Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору



Икона, которую я не стал бы писать
15 February 2011 11:15
Дмитрий Марченко

Автор этой статьи – многим известен как bizantinum, киевский иконописец, ведущий в ЖЖ «Журнал неполиткорректного изографа». В своих записях Дмитрий много времени уделяет иконографии, особенно современной: кто и как пишет иконы, какие существуют тенденции, направления, и какие в этой сфере порой встречаются неожиданности.

Любое направление в искусстве отражает, прежде всего, духовное состояние эпохи и людей, в эту эпоху живущих. Несет отпечаток наших нравов и современная иконография. Какой это отпечаток и о чем он говорит, мы предложили автору поразмышлять на страницах «Православия в Украине».

Первая публикация в этой серии – об иконе «сатана и архангел Михаил взвешивают души умерших».

 ***

Всего пару десятилетий назад приобрести икону, тем более, рукописную, было довольно затруднительно. Времена изменились, и теперь в иконах нет недостатка. Сейчас иная проблема. Их стало слишком много, и далеко не все соответствуют канонам православия.

Вот, например, наткнулся в сети на такое произведение: «сатана (надпись на иконе с большой буквы!) и архангел Михаил взвешивают души умерших».

Казалось бы, классический пример Страшного суда, но это только на первый взгляд. Рассмотрим пристальнее.

Первое. Сюжет вырван из контекста. Церковь верит, что судить умерших будет Сам Господь Иисус Христос. Но места для Христа здесь не осталось.

Второе. На Страшном суде, как следует из учения Церкви, будут судимы не души, не тела, но сам воскресший человек. «Взвешиваться» будут дела человеческие, но никак не души, как представлено в надписании к этому изображению.

Но, предположим на секунду, что мы согласились с версией художника. Тогда возникает ещё одно недоумение: если взвешиваются души, то почему на одной чаше весов душа, а на другой – бес?

Третье. Совершенно нарушен иерархический строй иконы. Стоит напомнить, что в иконе не бывает произвольной расстановки фигур – она подчинена определённым принципам. И вот именно в этом изображении всё перевёрнуто. На более почётном месте (справа от иконы, а на иконе право и лево определяется не с точки зрения зрителя, а со стороны самой иконы) мы видим сатану. И это притом, что изображение подразумевает Страшный суд! Но ведь на Страшном суде очень чётко разделено: кто стоит одесную (справа), а кто – ошую (слева) от Судии-Христа. Можно было бы подумать, что это просто ошибка или небрежность, но взглянем на надпись: «сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших» (безграмотность самой надписи я оставлю в стороне). Таким образом, и в надписании сатана оказывается главным персонажем.

Отдельно стоит отметить совершенно нетрадиционное для православной иконографии изображение сатаны: в данном случае он облачён в нечто, похожее на рясу, а на голове имеет нечто вроде иудейской кипы.

Напомню, что изначально, в византийской иконографии бесы не имели ни рогов, ни копыт. Их образы полностью соответствовали образу падших ангелов: бесы были человекообразны и крылаты (как и ангелы). Но с тем исключением, что, в отличие от ангелов, их писали тёмными (как лишенных Света), голыми (обнаженных всякого блага) и маленькими (бессильными). Со временем образы бесов обрастали различными фольклорными подробностями, которые, как правило, заимствовались из западной традиции. Крылья бесов, ранее пернатые, стали перепончатыми. Появились рога, клыки, хвосты, копыта, трезубцы и масса прочих атрибутов, порождённых народным воображением.

Во времена поздней готики и эпохи Возрождения бесы перестали быть скучными, они оставались отвратительными, но становились «всё интереснее». Этот нездоровый интерес со временем, в эпоху романтизма и модерна, перерос в любование бесовщиной (характерным примером является демонический цикл Врубеля). Однако это уже другая тема.

Таким образом, приходится констатировать, что иконой такое изображение не может являться. Ведь функция иконы — в первую очередь молитвенная (а молиться на такое невозможно) или учительная. Но если целью написания было напоминание о Страшном суде, то, учитывая всё сказанное нами ранее, цель себя не оправдала, поскольку изображение не просвещает, но напротив, вводит в заблуждение. Скорее всего, перед нами иллюстрация некоего апокрифа.

 ***

Резюмируя, скажу – не всякое изображение есть икона. Даже если на нём есть нимбы и псевдославянские надписи.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Икона, которую я не стал бы писать

Наткнулся в сети на такое произведение: «сатана и архангел Михаил взвешивают души умерших». Казалось бы, классический пример Страшного суда, но это только на первый взгляд...



Рубрики: Публікації | Точка зору |

3665 переглядів / Коментарів: 5

Теги: іконопис |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Увы, дело, как обычно, в деньгах

Не стоит все беды валить на бабушек. Да, необразованные, да, темные и суеверные. Но ведь это она, моя бабушка, (сама, кстати, храм посещающая крайне редко), зимой везла меня в город, укутанную в три одеяла. Везла на таинство Крещения, тайком, не в наш храм (один на три села), а в городской, чтобы маму не отчислили из института. Мы сейчас имеем хороший доступ к информацыии и оправдывать собственную безграмотность бабушками не стоит.


Другое дело, книги по иконографии действительно стоят огромные (по моей учительской зарплате) деньгь. ПОнятно, высокая полиграфия требувет хорошего оборудования и импортных материалов. Но вот недавно купила книжечку "Царица моя Преблагая", ою иконах Богородицы. Стоит - 28 гривень, картинки - черно-белые, содержание - краткая статья о принципах иконографии и основных иконографических типах икон Богородицы, а потом описание ряда известных икон, с историей и текстом молитвы. Как хотелось бы видеть таких книг больше! Ведь эту мою книжечку прочитало уже около 10 человек. И все дивятся, как складно и понятно написано.


Значит, дело не в людях глупых, и не в бабушках безграмотных. А в том, что несмотря на обилие литературы в церковных лавках, все равно не хватает хороших и недорогих книг.


Да, а книжечку мою родственница утащила в дальнее село, никак не вернет, пока еще одна кума читает. И слава Богу!

МИФОТВОРЧЕСТВО ИКОННОЕ

ЕСЛИ В НАЧАЛЕ МИРА ПОБЕДИЛА «ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ», ТО ПОСЛЕДУЮЩИЕ «МАЛЫЕ ЛЖИ» УЖЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ПОБЕЖДАЮТ И БУДУТ ВПРЕДЬ ПОБЕЖДАТЬ…


Мы боремся с мифами, миссионерскими просветительскими высказываниями, а они(мифы) В ТОМ ЧИСЛЕ И ИКОННЫЕ цветут себе буйным цветом, как калиновый гай, не обращая ни малейшего тебе внимания на наши высоколобые просветительские потуги. И здесь необходимо сказать, что борьба по большому счету с ними бесполезна и неблагодарна. Кто из простого верующего народа помнит широко растиражированные высказывания Кураева, митр.Антония Мельника, Дворкина, о.Сергия Рыбко и прочих миссионеров? А архм.Авеля помнят и читают, еп.Феофана Быстрова, помещика Мотовилова, старца Николая Залитского, Василия Швеца читают и почитают многий сонм прочих старцев и пророков. Факт! У человеческих обществ, должны быть, да они есть, нас не спрашивая, свои темноты «отстойники» мракобесия, где собираются и куда канализируются все наши негативные эсхатологические представления о бытии, наши «вирусы сознания». И одними из таковых у нас в Православной церкви всегда были, и будут впредь монастыри и храмы и в них циркулирующие безумные, с высшей степенью катастрофы сознания, распада ядра личности - апокалиптические лжепророчества, идеи ИНН, коды, карточки, микрочипы. Но, люди не виноваты! Мракобесие бывает от прирожденной слабости людского ума. Это вопрос не сколько немощному в своем больном сознании человеку, сколько Богу: почему ты Господь даешь разума не всем в меру довольну? Один от тебя разума имеет много, другой посредственно, а третий им вообще обделён и вынужден всю жизнь гнуть спину на других, или хуже того истлевать в психиатрических больницах? Зачем Господи так несправедливо Ты даешь, распределяешь, устрояешь?! И посему, не строим иллюзий, что обскурантизм и его «измы», когда либо, исчезнут из нашей жизни. Они всегда будут идти рядом с великим Светом Церкви, преследуя ее неустанно, как тень. Так видно надо.


Но, высказываться разумно все же надо. Как говорится, если есть тезис, то должен быть и антитезис…

борьба бесполезна и неблагодарна

Неблагодарна - да. Бесполезно - не соглашусь. Понятно, что пишем не для "бабушек", а для думающих людей. И прежде всего для представителей духовенства. Ведь не рождаются "бабушки" из вакуума. Это недочёт проповедников, миссионеров и православных книгоиздательств. Что бы разглядеть ересь в иконе, вовсе необязательно читать "высокое богословие". Это, в конце концов не популярная литература. Однако прекратить издавать набившую оскомину чушь - это по силе церкви. Издавать простые и понятные книги по иконографии - тоже не проблема. А если все книжные полки полны чудесами, то люди и будут стремиться именно к "чудесам". "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет".

Жаль, только нашим приходским

Жаль, только нашим приходским бабушкам, любящим стращать такого рода картинкими, не объяснишь, что сие - противно православию.

Приходские бабушки

Увы, проблема зачастую не только в бабушках. Даже многие иконописные школы сейчас распространяют самые дикие суеверия.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru