Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Слово пастиря
Гребешок на тот свет, или Размышления о борьбе с погребальными суевериями
24 December 2012 16:29
Протоиерей Владимир Ровинский

– Батюшка, – обращается ко мне, как к старому знакомому, после службы в храме дама средних лет в черной косыночке – мне надо передать маме гребешок…

Напрягаю память и узнаю в женщине одну из дочерей, погребенной мною недавно старушки. В ответ на мое вопросительное молчание, она продолжала.

– Мама-покойница позавчера приснилась. Стоит вся такая растрепанная, нечесаная и ничего не говорит. Я проснулась вся в холодном поту. А утром соседка успокоила, сказав, что мама явилась неспроста – надо "туда" передать ей гребешок.

Из дальнейшей речи женщины получалось, что это именно мне надлежит передать через "ближайшего" покойника передачку на тот свет. И вот уже женщина протянула вместе с небольшим пластмассовым гребешком десятигривневую бумажку.

Я даже успел представить, как по завершении очередного погребения, когда все будут подходить прощаться с усопшим, я, сделав невинное лицо, достану из кармана своего подрясника гребешок и положу его под локоть покойного, а на недоуменные взгляды собравшихся вокруг родственников и знакомых новопреставленного, взглядом дам понять – "так надо!.."

***

Старые суеверия на новый лад

Каждому священнику приходится почти ежедневно не только сталкиваться с народными суевериями, не только опровергать их, не только разъяснять их суетность и вредность, но и... нередко чувствовать свое бессилие перед их живучестью.

Конец восьмидесятых – начало девяностых прошлого века, на которые выпало начало моего священства, были годами духовной всеядности нашего общества. Вырвавшись на свободу после атеистического "нельзя", народ окунулся с головой во все, что только "можно", не спрашивая даже – а "нужно" ли.

Каждые похороны сопровождались расспросами женщин, которые помоложе, о том, "как сделать, чтобы все было правильно". А после выяснения, какая должна быть иконочка на груди покойного и кто должен класть "венчик" на его лоб, уточнялись подробности, связанные с возрождающимися и новоявленными суевериями.

Мои деликатные замечания, что зеркала занавешивать было не обязательно, и что нет необходимости класть под усопшего родителя "сменный" комплект нижнего белья, да и "заземление" медным проводом тянущееся от мизинца усопшего к ведру с землей, стоящему под гробом, никакой пользы не принесет, – воспринимались не однозначно. Женщины, которые постарше, перешептываясь, с упреком смотрели на меня, молодого священника, и в их взгляде читалось: "А еще, говорят, духовную академию закончил... Чему их там только учат?.."

Печенье и конфеты "Поминальные"

Бабушки, рожденные в предвоенные богоборческие годы и взращенные советским комсомолом, в перестроечное время причислили себя к единственным и безальтернативным хранителям погребальных (и не только) обрядов и традиций. Они ревностно защищали свое неписаное право поучать – что и как "делать" – и при малейшей возможности им пользовались. Причем большинство простого народа воспринимали эти проявления суетной и ложной веры (сопровождаемой набором примет и обрядов) как раз за проявление глубокой набожности.

Борьба священников с суевериями имела определенный успех, но нередко она заканчивалась тем, что суеверные уходили из храма, а суеверия оставались. Правды ради отмечу, что эта борьба приносила определенные положительные плоды, но они были явно несоизмеримы с неимоверным разрастанием магического и оккультного мировоззрения насаждаемого в нашем обществе.

Прошли годы. Уже и бороды борцов с ложными верованиями поседели, а вот сами суеверия живут и пленяют сердца все новых поколений. Почему так получилось? Может отцы-пастыри недостаточно обличали, может брошюры тематики "о вреде суеверий" издавались малым тиражом, а может суеверия таят в себе некоторые грани, на которые не обращали внимания?

Погребальные суеверия – забота о покойном или страх перед смертью?

Набор погребальных суеверий условно можно разделить на два вида. К первому отнесем своеобразное проявление любви к покойному и заботы о нем.

Не зная достаточно о загробной жизни (а кто из нас может похвастаться, что он достаточно осведомлен?), люди все же ее не отрицают. А, иначе, зачем класть усопшему в гроб принадлежавшие ему очки и протезы, носовой платок и запасную пару нижнего белья? Зачем ставить перед его портретом граненый стакан с водкой и куском ржаного хлеба? Ведь даже, когда несут в храм на панихиду коливо, хлеб, сахар и другое съестное, то искренне верят, что тем напитают своих усопших. Мне приходилось видеть, как кладут в гроб молодой женщины с изуродованным лицом, погибшей в автокатастрофе, набор дорогих теней, а в ручку маленькой девочки, умершей от рака – пачку жевачек.

Похороны цыганской знати

Второй вид погребальных суеверий связан со страхом перед смертью. Где еще, если не на похоронах наш современник может стать перед лицом смерти? Где ему, погруженному ежедневно в суету жизни, еще осознать, что смерть и для него реально неотвратима и неумолима?

Вот и приходится отпугивать и отводить ее, "костлявую", то топором, положенным под гроб с умершим, то занавешиванием зеркал (теперь это умудряются делать даже в автомобилях-катафалках на зеркалах заднего вида), непременным переворачиванием табуретов из под гроба и усердным замыванием полов после выноса тела с покойником.

К этому же разряду относится запрет выносить гроб близким родственникам усопшего, а также "смертельная опасность" для оказавшегося впереди похоронной процессии или смотрящему из окна своего дома на оную.

Духовные предрассудки как сорняки – чем больше рубишь их корень, тем более они разрастаются

Суетную и ложную веру недостаточно победить в человеческом сердце, поврежденном грехом. Этот духовный сорняк имеет свойство всех сорняков – чем больше рубишь его корень, тем более он разрастается. На месте разгрома одних суеверий очень скоро вырастают новые. И они непременно спешат облечься в овечьи шкуры подлинной религиозности или научной доказанности.

На месте ложной и суетной веры, необходимо терпеливо и очень настойчиво насаждать и укоренять веру истинную и спасительную. Там, где будет вера в воскресшего Христа и восприятие собственной жизни как подготовки к вечности, там, где будет чаяние воскресения из мертвых и уверенность в жизни будущего века – там не будет места паническому страху перед смертью. Там, где будет навык общения через молитву с Богом, у Которого нет деления на мертвых и живых, поскольку у Него все живы – там не будет страха потерять связь с близким человеком. Там, где свою любовь к почившему и заботу о его загробной участи, человек сможет проявить через Святое Причастие на Божественной литургии и жертвенное участие в жизни нуждающегося ближнего – там отпадет необходимость через покойника-соседа "передавать" гребешки матери и сменное белье отцу.

И все же…

Искореняя зло, не забудь насадить добро

Живой человек состоит из души и тела. Тело и душа тесно переплетены и неразрывно связаны. Ничто не способно их разлучить, кроме смерти. И пока человек жив, его душевное состояние отражается в телесных действиях, а проявления жизни тела ищет себе оправдания в состоянии души. Этой истины нельзя забывать, искореняя суеверные традиции и обряды при погребении. Здесь принцип простой и общеизвестный – искореняя зло, не забудь насадить добро.

Суетная вера, так или иначе, наряжается в соответствующие глупые, пустые, ненужные, а, нередко, и зловредные правила, обряды и традиции. Без них она существовать не может.

Привнося в умы и сердца людей веру истинную, наполненную светом Божественного участия в нашей жизни, глубиной Евангельской вести о Боговоплощении, Крестоношении и Воскресении, нельзя забывать о ее внешнем, символическом, обрядовом отражении.

Традиции и обряды Церкви, появлялись постепенно и были красноречивым свидетельством единения тела и души в проявлениях религиозной жизни человека. Напомню, что начало внешнему обрамлению Евангельской веры положил Сам Христос и когда через помазание брением исцелил слепого (Ин. 9,11), и когда в Гефсиманском саду "отошел … на вержение камня, и, преклонив колени, молился" (Лк. 22, 41), и когда "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета" (Мф. 26, 27-29).

Сейчас многие пишут и еще больше говорят о необходимости возвращения сознания православных людей к истокам евангельской духовности, о второстепенности, а порой и ненужности обрядовой стороны и внешних проявлений в религиозной жизни.

Мы действительно имеем бесценное духовное сокровище – благую весть о воплощении Бога Слова, веру в спасительную крестную жертву Христа и неземную радость о Его Воскресении. Эта вера подобна драгоценному миру, способному наполнить благоуханием каждый дом. Эта вера подобна ключевой воде, способной напоить каждое жаждущее сердце. Но миро для хранения нуждается в сосуде, и вода для употребления не может обойтись без него. Сосуд, конечно, вещь внешняя, второстепенная, но такая необходимая – куда же без него. Подобно, и вера в жизни человека, имеющего не только живую душу, но и облеченного в плоть, нуждается во внешнем обрамлении. Этой истины нельзя забывать, искореняя суеверия и связанные с ними обычаи.

Журнал «Самарянка»

№4/2012


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Гребешок на тот свет, или Размышления о борьбе с погребальными суевериями

Почему мы завешиваем зеркала или кладем с усопшим его личные вещи, откуда берутся погребальные предрассудки, как их искоренить, да и нужно ли? – читайте в материале. 



Рубрики: Слово пастиря |

5059 переглядів / Коментарів: 3

Теги: церква і суспільство | суеверия |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Надзвичайно гарна і корисна

Надзвичайно гарна і корисна стаття! Велика подяка автору.

Кладут в труну все что на ум

Кладут в труну все что на ум придет: гребешки, очки, спицы, косметич наборы, деньги, хуже того, мужикам ложат еще спички, сигареты и водку. Люди понимают условность суеверий и делания в этой связи, но все равно , как бы мы ни возмущались, а делали в прошлом, делают теперь и будут продолжать впредь делать это. Действие дает какое то внутреннее успокоение, ободрение, связь живого с умершим(хоть через пустяшное, маленькое, но, дело), дает психологически умиротворяющее чувство выполненного долга(это как ленточку на венке поправить, часть ритуала)... посему по возмущаемся, но есть нечто, что нельзя искоренить и истребить… Если бы в гробницы древних захоронений люди испокон веков не клали умершим предметов быта, то не по чем было бы изучать нам сегодняшним следы угасших цивилизаций. Говард Картер не открыл бы в 20м веке сокровища фараона Тутанхамона и мы сегодняшние остались бы без пирамид… Как в народе говорится: нет худа без добра, и добра без худа… Людие, мыслите… «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь».1Фесс.5:20 Погружение в тайны нашего сознания. Это произошло в конце августа, 28 числа как раз на Успение 2007го. У нас в Крюкове обычные люди провожали в последний путь самую свою дорогую хозяйку дома, мать, по имени Людмилу. Я, почему хорошо запомнил, что похорон был в один день с нашей Кременчугской известной женщиной Евгенией Тимофеевной Добрик. И в сороковый день панихиду служили потом вместе. Да и сам по себе случай запоминающийся. Обычная семья, обычный среднестатистический похорон, все как обычно. Когда наряжали покойницу, кто то из родственников или соседей сказал, что как принято по давнему обычаю надобно завесить зеркало платком. Кто то сказал завесить, кто то сказал не надо, но в общем то зеркало так и осталось не завешенным. Так зеркало отображало в себе покойницу, отражало яркие огоньки горящих свечей, лица входящих и выходящих многих людей соседей, родных, знакомых по работе и прочих. Все шло своим чредом. Все как обычно у нас обычных Кременчужан. Необычное началось после похорон. Уже поздно вечером, когда вечерело сын вошел в опустевшую свiтлицю и первое, из первых, что с ним случилось, так это то, что он взглянул в зеркало и увидел в нем свою покойную мать, всю в белом, и в белом венке. Она ему, что то, говорила, но как чрез толстое стекло голос был слышен, но, разобрать ничего было нельзя. Гостья из зазеркалья. Когда вошли другие родственники то увидели странную картину и не знали что и делать поначалу. Сын, став на диван ногами, просто прилип, словно влазил в это самое зеркало висевшее высоко на стене, словом прильнул к нему всем лицом и что то плача говорил, о чем то вопрошал, укорял, доказывал с кем то в зеркале, как поняли вошедшие, разговаривал. Зеркало словно втягивало его в себя. Мать, как он потом рассказывал, отстраняла его от себя, не хотела, что бы он входил в зазеркалье. Тут, вдруг, там же в зеркале явился священник и преградил путь. Экран зеркала с видением потух. Начали уговаривать его все вместе, чтобы слез назад, да и явившаяся женщина в зеркале подавала руками ему знаки, что бы отольнул от стекла: мол, тебе еще рано. В тот вечер он уже больше не входил в залу, видимо боялся повторения случившегося… да его бы и не пустили. Все были очень встревожены и устрашениы случившимся… Многие считают суеверием завешивать зеркала на похоронах, когда в доме покойник. Я тоже так раньше думал. Теперь же думаю иначе. Традиции нужно наверное уважать. У нарушающих, коллективная память, ментальный запрет материализует такие вот устрашающие образы в нашем сознании, сгустки духа, что мы и видим на примере таких вот житейских случаях. Но, это мое мнение, я понимаю - спорное и требует дискуссии

Надо говорить

Надо больше говорить о многочисленных церковных традициях, их смысле и значении для христианина.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
О родителях
19 February 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru