Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Православний погляд



Как я учился памяти смертной
30 April 2012 16:01
Артемий Слезкин

Даждь ми, Господи,.. память смертную.

Из вечерней молитвы свт. Иоанна Златоустого

Смерть человека – великое и страшное таинство. Кем бы ты ни был – царем, президентом, звездой шоу-бизнеса, поэтом, уборщицей, конец один: гроб, могила, памятник, оградка. Люди, не верующие в Бога и, соответственно, в свое бессмертие, – самые несчастные люди на свете. Разве можно быть по-настоящему счастливым, если ты знаешь, что смерть отберет у тебя все, к чему ты был так привязан на земле, что со смертью окончится твое бытие и наступит – небытие. Страшно умирать безбожнику, атеисту, «агностику», то есть человеку, подвергающему сомнению все, в том числе существование Бога и загробной жизни.

Мы, православные христиане, веруем и в Бога, и в то, что личность человека неуничтожима, что жизнь продолжается и после смерти, только в новой форме бытия. Как же мы будем жить Там – хорошо или плохо, радостно или скорбно, зависит от того, как мы проживем эту нашу, земную жизнь. Это всем христианам понятно.

Все святые отцы в один голос увещевают нас приобрести память смертную, то есть постоянное памятование о своем исходе из этой жизни. Не буду здесь писать от себя, а приведу высказывания святых отцов и священников об этой памяти смертной.

Память смертная – зачем она нужна?

Один из египетских старцев встретил толпу, которая следовала за разбойником, ведомым на казнь. В этой толпе он увидел одного инока: «Зачем ты идешь с ними? – спросил старец инока. – Разве тебе доставит удовольствие видеть мучения казнимого?» «Нет, святой отец, – отвечал инок, – но я не имею памяти смертной и надеюсь, что, видя муки и смерть осужденного, я приобрету и память смертную».

Все святые и подвижники благочестия искали этой памяти и старались пользоваться всеми средствами, чтобы укрепить ее в себе.

Память о смерти, как и все другие добродетели, есть Божий дар душе, и усвоение ее есть великое приобретение для христианина. Насколько важна для нас память о смерти, говорят следующие слова преподобного Исихия Иерусалимского: «При непрестанной памяти о смерти в нас рождаются отложение всех забот и сует, хранение ума, непрестанная молитва, бесстрастие телесное и омерзение ко греху».

А преподобный Исаак Сириянин пишет: «Первая мысль, которая, по Божию человеколюбию, западает в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая в сердце мысль об исходе сего естества. За этим помыслом естественно следует презрение к миру, и так начинается в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни».

О том же пишет и о. Александр Ельчанинов: «Многое облегчилось бы для нас в жизни, многое стало бы на свое место, если бы мы почаще представляли себе всю мимолетность нашей жизни, полную возможность для нас смерти хоть сегодня. Тогда сами собой ушли бы все мелкие горести и многие пустяки, нас занимающие, и большее место заняли бы вещи первостепенные. Как мы жалки в нашей успокоенности этой жизнью! Хрупкий островок нашего "нормального" существования будет без остатка размыт в загробных мирах. Нельзя жить истинной и достойной жизнью здесь, не готовясь к смерти, не имея постоянно в душе мысли о смерти – о жизни вечной».

Схиархимандрит Софроний так пишет о развитии в душе памяти о смерти: «Начинается смертная память с переживания краткости нашего земного существования; то ослабляясь, она по временам переходит в глубокое ощущение всего земного тленным и преходящим, изменяя тем самым отношение человека ко всему в мире; все, что не пребывает вечно, обесценивается в сознании, и появляется чувство бессмысленности всех стяжаний на земле».

Однако по отношению к смерти можно наблюдать иногда бесстрашие и у тех, кто не верит в Бога. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объясняет это тем, что всякий человек, не сознавая того, чувствует бессмертие своей души и поэтому подсознательно не считает смерть реальностью.

В литературе есть указание, что у одного старца память смертная была настолько развита, что он, когда отворялась дверь его келии, смотрел, не входит ли к нему ангел смерти.

Как же стяжать память смертную?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) перечисляет для этого такие средства: «Полезно возбуждать в себе воспоминание о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассматриванием и обновлением в памяти различных современных смертей, слышанных и виденных нами».

Прогулка по кладбищу

Теперь, процитировав отцов, хотелось бы поразмышлять самому. Лично я периодически приезжаю на городское кладбище 5-го километра (г. Севастополь) и люблю подолгу гулять там. Вот прекрасное средство задуматься о своей собственной смерти. Когда идешь по аллейкам и дорожкам кладбища, невольно рассматриваешь надгробия, лица, даты начала жизни и ухода в вечность. Сколько на кладбище молодых людей покоится! Сколь много таких, кто младше меня. И, вот, я жив, а они…

Думаешь: «Почему Господь призвал к Себе вот этого паренька, ту девушку или вон ту молодую супружескую пару?» Нет ответа. Неизвестны нам суды Божии. Нам кажется, что большое счастье человеку, если он дожил до глубокой старости. Вот мол, большую жизнь прожил, многое повидал. Но когда умирает или погибает молодой, особенно, если это твой родственник или близкий друг, хочется бросить Богу: «За что!?» Однако вправе ли мы так вопрошать Господа? Он лучше нас знает, когда и как забрать человека. Возможно, именно в этом возрасте, в 25, 30 лет человек находится на пике своей духовной и нравственной жизни. И поживи он подольше, к такому состоянию он уже не придет, начнется спад. Господь же, желая человеку спасения, забирает его именно в этот момент.

Ин суд Божий, ин суд человеческий. Не знаем мы судов Божиих. Поэтому и стремлюсь я сюда, на кладбище. Меня не угнетают, как может кому-то показаться, такие прогулки. Напротив, после них я приезжаю просветленный, с думами о вечном, о своей смерти. Когда-то она наступит. Все ли успею сделать, завершить на земле, чтобы «не краснеть» перед лицом Божиим? Хотя «краснеть» придется все равно, потому что все хорошее, что делаю одной рукой, разрушаю другой рукой – гордыней, тщеславием, славолюбием. Одна надежда – на милость и милосердие Божие.

Не каждый поедет на кладбище только ради размышлений о смерти. К счастью, если присмотреться, то многое в нашей жизни напоминает нам о последнем исходе. Самое явное – это ежедневные сообщения о чьих-то смертях.

Время перед засыпанием

Если посмотреть вокруг себя, проанализировать свою жизнь, то в ней много найдется напоминаний о «последняя твоя». Вот, например, приготовление ко сну. Перед отправкой в постель я иду в ванну, принимаю душ, чищу зубы, умываюсь. Потом молюсь, раздеваюсь, ложусь в постель, накрываюсь одеялом, какое-то время лежу, размышляя, и… засыпаю. Во время сна я не контролирую свое сознание. Утром просыпаюсь и включаюсь в обычные бытовые и рабочие процессы.

Картина, знакомая всем, не так ли? А если посмотреть глубже, что можно увидеть? Что мои вечерние приготовления ко сну – образ приготовлений к смерти. Вот, зачем я моюсь под душем? Чтобы смыть с тела пот и грязь прошедшего дня. Хочется чистым, свежим лечь в постель. Но так же будут в последний раз обмывать мое бездыханное тело, чтобы положить его во гроб.

Неприятные мысли? Хорошо, поговорим об обмывании тела в переносном значении. Так же, как наше тело нуждается в обмывании, бессмертная душа тем паче нуждается в очищении. Очищении от греха, то есть – в покаянии. Что тело? Обмоют его, оденут, положат во гроб, закопают. А душа – она же ведь жительница Неба! Она пойдет к Небесному своему Отцу – Богу. Господь Иисус Христос для души – Небесный Жених, а душа – невеста. Но разве выйдет невеста встречать своего жениха грязной, дурно пахнущей, всклокоченной, неопрятно одетой? Абсурд. Так почему мы не очищаем свою душу, грязную, вонючую, пропахшую смертными, нераскаянными грехами, – не очищаем покаянием, раскаянием пред лицом Божиим? Как можно войти в чертоги Царские, в Царство Небесное, совершенно не будучи готовым к нему?

Вот о чем я думаю, моясь в душе. Даже само слово – «душ» созвучно слову «душа». Так ли чиста моя душа? Готова ли она сегодня ночью предстать пред своим Создателем? Не отвернется ли Он от нее, увидев ее не в брачных одеждах? Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». Страшно, если застанет Он меня неготовым к встрече с Ним. Потому и спешу я к иконам, спешу принести покаянные молитвы перед сном, покаяться в том, что греховного совершил за прошедший день, возблагодарить Спасителя за все милости и щедроты, что Он послал мне сегодня. С этим и спать нужно лечь – с мыслью о Боге и, возможно, очень скорой встрече с Ним – «лицом к лицу».

Ложусь в постель, накрываюсь одеялом. Какое ежедневное напоминание о смерти! Если представить, что постель – это могила, а одеяло – земля, которой будет покрыт мой гроб.

Вижу уже лицо атеиста, когда ему предложат такое сравнение! Ужас! «Это какая-то патология!» Вовсе нет, мой атеистичный друг. Думы о смерти страшат тебя, потому что со смертью ты потеряешь все, что имело для тебя смысл – материальные блага, привязанности, ценности. А для меня лично одна Ценность – Христос. Каждый вечер, ложась в постель, я прошу Господа принять в руки душу мою. Когда я засну, то уже не смогу контролировать свое тело. Да, пока душа в теле, я буду жить. А если Господу будет угодно взять мою душу из тела? Всегда есть страх, что это произойдет этой ночью. Потому и прошу я Владыку: «Ты же мя благослови, ты мя помилуй и живот (жизнь) вечный даруй ми. Аминь».

Где гарантия, что я проснусь утром? Такой гарантии никто дать не может. Но на утро нужно также смотреть в разрезе жизни вечной: утро – это начало нового дня, Утро Воскресения – это начало новой, бесконечной жизни. Дай Бог, чтобы это утро встретило меня во Царствии Твоем!

Жизнь длиною в день

Если внимательно присмотреться к нашей повседневной жизни, к вещам и событиям, нас окружающим, то можно увидеть многое, духовно полезное нам, насажденное заботливой рукою Господа нашего.

По моим наблюдениям, начинающийся с утра день можно сравнить со всей нашей жизнью. Жизнь начинается с рождения. День начинается с утра, когда мы просыпаемся, словно выходим из утробы ночи. Проснулись, встали с кровати, пошли умываться, приветствуя близких людей «Доброе утро!». Первые шаги, первые слова малыша.

Потом – разбегаемся по делам: кто-то идет в садик, кто-то – в школу, институт, кто-то – на работу, а кто-то – просто гулять с собакой. День набирает силу. Человек подрос, набрался сил, он уже может приносить людям какую-то пользу. Прошла пора отрочества, начинается молодость.

Обед. Вот уже день перевалил за полдень. «Макушка» дня. Есть время пообедать, немного передохнуть, позвонить близким и справиться об их делах. «Макушка» жизни, зрелость. За плечами – годы учебы, теперь – активная фаза жизни, время труда и забот, время создания и развития семьи, налаживания прочных отношений с людьми. Дружба, привязанность, проверенная годами.

15, 16, 17 часов. День, миновав «горку», начинает потихоньку «спускаться» вниз. Нарастает утомление, уже хочется домой. Доделываем то, что нельзя оставить на завтра. Дописываем, доделываем отчеты. У школьников – домашние уроки. Снова надо идти гулять с собакой. Зрелость входит в завершающую стадию: 40, 47, 53 года. Накоплен богатый опыт. Все больше плодов активной жизненной фазы: есть сладкие, есть и горькие, о которых не хочется думать. Дети выросли. Разводы сменились более крепкими отношениями в новых семьях. Перебесились. Внуки и внучки уже на агукают, а учатся говорить «мама». Радость от сознания своей «состоявшести» как личность, как специалист, как глава семейства. Опыт, опыт.

Вечереет. Солнышко потихоньку, шаг за шагом, покидает лучезарное небо. Прохлада сменяет зной дня. 18, 19 часов. Снова вся семья в сборе. Дети наперебой рассказывают, что узнали, увидели сегодня. Жена делится впечатлениями о новом начальнике. Умиротворение ужина. Посуду помою завтра. Расслабление на диване перед телевизором. «Вконтакте» – самое время хорошо «посидеть». Свободные от обязанностей минуты. Интересная книга. Скоро – в постель. Скоро – старость. Волосы поседели. Лицо украсили морщины прожитых лет. Справили 70-летие. Похоронили родителей. Дни мелькают за окном «поезда», несущего нас в темноту ночи. А жить так хочется! Кажется, только сейчас и начал жить. Но кто нас зовет к себе? Бог? Но Ему не было места в вагончиках 30, 40, 50-летия. Куда Он зовет? В вечность? Не-е-ет, у меня есть еще чуть-чуть времени пожить, подержаться за землю.

Небо позолочено мириадами звезд. Уже довольно поздно. Дети давно спят. Мы еще можем посмотреть телик, лежа в постели. Вечерние туалеты закончены, истома, покой. Сказывается накопленная за день усталость. Чуть-чуть почитаю книжку, это как ритуал, без этого не будет сна. Примета? Возможно, она выработалась за годы «тренировок». Щелчок выключателя. Темнота разлилась по комнате. Еще немного подумаю, помечтаю. Когда засну? Не знаю, каждый раз это происходит по-разному. Завтра нужно срочно… обязательно… непременно... Как встану, сразу займусь. Встану ли? Глубокая старость разлилась по венам, артериям, мышцам, органам. Все, что может болеть, болит. Но жить, ой, как хочется! Смерть? Не нужна мне, хочу жить! Что, она уже пришла и стоит за дверью? А может, это Христос стоит и стучит? Кто меня теперь спасет от смерти? Пожалуй, надо покреститься. Надо причаститься, хоть напоследок. Хуже, говорят, не будет. 75, 77, 80. Да, пожил, слава Богу! Но неужели все так просто закончится? Не верю, не верю. Хочу жить вечно! Хочу жить! Жить, Господи!

Гуляя по  тропкам Эдемского сада…

Что приходит на ум, когда размышляешь о смерти? Вот я лежу на смертном одре. Наступает смерть. Душа выходит из тела. При этом душа – это я сам, со всеми моими мыслями и чувствами. Душа – это моя неучтожимая личность. И она жива, как никогда. Приходят два Ангела, чтобы отнести меня к Престолу Христа Спасителя, дабы я поклонился Ему. Мытарства. Да-да, обо всем этом я много думал. Но что ПОТОМ? ПОТОМ, после определения Божия? Ад или рай – вот что будет ПОТОМ. Хочется в рай, но пустят ли меня туда мои грехи и страсти, неизлеченные покаянной жизнью?

Допустим, подарено мне райское блаженство. Каково оно, как представить? По учению нашей Церкви, в Царстве Небесном душа имеет возможность лицом к лицу общаться с Самим Господом, с Ангелами Его, со святыми людьми. Точно же, как Там будет, мы, живя на земле, не знаем. Хорошо об этом сказал апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). И еще сказал апостол о Том мире: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13, 12).

Но что мешает нам возделывать Царство Небесное в душе уже сейчас, пока мы на земле? Не зря же сказал Господь: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Скажете: трудно, ибо мы телесны. Но ведь и тело может нам помогать приобретению душой рая! Как? Вот мои наблюдения.

Каждый день мы встречам людей. Дома нас окружают наши домашние, близкие люди. На улице каждый день мы видим сотни людей, спешащих по своим делам. Среди них есть наши знакомые, но большинство – нам не знакомо. Так почему бы не представить, что мы – в Эдеме, в раю, и что все окружающие нас люди – суть Ангелы и святые Божии человеки?

«Абсурд, – скажет кто-то, – нам до святых, как до…» Я не говорю, что встречающиеся нам люди – святы. Говорю о другом – попробуем относиться к ним, как ко святым, как к Ангелам. А это не так сложно. Ведь в абсолютно каждом человеке есть душа, она вложена в него Богом. Душа же создана для вечного блаженства, для Царствия Небесного. Да, люди своими грехами, злыми поступками и словами, своей ненавистью и жестокостью делают душу грязной. Но она ведь есть, никуда не исчезает. Все равно, что-то хорошее, да есть в душе человека.

Давайте же видеть в людях только хорошее и закрывать глаза на плохое. Ведь никто не сомневается, что Ангелы святы и люди, очистившие себя от греха силою Божией, люди, возлюбившие Христа более жизни – святы. И вот мы, представляя себе рай, можем, должны видеть во встречающихся нам людях только хорошее, светлое, приятное. И не просто видеть, а попытаться полюбить людей. Точнее, относиться к ним с любовью. Ведь Царство Небесное – это Царство любви, ибо Сам Бог – Царь Небесный, есть любовь. Если иметь такое внутренне устроение, внутреннюю ориентацию на любовь к ближним, то, думаю, со временем Господь даст душе почувствовать отблеск райского блаженства, пока ты находишься еще в теле. Вот к чему нужно стремиться!

Любовь – великая движущая сила. Если созидать ее в себе, развивать добрые качества своей души, видя в каждом приходящем человеке торжество добра, то земная жизнь может наполниться светом, радостью, счастьем. Великое счастье – любить других. Деятельно любить, конечно. Это значит, что все свои силы, все время, все способности и таланты нужно отдать на благо любимых, то есть других людей, наших близких и ближних. Будем же видеть во всех людях Ангелов и святых, будем созидать в душе любовь к ним, будем искать в себе Царство Небесное. И когда наступит минута нашей смерти, покинем тело с упованием, что душа переселиться в те обители, какие она уже возделала в себе!

Польза памяти смертной в практической жизни

Память смертная хороша тем, что мобилизует все силы человека, как душевные, так и телесные, на подготовку к вечности. Размышляя о смерти: о моменте отделения души от тела, о первых часах пребывания в новом, духовном мире, о встрече с ангелами и бесами, о мытарствах,  и, наконец, об ответе за прожитое, который придется держать пред лицом Божиим, - человек будет стараться так менять свою жизнь, чтобы исполнить заповеди Божии, творить волю Его, чтобы спастись милостью Божией.

Что есть существование человека на земле? Мы говорим – жизнь. Однако замечу, что можно назвать ее по-другому: жизнь – это процесс умирания. С каждым прожитым годом человек стареет. С каждый годом он приближает к неминуемой развязке – смерти. Только подавляющее большинство людей не задумываются об этом: они просто живут и радуются жизни. Я вовсе не против этой радости. Просто иногда надо задумываться, что рука об руку с жизнью идет смерть, что мы не только живем – мы потихоньку, шаг за шагом, умираем. Отмирают клетки мозга и других органов, ухудшаются их функции. Мы стареем. Особенно это ощущается, когда приближаешься к 5-му десятку жизни. Уже не так гибко и подвижно тело. Кое-что становится делать тяжелее, чем раньше. О людях пожилых и говорить не приходится – у них уже маячит на горизонте финиш.

Дни скоротечны: тороплюсь жить!

Когда человек рождается, его ставят «на счетчик». Этот «счетчик» у каждого человека заведен на определенное число лет, месяцев, дней, часов жизни. Никто не знает, сколько он или она проживет. Мысли о «счетчике» приходят ко мне вечером, когда я лежу в постели, готовый ко сну. Лежу и думаю: «Вот еще один день прошел. Отщелкал. Проснусь ли завтра? А если проснусь, опять день пройдет незаметно, в делах и хлопотах». Утром просыпаюсь и – все по кругу. Как быстро бегут дни! Но ведь из этих «быстрых» дней складываются месяцы и годы. И вот, на очередном своем дне рождении думаешь: «Ого, тебе уже 39! Как быстро летит время!»

В том-то и дело, что быстро. Жизнь человеческая вообще скоротечна. Тем более, не всем суждено дожить до старости. Кого-то собьет насмерть машина, кто-то утонет, кто-то окажется в эпицентре землетрясения, кто-то…

Так как же нужно жить!? Уверен: нужно так жить, чтобы каждый прожитый, «отщелкнутый» день не пропал для вечности. В этом очень помогает память смертная, которой посвящено это мое большое эссе. Нужно, как мне кажется, торопиться жить – но не в том ключе, чтобы «брать от жизни все», а наоборот, – чтобы как можно больше отдавать. Нужно думать о том, как и кому сегодня помочь, кому подать милостыню, кого утешить,  кому протянуть руку. Даже если не удастся сегодня преуспеть в этом, то нужно просто честно выполнять свою работу, никого не обманывая и не огорчая. В идеале, конечно, молиться. Хоть кратко: «Господи, помилуй», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

Думаю, что день, дарованный нам Богом, нужно и посвятить Ему. Наполнить этот день добрыми делами, делами любви и милосердия, чтобы, когда ты готовишься ко сну вечером, совесть никак не укоряла бы тебя, душа была мирной и спокойной: я сделал сегодня все, чтобы еще на шажок приблизиться к Богу. Ведь милостивый Господь каждый день посылает нам возможность послужить Ему и ближним. Необходимо только осознавать это, видеть на себе руку Божию, ведущую тебя ко спасению. Бывает, увидел случайно на улице бабушку или дедушку, просящего подаяние. Подай, не скупись! Не засоряй голову бесовскими мыслями: «На водку просит…» или «…у него доход больше моего». Не знаем мы: может, это Сама Царица Небесная просит, или Сам Спаситель Христос, испытуя наше сердце.

Если оглянуться вокруг, а не замыкаться только на себе, любимом, всегда найдется человек, которому мы можем сегодня быть полезным. Наше счастье, если встретится нам СЕГОДНЯ такой человек. Это милость Божия к нам, милость, ибо, благоделая ближнему, мы уподобляемся Самому Благодавцу Христу. А Он никогда не оставит тех, кто искренне к Нему тянулся, искал Его.

Божий день всех уравнивает

Еще одна мысль: несмотря на то, что все люди разные, имеют разные привычки, привязанности, чувства, день Божий всех уравнивает. Утро наступает для всех – и для добрых, и для злых. Солнышко согревает всех, всем посылает свои лучи. Перед лицом этого дневного света все люди находятся в равных условиях. Но, имея свободную волю, каждый решает для себя сам, как провести этот день. Кто-то – честно трудится, а кто-то – предается лени. Кто-то приносит людям пользу, а кто-то полдня сидит в баре-наливайке. Возможности у всех равны, время для всех одинаково, только кто-то ищет, кому дать, а кто-то ищет – как бы взять, как бы потешить себя.

Увы! Многие люди просто не понимают, зачем живут, в чем состоит смысл этой жизни. Вот и предаются пьянству, распутству, пустому прожиганию драгоценного времени жизни. Только вера в Господа, только жизнь по духу дает человеку видимые ориентиры его жизни,  дает нужный импульс. Давайте же поспешим к ближним нашим, чтобы через служение им послужить нашему Господу. Будем проводить время жизни в трезвении, в борьбе с грехами и страстями, в доброделании.

Дни скоротечны! Смерть близка! Поторопимся же жить – жить ради других, ради Бога. И да сподобимся, проживя жизнь в согласии со своей совестью, войти в вечную радость Царствия Небесного!


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Как я учился памяти смертной

Когда человек рождается, его ставят «на счетчик». Этот «счетчик» у каждого человека заведен на определенное число лет, месяцев, дней, часов жизни. Прошел еще один день...



Рубрики: Публікації | Православний погляд |

2834 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Молодь у Церкві
25 September 2007

Наши корни
21 January 2008




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru