Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Інтерв’ю
Какой из нас «свет миру»? Часть І. Как работается с верующими — отзывы сотрудников
07 February 2013 14:52
Ладо Гегечкори

Все мы в чем-то упрекаем священноначалие и священников. Не так проповедуют, не так «светят» миру, не так создают авторитет Церкви в обществе...

Впору задать вопрос и себе: являемся ли мы, коих большинство — миряне и прихожане православных храмов, проповедью? Ведь проще всего заставлять и призывать других быть лицом Церкви, в то время как сами мы, зачастую, ее лицом не являемся. Более того, наши слова, поступки и действиянастоящая антипроповедь церковной жизни современному миру.

Мы предлагаем посмотреть на себя изнутри и со стороны.

И первый материал — отзывы коллег о верующих сотрудниках. Мы спросили у людей разных профессий, возрастов и взглядов, как им работается с православными. А ответы попросили прокомментировать известного миссионера и проповедника протоиерея Андрея Ткачева.

*** 

Анастасия, педагог, 22 года: «Важно, чтобы религиозность человека не перерастала в сектантство»

Среди моих коллег немало религиозных людей, и мы иногда заводим с ними беседы на религиозную тематику. Я всегда позитивно отношусь к таким темам, ведь они интересны и не банальны.

Считаю, что религиозность человека, безусловно, влияет на его карьеру и работоспособность. Более того, на подход к жизни, на мышление. У него появляются определенные четкие правила: что можно делать, а чего – нельзя. Но это влияет не столько на сам рабочий процесс, сколько на отношение к человеку в рабочем коллективе.

Одна из моих коллег состояла в секте «Свидетели Иеговы». Это был прекрасный спокойный человек, который никогда никому не навязывал своих убеждений... Но ее религиозные взгляды действовали на неё как-то странно – например, она спокойно позволяла себе прогулять рабочий день, причем, на следующий день ничего не объясняя. Она перестала следить за собой: перестала краситься, стала неряшливо одеваться, и единственным ее объяснением на любой вопрос была фраза: «Так написано в Библии». Вроде бы ничего особенного, но меня это неприятно удивило. Вообще я довольно спокойно отношусь к сектам, лишь бы ничего тяжелее книг в руки не брали. Но когда узнаю, что они обманывают людей, лишая их имущества, то начинаю беспокоиться…

Отец Андрей: «Религиозный мир тоже бывает разным – от прекрасного до жуткого»

Вторая часть этой реплики касается нездоровой религиозности. Человек столкнулся с сектантством, и это привело его к внутреннему конфликту. Ведь если раньше он считал, что религиозность помогает поладить с людьми, то на примере сектанта он увидел, как во имя религиозности грубо попираются общественные нормы. Это является отличительной чертой сектантства – пренебрежение ко всем, кто не относится к твоему роду и виду. Но верующие люди вообще часто этим страдают.

Важно всегда следить за собой и не превращать свою религиозность в фактор осуждения своих ближних и возвеличивания себя на их фоне. Здоровая религиозность должна быть естественной — как воздух для птицы и вода для рыбы.

Если говорить о конкретном случае, «Свидетели Иеговы» – явная секта. И то, что они читают Библию, еще не означает, что понимают написанное. Мир не нужно делить на «хороший религиозный» и «плохой безрелигиозный». Деление куда более сложное. Религиозный мир тоже бывает разным – от прекрасного до жуткого. К последнему относится именно мир сектантства. И рано или поздно об этом приходится узнать каждому человеку.

*** 

Алексей, историк, 32 года: «Они называют это "проповедью", я называю это "навязыванием своей точки зрения"»

С религиозными товарищами из рабочей среды общаюсь на темы религии и веры крайне редко. Вообще ко всякого рода теологическим беседам я отношусь нейтрально, но – ближе к раздражению. Отсюда и конфликты на этой почве.

Они называют это «проповедью», я называю это «навязыванием своей точки зрения» и реагирую соответственно, резко. Меня всегда раздражала их слепая уверенность в своей правоте, полное неприятие чужих взглядов и этот заскорузлый догматизм...

Не считаю, что подобным разговорам место на работе. Такие темы следует поднимать только с себе подобными, то есть, верующими. Мое мнение таково: если религиозность вообще как-то может сказаться на работоспособности кадра, то скажется она негативно. Надо работать, а ему – на службу в церковь.

Отец Андрей: «Умение молчать о своей вере – показатель вашего духовного здоровья»

Если пилот и штурман судна вместо того, чтобы вести его в пункт назначения, спорят до хрипоты на религиозные темы – прочь такую религиозность с рабочего места! Здоровая религиозность должна найти время, чтобы говорить о себе, и должна понимать, когда следует молчать. Говорить об этом нужно с тем, кто готов вступить с тобой в диалог, в противном случае ты – неадекватен.

Хороший верующий – тот, кто качественно выполняет свою работу, не отвлекаясь даже на благовидные вещи. Мало кто умеет говорить о вере. Но уметь молчать о ней – высший пилотаж. Поэтому прозвучавший упрек справедлив.

Подведем итог: умение молчать о своей вере – показатель вашего духовного здоровья.  

*** 

Андрей, ювелир, 34 года: «Важно, чтобы религиозный человек мог принимать альтернативную точку зрения»

Религиозные люди бывают разные. Те из них, кто относится с пониманием к неверующим или представителям других религий, и не лезут при малейшем удобном случае с религиозными беседами и наставлениями, мною воспринимаются нормально. Но к верующим, позволяющим себе чрезмерно надоедать своими убеждениями, отношение резко негативное.

В основном мне встречались люди со сформированными взглядами и лояльным отношением к другим, разговоры о Боге были, но, по большей части, это было терпимо и иногда даже интересно. Если это именно диалог, а не тупое навязывание взглядов, то к таким разговорам отношусь нормально, ведь всегда можно узнать для себя что-то новое и извлечь важные уроки, даже из той сферы, которая тебе не нравится.

Я хорошо умею говорить «НЕТ», и если мне в религиозном аспекте предъявляют претензии или подают нежелаемые разговоры, я в состоянии быстро это прекратить. Любые твои внутренние стремления и переживания – это лишь твой внутренний мир. Для большинства людей важны только их интересы, поэтому они глухи к тому, что может с тобой происходить. Очевидно, что не стоит выворачивать наизнанку свой внутренний мир перед теми, кто, в лучшем случае, не поймёт этого и посмеётся. Худших вариантов реакции очень много…

При условии, что религиозный человек с пониманием относится к другим людям — а это одна из их главных обязанностей, в противном случае – они нарушают свои же каноны, с карьерой и работоспособностью всё будет хорошо. Правда, уверен, что добившись руководящего поста, верующий человек будет склонен формировать коллектив из собратьев по вере, не обязательно полностью из них, но с большей охотой, чем из обычных людей.

Отец Андрей: «Лучший способ демонстрации своей веры на рабочем месте – твоя исполнительность и трудоспособность»

Вот уже третий человек из опрошенных говорит на тему, озвученную апостолом Иаковом: «Покажи мне веру твою от дел твоих». Жизнь сталкивала этих людей с говорунами, которые говорили о вере, не считаясь ни с кем. Не стоит много говорить о вере. Нужно подтверждать ее поступками и делами, тогда окружающие сами увидят, что ты – глубоко верующий. Вера более показуема, нежели доказуема, и лучший способ демонстрации своей веры на рабочем месте – твоя исполнительность и трудоспособность.

Мне бы хотелось особенно остановиться на теме религиозных лидеров. Меня настораживают люди, которые сколачивают свой рабочий коллектив по конфессиональному признаку, превращая его в некое подобие христианской общины. Гораздо ближе для меня те, кто имеют серьезную мировоззренческую базу, глубокую веру, но не вносят ее в рабочие отношения. Поэтому к попытке превратить коллектив в религиозную общину я испытываю больше страха, чем одобрения. Конечно, такая попытка не всегда закончится плохо, но вероятность этого очень велика. Поэтому к третьему комментарию стоит прислушаться.

*** 

Маргарита, продавец секс-шопа, 20 лет: «Для большинства религиозных людей вера в Бога – просто попытка снять с себя ответственность»

Я подхожу к своей работе беспристрастно. С таким же успехом можно быть продавцом в любом другом магазине. Само собой, моими религиозными взглядами поинтересовались, когда принимали на работу. Эта работа не идет в разрез с моими моральными устоями, посему и душой кривить не приходится. Разве что с трудом удается сохранять вежливость при общении с извращенцами. Это крайне нелегко.

Полемика у верующих вспыхивает либо с атеистами, либо с представителями других религий. И смысла в таких спорах, на мой взгляд, нет. На работоспособность человека духовные факторы влиять не должны, в противном случае – пора задуматься над тем, чтобы сменить место работы. То, чему он посвящает себя после работы, сугубо его дело. Но секс-шоп – не то место, где могут работать набожные люди.

Иногда разговоры на тему религии заходят с клиентами. И до добра они обычно не доводят. Я не встречала четко аргументированной позиции у религиозного человека, но и кривить душой, соглашаясь с ним, не желаю. Распыляться же перед теми, кто не умеет слушать (а религиозные граждане чаще всего не умеют), считаю пустой тратой времени. Посему я избегаю подобных бесед и на работе, и в жизни. Часто люди пытаются прикрыться «высшими силами» просто для того, чтобы снять с себя ответственность. Грош цена такой вере.

Отец Андрей: «Люди научились разводить словесную активность в тех областях, которые столетиями целомудренно умалчивались»

Любой человек должен понимать, что есть силы выше, сильнее его, что не все в мире ему подвластно. Рассмотрим только факт появления нас в мир. Мы не способны влиять ни на время и место, в котором родились, ни на национальность и наследственность. Признание своего бессилия перед волей Всевышнего – это не проявление слабости.

Пол перестал быть священен в глазах современных людей. Люди научились разводить словесную активность в тех областях, которые столетиями целомудренно умалчивались. Они научились говорить о ненужных вещах и разучились беседовать о необходимых. Таким образом, голова ушла в пах, а седалище встало на место головы. У такого существа, соответственно, специфические речевая активность и умственная деятельность. Он зациклен на теме половой жизни, а то, что встало на место головы, производит соответствующие звуки.

*** 

Артемий, звукорежиссер, 21 год: «Говоря о своей вере люди ждут от собеседника только признания их правоты»

В данный момент я работаю звукорежиссёром на частной домашней студии, занимающейся в основном записью, сведением и мастерингом тяжелой и не очень музыки. Пару лет назад я работал с некоторыми людьми, которые считали себя особо верующими, поэтому буду говорить именно об этом опыте.

Разговоры о Боге и религии, в целом, рабочему процессу не мешали, так как их было немного. Возможно, сказывалось увлечение любимым делом. Если подобные моменты и имели место быть, то уже вне студии, вне работы.

Тема религии и веры поднималась только тогда, когда об этом начинали говорить сами верующие. Мне, НЕ верующему, просто не интересно было её поддерживать, поэтому мои корректные замечания и призывы к закрытию темы уже сами собой вызывали чувство раздражения у верующих. Всё, что могу сказать определённо: я не встречал ещё верующего человека, который бы просто говорил о своей вере. Так или иначе такие люди ждут от собеседника только признания их правоты и ничего другого.

Люди творческой профессии, большинство моих коллег во время работы не брезговали покурить марихуану. Они называли это «взглядом со стороны» на проделанную работу. Любопытно, что «планокурами» были почему-то в основном верующие. На мои комментарии о том, что вера и трава – априори несовместимы, коллеги злились и говорили, что в Писании ни разу не сказано о запрете курить траву. «Всё можно в меру» – такой был их девиз. Возможно, убивать без причины, грабить, воровать можно тоже в меру, но я такой человек, что мне лучше промолчать и дать другим убить себя самим, чем брать на себя ответственность за чужую судьбу и спасать человека, который не ценит своё здоровье и свою жизнь.

Я лично наблюдал, как развалилась карьера многих верующих людей. (Здесь я оговорюсь: карьера – это не главное в жизни, я, скорее, имею в виду «возможность реализации своих увлечений и талантов», нежели зарабатывание денег). Многие верующие перестали объективно смотреть на реалии нашего мира и везде стараются подметить религиозные моменты.

Один знакомый, талантливый бас-гитарист, заявил, что рок-музыка была создана дьяволом, и ушел в джаз. На моё замечание о том, что рок возник из джаза и блюза, человек совсем обезумел и сказал, что уже продал свои бас-гитары (порождение дьявола) и купил контрабас.

Отец Андрей: «Искренне желаю каждому хоть раз в жизни повстречаться с носителем серьезной религиозной традиции»

Эти верующие «планокуры» безошибочно обличают молодежные протестантские группировки. Это не православные, не католики и даже не баптисты. Они не могут молчать о своей вере и быть глубоко интегрированными в современную безвкусную модерную культуру. Молодому человеку просто не посчастливилось встретить серьезного носителя религии. Печальная картина получается. Ведь если такие случаи встречаются часто, значит, это говорит об определенной религиозной социологии.

Я бы хотел искренне пожелать каждому человеку хоть раз в жизни повстречаться с носителем серьезной религиозной традиции. Не стоит бояться проникать в чужие традиции и сопоставлять их со своей. Так, например, поинтересовавшись японской религией синто, мы обнаружим многие вещи, обличающие в нас дикарей. У них есть два алфавита и одна иероглифическая система, но при этом в их языке абсолютно нет ругательств.

Поэтому любое столкновение с серьезной культурной и религиозной традицией необходимо человеку. Не для того, чтобы плениться ею, а для того, чтобы совершить анализ себя самого и познать свое убожество на фоне этой традиции.

*** 

Александра, официантка, 18 лет: «Религиозность не мешает человеку быть интересным и адекватным»

Среди моих сотрудников есть православные люди. Но конкретно о Боге со мной разговоров до поры не было, пока однажды к нам не пришла девочка на стажировку. Мы полдня с ней мило беседовали, дошло время до обеда, я ей предложила пойти поесть, но она отказалась. Я спросила, почему, а она сказала, что не ест мяса, тогда я спросила, с чем это связано, она сказала, что ее религия этого не позволяет. Я поинтересовалась, что это за религия? Она сказала, что во всех Священных Писаниях религия не позволяет есть мясо, но не сказала какой религии придерживается. Сказала только одно: «Бог один». Я поняла, что она очень религиозная, но в тоже время вполне адекватная, не зацикленная и очень интересная личность.

Сами по себе разговоры о Боге меня не раздражают, если они ненавязчивые. Когда человек может принять мою точку зрения и не навязывать свою, тогда и я буду внимательна к его мнению и смогу принимать его точку зрения.

На почве религии конфликтов не было. Были просто непонимания, или разговор завершался, не доходя до конфликта.

Говорить с сотрудниками о религии… Даже не знаю. Это зависит от человека, с которым ведется диалог: если он очень религиозный, то не стоит, он не поймет меня, а я – его. Так как его разум будет затуманен тем, что его религия ему диктует.

Думаю, на карьеру религиозность влияет, хотя это зависит от сферы деятельности. Многие религии, к примеру, запрещают работу в определенный период времени дня, что может мешать рабочему плану. Или религия может противоречить определенной работе. Так что надо подбирать роботу и по возможностям человека, и по уму, и по вере, чтобы совмещать жизнь, веру и отдых.

Отец Андрей: «В сложившейся ситуации важно воспитать в себе уважение к чужим традициям и чужой вере»

В нашем глобализованном и продолжающем глобализоваться мире мы всю жизнь будем соприкасаться с носителями разных традиций. Например, сикх может мыть посуду в ресторане, где шеф-повар – иудей. Православный дальнобойщик может иметь напарника пятидесятника. Это совершенно новые вызовы времени, ведь столетиями люди жили в моноэтничной и монокультурной среде.

Сейчас люди индифферентны, космополитичны и не помнят о своих корнях. В сложившейся ситуации важно воспитать в себе уважение к чужим традициям и чужой вере. Это – непременный фактор мирного сосуществования.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Какой из нас «свет миру»? Часть І. Как работается с верующими — отзывы сотрудников

Мы спросили у людей разных профессий, возрастов и взглядов, как им работается с православными. А ответы попросили прокомментировать известного миссионера и проповедника протоиерея Андрея Ткачева. 



Рубрики: Публікації | Інтерв’ю |

2397 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru