Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору

5 фото

1

2

3

4

5


Дьявольская иконография
14 July 2011 17:41
Дмитрий Марченко

Если провести опрос среди населения на тему: «Как выглядят бесы», то большая часть опрошеных наверняка назовёт такие популярные детали диавольского образа, как рога, копыта, длинный хвост, свиное рыло, клыки, когти и так далее. Что же до «аксессуаров», то здесь, по-видимому, будут названы среди прочих вилы (трезубец), кочерга и прочее. Этот образ так прочно въелся в обывательское сознание, что воспринимается как должное.

Одновременно вся эта атрибутика часто служит инструментом идеологических спекуляций. Так, антенны телевизоров в ультраортодоксальной прессе часто сравниваются с диавольскими рогами. Или, например, к бесовскому трезубцу возводится главная фигура современного герба Украины.

Но если мы обратимся к классической иконописи, то не увидим в изображении диавола ни рогов, ни копыт, ни чего бы то ни было подобного.

Согласно учению Церкви, бесы – это падшие ангелы, которые вместе с сатаной отпали от Бога

Как ангелы, так и демоны являются бестелесными духами. Таким образом, их изображение, в отличие от изображений людей, целиком и полностью символично (даже если эти изображения содержат элементы видений).

Напомню, что ангелы изображаются в основном как люди, но при этом имеют определенные символические атрибуты, например крылья (отдельно об иконографии ангелов мы поговорим в одном из следующих материалов). Точно так же классическая иконография изображает и бесов: они имеют вид людей, они крылаты.

А вот дальше идёт конкретное различие.

Ангелы светлы. Бесы же пишутся темными, как лишенные духовного света (здесь стоит упомянуть, что в древних патериках внешний вид демонов всегда прочно ассоциируется с темнокожестью: «черны, как эфиопы»).

Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, поскольку «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнаженными изображаются и Прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).

Ангелы всегда благообразны, их волосы убраны. У демонов, наоборот, волосы всколочены, тела иногда покрыты волосами или даже шерстью (а в редких случаях может присутствовать нечто, напоминающее маленький хвост).

И, пожалуй, наиболее характерное для классической иконографии отличие бесов от ангелов — это их размер. Бесы практически никогда не изображаются одного роста с человеком. Они всегда мельче. Этот символ тоже довольно легко читаем: демоны бессильны сами по себе, они, по замечанию преподобного Иоанна Дамаскина, «не имеют ни власти, ни силы в отношение к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его Домостроительства».

Как видим, в христианской иконографии бесы были в буквальном смысле «непривлекательными»

Они действительно, не привлекали внимания. Они были неинтересными. И место для их изображений тоже было довольно определённым – задворки.

Они всегда маргинальны — в буквальном смысле этого слова: их образы встречаются только в житийных клеймах, в иллюстрациях Писания и т.д. Присутствие бесов в моленных иконах было решительно невозможно, это явление уже сравнительно позднего периода (например, икона «Мученица Марина, побивающая беса»).

Конечно, народное творчество проникало и в иконопись, различные провинциальные школы могли «оразнообразить» блеклый образ нечистой силы. Но основное русло древней традиции всегда корректировало эти тенденции на христианском Востоке.

А вот на Западе, особенно после отпадения Западной Церкви от Православия, фольклорные тенденции стали развиваться своеобразно. Демонские образы стали содержательней. Крылья, ранее ничем, кроме темноты, не отличавшиеся от ангельских, становятся перепончатыми, всколоченные волосы преобразуются в рога, лица приобретают звериные черты. Руки и ноги преобразовываются в чудовищные лапы.

Люди начинают наделять бесов элементами своих ночных кошмаров

Плодами своей неуемной фантазии (стоит ли напоминать о различии восточного и западного аскетических подходов к видЕниям и воображению?).

Бесы остаются всё также отвратительными, но при этом становятся интересными. Как часто в готической иконописи можно встретить рядом обычный не столь выразительный образ святого и тут же — потрясающий своим уродством, с тысячей мельчайших подробностей образ демона. Эта тенденция развивается вплоть до эпохи Возрождения, чтобы в полотнах Брейгеля, Босха и других получить наибольшую выразительность, поражающую людей даже в наш век, который, казалось бы, трудно чем-то удивить.

Не хотелось бы упрощать, но, думается, это связано с разницей аскетического подхода на Западе и Востоке. Православная аскетическая традиция настоятельно не рекомендует в молитве предаваться воображению и быть разборчивым относительно видений. В католичестве — с точностью до наоборот.

А дальше образ диавола, уже вне прямого церковного контекста, стал вполне логично эволюционировать от интересного, к привлекательному, от привлекательного – к романтическому. И вот уже наш отечественный художник Михаил Врубель создает целую серию работ, посвященных своему «демону», чей образ в трактовке художника обольстительно привлекателен и по замыслу даже должен вызывать сочувствие…

Православная иконопись держалась довольно долго, хотя западные элементы проникали и в восточную иконографию

Общее направление святоотеческого богословия удерживало иконописцев от крайностей. Но после падения Византии, после того, как систематическая духовная образованность сменилась начетничеством, «бесопривлекательность» проникла и к нам. Многие иконописные схемы сохранились, но стали обрастать известными «подробностями».

Принципиальная традиционность православия все-таки не позволила в целом этому явлению выйти за известные рамки. Но встречаются и исключения.

Увы, наше время эту направленность не переломило. «Бесопривлекательность» проникла в церковную и околоцерковную литературу. Книги об антихристе, о «загробных видениях», о явлениях бесов заполонили книжные полки и сознание многих православных. Иконопись не остается в стороне и отражает, как в зеркале эту тенденцию, о чем мы уже писали: «Икона, которую я не стал писать» и «Икона "Матрона-игуменья"».

Конечно, христианин должен знать о демонских кознях, но должен же быть какой-то приоритет

Если фиксировать свое внимание только на бесовщине, то она к нам и придет. Как мы знаем из святоотеческой литературы, увлеченность «бесовской темой» к добру не приводит. Так не пора ли вернуть демонов из нашего сознания туда, где им всегда было место – на задворки?


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Лествица. Синай, XII век.Дьявольская иконография

Если провести опрос среди населения на тему: «Как выглядят бесы», — большая часть опрошеных назовёт такие детали, как рога, копыта, длинный хвост. Но если мы обратимся к классической иконописи, то не увидим в изображении диавола ничего подобного.



Рубрики: Публікації | Точка зору |

3314 переглядів / Коментарів: 3

Теги: іконопис |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Ключевая фраза в последнем абзаце

Тот, кто бесов ищет, тот всегда их обнаружит. Не в себе, так в окружиющих. Необходимо хорошо усвоить последний абзац в статье, не нужно бесов искать, тогда и изгонять не придется.

Автор абсолютно прав

увлечение бесовщиной на Западе приняло просто катастрофические масштабы - кино, комиксы, ТВ и т.д. воьвсех подробностях передают своё видение бесов, которое почерпнуто из западного христианства, соответственно приукрашено и обработано под потребности зрителя

в статье стереотипы о католиках несправедливы

насчет католиков автор абсолютно не прав. Сколько можно транслировать москвофильские стереотипі о Западном Христианстве? Католическая традиция также очень критически относиться ко всем видЕниям, образам, восприятиям. Только А. Осипов может не замечать того, что количество ПРИЗНАННых чудес в РКЦ очень мало. В отличие от нас, Православных, среди которых распространено чудопоклонничество, когда окислившийся лак на иконе воспринимают за кровоточение. А не все епископы столь рассудительны, как Софроний! Поэтому визионерство и образотворительство реальным православным не менее присуще, чем католикам. Почитайте Игнатия Лойолу - тот же призыв к трезвению, бодрости, удалению от образов и воображения, как и в "Невидимой брани". Только написано на 2 века раньше.

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
В поисках себя
3 February 2009




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru