Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Довідкові матеріали



Икона Божией Матери «Умиление»
21 December 2010 19:11

Почитание Пресвятой Девы Марии, «Матери Иисусо­вой, Благодатной Жены, Благословенной между же­нами» (см.: Деян. 1:14, Лк. 1:28, 2:34, Ин. 19:27), уста­новленное в апостольской общине, распространилось из Иерусалима в христианские общины Сирии, Египта, Малой Азии, Рима и многих других стран древнего мира еще в конце первого века.

По преданию, первые изображения Пречистой Девы были написаны св. апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы.

С распространением христианства иконография про­должала развиваться, и со временем византийское ис­кусство выработало иконописный образ Богоматери, который отличался строгой величественной красотой: правильные черты лика, большие глаза, прямой нос, тон­кие очертания губ. Этот образ проходит через все па­мятники византийского искусства. Вся иконография Богоматери особо подчеркивает Ее достоинство и внут­реннее величие.

Эти отличительные особенности изображения Пре­святой Девы можно видеть на одной из наиболее почи­таемых ныне икон Богородицы — Серафимо-Дивеев-ской иконе «Умиление». Икона была келейным образом прп. Серафима Саровского. Никто не знает, откуда у старца Серафима появилась икона, сам же он называл этот образ Божией Матери «Радость всех Радостей».

Елеем от лампады, горевшей перед ней, преподобный по­мазывал больных. Некоторые получали исцеление, дру­гие — утешение в скорбях.

Согласно жизнеописанию, составленному по воспо­минаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Пресвя­той Богородицы. Перед иконой «Умиление» подвижник молил о защите земли Русской, о спасении русского на­рода. Житие прп. Серафима говорит: «С особенной лю­бовью святой старец принимал к себе искренно и сми­ренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской... Старец кре­стообразно помазывал посетителя елеем из лампады, го­ревшей пред находившимся в его келий образом Божией Матери "Умиление", который он называл "Радосте всех радостей", потом — с каждым христианином христо­совался, в какое бы то время ни случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висев­шему на груди его кресту».

Множество чудес совершалось по молитвам препо­добного перед этой иконой. Молясь перед ней, Серафим Саровский и ушел с земли, объятый чудным светом бла­гости Матери Божией. Его нашли в келье в обычном бе­лом балахончике, пред малым аналоем, стоящим на ко­ленях с крестообразно сложенными руками.

Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря из­вестно, что еще при жизни преподобный Серафим пред­видел, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре: «Сестра Ольга Михайловна Климова расска­зала, что, имея послушание быть "лошадницею", она во­зила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей, говоря: "Это, матушка, на устройство и обзаве­дение у вас большой кельи для Высокой Госпожи, Кото­рая жить будет у вас! Надо всё приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас всё было готово. А когда при­будет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильев­на пусть за Ней и походит ". На эти деньги был выстроен корпус, который впоследствии использовался как тра­пезная. Далее Ольга Михайловна прибавила: "И мне всё было чудно: какая же Госпожа Великая поселится в нём с нами?!"» По кончине прп. Серафима «игумен Ни­фонт призвал к себе отца Павла, келейника преподоб­ного, отдал ему чудотворную икону Царицы Небесной "Умиление", перед которой о. Серафим всегда молил­ся, и приказал отдать ее мельничным: "Она туда им над­лежит! " — сказал игумен. Тогда разъяснились слова ба­тюшки».

* * *

Образ, написанный на полотне, натянутом на кипа­рисную доску, являлся главной святыней монастыря, а впоследствии — местночтимой иконой Нижегород­ской епархии. В честь нее собирались освятить дивеев-ский собор, но по особенному изволению Божию глав­ный престол был освящен в честь Пресвятой Троицы, а правый придел — в честь иконы Богородицы «Умиле­ние».

По благословению прп. Серафима настоятельни­цы монастыря назывались наместницами, а Игуменьей считалась Сама Пресвятая Богородица. В соборе Жи-воначальной Троицы перед Ее иконой, находившейся в большом киоте, всегда теплилась лампада из серебра, украшенная разноцветной эмалью. Она была пожерт­вована императором Николаем II в октябре 1902 года. При прославлении преподобного Серафима им же была подарена драгоценная риза. Нимб на ней был выпол­нен в виде расходящихся лучей из драгоценных камней и жемчуга.

С иконы было сделано множество списков; некото­рые из них тоже прославились чудесами. Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей прп. Серафима с иконы сделали список для Саров­ского монастыря. Икона также изображалась в раз­личных печатных изданиях и на житийных образах прп. Серафима.

До революции икона «Умиление» находилась в Тро­ицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 г. она была принесена из Дивеева в С аров на тор­жество прославления преподобного.

После закрытия в 1927 г. монастыря епископ Сера­фим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зино­вий (Дроздов) и игумения Александра были аресто­ваны и отправлены в Москву. После освобождения игумения с несколькими сестрами поселилась в Муро­ме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 г. образ хранился у монахини Марии (Бариновой), которая впоследствии решила пе­редать святыню патриарху Пимену. Когда-то, будучи еще иеромонахом, он служил в Муроме, бывал у диве-евских сестер и прикладывался к святыням преподоб­ного Серафима. Однако патриарх решил, что святыню следует отдать на хранение протоиерею Виктору Ша-повальникову, жившему в подмосковном поселке Кра-тово. Икона хранилась у него девятнадцать лет.

В 1991 году вещи преподобного, в том числе и чудо­творный образ Богородицы, были переданы Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери «Умиление» находится в Патриаршем домовом храме в Москве. Как и при Свя­тейшем Патриархе Алексии, один раз в год — в празд­ник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Стилистическая интерпретация образа близка к про­изведениям академической живописи.

В Третьяковской галерее находится точная копия по­читаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появив­шаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Венец об­рамляет надпись: «Радуйся, Невесто неневестная».

Прекрасная копия этой иконы довольно большого размера была в Дивеевской часовне в Москве — на Диве-евском подворье на Мещанской улице. Точнейшая же ко­пия, сделанная той же начальницей живописного корпу­са матушкой Серафимой, но размером уже меньше той первоначальной иконы (36×30см), для матушки игуме­ний, находилась в ее игуменском корпусе. Когда же после революции матушке игуменье пришлось сократить раз­меры своего корпуса, эта икона была перенесена на хоры главного собора. Внизу этой иконы в рамке есть над­пись славянскими буквами: «Подобие святыя чудотвор-ныя иконы Божией Матери "Умиление", перед которой в молитвенном подвиге скончался приснопамятный ста­рец Саровской пустыни иеромонах Серафим 1833 г. ян­варя 2 дня».

* * *

Искусствовед И. К. Языкова высказывает следующее суждение о названии иконы: «Правильное название ке­лейной иконы преп. Серафима — "Невеста неневест­ная"». В самом деле, название «Умиление» не отражает иконографического типа иконы. Однако, говоря о «пра­вильности» названия образа, необходимо учитывать, что именование конкретной иконы — это скорее вопрос традиции и истории образа, чем его четкого иконогра фического определения. В рассматриваемом случае на­звание «Умиление» — не «термин», а историческое имя иконы. Слово «Умиление» является не вполне точным, но образным переводом греческого («Милую­щая», «Милостивая»). В древности это имя служило эпитетом Богоматери и, строго говоря, к типу не отно­силось. Название «Елеуса» или его русский аналог «Уми­ление» иногда могли быть приложимы к другим ико­нографическим типам Богоматери. В широком смысле именование Серафимовой иконы «Умиление» согласно с традицией.

На иконе были воспроизведены слова древнего ака­фиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Не-невестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: Радуйся, Благодатная! (Лк. 1:28). Прот. П. Флоренский писал: «Икона замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без Младенца и даже до Его зачатия — в мо­мент архангельского обрадования, то есть как Пречи­стый Сосуд Духа Святого».

Очевидно, что отнюдь не случайно за келейной ико­ной преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого — «чувство смирения, сокрушения, ду­шевного участия», т.е. то состояние, которое выразила Мария в словах: Се, раба Господня; да будет Мне по сло­ву твоему (Лк. 1:38).

Празднование иконе Божией Матери «Умиление» со­вершается 28 июля/10 августа и 9/22 декабря — в день основания преподобным Серафимом Девической Мель­ничной общины.

«Служба с акафистом Пресвятой Богородице» — Издательский отдел Украинской Православной Церкви

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Икона Божией Матери «Умиление»

История обретения чудотворного образа, подготовленная Издательским отделом Украинской Православной Церкви.



Рубрики: Публікації | Довідкові матеріали |

4934 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Икона «Умиление» в Киеве |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru