Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Хазарская Атлантида – колыбель крымских караимов?
23 October 2012 15:48
Протоиерей Олег Скнарь

Крымские караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата, принявших караизм – монотеистическую религию, основанную на Ветхом Завете в его изначальной чистоте с главными принципами - любви к Богу и к ближнему.

В древности караимов даже именовали «Сынами Священного Писания». Историческая память крымских караимов отразила их связь с хазарами в языке, именах, фольклоре и даже в названии блюд богатой крымской кухни. Сегодня караимы один из самых малочисленных тюркских народов на планете – в Украине на их исторической родине, в Крыму, их насчитывается чуть более 800 человек, но как богато прошлое караимов!

А делу изучения истории, культуры, традиций крымских караимов посвящают себя не только ученые-этнографы и профессионалы-исследователи, а даже рядовые пытливые умы, ведь благодаря сохранившимся преданиям и легендам крымских караимов мы можем обогатить наши знания о таком любимом уголке нашего Отечества – Крымском полуострове.


Молчание археологии

Для современной археологии государство, о котором пойдет речь, является государством-призраком. Хазарский каганат относительно недавно (20 – 30-е годы ХХ в.) начал привлекать внимание отечественных археологов. Но до сего дня именно хазары остаются самой малоизученной народностью.

Причиной этому может служить то, что для археологии изучение кочевых народов является действительно трудным, т.к. кочевники, как правило, не имеют долговременного места жительства, находясь в постоянном движении в поисках воды и пастбищ для скота. С другой стороны, для археологии всегда опасен так называемый «музейный подход», когда археологов больше привлекают поиски красивых и внушительных произведений древних людей, которые могли бы украсить впоследствии залы музеев.

Надо признаться, что благодаря археологическим экспедициям (раскопкам городищ, крепостей, могильников Хазарии) и изучению найденных керамики, оружия, монет, эпиграфических остраконов, у нас есть определенные сведения о волжских булгарах, аланах, гузах, печенегах, крымских готах и т.д. – народах, входивших в состав Хазарского каганата. Но в случае с хазарами в распоряжении археологии, за исключением нескольких десятков предметов, нет вообще никаких серьезных артефактов! По свидетельству С. Плетневой, «затронута лишь незначительная часть хазарского наследия».

Единственными источниками, посредством которых у нас есть хоть какие-то сведения о хазарах и их «кочевой империи», являются письменные памятники не хазарского происхождения – летописи арабских и европейских историков и записи путешественников средневековья.

Благодаря этим источникам мы можем представить, что Хазарский каганат действительно был могущественной державой, простиравшейся от дельты Волги до Крыма и Днепра. Держава, которая просуществовала около 300 лет – с VII в. по 965 г., играя важную роль, разделяла пространство на политической карте с христианской Византийской империей и мусульманским Арабским халифатом – сверхдержавами своего времени.

Летописные упоминания

Первые упоминания о хазарах сохранились благодаря армянскому историку V в. Моисею Хоренскому, который в своем труде «История Армении» рассказывает о хазарах, уже существовавших как народ в ІІІ в. Упоминания о хазарах находятся и в летописи «Церковная история», написание которой приписывается Захарии Ритору (VІ в.). По всей видимости, хазары в тот далекий период входили в состав Тюркского каганата, представлявшего своего рода федерацию из государств хазар и булгар, владения которых простирались от Китая до реки Волга. По мнению большинства историков, появление Хазарского каганата как отдельной державы в середине VІІ в. следует связывать с падением Тюркского каганата под натиском Китая, после чего хазары подчинили себе Великую Булгарию и стали единственным политическим образованием на юге Восточной Европы.

Столицей Хазарского каганата был торговый мегаполис своего времени – город Итиль, расположенный в низовьях Волги.

Через Хазарию пролегало несколько больших торговых артерий, благодаря которым связывались север и юг, запад и восток Евразии.

Из Китая по Великому шелковому пути караваны направлялись через Хазарию в Византию. Бассейн реки Волга обеспечивал связь по реке торговых судов арабов, персов, евреев и руссов, являясь важным отрезком маршрута по обмену товаров между Скандинавией, южной частью Восточной Европы, Приуральем, с одной стороны и Арабским халифатом, Средней Азией и Закавказьем с другой стороны.

Одним из основных источников пополнения казны Хазарского каганата был налог, взимаемый со всех купцов, которые проходили по торговым маршрутам через Хазарию. Взамен хазарские патрули гарантировали мир и сохранность товара от нападений разбойников. На протяжении всех караванных путей хазарами были оборудованы комфортные караван-сараи для отдыха купцов и путешественников, где можно было пополнить продовольственные запасы и обеспечить кормом скот. Кроме того, хазары получали натуральную дань мехами от подчиненных ими племен.

Иудейская Хазария

«Выбирая, какую веру для своего государства избрать, было принято решение пригласить представителей разных традиций и послушать, что они могут сообщить о своей вере. Так были приглашены мусульманин, христианин и иудей…».

Нет, это не пересказ фрагмента о выборе веры князем Владимиром из «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца. Хотя, на первый взгляд, наблюдается некоторая идентичность. Процитированный фрагмент описывает событие, которое произошло за полтора столетия до судьбоносного выбора князем «Красное Солнышко».

Это предание связано с именем хазарского царя Булана. Чтобы не попасть в религиозную и, как следствие, в политическую зависимость от своих соседей – христианской Византии и мусульманского Халифата, начавших распространять свое прозелитское «духовное влияние» на земли язычников хазар, было принято решение выбрать веру, которая бы, сплотив хазар, не позволила потерять в дальнейшем суверенитет в пользу упомянутых государств.

Так, согласно хазарскому преданию царь Булан предложил устроить в своем присутствии диспут между приглашенными представителями трех религий – христианином, мусульманином и иудеем.

Когда было очевидно, что посредством богословских споров трудно прийти к какому-то заключению, хазарский монарх использовал очень хитрую тактику. Поодиночке он пригласил к себе в первую очередь христианина и задал ему вопрос: «Если бы ты выбирал между иудейской верой и мусульманской, что бы ты выбрал?» – «Разумеется, иудейскую, – ответил христианин, – так как она была дана избранному Богом народу, который лишь потом был отвергнут за грехи». С подобным вопросом царь Булан обратился и к мусульманину: «Какую из религий ты предпочел бы после своей собственной – христианство или иудаизм?». Ответ был в пользу иудаизма, т.к. по мнению мусульманина, христианство не возбраняет вкушение свинины, христиане поклоняются изделиям человеческих рук и т.д.

Затем царь Булан вновь собрал вместе всех делегатов и попросил подтвердить сказанное и в заключении объявил: «Если христианин и мусульманин сами признали, что древний закон Израиля хорош, то и я предпочитаю именно его как закон праотца Авраама». И как следствие, хазарский монарх принимает иудаизм, подав пример всей знати своего царства. Французский исследователь Жан-Пьер Аллали некогда воодушевленно назвал Булана «родоначальником 13-го колена Израилева».

Информация об обстоятельствах и деталях принятия иудаизма хазарами дошла до нас благодаря хроникам современников Хазарского каганата – арабо-персидским авторам Аль-Масуди, Аль-Истархи, Аль-Мукадаси и др., а также благодаря документам так называемой «еврейско-хазарской переписки»[1], датируемой 60-ми годами Х в.

С записками путешественников известие о появлении еврейского царства очень быстро облетело многие еврейские общины Европы, Азии и Северной Африки, где на протяжении многих поколений народная фантазия сохраняла предание о реке Самбатион, за которой якобы проживали потерянные 10 колен Израиля. «Слухи эти, – отметил историк Г. Грец, – утешали, как сладкое сновидение, вздыхавших под бичом евреев и возбуждали в тоскующих сердцах страстное желание разыскать это царство».

Благодаря полученной вести от еврейских купцов о существовании еврейского царства – Хазарского каганата – Хасдай ибн Шапрут, сановник двора испанских Омеядов в начале Х в. направляет письмо хазарскому царю: «Если сведения о еврейском государстве верны, писал он, то без колебаний оставил бы свою семью и пустился бы странствовать… Пока не пришел бы к месту, где находится господин мой, царь, чтобы увидеть его величие… Как я могу успокоится и не думать о разрушении нашего великолепного Храма… когда нам говорят каждый день: «У каждого народа есть свое царство, а о вас не вспоминают на земле»…».

В послании к хазарскому монарху Хасдай ибн Шапрут задавал много вопросов о размерах его государства, о городах, но самые главные вопросы были таковы: «Из какого вы колена, сколько царей было до тебя и каковы их имена, сколько лет царствовал каждый из них, и на каком языке вы говорите?». Около 955 г. Хасдай ибн Шапрут получает ответ от царя Иосифа, в котором хазарский монарх сообщает о том, что хазары не являются потомками древних израильтян, как полагали в еврейских общинах Испании, а тюркский народ, принявший иудаизм. Затем царь Иосиф, ссылаясь на хазарские летописные источники, передает историю Хазарии, особо уделяя внимание преданиям, связанным с обращением в иудаизм.

Но несмотря на большое количество дошедших до наших дней легенд и преданий, по всей видимости, выбор в пользу иудаизма хазарскими правителями был сделан, в первую очередь, по политическим соображениям.

Показательно, что с VІІІ в. под управлением монархов иудейского исповедания Хазария усовершенствовала свой государственный строй. Официальный титул царя каган (от туранского хакан или хан – «князь») был сохранен со времен Тюркского каганата. Каган считался верховным правителем и высшим судьей, а во главе войска стоял его соправитель (бек, пех или иша). Все члены правительства и дворянство исповедовали иудаизм – несмотря на то, что в средних и низших классах были распространены ислам, христианство и традиционное языческое верования монгольских и тюркских кочевников.

Арабский историк и географ аль-Масуди, посетивший Хазарию в 854 г., отметил поликонфессиональность Хазарского каганата: «Население хазар состоит из иудеев, мусульман, христиан и язычников». А арабский путешественник Истахри даже отметил: «…евреи составляют меньшинство, магометане и христиане большинство». По всей видимости, Хазария представляла собой федеративный союз племен, куда входили азовские и волжские булгары, кавказские и донские аланы, заволжские гузы, мадьяры-венгры, славяне, русы и многие другие народности. Термин «хазары» летописцами и путешественниками-современниками понимался, скорее всего, уже как этноним, который объединял под собой всех подданных Хазарского каганата, вне зависимости от вероисповедания.

Князь Олег и «неразумные хазары»

«Как ныне взбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

                                            А.С. Пушкин

Эти слова нашего классика известны каждому со школьной скамьи. Но, наверное, не всем известно, что Киев возник в VIII в. как пограничный хазарский город-крепость, который находился под охраной восточноиранских солдат-наемников, заселенный преимущественно тюркскими и иранскими племенами. До сих пор неразрешенным остается вопрос, согласно которому основание Киева славянами было приписано к V в. (дату 1500 лет предложил академик Рыбаков в 1982 г.), в то время как древнейший славянский культурный слой датируется IX в.(!) Эти факты взяты из серьезной монографии проф. М. Артамонова «История хазар», которая долгое время не публиковалась, так как цензура советской историографии считала этот труд «преувеличивающим роль хазар в русской истории».

Впоследствии ученик М. Артамонова известный историк-этнолог Л. Гумилев, считавший Хазарский каганат оплотом иудаизма и, следовательно, злейшим врагом христианства и Киевской Руси, развил целую теорию, в силу которой на протяжении долгого времени считалось, что племена славян угнетались под «непосильным игом хазар».

Да, действительно – славянские племена Восточной Европы VIII – IX вв., являвшиеся подданными Хазарского каганата, платили дань хазарам. Но это была плата за покровительство и защиту от вторгавшихся извне викингов-норманнов. Вот, что отметил в этой связи В. Ключевский: «Хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им больше экономической выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные и речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам».

Не исключено, что походы руссов на Византию в 860 г. и 904 г., а также военные кампании руссов на мусульманский Прикаспий в 864 г. и 910-913 гг. связаны с хазаро-русской военной коалицией. Можно сказать, что с появлением руссов на исторической арене начинается отсчет времени древнерусской государственности. В этот период происходит переподчинение славянских племенных союзов радимичей, северян и вятичей от хазар к руссам. Причем вплоть до времени Ярослава Мудрого киевский князь именовался по хазарской традиции – «каган». А для титулатуры высшей социальной прослойки общества был заимствован также хазарский термин «бояре» – от хазарского «боляре».

В этой связи интересен тот факт, согласно которому даже сам Л. Гумилев в своем труде, посвященном хазарам, титулатуру «каганат» перенес и на Киевскую Русь, находящуюся под управлением киевских князей-славян – «Киевский каганат».

Арабский историк аль-Бахи в своем сочинении около 920 г. упоминает и о смене муниципальных властей в городе Куябе (Киеве) – «царе руссов». Этому предшествовали некоторые события, посеявшие напряжение в отношениях хазар и руссов. Так, первый серьезный конфликт произошел около 913 г. Это событие в деталях описано арабским историком аль-Масуди: с разрешения хазарского кагана руссы вторглись в земли прикаспийских мусульман и с трофеями вернулись в устье Волги. Именно здесь они были застигнуты мусульманской гвардией хазарского царя. Хотя каган предупредил руссов об опасности, но, по всей видимости, было поздно…

Скорее всего, военная мощь хазар начала убывать незадолго до этих событий, иначе они не позволили бы руссам проходить для грабежей к Каспийскому морю. Хотя можно также предположить, что после похода князя Олега на Византию в 907 г. хазарский царь, оценив силу Руси как противника, предпочел не обострять отношений со славянами.

В этой связи интересно содержание так называемого Кембриджского документа (свиток-рукопись из Каирской генизы), в котором повествуется о войне хазар с руссами. Так, согласно этому анонимному посланию, хазарского еврея Хасдаю ибн Шапруту после неудачной попытки со стороны Константинополя столкнуть в 932 г. хазар и аланов Византией был подкуплен русский князь Хельгу, возглавивший поход на хазарский город Самкерц – Фанагорию на Тамани. В документе из Каирской генизы сам князь это признает: «Тогда сказал Хельгу: «Воистину Роман подбил меня на это»».

Этот поход спровоцировал ответную реакцию хазар – Песах, наместник хазарского кагана на Боспоре разорил византийские города в Крыму, а самого побежденного русского князя отправил в поход только теперь против Византии. «Если это так, то иди и воюй против Романа, как ты сражался против меня, и я отступлюсь от тебя. …И пошел он против своей воли, и воевал против Константинополя на море четыре месяца. И пали там его мужи, так как македоняне победили его благодаря греческому огню».

Если не брать во внимание имя собственное «Хельгу», фигурирующее в Кембриджском документе, рассказ о поражении от греческого огня идентичен повествованию о неудачном походе в 941 г. князя Игоря на Византию, содержащийся не только в византийских, но и в наших древнерусских источниках.

В традиционной историографии вся последующая история Хазарского каганата тесно связана с руссами, которые сыграли одну из основных ролей в его распаде. Решающий и окончательный удар был нанесен князем Святославом. Это был грамотно стратегически спланированный поход. Понимая, что пройти сухопутным путем к столице хазар Итилю будет трудно из-за перевеса в численности и искусности кавалерии хазар, Святослав принял решение сплавиться по Оке и Волге прямо к их столице, где и была одержана судьбоносная победа над хазарами.

Примечательно, что единственное летописное свидетельство не подтверждает поход Святослава на Итиль, за исключением сообщения о нападении Святослава на хазарский город Саркел на Дону, после чего он отправился воевать в Дунайскую Болгарию, где и погиб. Только позднее, согласно этому летописному источнику, объединенные силы руссов и гузов разорили столицу Хазарского каганата Итиль и город Самандр.

Последний оплот Хазарии – крымское хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано коалиционными войсками Руси и Византии только в 1016 г.

Может быть, именно в силу малоизученности хазар у нас, к сожалению, до сегодняшнего дня существование Хазарского каганата с его ролью в европейской истории до конца не оценено. А ведь именно Хазария, по мнению большинства современных историков, стала своего рода щитом, защитившим восточноевропейские народы и европейскую цивилизацию от арабского нашествия.

Раввинистический иудаизм или караимство?

Вернемся к религиозному выбору правителей Хазарского каганата.

Если учитывать, что описанные выше события обращения царя и его окружения в иудаизм произошли в конце VIII в. (многие историки приводят 740 г., как год гиюра[2] царя Булана), то по времени это совпадает с распространением – как в странах Багдадского халифата, так и в соседних государствах – караимства[3].

До сего дня остается неразрешенным вопрос: исповедовали ли хазарские правители иудейство в его талмудической (раббанитской) форме или в получившей широкое распространение на Ближнем Востоке и в Азии к этому времени караимской традиции? Вероятнее всего, по мнению историка С. Дубнова, что хазары приняли более упрощенную караимскую форму.

Доктринально караимы не принадлежали к классическому иудаизму, так как их учение базировалось на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. По всей видимости, возникновение сектантского учения караимов являлось реакцией на господство авторитета устной традиции зафиксированной в Мишне и Талмуде. Показателем того, что караимы действительно были сектантским формированием, является тот факт, что как ответ на рост приверженцев нового учения в Багдаде в 915 году появляется полемический труд известного еврейского авторитета Саадии Гаона против ересиарха Анана бен Давида.

Именно последователи упомянутого ересиарха, именующие себя «ананиты», слились в Х в. с караимами, которые начали считать Анана бен Давида главным идеологом их вероучения, а его труд, написанный на арамейском языке סֶפֵר המִיצווֹת [Sefer ha-mitsvot] «Книга заповедей», стал рассматриваться караимами как важный вероучительный источник. Но даже это сочинение не могло заменить основной источник веры и религиозного права – Священное Писание. Этого требовал принцип-постулат, установленный самим Ананом бен Давидом: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение». И как следствие – воплощение этой идеи в религиозной жизни привело к тому, что после смерти Анана к адептам нового учения начали примыкать представители всевозможных антираввинистических сект (укбариты, тифлиситы, малекиты). Причем на раннем этапе к караимам примкнула даже секта иудганитов, испытавшая к этому времени влияние ислама.

Приблизительно к IX в. в результате систематизации взглядов представителей тех антираввинистических учений, которые примкнули к караимам, появляется однородная доктрина.

Но тогда возникает следующий вопрос: если допустить, что хазары действительно приняли караимскую традицию в 740 г., то в каком именно виде? Это было караимство с примесью учения Измаила Укбари (укбариты), Абу имран аль-Тифлиси (тифлиситы) или Малика аль-Рамли (малекиты)? Этот вопрос пока остается открытым.

Караимы Багдадского халифата – это, безусловно, интересная и пока полностью не раскрытая тема, заслуживающая особого исследования. В контексте данной статьи мы затронем её, но, к сожалению, только поверхностно, только в той перспективе, которая сопряжена с данной работой, так как нас больше привлекает феномен крымского караимства с возможностью установления его происхождения и появления на Крымском полуострове.

Оплот крымских караимов

Обрывистые отроги чуфут-калинского плата даже сегодня выглядят неприступными, лишь с восточной стороны сюда можно подняться по извилистой «змеиной тропе». Несмотря на то, что наземные постройки практически все разрушены, на территории Чуфут-Кале ещё видны улицы, городские кварталы, фортификационные сооружения. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале продержался дольше всех, перед тем как около сто лет назад превратиться в мертвый город.

Крепость Чуфут-Кале близ Бахчисарая, или, если быть более точными, Джуфут-Кале (в переводе с тюркского «двойная крепость») являлась родовым гнездом крымских караимов, и когда стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные фортификационные стены, разделив городище на две части, отчего крепость и получила свое название.

В XII в. путешественник из Регенсбурга Птахия описывает быт тюрков-кочевников, которые проживали общинами на территории Крыма. Здесь особо почиталась суббота, в которую запрещалось даже резать хлеб, а в XIII в. община кочевников-караимов Крыма была значительно расширена за счет притока караимов из Византийской империи. Именно в этот период Чуфут-Кале становится главным центром крымских караимов, о чем свидетельствуют захоронения на близлежащем кладбище Балта-Тиймез (перевод с тюркского – «топор не коснется»).

В 1299 г. Чуфут-Кале овладел хан Ногая, истребив большую часть его жителей. С этого времени главные события пещерного городища-крепости разворачивались между крымскими и золотоордынскими ханами. Когда Чуфут-Кале стал татарской крепостью, здесь разместил свою ставку местоблюститель Крымского ханства, основатель знаменитой династии Гиреев – Хаджи-Дивлет-Гирей. Несмотря на поддержку Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша (который сжег Москву в 1382 г.), на престол Крымского ханства Хаджи-Дивлет-Гирей смог взойти только с помощью покровителей в лице литовских князей, в чьих владениях будущий хан провел свои молодые годы.

Среди пленников, которых литовский князь Витовт угнал в Прибалтику, были и караимские семьи. Они расселились близ Вильнюса (Трокай), часть осела в Луцке и в Галиче и в местечке Красный Остров недалеко от Львова (караимы назвали это местечко Кукизов). Оттуда позднее они расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолья.

Но все же основным оплотом караимов продолжал оставаться крымский Чуфут-Кале, в котором татары отвели для караимов целый квартал за восточной стеной города. А когда татары покинули крепость, переселившись в Бахчисарай, в Крым из Литвы и Луцка приехала большая группа караимов во главе с известным законоучителем Симхой Ицхаком бен Моше Луцким, которому принадлежит знаменитый труд «Орах цаддиким» («Путь праведных»), где подробно изложена история караимства с приложением всех караимских сочинений.

Сегодня нет однозначного мнения по поводу генеалогии крымских караимов. Как минимум, существует два основных взгляда, которые, в свою очередь, дробятся на свои версии появления в Крыму караимской общины.

Караимы - семиты?

Согласно одной из теорий, караимы являются семитами и ведут свое происхождение от тех еврейских общин, которые появились на крымском полуострове как минимум во II в. до Р.Х. Об этом свидетельствуют семитские имена, обнаруженные археологами на эпиграфических памятниках греческих городов Боспорского царства, датируемых временем правления Митридата VI Евпатора (109 – 63 гг.), царя Малоазиатского государства Понт.

Примечательно также то, что с принятием хазарским правительством иудаизма в Хазарию направился большой поток евреев-эмигрантов из Византии. Особенно оживлялся этот «исход», когда над евреями Византии вновь нависала угроза насильственного крещения. Массовый характер эмиграции евреев в Хазарию был зафиксирован при императоре Василии Македонянине в конце IX в., а также в царствование императора Романа I Лекапена (ок. 932 – 940 г.), который принял решение окрестить всех евреев подвластной ему империи.

Сторонники теории, что караимы – это потомки евреев, выдвигают следующий аргумент, согласно которому сами караимы на протяжении всей своей истории считали себя евреями. Но исключение как раз и составляли караимы Крыма, как и литовские караимы, растождествляя себя с семитами.

Примечательно то, что классический иудаизм также неоднозначно относился к самим караимам. С одной стороны, рассматривая караимов как еврейскую общину, допуская даже браки с караимами, с другой – в некоторые периоды, отрицая их принадлежность к еврейству.

Когда на Ближнем Востоке в 1948 г. появилось еврейское государство Израиль, в соседних арабских государствах начались массовые еврейские погромы, причем эти карательные экспедиции не обошли стороной и караимские общины арабских стран. Еврейское государство предоставило возможность репатриации караимам Египта, Ирака и Турции наравне с евреями этих стран. Так, к 1970 г. караимская община Израиля насчитывала около 7000 человек. Причем до сегодняшнего дня, обладая всеми правами граждан Израиля и неся воинскую повинность, Верховный раввинат и Министерство религий Израиля препятствуют в согласии признать официальный статус общины караимов Израиля с их независимым религиозным судом (бейт дин).

Не желая видеть в караимах этнических евреев, сефардская левоэкстремистская группировка «Черные пантеры» в нач. 70-х гг. ХХ в. перенесла свои взгляды на всех восточноевропейских евреев-ашкеназов с утверждением, что последние не имеют исторического права на репатриацию в Израиль. Подспорьем этой идеологии, безусловно, послужил монументальный труд израильского профессора А. Поляка

«תולדות ממלכה יהודית באירופה כזריה:» («Хазария: история еврейского государства в Европе»), который попытался обосновать тезис, в силу которого между восточноевропейскими евреями и хазарами язычниками существует генетическая связь. Профессор А. Поляк предложил гипотезу о массовой миграции хазар на запад, на территорию Польши, Волыни, Галиции после распада Хазарского каганата. Именно здесь, по мнению профессора, начал формироваться идиш – хазаро-готский лингвистический конгломерат. И хотя о языке крымских готов ничего неизвестно – это не помешало профессору предположить, что их язык очень близок к восточногерманскому наречию, из которого и образовался идиш.

Обращает на себя внимание и множество этнокультурных параллелей между хазарами и евреями Восточной Европы. Достаточно указать на гардероб ашкиназских евреев. Штраймл – головной убор. Эта часть хасидского субботнего костюма, по всей видимости, восходит к тем временам, когда хазары от подчиненных народностей брали дань меховыми шкурками. Даже сегодня самые скромные штраймлы изготавливаются из лисьего хвоста, обернутого вокруг кожаной шапки. Более состоятельные хасиды могут позволить штраймл из 12 хвостов (по числу колен Израиля), 18 хвостов (гематрия слова «живой») или 26 (гематрия Тетраграмматона).

А ведь есть ещё в ашкеназском гардеробе соболиные колпики и сподики из морского котика. А чего стоит сюртук, кстати, очень напоминающий караимский кафтан. А гартл – пояс, призванный отделять нижнюю низменную часть тела от верхней, исполненной духовности, – уж очень он напоминает плетенный караимский кушак. А штиблеты без шнуровок (для того, чтобы в субботу их можно было бы снимать, не развязывая) – подобные галоши также в прошлом были неотъемлемой частью костюма караимов и.т.д.

Не отрицая все же принадлежности караимов к семитам, выдвигались также предположения о том, что предки крымских караимов прибыли с захваченных монголами территорий Северного Ирана, Нижней Волги, а также из Византии после падения Константинополя в 1453 г.

Известный ученый Питер Голден даже некогда утвердительно заявил: «Караимы Восточной Европы являются примером интересного симбиоза еврейского народа и тюркского мира, куманно-кыпчакского населения средневекового Крыма».

Караимы и рукописи Мертвого моря

Интересным является также тот факт, что выдвигались гипотезы, согласно которым некоторые исследователи даже пытались проследить связь между членами Кумранской общины и караимами. Приверженцы данной теории допускают то, что обнаруженный среди рукописей Мертвого моря «Дамасский документ» (CD), являющийся памятником литературы саддукеев, по всей видимости, мог влиять на ранние еврейские секты, доктринально согласованные с учением саддукеев. В этой связи примечательно то, что сами караимы возникновение своей традиции возводили к распаду Объединенного царства Давида и Соломона и связывали с первосвященником Садокией (Цадок) – основателем движения саддукеев, который, по мнению самих караимов, сохранял истинный Закон – его раскрытие, к слову, во всей полноте принадлежит упоминаемому выше Анану бен Давиду.

Но даже это вряд ли позволит отождествить кумранитов и караимов, так как доктринально между учением кумранитов и караимов существовали серьезные отличия, а именно: караимы исповедовали строгий монотеизм, кумраниты – дуализм; караимы верили в свободу воли, кумранские сектанты – в предопределение. Единственное, что могло объединять оба этих течения – это оппозиция Мишне Устному Закону.

Караимы и Третий Рейх

Примечательным является то, что 5 января 1939 г. Государственное расовое бюро Министерства Внутренних дел Рейха сделало официальное заявление, в котором говорилось, что антиеврейское законодательство Германии не распространяется на караимскую общину, так как «караимы не принадлежат к еврейской общине как таковой, и их «расовая психология» не является еврейской».

Если не считать расстрел караимов во время трагических событий киевского Бабьего Яра, где помимо евреев были расстреляны русские, украинцы, цыгане, поляки, то в целом караимы не подвергались преследованиям со стороны германских оккупационных властей, мало того, в некоторых случаях даже пользовались их расположением.

Хазарская генеалогия крымских караимов

Но, несмотря на то, что даже сегодня среди крымских караимов появились сторонники теории «семитского» происхождения караимской общины Крыма, все же, эта гипотеза не выдерживает серьезных контраргументов. 

Во второй половине XIX в. широкую известность получила теория, которую впервые выдвинул в 1846 г. российский востоковед В. Григорьев. Согласно этой теории, караимы являются прямыми потомками хазар – тюркского кочевого народа. Причем об этом факте сообщает сам хазарский царь Иосиф в переписке с Хасдаем ибн Шапрутом, утверждая, как мы цитировали выше, что хазары не потомки древних израильтян, как полагал сам Хасдай, а тюркский народ, принявший иудаизм.

В настоящее время во всем мире насчитывается около 2000 караимов, 800 из которых проживает в Крыму. Сегодня является очевидным, что именно крымские караимы относятся к тюркской группе алтайской семьи народов. Одним из самых убедительных доказательств тюркского происхождения крымских караимов является результат краниологических исследований[4], предпринятых в советский период известным ученым, академиком В.П. Алексеевым, который в 1971 г. подтвердил, что крымские караимы являются потомками хазар. В официальном отчете своих исследований В.П. Алексеев заключил, что караимы как народность возникли в результате генетического контакта пришедших в Крым хазар и местного населения Крыма (тавры, киммерийцы, сармато-аланы, крымские готы).

Но, несмотря на серьезность аргументов в пользу «хазарской» гипотезы происхождения крымских караимов, некоторые специалисты по истории хазар подвергают её сомнениям. Среди возражений приводится мысль, согласно которой хазары как народ, исчезнув, не упоминаются в летописных источниках после XI в., в то время как письменная фиксация о появлении караимов в Крыму относится только к XIV в. Причем караимов, в традиции которых было доктринальное отрицание Талмуда и Мишны, а по мнению сторонников отрицания «хазарской» версии – иудаизм хазар был скорее талмудическим.

Вот, что в этой связи пишет М. Артамонов: «Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-булгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение… Единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузкому, из чего заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию, смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами… Следует признать, что в истории караимов многое ещё остается неясным…».

В заключении хотелось бы отметить следующее: несмотря на споры вокруг происхождения караимов на Крымском полуострове, их верований, традиций, письменности, несмотря на то, какую из сторон предлагаемых теорий займет исследователь или простой обыватель, интересующийся историей Крыма, очевидным является одно – караимская община полуострова вписала очень яркую и значимую страницу в историю Крыма. А сохранившиеся предания и легенды крымской караимской общины помогают совершенно под другим углом посмотреть на эту историю.

 

 Журнал «ОТРОК. ua»

Материал публикуется в авторской версии




[1]           Общепринятое название группы письменных источников раннего Средневековья, которые свидетельствуют о попытках установить дипломатические контакты между финансовым советником при дворе испанских Омеядов Хасдаем ибн Шапрутом и последним хазарским монархом Иосифом.

 

[2]              Гиюр – обряд связанный с обращением нееврея в иудаизм.

[3]              По всей видимости, само название секты קָרָאִים [karaim] является множественным числом мужского рода древнееврейского глагола קָרָא [kara] (инф. לִקרוֹא [likro] «читать»), что можно буквально перевести как «читающие».

 

[4]              Исследования связанные с изучением строения черепа.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Хазарская Атлантида – колыбель крымских караимов?

Крымские караимы являются потомками тюркских племен Хазарского Каганата, принявших караизм – монотеистическую религию, основанную на Ветхом Завете в его изначальной чистоте. Однако до сих пор даже сами караимы не уверены – семиты они, кумраниты или хазары?..



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

3065 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Історія |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru