые восхищают и приводят нас в умиление. А все вокруг: обстоятельства, наши способности и возможности, силы наших ближних вопиют к нашему сознанию: «ЭТО НЕВОЗМОЖНО. По крайне мере сейчас». Но наш экран, отражающий мир, отказывается воспринимать эту инфо. «Отойдите от меня, маловеры», — говорим мы своим ближним. «Это искушения, — бросаем мы обстоятельствам, — а мне нужно больше надеяться на Бога». Как-будто Бог уже не ответил на наше вопрошание через обстоятельства, наши силы и возможности наших ближних…

Марина работала учителем в школе. Поэтому когда духовник предложил ей преподавать в воскресной школе прихода, очень обрадовалась. Она тщательно готовилась к урокам, советовалась со священниками и быстро нашла общий язык с детьми и благодарными родителями. Часто оставаясь после уроков для бесед с родителями, она поняла, насколько животрепещущей темой является православное образование. И в голове Марины созрел прекрасный, просто восхитительный план по созданию православной общеобразовательной школы. Она часто обсуждала свои идеи с родителями воспитанников и духовником. Однако кроме идей пока ничего не было. В своих фантазиях Марина видела себя исключительно директором: «Кому же еще можно доверить управление?»

Но вот неожиданно Марина узнала, что и сама скоро станет мамой. Это радостное для ее мужа событие было встречено Мариной как крах всех идей. После рождения ребенка она порывалась заняться хоть каким-нибудь воплощением задуманного. Но ее сын был достаточно болезненным, бытовые обстоятельства — стесненные, поэтому ребенок, дом, быт требовали всех ее усилий.

Мы встретились с Мариной в период ее острого неудовлетворения всем: сыном, мужем, домом, своей ролью матери и жены. Женщина не отдавала себе отчет, насколько ее душу захватили эти «прекрасные фантазии», чувство острой потери и неудовлетворенности. Когда же это было осознано, Марина долго не хотела видеть, что пока ее идеи не находят не только своего практического применения, но и самой возможности начать готовить почву для воплощения в жизнь. В ходе консультаций ей удалось расстаться с фантазиями, и ее сознание стало воспринимать другую, реальную информацию. А именно: вокруг нее уже собралось много мамочек с детками – ровесниками ее сына; дом у нее частный, что редкость для мегаполиса, а рядом много новостроек; сама она педагогически подкована и понятия о православной вере имеет. И организовала она у себя дома группу для занятий с детками – 2 раза в неделю. И про Бога им рассказывала, и про окружающий мир, и про дар слова и про умение этим даром пользоваться. Заодно и материальное положение поправила.

Конечно, по сравнению с православной школой и директорством, это падение. А может, и возрат с облаков на землю.

Как стать вседовольным?

Ярким признаком «высокооблачных» планов является отсутствие учета собственных потребностей и возможностей. «Мне ничего не надо, так как я православный. Заботиться о себе  — это эгоизм». Конечно, есть опасность сделать из себя и своих желаний идола, забыв о Боге и ближнем. Но существует и другая крайность. Вера в свою полноценность, полноту, наличие сил и прекрасного настроения при отсутствии заботы о себе.

Улавливаете сходство? Кто всегда полон сил и вседоволен? Бог вседовольный (Деян. 17, 25). Человек же всегда в чем-нибудь нуждается и поэтому неудовлетворенность может быть его частой спутницей. Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. Поэтому когда мы фантазируем, что можем всем и все давать, а нам ничего и не нужно, то впадаем в гордые о себе фантазии, которые, к сожалению, не всегда до конца осознаны.

И в Библии мы постоянно находим подтверждение, что Бог создал нас нуждающимися в Себе и в других, а значит, в нас нет полноты. Сотворив Адама, Бог увидел, что нехорошо человеку быть одному (Бытие 2, 18), и создал для него Еву. Бог устроил так, чтобы люди нуждались в Нем и друг в друге. «Горе человеку, если он упадет, и некому поднять его», — говорит автор Притчей (Екклесиаст 4, 10). Поэтому понять свою неполноту — очень важный шаг на пути к взрослению и смиренной просьбе к Творцу о помощи.

Путь, который указывает нам Евангелие, — это путь блаженных и осознавших свою духовную нищету. Духовная нищета — это не нищета ума, образования, способностей и талантов. Это память о том, что мы не можем обладать на этой Земле духовной полноценностью и полнотой, сопряженной с ощущением постоянного душевного мира и радости. И все ветхозаветные и новозаветные истории говорят нам об этом. Страдал Иов, страдал Давид, страдал Иисус Христос. Не только страдали, но и терпели свои земные поражения, перерастающие в небесную победу.

И все же звучит призыв о том, чтобы радоваться. О чем идет речь? Наверное, о том, что когда человек сможет понять и принять свою ограниченность и нормальную зависимость от атмосферного давления, состояния воды и наличия еды, от других людей и сна, он сможет радоваться любви Господа, выраженной в том, что он имеет, и в том, чего он способен достигнуть.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Комплекс полноценности

«Мне ничего не надо, так как я православный. Заботиться о себе  — это эгоизм…» Ярким признаком наших «высокооблачных» планов и скрывающейся за ними гордыни является отсутствие учета собственных потребностей и возможностей.



Рубрики: Публікації | Точка зору |

2233 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?
Vote down!
-20

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru