Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях



Грешат не имена, а люди
21 February 2011 15:15

Каждый раз, когда мы подходим к святому Причастию, то произносим свое имя. Оно дается нам при Крещении и становится невидимой духовной ниточкой, которая связывает нас с Небесами.

По учению святых отцов, небесным покровителем может стать любой святой или святая, если человек любит его, чувствует особенную симпатию к его личности, к его образу жизни, старается подражать его житийному подвигу.

Очень важно читать жития святых. На этих священных страницах можно познакомиться с прекрасными людьми, которых в жизни не встретим. Не просто познакомиться, но и подружиться, молитвенно обращаться к ним. Это – настоящие друзья, сильные, чистые, испытанные, которые не бросят и не предадут, всегда помогут и выручат из любой беды. А там – и на мытарствах помогут, и доброе слово у Престола замолвят о грехах наших.

День почитания наших святых – это день Ангела, или именины. Но в православном календаре существуют несколько дней в году, когда именины бывают всеобщими…

У наших предков проблему выбора имени решали святцы – специальные церковные книги, которые содержали календарь – месяцеслов с именами святых, канонизированных русской  православной Церковью. Право давать имя младенцу было закреплено за священником. Имена эти были узаконены и считались «настоящими», «правильными». Другие варианты не допускались, ибо существовало твердое убеждение, что, даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя.

Сегодня ситуация изменилась. Наиболее распространенная традиция — называть ребенка в честь почитаемого семьей святого, день памяти которого совпадает с днем  крещения или рождения ребенка.

Знай свое место

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; оно определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Господь завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу, земле, морю, называя каждое светило его именем, и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Вспомним имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого; Навал — безумец. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей — вынутый из воды, Исаия — да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Наши предки не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье: Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи: Черныш, Черняй, Беляй. Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера: Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна.

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники.

Со временем становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Чаще всего верующие нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Петров, Павлов, но особенно — Иоаннов (это древнееврейское имя, которое в переводе значит — Благодать Божия). Почему на Руси так много Иванов? Да по той простой причине, что имя Иоанн в полных святцах встречается 188(!) раз, то есть, почти через день.

Некоторые святые имеют по два имени: имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василий, Ольга — Елена и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух имен.

Если мы начнем рассматривать канонические имена по значению тех слов, от которых они произошли, сразу же заметим в них свои особенности. Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях хорошие моральные и физические качества. Вот значения некоторых из них: Андрей — мужественный; Никифор — победоносный; Тихон — счастливый; Агата — красивая; София — мудрая. Большинство римских имен также отмечает в людях хорошее: Виктор — победитель; Валентин, Валерий — здоровый; Пульхерия — прекрасная.

Древнееврейские имена резко отличаются от греческих и латинских: Гавриил — воин Божий; Илья — сила Божия; Иоанн — Божия благодать.

С древности установлена благочестивая традиция, что крещаемые не могут принимать Имя Господа Иисуса Христа. А вот имя Мария можно принять только в честь святых Марий, которых множество в православном календаре.

Имя восьмого дня

Если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным — в этом нет ничего плохого. Но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого приходилась на день наречения имени — 8-й день по рождении.

Если не было никаких экстренных случаев, крестить было принято на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали и причисляли к разряду так называемых оглашенных на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно.

С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день.

Однако было и Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям: «За семь дней Бог создал этот мир и о нем позаботился, и теперь верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после дня рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

«Многолетие»  в честь именинника

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение и во всем благое поспешение подай, Господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) “имя рек”, и сохрани его (ее) на многая лета!»

Русские святцы далеко не полностью отражают все многообразие православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей.

В записках, которые подаются в наших храмах на помин живых и усопших, время от времени встречаются имена, которые приводят в замешательство не только работников свечного ящика, но и некоторых клириков: Вуки, Мерабы и Веселины.

И тогда армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами.

Грузины

В Грузии в основном имена младенцам в крещении нарекаются в честь святых, но могут даваться и другие традиционные грузинские имена. Основанием этого обычая можно считать такой факт: 24 декабря в Грузинской Церкви празднуется память Всех грузинских святых. Среди них вспоминается и 100 тысяч мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-дина в XIII веке. Понятно, что все имена их не сохранились, и это дает право называть детей именами, которых нет в месяцеслове.

Сербы

В Сербской Православной Церкви крестят под мирскими именами, которые даются при рождении. А вообще, сербские имена можно разделить на несколько категорий. Во-первых, сербы любят называть друг друга сокращенными именами: например, Георгия — Джорджо, Александра — Сашей, Павле — Пайо, Афанасия — Танасом. И это не звучит фамильярно: даже архиереи могут так друг друга называть. Мало того, сокращенное имя может быть и крестильным, и паспортным именем человека: например, Саша Драгович… Далее, очень многие сербы носят народные имена, зачастую происходящие из природных реалий: Вук — «волк», Беляна, Белянка — название цветка, Весна, Дубравка. Такие имена очень популярны, и они не имеют связи с конкретным святым.

Среди традиционных сербских имен стоит отметить имена в форме прилагательных или причастий: Милан (от «милый»), Радован, Рада, Радка (от «обрадованный», «радостный»), Дана, Даница (от «данная»). И далеко не всегда эти имена соответствуют определенным святым. Например, святая княгиня Милица была, а вот Данки не было.

Но в Сербии к этому относятся спокойно. Если в России принято праздновать именины — день небесного покровителя каждого человека, то в Сербии, хотя у кого-то персональный «имендан» (то есть именины) и бывает, но гораздо чаще празднуется «слава» — память святого покровителя всей семьи, и более того — всего рода. Обычно выбирают святого, в честь которого крестили первого христианина в роду.

Болгары

Раньше в Болгарии имена обычно соответствовали определенным святым. Но и в Болгарии были безбожные времена, и это не могло не отразиться на традиции наречения имени.

Стало  немодным давать старинные имена. Например, раньше было распространенным женское имя Радка, а теперь оно звучит как деревенское. Также и мужское имя Стоян — сейчас его дают реже. А вообще, в Болгарии считается приемлемым любое имя, с которым человека крестят: даже если кто-то назван в честь зарубежного спортсмена или киноактера, он с этим именем подходит ко Святой Чаше, и это имя указывается в поминальных записках.

В православном календаре существуют несколько дней в году, когда именины бывают всеобщими. Это, например, первое воскресенье после Дня Святой Троицы, в которое совершается празднование всем святым, в том числе и тем, чьи подвиги остались неизвестны для Церкви. И Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших, во второе воскресенье после Дня Святой Троицы.

Подготовила Наталия Губа

Газета «Начало», февраль, 2011 г.

***

Подписные индексы:

Газета «Начало» - 21758

«Начало» (толстушка) - 90089

Детский журнал «Богдан» - 01614

«Православный календарь настенный и настольный» - 90256 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Грешат не имена, а люди

Каждый раз, когда мы подходим к святому Причастию, то произносим свое имя. Оно дается нам при Крещении и становится невидимой духовной ниточкой, которая связывает нас с Небесами.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

3453 переглядів / Коментарів: 3

Теги: газета «Начало» |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Славянские имена не всегда безбожны

Очень интересная и познавательная статья. Спасибо автору за проведенную работу!


Хотелось бы только отметить, что часто за разнообразием (внешним) мирских имен стоит имя почитаемого святого или святой. Так Олена, Елена, Гелена, Алена - все эти девушки названы в честь Елены. А Саша, Алеся - чаще всего это варианты имени Александра. Так что разнообразие имен часто только кажущееся.


А вообще, мне очень нравится грузинский подход к вопросу. Нам действительно неведомы имена всех святых, которых сподобил Господь просиять в земле нашей. Не хочу умалять подвиг святых Владимира и Ольги, но стоит понимать, что одним указом душы не очистишь. И крещение Руси произошло не в один день по слову княжему, а тогда, когда простые Мирославы, Добронеги, Жданы и Нежданы, Желаны и Несмеяны и прочие, прочие... приняли Христа в свое сердце и понесли сквозь все невзгоды, вдохновляя ближних и дальних праведной жизнью, а часто и мученической смертью. Так что я не против добрых славянских имен. Ну, а с именами зарубежных кинозвезд - это, конечно, перебор.


Простите за длинный коментарий, очень уж статья "зацепила".

Отцу Андрею. С чего Вы взяли,

Отцу Андрею. С чего Вы взяли, что сербы и болгары дают языческие имена? Имена, как говорится в статте, дают в честь добрых качеств характера, или в честь красивых природных явлений. И это нормально. Разве не лучше назвать человека Доброслав, Святолик, Благослав, Богуслав, Бранимир с определенным понятным русской душе значением и смыслом чем непонятные и сложные даже для произношения Серафим, Амфилохий, Геннадий, Евгений или Кирилл, что так изощренно любят нарекать наши батюшки?

Дякую, гарна стаття. Гарно

Дякую, гарна стаття. Гарно написано про традиції інших православних народів давати імена в хрещенні. Але з однією фразою всеж погодитись не можу: "Если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным — в этом нет ничего плохого". Можна зрозуміти болгар і сербів. Давати язичницькі імена у них - традиція, що існує віками. У нас же на Русі традиція інша - на честь святих. Міняти нічого не потрібно. Наш народ і так дозволяє собі багато вольності (то йому пости задовгі, то служби не на тій мові), а якщо ще й кожен раз Церкві до моди пристороюватись, то не ясно тоді хто кого пасе: Церква народ, чи народ Церкву.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі

Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru