Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Православний погляд

4 фото

1

2

3

4


История Грузинской Православной Церкви (ОБНОВЛЕНО)
25 July 2011 14:15
Олег Карпенко

На Кавказе, между Черным и Каспийским морями, расположена страна древнейшей истории и культуры — Грузия. Красота грузинской природы, самобытность грузинского искусства и неповторимый колорит грузинского характера восхищали великих поэтов и знаменитых путешественников. В то же время это одна из древнейших христианских стран мира, которую невозможно себе представить без святого Православия.

На протяжении всей своей истории Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только поработить страну, но и искоренить в ней христианство. Множество завоевателей были близки к тому, чтобы уничтожить православную Иверию. Но христолюбивый грузинский народ отстоял свою родину и сохранил правую веру. Грузия и ныне является одним из форпостов Православия в современном мире.

Удел Пресвятой Богородицы

Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божией Матери. Согласно церковному преданию, после Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился апостол Андрей Первозванный, который взял с собой образ Богородицы.

Святой апостол шел в ту страну, которая хранила великую ветхозаветную святыню — мантию пророка Илии. Туда ее принесли евреи, гонимые вавилонским царем Навуходоносором. Кроме того, в Грузии находилась и величайшая христианская святыня — нешвенный хитон Господа нашего Иисуса Христа, который привез в Мцхет, древнюю столицу Грузии, присутствовавший при распятии местный житель, еврей Элиоз.

В апостольские времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточногрузинское Картли (по-гречески Иверия) и западногрузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии.

В городе Ацкури (возле современного Ахалцихе) по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять святое Крещение. Апостол Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе.

В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла еще одного апостола, святого Матфия, он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Кроме того, древнейшие источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея.

Крещение Иверии

Проповедь святых апостолов не прошла бесследно. В Грузии появились первые христианские общины и церкви. Интересен тот факт, что в творениях святого Иринея Лионского (II в.) среди христианских народов уже упоминаются иверы (грузины).

Однако массовое крещение грузин состоялось лишь в начале IV века благодаря проповеди святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Родом из Каппадокии, родственница великомученика Георгия, святая Нина прибыла из Иерусалима во исполнение воли Пресвятой Богородицы.

Проповедница обратила на себя внимание народа святостью жизни, а также многими чудесами, в частности исцелением царицы от болезни. Когда же царь Мириан, подвергшись опасности на охоте, был спасен после молитвы христианскому Богу, то, благополучно вернувшись домой, принял христианство со всем своим домом и сам сделался проповедником учения Христова среди своего народа.

В 326 г. христианство в Грузии было провозглашено государственной религией. Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете, и по совету святой Нины отправил послов к святому Константину Великому с просьбой прислать епископа и клир. Посланный святым Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин.

До приезда духовных лиц в Мцхете — там, где хранился хитон Господень, уже началось строительство церкви. Это место и поныне является центром духовной жизни грузинского народа. Здесь находится кафедральный храм в честь Двенадцати апостолов — “Светицховели” (“Живоносный Столп”).

Много на поприще христианизации страны потрудился и преемник прославленного во святых царя Мириана — царь Бакар (342–364). При нем богослужебные книги были переведены на грузинский язык.

Начиная с этого времени, грузины стали верными последователями Христа и всегда непоколебимо защищали православное учение. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский замечает, что “иверы есть христиане, и правила веры соблюдают лучше, чем все, кого мы знаем”.

В борьбе за Православие

Грузия достигла своего могущества в V в. при царе Вахтанге I Горгосали, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет. Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V в. Мцхетский храм.

С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сагдухт, вдовы царя Арчила I, в 440 г. впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета.

Первоначально Грузинская Церковь находилась в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в., согласно утвердившемуся мнению, она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих и то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. (Католикос — греч. “всеобщий”, указывает на то, что юрисдикция Грузинской Церкви распространяется не только на пределы Грузии, но и на всех грузин, где бы они ни проживали. — Ред.)

Со времен принятия христианства грузинскому народу на протяжении веков приходилось почти постоянно бороться против внешних врагов, которые вместе с завоеванием страны старались уничтожить и христианскую религию. В тяжелейшей борьбе грузинский народ смог сохранить государственность и защитить Православие. На протяжении веков борьба за государственность отождествлялась с борьбой за Православие. За веру Христову здесь приняли мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и мирян.

Мировая история не знает такого примера самопожертвования, какой показали жители столицы Грузии Тбилиси в 1227 г., когда одновременно 100 тыс. человек — мужчины, дети и старики, — отказавшись выполнить приказ хорезм-шаха Джалал-эд-дина — осквернить иконы, положенные на мосту, приняли мученический венец.

В горниле испытаний только укреплялись вера и мужество грузинского народа. Расцвет христианской Иверии принесло правление богобоязненного царя Давида IV (ок. 1073–1125) и его благочестивых потомков.

Золотой век

На заре своей христианской истории Грузия была вынуждена вести многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителями которого выступили, прежде всего, арабы. С VII в. они захватили обширные земли Персидской и Византийской империй, ослабленных взаимной борьбой. В VIII в. Грузия подверглась страшному опустошению арабами во главе с Мурваном, прозванным “Глухим” за его беспощадность. Новая волна насилия поднялась во второй половине XI в., когда в Грузию вторглись турки-сельджуки, уничтожавшие храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин.

Положение Иверской Церкви изменилось лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089–1125), правителя умного, просвещенного и богобоязненного. Давид IV приводил в порядок церковную жизнь, строил храмы и учреждал обители. В 1103 г. по его инициативе был созван собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.

Зенитом славы Грузии стал век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184–1213), которая смогла не только сохранить то, что было при ее предшественниках, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского моря. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Грузия стала самым могущественным христианским государством во всем Восточном Средиземноморье.

Легендарные сказания связывают с именем царицы Тамары почти все замечательные памятники истории Грузии, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Особенно святая заботилась о просвещении своего народа. В ее царствование появляется большое число ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Однако с кончиной святой Тамары все изменилось — она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей родины.

Под ударами врагов

Грозой для Грузии стали принявшие ислам монголо-татары. В 1387 г. в Карталинию вступил Тамерлан, принеся с собой разрушение и опустошение. “Ужасное зрелище представляла тогда Грузия, — пишет священник Никандр Покровский. — Города и села в развалинах, трупы грудами валялись на улицах. Казалось, что огненная река промчалась по печальной Грузии. Небо ее и после этого не раз освещалось заревом монгольских костров, а дымящаяся кровь ее злополучного населения длинной полосой обозначала путь грозного и жестокого повелителя Самарканда”.

Вслед за монголами страдания, разорение святынь и насильственное обращение в мусульманство принесли грузинам турки-османы.

Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее полуторатысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием персидского шаха Ага-Мохаммеда в 1795 г. В день Воздвижения Креста Господня шах приказал схватить всех духовных лиц Тифлиса и cбросить с высокого берега в реку Куру. По жестокости эта казнь равна кровавой расправе, учиненной в пасхальную ночь 1617 г. в Гареджийском монастыре, когда по приказанию персидского шаха Аббаса его воины зарубили шесть тысяч иноков. “Царство Грузинское, — пишет историк Платон Иоселиани, — в продолжение пятнадцати веков не представляет почти ни одного правления, которое не было бы ознаменовано или нападением, или разорением, или жестоким притеснением со стороны врагов Христовых”.

В бедственные для Иверии времена заступниками простых людей выступили иноки и белое духовенство. “Вряд ли можно найти в истории человечества какое-либо политическое или церковное общество, — писал епископ Кирион (Садзаглишвили, впоследствии Католикос-патриарх), — которое бы больше принесло жертв и больше пролило крови в защиту православной веры и народности, чем это сделало грузинское духовенство и особенно монашество. По огромному влиянию грузинского монашества на судьбу отечественной Церкви, история его сделалась неотъемлемой и самой главной частью грузинской церковно-исторической жизни, ее многоценным украшением, без которого история последующих веков была бы бесцветна, непонятна, безжизненна”.

Вместе с Россией

Тяжелое положение православных грузин вынуждало их обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. Начавшись в XV столетии, эти обращения не прекращались вплоть до присоединения Грузии к Российской империи. В ответ на просьбу последних царей — Георгия XII в Восточной Грузии и Соломона II в Западной — 12 сентября 1801 г. императором Александром I был издан манифест, которым Грузия — сначала Восточная, а затем и Западная — была окончательно присоединена к России.

После воссоединения Грузинская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах экзархата. В 1811 г., согласно императорскому распоряжению, вместо католикоса был назначен экзарх Иверии, получивший право быть членом Святейшего Синода.

За время существования экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время постепенно происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Возникали и вопросы,  связанные с церковным имуществом.

Автокефальная Грузинская Православная Церковь

В конце XIX — начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхете было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикосом-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Страгородском) и католикосе-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат.

В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает около трех миллионов верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах — на церковнославянском или греческом.

Православная Церковь занимает особое место в современной Грузии. Государство признает брак, зарегистрированный Церковью, обеспечивает деятельность института капелланов в армии и тюрьмах, преподавание основ православной веры в учебных заведениях, признает дипломы духовных школ. В свою очередь, Церковь утверждает проекты православных храмов и выдает разрешение на их строительство, ее имущество освобождено от налогов. Все великие православные праздники объявлены в Грузии государственными и являются выходными. Православная Иверия живет и с надеждой смотрит в будущее.

Материал предоставлен официальным изданием УПЦ "Церковная православная газета"

* * *

В молитвенном единстве с Украинской Православной Церковью

Расцвет, масштабное возрождение Грузинской Православной Церкви приходится на 1980-е годы, когда Патриархом-Католикосом был избран Блаженнейший Владыка Илия.

Католико́с-Патриа́рх Илия́ II (в миру Ира́кли Гудушаури́-Шиолашви́ли, 4 января 1933, Орджоникидзе, Северо-Осетинская АССР, РСФСР) — епископ Грузинской Православной Церкви; с 23 декабря 1977 Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский — Предстоятель Грузинской Церкви. С 21 декабря 2010 года — Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети.

Был четвертым ребенком в семье. Родители — из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили, — из села Сно; мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 году они переехали во Владикавказ. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме; наречён Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. Фамилия Гудушаури является древней грузинской фамилией. По преданию, во время одной из битв некий Сно проявил храбрость и тем самым привлёк к себе внимание Вахтанга Горгасали. За храбрость Вахтанг крестил сына именем Сно и построил в его честь крепость.

В 1952 году окончил русскую среднюю школу №22 в Владикавказе, Московскую духовную семинарию в 1957 и Московскую Духовную Академию в 1960.

16 апреля 1957 году, в возрасте 24 лет, с благословения Мелхиседека III студент II курса духовной семинарии принял монашеский постриг.

Был рукоположен в епископы Батумские и Шемокмедские 26 августа 1963 года. Был ректором Мцхетской духовной семинарии (с 1963 года — по 1972 год). В 1967 года стал епископом Сухуми, с 1969 года — митрополит. После смерти Католикос-Патриарха Давида V 9 ноября 1977 года, решением Святого Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителем. 23 декабря 1977 года был избран Католикосом-Патриархом; интронизация Илии состоялась 25 декабря 1977 года. 21 декабря 2010 года решением Священного Синода ему было передано управление Цхум-Абхазской епархией.

В 1978—1983 годы был президентом Всемирного совета церквей.

В патриаршество Илии произошло масштабное возрождение православия в Грузии в 1980-е годы. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами.

"Прекрасный собеседник и сомолитвенник", ― сказал о Католикосе-Патриархе Илие ІІ Блаженнейший Митрополит Владимир. Иерархи знакомы со времен учебы в духовных академиях, более полувека продолжается их молитвенное общение, вместе иерархи посещали многие государства,  принимали участие в разнообразных христианских форумах. "Это был период в жизни насыщенный нашими с ним богословскими беседами", ― отметил Предстоятель Украинской Православной Церкви. И по сегодняшний день архиереи поддерживают теплые, дружеские отношения.

В октябре 2007 года Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Тбилиси, чтобы принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 1400-летия со дня учреждения Мцхетского монастыря в честь Креста Господнего (Джвари). Это знаменательное событие в истории Грузинской Православной Церкви совпало с двумя юбилейными датами ― 75-летием со дня рождения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и 30-летием его патриаршей интронизации.

От имени Священного Синода, епископата, духовенства и верующих Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир поздравил Грузинского Архипастыря с юбилейными датами. В своем поздравительном слове  Митрополит Киевский и всея Украины сказал: "Значительная часть вашего архипастырского служения в этой древней стране выпала на сложные времена, но грузинская паства во главе с вами выстояла, и сегодня количество верующих постоянно увеличивается. Благодарю за возможность помолиться вместе с вами на этой благословенной земле".

Все это свидетельствует не только о личной дружбе между Предстоятелями, но и о том, что православные архиереи, священнослужители и верующие разных стран мира ― это одна дружная семья, проверенная на преданность многочисленными радостями и печалями.

26 июля 2011 года, в день 1023 годовщины Крещения Киевской Руси, Католикос-Патриарх Илия ІІ прибыл в Украину, чтобы в сомолитвенничестве разделить радость духовного торжества полноты Украинской Православной Церкви.

Материал подготовлен по материалам официального сайта Украинской Православной Церкви, Википедии Свободной энциклопедии


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Поздравление с 75-летним юбилеем Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и 30-летием его патриаршей интронизацииИстория Грузинской Православной Церкви (ОБНОВЛЕНО)

…Когда Пресвятая Богородица пожелала принять участие в апостольской проповеди,  Ей выпал жребий идти в Иверию (Грузию), однако по велению Господню Она осталась в Иерусалиме, на север отправился апостол Андрей Первозванный.



Рубрики: Публікації | Православний погляд |

3606 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в Украине |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru