Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря



Грех «невольный» или самообман?
16 March 2012 18:41
Игумен Феогност (Пушков)

Еще Конфуций отметил, что человечество изолгалось, и слова потеряли смысл. Нравственная деформация воли и системы поступков приводит человека к деформированному мышлению. По меткому и справедливому замечанию К.Н. Леонтьева, либерализм атрофировал волю. И если XIX-XX века были эпохой «апологии безверия», то теперь настала эпоха «апологии безволия».

Но парадокс в том, что безволие теперь называется «свободой». Свобода «не быть» святым, не делать над собою усилий, не жертвовать собою. Т.е. свобода превратилась в «плавание по течению», тогда как изначально свобода мыслилась только как проявление своего подвига, направляющего нас вопреки всем внешним обстоятельствам, побудительным факторам и принуждающим условиям.

В связи с указанными метаморфозами сознания подверглось пересмотру и понятие «невольного греха»

В классической (с точки зрения либералов, «устаревшей») системе «невольный грех» - это не грех, к которому тебя принудили люди или обстоятельства, а именно грех не предусмотренный. Классический пример: смерть или травма пешехода, сбитого машиной, у которой отказали тормоза. Водитель вряд ли сможет жить спокойно после такой трагедии, однако он не желал, не думал, даже не предвидел этого. То, что в глазах Бога и Церкви это всё равно грех свидетельствует, во-первых, состояние совести человека, упрекающей его и свидетельствующей о грехе, а во-вторых, каноны Церкви, подвергающие епитимии такого «невольного грешника» (а священник в такой ситуации пожизненно лишается права священнослужения).

Что же понимают современные «либеральные и свободомыслящие» «христиане» под определением «невольного греха»? Чаще всего речь идет о грехе, «к которому меня принудили обстоятельства» — «я не хотел, но я пошел и сделал, потому что по другому было нереально». 80 % наших грехов совершаются «под давлением обстоятельства и окружения». Означает ли это, что такие грехи превращаются в грех невольный? Никак нет!

Ключевое понятие в системе христианской амартологии (учении о грехе) – это выбор

Под любым давлением человек делает свой выбор сам: Он либо поддается искушению (а искушение – это не только соблазны вожделенным, но чаще всего речь идет как раз об искушении страданиями и принуждениями), либо остается человеком вопреки всему. Именно в этом и проявляется его свобода – не поддаваться (даже ценой собственной жизни) внешним факторам, покушающимся на цельность и достоинство личности и ее богоданной свободы оставаться без греха в святости. Миллионы мучеников – тому неопровержимое доказательство!

В чем же проблема «современного человека»? В том, что в качестве ценностей он принял не подлинные и вечные идеалы, а сомнительные временные блага «мира сего». Когда ценности были подлинными, тогда человек всё (включая жизнь на земле) отдавал с легкостью за право обладать этими ценностями. Эти идеалы воспитывали волю! Теперь так называемые «верующие» бросают свою веру на счёт «раз-два» ради обладания «благами мира сего». И не важно, увидят ли они перед собою дуло пистолета или банковскую кредитную карту. Нередко, «заявившись» на исповедь, такие «кающиеся грешники» даже покаяние обусловливают «оговорками»: «Я согрешил, но меня принудили».

Но, позвольте, почему же другие не «принудились»?

Значит, проблема не в принуждении, а твоем свободном выборе. Особенно часто эти «оговорки» про «принудили» нам, священникам, приходится выслушивать от женщин, совершивших детоубийство.

Ни один догмат Церкви не носит «отвлеченного характера». Всякий постулат свидетельствует о какой-то весьма жизненной для нас Истине. Догматическое вероопределение VI Вселенского Собора (681 год) говорит нам о том, что во Христе Сыном Божьим (ставшим ради нас Сыном Человеческим) воспринята и преображена слабая земная человеческая воля. Причем, полнота присутствия человеческой и Божественной воль не означает их «равноценность».

Догматическое определение указывает, что «человеческая Его воля уступает во всем, не противоречит и не противоборствует, а подчиняется Его Божественной и Всемогущей воле»[1]. Это – указание и для нас. Именно в совершенстве человеческой природы Христа черпает христианин силу своего совершенствования во Христе. В совершенном послушании человеческой воли Христа воли Небесного Отца черпает каждый христианин силу быть «послушным (Богу) во всем, даже до смерти» (ср. Филипп. 2:8).

Если в нас нет ни желания, ни намерения, ни понимания сказанного, то напрасно не следует тешить себя наличием у нас имени христианского. Ведь еще святитель Амвросий Медиоланский в словах о покаянии писал, что «имя христианина без дел, соответствующих этому имени, не спасает, а усиливает осуждение: Зачем носил ты имя, не имея соответствующих ему дел»?




[1] Орос VI Вселенского Собора. Деяние 18-е VI Вселенского Собора // Деяния Вселенских Соборов в 4-х тт. СПб, «Паломник»- «Воскресение», 1996г. Т.4. с. 221.  


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Грех «невольный» или самообман?

Что же понимают современные «либеральные и свободомыслящие» христиане под определением «невольного греха»? Чаще всего речь идет о грехе, «к которому меня принудили обстоятельства» — «я не хотел, но я пошел и сделал, потому что по другому было нереально»...



Рубрики: Публікації | Слово пастиря |

2281 переглядів / Коментарів: 0

Теги: жизнь в православии |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Свет разума
6 January 2006

Cуд Божий
19 November 2008




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru