Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Православний погляд



Игумен Алипий (Светличный) о фильме «Пасха»: «Думаю, что будут критики. И это нормально. Ненормальным будет безразличие»
11 April 2011 14:22

ОТ РЕДАКЦИИ. Как уже сообщал информационный портал «Православие в Украине», к светлому празднику Воскресения Христова, Пасхи, на экраны выходит телевизионный фильм, снятый творческим объединением православных кинематографистов об истории и современности праздника. Лента так и называется — «Пасха».

Как стало известно, на протяжении светлой седмицы каждый день «Пасха» будет транслироваться в галерее «Соборная» УПЦ на месте строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова. Посмотреть фильм смогут все желающие. О времени показов мы сообщим дополнительно.

Пока что предлагаем вниманию читателей впечатление о фильме игумена Алипия (Светличного). Отец Алипий инициировал предпоказ «Пасхи» на приходе во имя святых апостолов Петра и Павла на Нивках в Киеве, где является настоятелем. Как восприняла ленту община, и каким увидел уже смонтированный фильм сам игумен, выступивший в процессе создания ленты как один из главных научных консультантов, читайте в материале.

 

Когда смотрел фильм режиссёра Елены Каретник «Пасха» вместе с прихожанами нашего храма, я немного нервничал: в фильме очень длинным оказалось «вступление» в виде подробного рассказа об иудейских Пасхальных традициях.

В то же время считается, что православным принято показывать «правильные» фильмы, где среди обильного кадильного дыма проглядывают иконы и купола храмов, где хоралы перемежаются с колокольным звоном и умильными речами священнослужителей. Считается, что это полезно, а главное — безобидно.

Но фильм Елены Каретник явно выпадает из ряда «благопристойных» православных фильмов. И прежде всего своей информативностью.

Самым странным было то, что фильм делался православным режиссёром с таким условием, чтобы его могли смотреть и христиане, и иудеи. Но он совсем не провокативный. И не берётся искусственно примирять религии. Не занимается прозелитизмом. Фильм говорит христианам о традициях иудеев. А иудеев знакомит с продолжателями древних традиций - христианами.

Режиссёр, возможно даже не осознала, что стала на сторону апостола Павла и вторила ему: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки…» (К римлянам послание, гл.9 ст.1-5).

Нет, Елена не еврейка. Но в фильме она, подобно Апостолу, становилась еврейкой с евреями, гречанкой — с греками. И везде проглядывалась её настоящая сущность — русско-христианская.

Я был рад, что прихожане нашего храма досмотрели этот фильм до конца. Я был рад, что после продолжительной службы, когда предложено было посмотреть фильм, многие выстояли на ногах (стульев не всем хватило) ещё и время просмотра. Для них стала откровением взаимосвязь привычных Евангельских событий с ныне живущими обрядами у людей, которые привычно воспринимались едва ли не прямыми врагами христиан.

Безусловно, справедливым был бы к этому фильму эпиграф слов апостола Павла «…от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки».

Но при всём при этом фильм «Пасха» — не о еврейских традициях. И не о христианских обычаях. В нём сквозит образ Христа! Автор фильма довольно деликатно ставит Христа в центр фильма. Все игровые сцены только о Нём. И Он органичен в рассказе о еврейской Песах. И особенно величественен в среде «своих» — среди христиан, в жизни Церкви, в радости Пасхи.

Это напомнило мне известное полотно великого русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу». Казалось бы, исходя из названия, Христос должен был занять как минимум треть картины и находиться в центре. Но если вы вспомните, то на полотне Спасителя даже не сразу заметишь: Он в верхней левой части, в перспективе. Однако художник всех участников сцены развернул именно ко Христу, сделал всех соучастниками этого объявления Иоанном Крестителем о Мессии. И зритель невольно выискивает предмет внимания действующих лиц на картине. Тот же приём стал характерен и для режиссёра фильма «Пасха».

Каретник была смелой не только в дизайне, который можно сравнивать даже с дизайнерским оформлением продукции Би-Би-Си. Не только в линии и построении логики фильма. Она оказалась смелой в самой решительности взяться за этот фильм и быть раскритикованной евреями за то, что не стала полностью на их сторону; православными — за то, что в рассказ о Пасхе вплела повествование о торжествах простых еврейских семей; армяне и католики могли остаться неудовлетворёнными, что так мало было рассказано о богатых традициях их Церквей. Но ведь фильм смотрится удивительно целостно! Он превратился в законченную логическую картину, где все светотени имеют своё место, а колористика по насыщенности не противоречит расстановке на ней предметов логической удалённости, составивших единую богатую композицию ПРАЗДНИКА. И всем в этом празднике нашлось место. Никто не оказался на нём чужим, потому что Пасха — переход и освобождение.

После просмотра фильма ко мне подошёл один прихожанин, который стал ходить в храм недавно. Естественно, что он спросил о возможности приобрести этот фильм. «Понравился фильм?» - спросил я его. «Фильм понравился. Но главное не это. Я сейчас себя почувствовал счастливым, что у нас такой богатый багаж прошлого. И я не вижу противоречия с настоящим. Я унывал, когда думал, что Церковь, наверное, своё отжила и надо в ней проводить серьёзные реформы. А сегодня я понял, что всё, что в Церкви — сокровище, которое надо беречь, и что я ещё до него не дорос. Но дорасти обязан, чтобы передать его последующим поколениям!»

Мне фильм тоже понравился. Думаю, что будут критики фильма. И это нормально. Ненормальным будет безразличие.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Игумен Алипий (Светличный) о фильме «Пасха»: «Думаю, что будут критики. И это нормально. Ненормальным будет безразличие»

Считается, что православным принято показывать «правильные» фильмы, где среди обильного кадильного дыма проглядывают иконы и купола храмов. Но «Пасха» Елены Каретник явно выпадает из ряда «благопристойных» православных кинолент...



Рубрики: Публікації | Православний погляд |

3017 переглядів / Коментарів: 0

Теги: фильм "Пасха" | кинорежиссер Елена Каретник | Игумен Алипий (Светличный) |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту
Вести с фронта
7 December 2006

Наши корни
21 January 2008




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru