Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство



Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
07 December 2012 16:59

Международная научная конференция «Актуальные проблемы преподавания религиоведческих и религиозных дисциплин в высшем учебном заведении» состоялась 3 декабря в Киевском институте религиозных наук имени Фомы Аквинского. Ее организаторами выступили Киевская духовная академия, Украинская ассоциация религиоведов, Национальный педагогический университет им. Н.П.Драгоманова и другие украинские вузы.

Открыл конференцию своим вступительным словом вице-директор Института религиозных наук отец Петр Балог.

Сегодня мы видим намного больше вопросов, чем ответов на них

Затем участников приветствовал управляющий делами УПЦ, ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний. «Тема конференции очень актуальна, — сказал владыка. — Ныне уже преодолено отделение богословия от общего научного контекста, которое было искусственно создано в годы государственного атеизма. Церковь пытается нести евангельское свидетельство в вузах».

Архиепископ Антоний очертил круг основных проблем, которые возникли в связи с вхождением теологии в образовательное пространство Украины. Как будут взаимодействовать система духовных учебных заведений с новосозданными теологическими факультетами? Возможно ли преподавание теологии по конфессиональному признаку в светском государстве? Как преодолеть конфронтацию и противоречия между религиоведением и теологией?

«Нужно признать, — подытожил архиепископ Антоний, — что сегодня мы видим намного больше вопросов, чем ответов на них».

Отсутствие богословского прорыва в XX столетии — это следствие методологического перекоса в богословии

Проблематику, заявленную выступлением ректора Киевских духовных школ, дополнил глава Учебного комитета УПЦ, проректор КДА по учебной работе епископ Ирпенский Климент.

«Богословие является абсолютно уникальной областью человеческого знания. Его основание всеми точками опоры укреплено в Откровении. Если отойти от абстрактных суждений и сосредоточиться на конфессиональной модели богословия, которая предлагается нам сегодня со стороны государства, становятся невозможными любые проявления богословского релятивизма, — заявил владыка. — И в случае, когда богословие не соответствует своему высокому призванию, а попытка богословствования не коррелирует с единой божественной истиной, оно становится ересью, а автор такого учения — еретиком».

Епископ Климент напомнил, что помимо интеллектуального метода изучения богословия существует еще и опытный, осуществляющийся посредством молитвы и сопричастности таинственной жизни Церкви. Эти пути не исключают, а взаимодополняют другу друга, способствуя формированию цельного знания.

«Редукция богословия до сферы знания о трансцендентном Боге, парадоксально полученных путем логических доводов, является важнейшей причиной утраты христианством своих социальных позиций», — отметил архиепископ Климент. И добавил, что «отсутствие богословского прорыва в XX столетии — это следствие методологического перекоса в богословии, привычки говорить о Боге, без стремления жить с Богом». По его мнению, если не создать необходимых условий  для получения опыта богообщения, идея создания теологических факультетов может оказаться мертворожденной. Владыка указал на неэффективность создания прямой конкуренции церковным учебным заведениям, предложив светским вузам сосредоточиться на подготовке преподавателей, специалистов церковных СМИ, социальных работников, капелланов и т. п.

Преподавание религиозных дисциплин должно давать лишь нейтральную информацию

Бывший директор института церковно-государственных отношений Бейлорского университета (Техас, США) Девис Дерек рассказал о международном опыте в сфере религиозного образования и проблемах его имплементации в разных странах мира. Акцентируя на приоритете демократического развития общества, американский гость заявил, что в постсоветских странах, и на Украине в частности, невозможно сохранить доминироване православия. Он привел в пример США, в которых изначально было 95% протестантов, а сейчас их не более 50%. Ссылаясь на международный опыт, Девис Дерек выразил убежденность в том, что преподавание религиозных дисциплин должно давать лишь нейтральную информацию и не пропагандировать определенную конфессию.

Преподавание религиоведения должно рассматриваться в двух аспектах: теоретическом и практическом

Профессор института философии им.Г.Сковороды Людмила Филипович считает, что религиозные знания очень востребованы современным обществом. В то же время, до сих пор в Украине нет учебников и хрестоматий по религиоведению, отсутствуют единая программа преподавания и тематический план. Людмила Филиппович отметила, что преподавание религиоведения должно рассматриваться в двух аспектах: теоретическом и практическом. Первое осуществляется преподавателями, второе — носителями веры.

Ни одна из Поместных Церквей не имеет такой системы духовного образования, какая была в дореволюционной Российской империи

Проректор по научной работе КДА Владимир Бурега рассказал об опыте работы богословских факультетов в государственных университетах Поместных Православных Церквей Европы.  

«Ни одна из Поместных Церквей не имеет такой системы духовного образования, какая была в дореволюционной Российской империи. Греция, Болгария, Сербия и другие страны пошли по иному пути — создания богословских факультетов в государственных университетах», — сообщил Владимир Бурега. Эти факультеты полностью интегрированы в систему государственного образования, при этом учебный процесс там чаще всего непосредственно контролируется Церковью.

В университете теологи могут обеспечить существование теологического нарратива о теологии

Модератор встречи, доктор философских наук, профессор кафедры культурологи НПУ им.Н.П.Драгоманова Юрий Черноморец, поделился своими размышлениями по поводу взаимодействия духовного и светского образования. «Чем больше я размышляю над вопросом, «каким образом возможна православная теология в университете?», тем сложнее  мне представляется сочетание именно православного богословия и современного университета», — рассказал Юрий Черноморец. Причину этого он видит в самом понятии православного богословия. Согласно преподобному Максиму Исповеднику, теология — это единство веры, практики, теории и мистики. По мнению Юрия Черноморца, четыре элемента теологии — это четыре этапа духовной жизни монаха и поэтому формирование теологов в университете практически не возможно.

В то же время, теология может присутствовать в университете, считает докладчик. «В университете теологи могут обеспечить существование теологического нарратива о теологии. То есть, теологи могут рассказывать о собственном предмет занятий, но в рамках научного нарратива, научного жанра и даже энциклопедического обобщения», — считает Юрий Черноморец.

Его коллега по университету, доцент кафедры культурологи НПУ им. Н. П. Драгоманова Виталий Хромец, высказал более пессимистичный взгляд на перспективу подготовки теологов в системе государственного образования. По его мнению, основной заказчик таких специалистов — Церковь, которая уже имеет выстроенную систему духовного образования. «Если не будет социального церковного заказа на подготовку теологов в светских учебных заведениях, следует констатировать, что такой проект обречен на провал», — убежден Виталий Хромец.

Возврат теологии в университет является прямой обязанностью теологов

Католический философов и богослов Андрей Баумейстер, автор ряда книг о Фоме Аквинском, подчеркнул, что для католического богословия естественным место для развития является именно университет. Но университет не как бездушная машина по передаче знаний, а как братство преподавателей и учеников, объединенное вокруг общих духовных ценностей. Протестантский богослов и философ Анатолий Денисенко обратил внимание на тот факт, что все мы живем в эпоху, когда человечество больше не верит во всесилие разума и науки. В этих условиях возвращение теологии в научный и общественный дискурсы является не только возможным для теологов. Возврат теологии в университет является прямой обязанностью теологов, а другие науки не имеют легитимных аргументов против такого открытости университета к теологическим знаниям, к религиозному опыту, к духовным ценностям традиции.

В конференции также приняли участие первый проректор КДА протоиерей Сергий Ющик, профессор Тульского государственного педагогического университета Елена Мирошникова, доцент кафедры философии и религиоведения Национального университета Киево-Могилянская академия Александр Сарапин, ректор Украинской Евангельской семинарии богословия Иван Русин, другие украинские и зарубежные философы, религиеведы, богословы.

Несмотря на то, что проведенная дискуссия не дала готовых ответов на поставленные вопросы и выявленные проблемы, ее значение состоит именно в открытом диалоге между представителями светской и церковной науки. Это общение дает надежду на успешное преодоление препятствий на пути включения теологии в образовательное пространство Украины. Причем есть все шансы, что присутствие теологии в университете будет определяться в диалоге богословов и ученых, будет оптимальным для Церкви, соответствующим православной традиции.

 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?
 Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?

Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Как преодолеть конфронтацию между религиоведением и теологией?

Богословы и теологи обсудили будущее теологии в светских вузах. (ФОТОРЕПОРТАЖ)



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

1424 переглядів / Коментарів: 1

Теги: Митрополит Антоний (Паканич) |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Тут вопрос нужно поставить

Тут вопрос нужно поставить шире и объемней. Поставить, что и говорится с ног наголову: а нужно ли вообще преодолевать эту конфронтацию? Ведь из конфронтации науки с религией, теологии и философии, с личных богословский и научных прозрений и вырос весь нынешний научно технический прогресс, и духовный тоже. Ведь для исследования древних манускриптов, древних реликвий и артефактов верующие прибегают к ученым(радио углеродный анализ и др); а ученые, если их придавит безысходность и мрак бытия, часто бегут к «свету лампады» к религии и церкви. Если(не дай Бог случись такое!) борьба, соперничество, противостояние умов верующих и ученых хоть на какой то год прекратилось, мы бы вошли в состояние предсказываемый ламами «нулевой полосы», а это, уж извините, будет сущий тебе конец света, энтропия предсказываемый ламами. Вот, какие тектонические глубины нужно смотреть. Тут возьмем на вооружение тяжелую историческую артиллерию… президент Российской Академии наук времен Екатерины Великой, графиня Дашкова сказала по нашей теме очень кратко, но и очень ясно: «Если нация мыслит одинаково - это тревожный симптом, свидетельствующий, что нация уже вообще не мыслит!»

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru