Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Где проходил суд над Христом: крепость Антония или Врата Ессеев?
04 April 2013 10:52
Протоиерей Олег Скнарь

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В богослужении этой Недели Церковь прославляет святой Крест… Предлагаем материал о «Скорбном пути» и локализации места судебного процесса над Христом-Спасителем.

***

История Иерусалима состоит из непрерывной череды осад, штурмов, захватов, в результате чего город неоднократно превращался в руины (за всю историю этот древний город подвергался разрушению около 80 раз).

Благодаря современным археологическим раскопкам сегодня сделано немало открытий, которые кардинально изменили представление о том, как выглядел Иерусалим во времена Христа. Так, обнаженные культурные слои смогли поведать, как очередные хозяева (римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, аюбиды, монголы, турки) перепланировали «под себя» древний Иерусалим.

«Остановки» на маршруте Via Dolorosa имеют лишь символическое значение?..

Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнес: «Се Человек!» (Ин. 19:5).

Гиды, путеводители, а иногда даже сами паломники и туристы обладают информацией о том, что многие «остановки» имеют только символическое значение – ничего общего с исторической действительностью. Например, сегодня известно, что арка Ecce Homo это фрагмент триумфальной арки императора Адриана, воздвигнутой в 135 г. по Р.Х., Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa – это не что иное, как римская мостовая Элии Капитолины (Иерусалим II в.). Подземные гроты, обустроенные в качестве камер с плоскими возвышениями, на самом деле, в прошлом были конюшнями, и только в 1911 г. Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Иисуса Христа под стражу и назвала «Заточением Христовым» и т.д.

Дело в том, что ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые якобы согласовывались, по их мнению, с евангельским повествованием, и именно эти «остановки» стали основными составляющими Via Dolorosa – «Скорбного Пути», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

Может, тот факт, что мамлюкские и османские правители использовали уцелевшие фрагменты крепости для проведения судов, и подтолкнул к мысли францисканцев, что именно здесь и располагалась евангельская Претория Пилата, где также происходил суд над Христом.

Современная археология предлагает довольно серьезные аргументы в пользу того, что содержание под стражей, суд римского прокуратора, бичевание, а также вынесение смертного приговора произошли совершенно в другом месте Иерусалима.

Итак, согласно евангельскому повествованию, суд над Иисусом Христом действительно происходил в Претории (греч. praitwrion; лат. pretorium) – служебной резиденции римского наместника.

Где же происходил суд над Христом: в крепости Антония или дворце Ирода Великого?

Во время земной жизни Христа Спасителя в Иерусалиме было две точки, контролируемые римским военным контингентом: это, действительно, крепость Антония и дворец Ирода Великого с казармами для солдат.

Вряд ли было возможно, чтобы судебный процесс происходил в крепости Антония, как и вообще нахождение здесь римского прокуратора.

Благодаря археологическим исследованиям основания крепости, установлено, что сама цитадель, скорее всего, имела форму башни (90м х 40м), возвышающейся над Храмовой горой и использовалась римлянами, главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательный пункт, откуда было удобно следить за действиями богомольцев. Помещения крепости были слишком тесными, чтобы служить одновременно и резиденцией правительственных чиновников, и штабом с казармами для военного контингента легионеров.

В настоящее время в научном мире нет сомнений, что дворец Ирода Великого собственно и был резиденцией римского наместника, а следовательно – евангельской Преторией, в которой и был осужден Спаситель.

Территорию дворца защищала мощная система укреплений с тремя высокими башнями (Гиппикус, Фазаэль и Мариамна). Сегодня паломники и туристы, посещающие Старый город Иерусалима, могут видеть массивное основание одной из башен, османская надстройка над которой получила название מיגדל דוד  [Migdal David] «Башня Давида».

Во время археологических раскопок

По всей видимости, после грандиозного и величественного Иерусалимского Храма дворец Ирода был самым поразительным строительным сооружением Иерусалима с обширными садами и примыкающими военными казармами.

При описании дворца и его крепостных укреплений Иосиф Флавий сообщает о так называемых Вратах Ессеев, через которые можно было попасть в частную зону дворца Ирода Великого. Именно эти Ворота Ессеев были обнаружены во время археологической экспедиции в 1970-х гг. израильским археологом Маген Броши.

Участвуя в 2009 г. в сезонных археологических раскопках на горе Сион под руководством известного британского археолога Саймона Гибсона, мне посчастливилось из первых уст услышать от Саймона (он был в составе экспедиции М. Броши) рассказ об обнаружении монументальных ворот с остатками большого двора, расположенного между двумя крепостными стенами. Именно они и были индифицированы как Врата Ессеев.

По словам Саймона Гибсона, эта находка очень хорошо согласуется с описанием места суда над Спасителем в евангельском повествовании от Иоанна Богослова: «Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа» (Ин. 19:13).

Действительно, в вышеупомянутом раскопе было обнаружено возвышение и платформа со ступенями, которая, по всей видимости, и обозначена в Евангелии как Лифостротон – «каменный помост».

Что касается «судилища»…

У Иосифа Флавия есть любопытное место в «Иудейской войне», в котором он описывает суд прокуратора Кассия Флора, происходивший во дворце Ирода по случаю начала в Иерусалиме возмущений 66 г.: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел». Этот фрагмент перекликается с «судейским местом», о чем упоминается в Евангелии от Матфея (Мф. 27:19).

Из евангельского повествования от Иоанна Богослова мы можем сделать вывод, что Претория, где происходил суд над Христом был отдельным сооружением расположенным рядом со дворцом с примыкающими камерами для заключения.

Саймон Гибсон, археолог

По мнению Саймона Гибсона, обнаруженные археологами в 70-х гг. хорошо защищенные Ворота Ессеев с внутренним двором соответствуют описанию места римского трибунала – как у Иосифа Флавия, так и у евангелистов.

Несмотря на то, что возведены они были при Ироде для частного входа через Преторию во дворец, это не исключает возможности проведения общественных мероприятий внутри ворот и в большом дворе между стенами. Это место было идеальным для оглашения указов и проведения открытых процессов. Контролировать собравшихся здесь было легко благодаря тому, что этот участок был хорошо защищен.

Суд в воротах, вероятно, тщательно охранялся римскими солдатами из казарм Претория. Народ, который допускался для наблюдения за процессом, мог эмоционально реагировать на какие-то фрагменты течения суда, но физически был бессилен. По окончании дела, вероятнее всего, людей пришедших на процесс, выставляли за внешние ворота, там за ними присматривали тяжеловооруженные римские солдаты, располагавшиеся на прилегающих башнях.

По всей видимости, Спасителя после судебного процесса, на котором Он был приговорен к смертной казни, отвели вновь в темничную камеру Претория и именно оттуда Господь начал Свой путь к Голгофе.

Это означает, что предложенный в XIV в. католическими монахами-францисканцами маршрут Крестного пути с отправной точкой, находящейся в крепости Антония, ставший сегодня традиционным, является неточным по отношению к тому, который проходили благочестивые паломники в Византийский период.

Поразительно, но создается впечатление, что богомольцы в Византийский период знали, что Претория находилась рядом с дворцом Ирода Великого т.к. в то время действительно маршрут Крестного пути Христа был другим: из Гефсимании он пролегал вокруг города к дому Кайафы на горе Сион, затем вел к дворцу царя Ирода, где предполагалось расположение Претории Пилата и наконец – к Храму Воскресения.

По всей видимости, мы можем не без оснований предполагать, что евангельская Претория и Врата Ессеев с внутренним двором, который упоминается в Евангелии: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию…» (Мк.15:16) – есть одно и то же место, в котором и произошел суд римского прокуратора над Сыном Человеческим.

Журнал «ОТРОК.ua»

Материал публикуется в авторской версии

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пятый прокуратор Иудеи (О «литературном» и «историческом» Пилате)

Двуликий монарх Иудеи. Карательная экспедиция в Вифлееме: реальность или миф?


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Где проходил суд над Христом: крепость Антония или Врата Ессеев?

В третью неделю Великого поста – Крестопоклонную – прославляется святой Крест… Предлагаем материал о «Скорбном пути» и локализации места судебного процесса над Христом-Спасителем.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

3531 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Суд над Христом | Понтий Пилат | Крестопоклонная неделя | Великий пост |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru