Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Церква і суспільство
ЭКСКЛЮЗИВ КО ДНЮ ПОЧАЕВСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ: 7-месячный Крестный ход – яркие впечатления участника
06 August 2012 13:21

«С раннего утра, чуть солнышко, я сижу на заборе и смотрю на Донскую улицу. Всегда она безлюдная, а нынче и не узнать: идет и идет народ, и светлые у всех лица, начисто вымыты, до блеска…Несут георгины, астрочки, спаржеву зеленцу, — положить под Пречистую, когда поползут под Ее икону в монастыре. С этими цветочками, я знаю, принесут они нужды свои и скорби, всякое горе, которое узнали в жизни, и все хорошее, что видали, — «всю свою душу открывают... кому ж и сказать-то им!» (И.Шмелев  «Лето Господне»).

***

Традиция совершать Крестные ходы существует еще со времен Ветхого Завета, да и сама церковная история Руси начиналась Крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Вообще же Крестный ход – это торжественное шествие с крестом, от его несения в начале процессии она и получила свое название.

Почаевскому Крестному ходу в этом году исполняется 140 лет. (!) За всю его историю эта традиция не прерывалась ни на один год – и во времена советской власти верующие ходили к святыне, правда, ночами и небольшими группами.

О Почаевском Крестном ходе мы вспомнили не случайно – 5 августа православные чтят память чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, которая уже около 400 лет пребывает в Успенской Почаевской Лавре.

Эта икона известна всему славянскому миру: ее почитают не только в Украине, а и в России, Беларуси, Польше, Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Более того, наряду с православными на поклонение к чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят даже христиане других исповеданий.

Три года назад, 15 октября 2009 года, в рамках празднования 450-летия принесения на Волынь чудотворного образа Божией Матери «Почаевская», начался Всеукраинский крестный ход с Почаевской иконой Богородицы по всем епархиям Украинской Православной Церкви и продлился он… 7 месяцев.

О том, как же встречали эту великую святыню верующие Украины, о курьезах и чудесах во время Крестного хода и о том, повлияли ли те 7 месяцев на участников Крестного «тура» с Почаевской иконой – со слов самого участника Сергея Шмигельского.

***

Выехали мы на мой День Рождения – 15 октября, и первым пунктом крестного хода стала Белая Церковь. Сотни верующих вышли навстречу Почаевской иконе с хлебом, солью и цветами. Дальше святой образ под пение тропаря к Божьей Матери пронесли крестным ходом по центральной улице города в Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Тот Крестный ход для меня стал целой эпохой. И не только потому, что это была моя первая поездка с такой великой святыней. Были такие трогательные встречи! Как можно их забыть? Огромное количество верующих приходили поклониться Почаевскому образу: туман, раннее утро, а людей у храма к святыне – уже целая очередь; уже ночь, звезды на небе, а людей к святыне – еще целая очередь.

Радовало, что особенно много молодежи шло к святыне. Наверняка, все помнят время очередей, когда мы стояли часами за колбасой, гречкой, майонезом, а сейчас молодые люди стояли в огромной очереди к святыне. И это то главное, что все семь месяцев придавало нам сил, и радости от того, что делаем благое дело, не было приделов…

Приехали в Кременчуг, а тут пошел настоящий проливной дождь. Это не летний дождик –  это пронизывающий до нитки осенний дождь, а людей под зонтиками – нескончаемая очередь собралось. Дождь все усиливается и усиливается, час, два, а расходиться вовсе никто не собирается. Ведь не у каждого есть возможность поехать  в Почаев, а здесь Богородица Сама приехала.

График у нас был строгий, но в Кировограде нам пришлось задержаться. Вовсе не из-за погоды. Людей в храме, на его территории и даже за его пределами собралось столько, что просто невозможно было вынести икону! А когда разнесся слух, что икону перевозят уже в другой город, люди, будто мурашки, со всех щелей полезли :) Что делать?

Пришлось принимать решение благословить каждого святыней – обижать ведь верующих не хотелось. Священники держали икону во вратах церкви, а люди, склонившись, проходили под образом. Так смогли все приложиться к иконе. К слову, так приходилось делать во многих городах.

Были и такие случаи. Люди узнавали, что будет мимо их села проезжать Почаевская икона. Собирались всем селом, останавливали нас и просили, чтоб прям на трассе приложиться к святому образу.

Дождь проливной, под зонтами мы держали икону, а под ней проходили люди – все село. И икону в ризе ведь тяжелой держали, но тяжесть не чувствовалась, у нас была такая радость!

Прилуки. Идем крестным ходом с Почаевской иконой Богородицы по центральной площади города: «Богородице Дево, радуйся!..», а бабулечка одна выкладывает дорогу иконе цветами…

Чернигов. Скажу, что за время Крестного хода с Почаевской иконой Пресвятой Богородицы чудес я навидался!

На Черниговщине живет мой друг детства, когда он узнал, что мы в Нежине с Почаевской иконой, позвонил мне и попросил встретить его жену, которая хотела помолиться у иконы. У них двое маленьких деток, а у жены – рак.

Она пришла в храм с таким отчаянием в глазах, все то время провела в молитве перед иконой Божией Матери «Почаевской», читала акафист. Затем пообщалась с отцом Лавром – монахом из Почаева, который сопровождал святыню.

После, по совету отца Лавра, супруга моего друга поехала в Почаевскую Лавру, провела там некоторое время в молитвах, приехала домой, прошла снова обследование.

Если бы я от кого-то услышал эту историю, то, честно сказать, усомнился бы. Но результаты обследования оказались отрицательными. Она излечилась, и это чудо произошло на моих глазах – не с кем-то и где-то, а с близким мне человеком и наяву…

Второй этап Крестного хода с Почаевской иконой Богородицы начался с родного мне Конотопа.

И снова – нескончаемые очереди к святыне. Даже ночью…

А в Харькове Почаевская икона Божией Матери ночевала в здании, где проходил исторический Харьковский Архиерейский Собор.

Но не только этим мне запомнился этот город.

Случился здесь и курьез. Собрались мы уже переезжать в другой город с иконой – в Северодонецк – путь дальний, уже  владыка Никодим (ныне покойный) благословил всех иконой, простился с нами.

Выехали мы за территорию собора и тут видим: отца Филарета из Почаева (он сопровождал святыню во втором «туре») нет. Был – и исчез. Мы – назад. Смотрим, а народ на улице обступил отца Филарета и все просят у почаевского батюшки благословения. Он только стоит, смущенно улыбается, всех благословляет, а даже шагу сделать не может. Пришлось его вызволять :)

Знаете, запомнились разные встречи, а трогательные встречи святыни запомнились больше всего. Одной из таковых была встреча святыни в Северодонецке.

Великие святыни здесь редко бывают, поэтому, наверное, люди с особенным трепетом нас и встречали, хоть и немноголюдно было.

Правда, причина немноголюдности здесь, как, впрочем, и в других местах, была не в силе веры народа, а в силе «анонсирования». По городу висели афиши о Крестном ходе Почаевской иконы, а газеты и телевидение не подключилось к анонсированию, поэтому о приезде святыни узнавали люди, в основном, благодаря «сарафанному радио».

 – Маня, тут Почаевскую икону привезли, беги скорее! – звонили друг другу по телефону.

Поэтому в последние дни пребывания чудотворного образа в том или ином храме собиралось особенно много людей.

А в Луганске – в самой восточной области Украины – встречал Почаевскую икону владыка Иоанникий (ныне на покое) – такой добрый, мудрый, помню его проповедь...

Донецк запомнился «приемом» на высшем уровне – прям какой-то помпезностью :)

Первый снег нас застал на... юге – в Мариуполе.

Помнится, в Мариуполе были самые «неорганизованные» верующие. Нет, чтобы выстроиться в очередь, как в других епархиях, они решили почему-то все одновременно зайти в храм. Все сразу – скопом. Как мы не объясняли мирянам, что все сразу не могут зайти в одни двери – они не слышали нас.

А еще там много было людей, которые кричали в храме, бились в истерике. Одна женщина особенно кричала не своим голосом, ее к святыне прям насильно батюшка прижал – она вмиг смолкла и вышла из храма уже умиротворенная.

В Запорожье нас встречали Константин и Елена – в смысле, не святые, а священник Константин и матушка его Елена :) Это был образец гостеприимства. Вообще, отдельная благодарность отцу Константину – сколько раз бывали в Запорожье, всегда он радушно нас встречал, экскурсию по святым местам и по острову Хортица проводил.

Собрались мы уже возвращаться в Киев – в Запорожье была последняя «остановка» второго «тура» крестного хода, выходим из храма, а на улице – вьюга. Да такая, что за полчаса всю дорогу замело! А на дворе – ночь. Думали: ехать в ночь или отложить до утра?

А у матушек в Свято-Николаевском монастыре на следующий день – престольный праздник, стали они меня просить ехать в ночь, несмотря на вьюгу. Я им говорю: «Хорошо, только вы тогда общайтесь со мной, чтоб спать не хотелось, или пойте что» :) Едем, а дорогу совсем не видно, метет жутко.

Матушки давай молиться и петь, и чудо – отъехали мы всего-ничего от Запорожья и вдруг – трасса такая сухая, как летом. Так вымолили обратный путь матушки, и за праздничным богослужением они уже молились у себя в обители.

Кстати, те, кто решил уже утром выезжать из Запорожья, добирались в Киев с приключениями и целые сутки вместо 8 часов. Так дороги за ночь замело. Хорошо, что я тогда матушек послушался.

Кстати, поразило меня в Запорожье еще одно – была там одна маленькая девочка, такая смиренная и тихая: будто и не ребенок вовсе, а мудрая старушечка. Так смирно сидела на коленках и молилась у иконы – смотреть на нее было одно загляденье :).

Затем у нас был перерыв – то из-за гриппа, карантин был в стране, то из-за холодов сильных. Выехали уже в апреле – первым городом третьего «тура» Почаевского крестного хода стал Днепропетровск. Там так удивительно было – храм стоит, а из музейной площадки напротив на него ракеты направлены.

А в Кривом Роге напротив храма, где пребывала Почаевская святыня, начинался известный проспект – самый длинный проспект Европы. Решил я проехаться, посмотреть, насколько он длинен. Еду, еду, проспекту, и правда, конца-краю нет.  А вокруг то дивные погреба у людей – прям в земле, то карьер глубоченный, то брошенный эскаватор в том карьере.

Дальше поехали мы на юг – Херсон, Николаев, Одесса, Крым…

Тут нас как встречали, так и провожали – на одном дыхании. Народ там очень верующий.

А когда были в Геническе, то матушки говорят мне: «Отвези нас на море, хоть поглядим на него» :)

Как ехали из Николаева в Одессу, нам на прощание сказали: «Ничего, часов за 7 доедете.» – «Как, 150 км за 7 часов? (такое расстояние можно часа за 2 преодолеть, в сопровождении — и за час) Не может быть!». Выехали мы, значит, на трассу – там не дорога, а танковый полигон. Как хочешь, так и езжай: ни тебе разделительных полос, ни тебе асфальта. А на обочине стоит запорожец, на нем табличка – «Проведу полями!» Судя по всему, полями там действительно проще добраться.

С юга мы поехали на запад. Умань, Тульчинка, Хмельницкий…

Приезжаем в Винницу 1 мая.

По центральной улице маршируют демонстранты с красными флагами, а мы – с Почаевской иконой.

В Каменце-Подольском решили мы Старый замок посмотреть. Уже темнело, подходит к батюшке за благословением одна женщина. Кто мы да откуда? Как узнала, что Почаевскую святыню привезли для поклонения верующим, обрадовалась и предложила нам экскурсию провести по замку. Оказалось, она там – замдиректора. Еще и грамоты нам на прощание вручила :)

Были мы и в Банченах. Ох, и красота там в монастыре…

Там даже павлинов увидали :)

К Мукачево подъезжаем, на обочине стоит наша вторая машина, а в ней – никого. Смотрим – наш второй водитель и семинарист Юра уже рыбу ловят с местными рыбаками. Даже на ужин рыбки принесли (кстати, она оказалась несъедобной ;) ).

А в самом Мукачево нас встретили первые цветущие деревья. Приехали мы ночью, вокруг ничего уже не видно, утром просыпаемся, а за окном – горы, сакура цветет, магнолия…

Матушкам нашим из Городокского монастыря особая благодарность – настоящие труженицы. Они же все время не спали – бережно оберегали святыню. Поэтому, как только в машине усаживались, так и засыпали. Всю дорогу созерцал рядом спящую матушку :)

А как матушки радовались, когда с нами в одной машине ехала Почаевская икона Богородицы – счастливее никого никогда и не увидишь!

Затем был настоящий «марафон» без передышек. Львов, Владимир-Волынск, Ковель, Луцк – из города в город без отдыха. В тех местах всегда особенно много народу собирается к иконе.

В Луцк заезжаем – 9 мая. Митрополит Нифонт прям во время праздничного парада на площади всех благословил святыней. Радости столько у людей было!

Почаев. Это было окончание целой эпохи в моей жизни. Год заканчивался по-настоящему величественно. Братия Почаевской Лавры встречала иконку с цветами, песнопением. Это была настоящая церемония возвращения – икона Божией Матери «Почаевская» вернулась в свою обитель.

Три детали

*

Вроде, люди воцерковленные везде нас встречали, а отчего-то некоторые были уверены: раз святыню великую везут, значит, и Святым Духом питаются, и спят, скрутившись калачиком на стульях :)

Уставали же мы сильно – часто в одном городе надо было быть к вечерней, а в другом – на утреню. А Литургии где в 6, где в 7, где в 8 или 9 утра начинались, поэтому времени на сон почти не оставалось.

**

Ездили с нами матушки из Городокского Свято-Николаевского монастыря – продавали иконки, акафисты, святую воду из Почаева, просфоры. Подходят к ним в одном из восточных городов женщины и спрашивают:

– У вас иконки заряженные?

– Какие?

– Ну, заряженные от Почаевской иконы?

Оказывается, приходили некоторые люди не приложиться к Почаевской иконе, а зарядиться ее благодатью. Подойдут к иконе, дотронутся рукой, приложат иконку маленькую к Почаевскому образу и пойдут радостные домой, что «зарядились».    

***

Почитание икон всегда было предметом споров. Очень хотелось бы, чтобы от иконы не «заряжались», а чтобы перед иконой молились. Когда мы подходим к иконе Спасителя или Божией Матери и прикладываемся к ней, мы тем самым выражаем нашу любовь к Спасителю или к Божией Матери. Но очень важно, чтобы икона не подменяла собой объект молитвы, чтобы мы не пытались вообразить себе того, кто изображен на иконе. Икона – это напоминание о первообразе. В известном постановлении VII Вселенского собора говорится, что «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси, изображенного на ней».


ФОТО Сергея Шмигельского

Подготовила Ольга Мамона


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

ЭКСКЛЮЗИВ КО ДНЮ ПОЧАЕВСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ: 7-месячный Крестный ход – яркие впечатления участника

5 августа — день памяти иконы Богородицы «Почаевская».

О том, как встречали святыню верующие Украины, о курьезах и чудесах и о том, повлияли ли те 7 месяцев на участников Крестного хода с Почаевской иконой – со слов самого участника Сергея Шмигельского.



Рубрики: Публікації | Церква і суспільство |

3525 переглядів / Коментарів: 1

Теги: Крестный ход с Почаевской иконой Божьей Матери |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Думал, такие ходы только в 19

Думал, такие ходы только в 19 веке бывали или еще в Греции. А тут у нас! Читал с умилением! Спаси, Господи!

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru