Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Духовный альпинизм, или Экспедиция на неизвестный Синай. Часть II
25 December 2012 15:43
Протоиерей Олег Скнарь

вопросу о локализации библейской горы Синай-Хорив)


ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: «Духовный альпинизм, или Экспедиция на неизвестный Синай. Часть І»

***

Тема вулканов продолжается — от пустыни Негев до горного массива Саудовской Аравии

Относительно недавно (2010 г.) в газете «Jerusalem Post» появилась статья «Ватикан признает, что гора Синай находится в Негеве, а не в Египте» («Vatican to accept that Mt. Sinai is in Negev, not Egypt»), которую подхватили ведущие мировые масс-медиа. В действительности, эксперты-библеисты выразили большой интерес к исследованиям итальянского  археолога профессора Эммануэля Анати, но до сегодняшнего дня не было выдвинуто никаких официальных заявлений со стороны Ватикана о степени достоверности выводов итальянского ученого.

Э.Анти

Свои поиски библейской горы Синай итальянский ученый Э.Анати перенес с Синайского полуострова в пустыню Негев – гористую и малозаселенную местность. Название пустыни происходит, возможно, от слова נֶגֶב [negev] «юг», а возможно, от другого его значения – «сухой». Примечательно, что библейский топоним Хорив также синонимичен значению «сухость» - חָרֵב [harev].

Площадь Негева – 9800 км², в длину пустыня простирается на 190 км, а в ширину (в самом широком месте) – на 80 км. Высшая точка района – гора Рамон (1033 м над уровнем моря). Северный Негев состоит из ряда антиклиналей – Шивта, Иерухам, Хатира, Хацера. В последних трех находятся три кратера – Большой, Малый и Рамон. В современном иврите для названия подобных котлованов-кратеров используется особый термин – מַכתֵש [makhtesh] (этим термином называют ступку, в которой арабы толкут кофейные зерна). Растительность в этих местах довольно слабая, поскольку почвы плохие, много мела. В основном что-то растет в руслах рек. Хотя в южной части Негева находятся большие резервуары пресной воды, которые даже сегодня составляют стратегические запасы пресной воды современного Израиля.

Геологическое строение кратеров следующее, сверху твердые породы – доломиты и известняк верхнего мелового периода, ниже находится нубийский песчаник, а под ним – слои юрского периода.

Именно кратер Махтеш Рамон, вернее, гора Крокус, или по-другому Карком, так как сам кратер имеет весьма внушительные размеры (протяженность 40 км, ширина 8 км), привлекла внимание пытливого Эммануэля Анати, который, руководствуясь Священным Писанием, искал гору Богооткровения.

Гора Карком. Черта, через которую нельзя было переходить во время получения Моисеем Синайского законодательства

На самом деле гору Карком даже трудно назвать горой т. к. силуэт Карком-Крокус не имеет привычной для образа горы остроконечной вершины. Гора Карком – это возвышенное плоскогорье размером примерно 12 км². Это и послужило для Э.Анати одной из отправных точек – ведь пророк Моисей поднимался на гору Синай около 7 раз, а самому пророку к этому времени было уже 80 лет! Вряд ли в таком почтенном возрасте человек вообще смог бы восходить на вершину, подобную Джабаль Муса, такое количество раз.

Сегодня на широком плато горы Карком ведутся интенсивные археологические раскопки, которые и были сдетонированы открытиями Э.Анати.

Израильские племена, покинувшие Египет под водительством пророка Моисея на протяжении 40 лет, согласно библейскому повествованию, вели кочевой образ жизни, а кочевники, как правило, не имеют долговременного места жительства, находясь в постоянном движении, в поисках воды и пастбищ для скота. И действительно, очень трудно найти следы человеческого присутствия в пустыни, тем более, если речь идет о событиях прошлого, отстоящего на тысячи лет. И не смотря на это, существует специальная  наука – археология пустыни, которая и занимается поиском и изучением стоянок кочевников в пустынной местности.

В 1955 году во время своей археологической экспедиции Э.Анати обнаружил многочисленные доказательства временного жилья древних кочевников в районе горы Карком, которые он датировал эпохой среднего бронзового века. Но, наверное, самая важная и интересная археологическая находка ученного – примитивный жертвенник, сложенный из необработанных камней, образующих два параллельных ряда – «если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесанных, ибо, как скоро наложишь на них тесло свое, то осквернишь их» (Исх.20:25).

Далее в русле ручья, который петляет по всему плоскогорью, Э.Анати обнаружил огромное количество рисунков на камне (сегодня их число достигает 42 тыс.). Среди живописных сюжетов – молящиеся люди, вооруженные воины, животные, насекомые и т. д. Особое внимание ученого приковал камень с изображением десяти клеток, что сразу ученым-археологом было индифицировано как примитивное изображение Скрижалей Завета с Десятью Заповедями (!).

Гора Карком. Изображение Десяти Заповедей

Среди множества рисунков Э.Анати также выделил изображение змеи рядом с жезлом, согласно комментарию ученого, это не что иное, как изображение посоха, который в присутствии фараона превратился в змею (Исх. 7:8-12). Исследуя эти древние граффити, ученый пришел к выводу, что эта гора на протяжении очень длительного периода была местом культового поклонения. И несмотря на то, что судя по выцарапанным рисункам представления об объекте поклонения менялись, все же, от одной культуры к другой передавалось ощущение сакральной значимости этого места.

Гора Карком. Изображение жезла и змея

Примечательно, что последние древние кочевники, оставившие здесь свои изобразительные произведения, являлись почитателями богини Луны – Син, которая особо чествовалась среди древних народностей Передней Азии.  И хотя до конца этимология топонима «Синай» не ясна, существуют предположения филологов, что этот термин появился благодаря особому почитанию в местности появления этого топонима богини Син. 

«Это не гипотеза, это истина. Я знаю, что это звучит революционно; я знаю, что это рассердит египтян, но я прав и уверен в своей правоте. Мои археологические находки в районе горы Карком на протяжении многих лет и мое исследование Библии не оставляют сомнений, что именно она является реальной горой Синай», – заявил во время одной из пресс-конференций уже находящийся в летах Э.Анати.

Несмотря на очень убедительные доводы профессора-археолога в пользу своей теории, одним из возражений оппонентов гипотезы Э.Анати был вопрос о водном ресурсе, который отсутствовал в районе горы Карком и без которого невозможна была бы продолжительная стоянка такого количества людей и скота, что описано в библейском тексте.

В 1995 году доктор Джеральд Аардсма, учитывая это возражение, предположил, что библейским Синаем вправе называться расположенная тут же в пустыне Негев гора Йерухам. Рядом с этой горой находится природный резервуар с пресной водой, а большое количество керамики, обнаруженное во время археологической экспедиции у подножия этой горы, послужило для ученого дополнительным свидетельством того, что здесь действительно около года стоял крупный лагерь....

 

Гора Йерухам

Но если гора Синай в действительности была действующим вулканом, вряд ли гипотезы почтенных ученых Э.Анати и Д.Аардсма могут быть близки к истине, ведь на самом деле все три кратера (Большой, Малый и Рамон) были образованы не в результате извержения вулкана, а в ходе долгого эрозионного процесса.

Настаивая на том, что библейский Синай был вулканом, профессор Кембриджского университета Колин Хамфри в своей книге «Чудеса Исхода: обнаружение необычных природных причин библейских историй» предложил свою версию Исхода израильских племен из Египта.

К.Хамфри

Согласно реконструкции британского ученого, направляясь в Ханаан, евреи воспользовались древним торговым маршрутом, пересекая  Синайский полуостров и выйдя к северному берегу Акабского залива Красного моря. Именно здесь, по мнению К.Хамфри, и произошло библейское чудо рассечения вод, которое было возможно благодаря мощному природному явлению ветровых нагонов и опускания воды, что приводит к необычно низкому уровню прилива, позволяющему людям буквально ходить по морскому дну. Затем ветровой нагон вернул воду, которая затопила преследователей – египетскую кавалерию во главе с фараоном.

Но для нас более любопытным будет то, что, по утверждению К.Хамфри, подлинный Синай, таким образом, следует искать не на Синайском полуострове, а на противоположном берегу Акабского залива – на Аравийском полуострове (!). По мнению британского ученого, это – гора Берд на северо-западе современной Саудовской Аравии.

Саудовская Аравия — древний Мадиам?

«24. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, 25. ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам» (Гал.4:24-25). Приведенная цитата из послания апостола Павла очень любопытна в контексте нашего исследования, так как этим стихом впервые в христианской традиции определяется географическое месторасположение горы Синай – Аравия (!).

Существуют два варианта чтения начала 25 стиха. Наш традиционный русский Синодальный вариант имеет чтение «ибо Агарь означает гору Синай в Аравии», базирующееся на варианте «τὸ γὰρ Ἄγαρ Σινᾶ ὄρος ἐστὶν ἐν τῇ Ἀραβίᾳ», которого держался Оргиен. Встречается этот вариант и в древнейших египетских рукописях, в латинских и готских переводах, затем в Синайском кодексе, Ефремовом (Парижском), у Епифания, Амвросия и др.

Но существует ещё и альтернативный вариант, который малоавторитетен только в силу того, что на него опирались исключительно отцы антиохийской школы, а на западе и в Египте этот вариант появился сравнительно поздно – не ранее второй половины III века. Согласно ему из 25 стиха выпадали слова «τὸ γὰρ Ἄγαρ» и тогда 25 стих звучал следующим образом: «ибо Синай гора лежит именно в Аравии».

Не вдаваясь в подробную экзегезу данного фрагмента, скажем только, что «апостол языков», рассуждая над духовными проблемами галатов, до конца не расшифровывает свои слова, но рассчитывает на то, что читатели, так или иначе, уловят их смысл. Но именно чтение, которое принято нашей традицией, собственно и непонятно. Агарь – женщина и, следовательно, выражение «τὸ γὰρ Ἄγαρ» может быть передано только так: «слово Агарь». Получается апостол Павел хотел донести следующую мысль: «у арабов (в Аравии) словом Агарь обозначается гора Синай». Но это толкование не имеет под собой никаких оснований. Хотя в арабском языке есть слово «хаджар» - «скала или гора», но в иврите его следовало бы записать как הַר [gar] «гора», а не как имя собственное наложницы Авраама – הָגָר [Hagar].

Сам апостол вряд ли мог ошибиться в этом случае и слово хаджар счесть созвучным имени собственному Агарь. Поэтому достоверней традиция понимания 25 стиха, которая была известна отцам антиохийской школы: «Гора Синай лежит в Аравии». Апостол Павел использовал здесь не просто иносказание, как полагают некоторые библеисты, он говорил о конкретном географическом месте – Аравии, регионе, где находится библейская гора Синай!

Аравия

В вопросе о локализации места горы Богооткровения некоторую помощь может оказать и непосредственное установление географической территории древнего Мадиама. Ведь библейский текст очень четко сообщает о том, что и призвание пророка Моисея и Богоявление с дарованием Синайского Законодательства, которое произошло спустя некоторое время – все эти события происходили в земле Мадиамской.

Примечательно то, что некоторые библейские словари и энциклопедии изначально содержат искаженную информацию, согласно которой, например: «Мадиам –  это местность на Синайском полуострове, недалеко от горы Хорив, где впоследствии совершилось Богоявление и дарование Десяти Заповедей».

На самом деле Священное Писание очень четко определяет место расположения «земли Мадиамской» – это сирийско-аравийская пустыня. Ещё при жизни патриарха Авраама все сыновья, происходившие от Хеттуры, были отосланы в «землю восточную» – «а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни, на восток, в землю восточную» (Быт. 25:6). Среди них и был Мадиам – родоначальник племени, из которого происходил будущий тесть пророка Моисея – Иофор («J») – Рагуил («E»). Именно по имени четвертого сына Авраама от Хеттуры и была названа земля, куда бежал, спасаясь от преследования египетских властей, пророк Моисей.

Достаточно посмотреть на географическую карту Передней Азии, чтобы убедиться в том, что к востоку от Святой Земли, где жили библейские патриархи, находится Заиорданье и Аравийский полуостров, куда и был отослан Мадиам со своими братьями и матерью Хеттурой, в то время как Синайский полуостров находится на юге. Он никак не мог остановиться на Синайском полуострове, так как он находился в сфере влияния Египта.

Есть множество фактов и изобилие признаков того, что именно египтяне управляли Синайским полуостровом в библейский период, и в первую очередь – из-за функционирования в этом районе их горной промышленности. Поэтому, спасаясь от преследования, пророк Моисей, чтобы чувствовать себя в полной безопасности, должен был покинуть территории, которые хоть как-то контролировались египтянами.

Библейский текст сообщает, что именно Древний Мадиам и стал его новым домом, где он обрел свою новую семью и где впоследствии он узнал о своем призвании.

Ещё одним аргументом в пользу того, что Древний Мадиам ни в коем случае не мог располагаться на Синайском полуострове может послужить тот факт, что в книге Чисел (31:8) упоминается победа израильтян, одержанная над царями Мадиама. Среди убитых монархов фигурирует имя Рекем.   Согласно еврейско-римскому историку Иосифу Флавию именно так называлась древняя Петра в библейские времена — Рекем, что на арамейском звучало как קָדֵש [Kadesh] - «Кадес» (Синод. перевод). А в Кадесе, как известно, израильтяне пробыли 19 лет.

Древняя Петра

Так вот: если название Рекем-Петра, как утверждают некоторые библеисты, происходит от имени мадиамского монарха, упоминаемого в книге Чисел, значит «земля Мадиама» действительно не могла находиться на египетской территории Синайского полуострова. А древняя Петра-Кадес, которая согласно этой гипотезе была занята израильтянами и стала их основным местом проживания на территории мадиамитян в течение целых 19 лет. Не исключено, что и первые скальные гробницы Петры для захоронений своих усопших сродников были высечены не набатеями, а древними израильтянами (!). Этому может быть свидетелем могила брата Моисея Аарона, который был захоронен на горе Ор – «И отправились сыны Израилевы из Кадеса, и пришло все сообщество к горе Ор... И снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы» (Числ. 20:22-27). Сегодня эта вершина близ Петры (Иордания), на которой находится могила Аарона, известна под названием «Джабаль Харун».

Понимание того, что «земля Мадиамская» - Аравия – это и есть место разворачивавшихся событий после Исхода и так тщательно зафиксированных в библейском тексте,  привела не только Колина Хэмфри, который отнюдь не был пионером в своих догадках, но и многих других исследователей в Аравию.       

Выше мы упоминали о научном интересе, который особенно был проявлен в XIX веке к Синайскому полуострову как самому вероятному региону местонахождения библейской горы Синай. Несмотря на то, что все научные силы были брошены на исследование Синайского полуострова, некоторые ученые предлагали альтернативные варианты.

Так, английский путешественник и географ Чарльз Беке после своих исследовательских экспедиций по Ближнему Востоку (кстати, за год до своей смерти доктор Ч. Беке посетил Синайский полуостров) предположил, что подлинной горой Синай может именоваться высокая остроконечная вершина горы Джабаль Багир, расположенная восточнее залива Акаба.

Примечательно то, что другая вершина в этой местности высотой 1730 м, именуемая Джабаль Рам, также по мнению британского ученого, может претендовать на гору Богооткровения. Как аргумент, помимо указания на то, что это территория древнего Мадиама, Чарльз Беке приводил ссылку из Священного Писания, где уточняется местонахождение Синая: «в расстоянии одинадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни» (Втор.1:2). Именно столько времени потребуется для преодоления этого расстояния, по мнению ученого, если согласиться с гипотезой, по которой Синай – это гора Джабель Багир, или Джабель Рам.

И в настоящее время все чаще звучат аргументированные версии, согласно которым библейский Синай следует искать на территории Аравийского полуострова.

К сторонникам этого предположения относил себя и профессор-филолог Франк Кросс (Гарвард, Британия), который настаивал на том, что Синай расположен на северо-западе Саудовской Аравии.

Не сговариваясь, два исследователя Чак Мисслер («Вот она — гора Синай?») и Хавард Блюм («Золото Исхода») указывали в своих трудах на гору Джабаль аль-Луз (2500 м), которая, кстати, также находится на территории Саудовской Аравии. Причем Х.Блюм в своем труде ссылается на Боба Корнюка и Ларри Вильямса, которые в составе исследовательской экспедиции подробно изучили местную флору и пришли к заключению, что в этом регионе действительно есть возможность выпасать скот, а значит вполне возможно, что именно здесь Моисей пас стада своего тестя Иофора-Рагуила. Южнее горы Джабаль эль-Лоз находится долина, которая по мнению Б.Корнюка и Л.Вильямса, возможно, и являлась библейской долиной Рефидим, где произошло знаменитое сражение израильтян с амаликитянами, описанное в книге Исход (17 глава).

И несмотря на то, что во многих современных исследовательских публикациях именно вершина Джабаль эль-Лоз отождествляется с библейской горой Синай, все же первым, кто выдвинул это предположение, был археолог-любитель Рональд Элдон Уайетт.

Началом его личного увлечения – поиском горы Синай – можно считать обнаружение в 1978 году в Акабском заливе со стороны государства Египет фрагментов боевых египетских колесниц. Из-за того, что на протяжении веков останки колесниц находились под водой, они все были охвачены кораллами, что, по мнению самого Р.Уайетта, и сохранило их до нашего времени. Помимо этих важных находок, здесь же, под водой, был обнаружен спуск от берега «подводного моста» из грунта, а также начало расчищенной от больших валунов подводной дороги. Свои находки археолог-любитель сразу соотнес с библейским текстом об Исходе.

По мнению самого Р.Уайетта, им было обнаружено место выхода израильтян и египетских преследователей к Красному морю. На берегу, у места погружений исследователя, располагался пляж огромной площадью. Здесь действительно могло расположиться большое количество людей с их стадами, а также боевые части египетской кавалерии. Единственным выходом на пляж был каньон, по которому и вышли к морю беглецы, спасаясь от преследования.

Р.Уайетт

Примечательно то, что у Иосифа Флавия есть фрагмент, где еврейско-римский историк пытается описать местность, на которую вышли израильтяне, попав в своего рода «ловушку», так как впереди было море: «И вот они отрезали все пути, по которым, по их расчетам, могли бы бежать евреи, и заключили последних между недоступными скалами и морем. Дело в том, что к самому морю (в том месте) подходит совершенно недоступная, почти отвесная скала, мешающая какому бы то ни было бегству. Таким образом, египтяне замкнули евреев в пространстве между горой и морем и заняли своим лагерем выход отсюда на открытую равнину» (Иудейские древности).

 Действительно, на обнаруженной береговой площадке-пляже с южной стороны скальный массив подступал непосредственно к воде, что делало невозможным бегство по береговой линии на юг. А с северной стороны пляжа позднее археологами были обнаружены останки фортификационных сооружений, в которых, по всей видимости, располагался египетский гарнизон.

Подобные крепости находились по всему побережью Синайского полуострова, что позволяло египтянам следить за судами, пребывающими в Акабский залив, что ещё раз подтверждает мысль о том, что Синайский полуостров был территорией подконтрольной Египту. Эти гарнизонные крепости располагались на таком расстоянии друг от друга, чтобы была возможность с помощью зеркал днем, а ночью с помощью факелов иметь между собой сообщение. Возможно, благодаря такой коммуникации военачальники фараона и узнали о маршруте перемещения беглецов по полуострову.

Р.Уайетт был уверен, что им было обнаружено начало пути чудесного пересечения библейского Ям-Суф. Примечательно, что на протяжении всего Акабского залива глубина воды достигает до 1500 м. А для тех, кто хоть раз погружался в районе Дахаб или Нувейба, известно, что спуск в воду очень крутой и иногда составляет 45°. По утверждению самого Р. Уайетта, если бы израильтяне приняли решение пересечь Акабский залив где-то в другом месте, это было бы не возможно. Только в обнаруженном Р. Уайеттом месте подводная «дорога» спускается вглубь с постепенным наклоном в 6° и фиксируется на глубине 100 м. Расстояние в этом месте к противоположному берегу Саудовской Аравии составляет около 13 км, а ширина подводной дороги в некоторых местах достигает 900 м.

Свои догадки археолог-любитель подтвердил, обратившись к специалистам из океанографического института. И хотя ввиду напряженности во взаимоотношениях между Израилем и арабскими государствами (Египтом, Иорданией и Саудовской Аравией), имеющими выход к морю в данном регионе, морское дно Акабского залива ещё исследовано не до конца. Все же те результаты, которые находились в базе данных (ЕТОР 05) океанографов, убедили Р.Уайетта искать гору Синай на противоположном от Египта берегу – на территории Саудовской Аравии.

Для продолжения своего поиска библейской горы Синай Р.Уайетт после долгих попыток получить официальную въездную визу в Саудовскую Аравию (в чем ему было отказано), принимает решение нелегально, имея только иорданскую визу, проникнуть на территорию страны предполагаемого местонахождения горы Богооткровения.

24 января 1984 года Р.Уайетт в сопровождении двух своих сыновей пересекает границу Саудовской Аравии со стороны Иордании и автостопом добирается в район горного массива Джабаль-эль-Лоз. Тщательно осмотрев местность у подножия горы, американский путешественник был определенно убежден, что он находится у легендарной горы Синай. Этому он нашел  целый ряд подтверждающих фактов.

 Почерневшая вершина Джабаль эль-Лоз

Во-первых, у подножия горы располагалась довольно просторная открытая площадь, где вполне могли расположиться израильские племена в своем большом количестве.

Во-вторых, здесь у горы Р.Уайетт обнаружил, как он предположил остатки древнего жертвенника, окруженного разбросанными вокруг по диаметру колоннами.

Но самое главное, что отметил Р. Уайетт – это почерневшая вершина горы Джабаль эль-Лоз, которая, возможно, приобрела такой вид после неоднократных явлений Всевышнего, сопровождающихся согласно библейскому повествованию огненной завесой, в результате чего: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся» (Исх. 20:18), «Горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева» (Суд. 5:5), «Земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева» (Пс. 67:9).

Нелегальная экспедиция имела печальное завершение – Р.Уайетт был задержан пограничниками и по предварительному обвинению в шпионаже в пользу Израиля был заключен в тюрьму, где провел 75 суток. Параллельно с этим саудовские спецслужбы, проверяя информацию, в которой американский путешественник пытался доказать свою невиновность, объясняя свое нелегальное вторжение в целях библейских исследований, действительно обнаружили в предполагаемом Р.Уайеттом месте выхода израильтян на берег после чудесного перехода гранитную колону в финикийском стиле, с надписями на древнееврейском языке. Это был первый случай, когда на территории Саудовской Аравии был найден артефакт, содержащий надписание на иврите. Примечательно то, что такой же формы столб Р.Уайетт нашел ранее, в 1978 г., на египетском побережье, которому он тогда не придал значения.

После освобождения американский путешественник смог вернуться со своими сыновьями на родину.

Исследования Р.Уайетта были возобновлены благодаря тому, что открытиями американского путешественника заинтересовался королевский принц Самран-аль-Мотари, во владения которого, кстати, входила область горы Джабаль эль-Лоз.

Гора Джабаль эль-Лоз. Изображение тельцов

В марте 1985 года Р.Уайетт смог вернуться к горе Джабаль эль-Лоз, теперь уже легальным путем – по официальному приглашению саудовской стороны.

Возобновив свои исследования у подножия горы Джабаль эль-Лоз, американский путешественник обнаружил уникальные петроглифы, имеющие явные признаки египетского происхождения. Ничего подобного раннее  на территории Саудовской Аравии не находили, что впоследствии подтвердили археологи из университета в Эр-Риаде. Мало того, что эти рисунки были нанесены на огромные валуны, сложенные один на другой, и представляющие архаичный алтарь, древние петроглифы в большом количестве передавали изображение быков.

По мнению Р.Уайетта, древние петроглифы в египетском стиле – следствие временного культа поклонения тельцу. Культу, который вспыхнул среди израильтян при поддержке Аарона, во время сорокадневного отсутствия пророка Моисея, находившегося в это время на вершине горы Джабаль эль-Лоз – библейского Синая.

Далее американским исследователем-любителем была обнаружена трещина в скале, вернее, в камне довольно внушительных размеров – 18 м в высоту, который. в свою очередь, находился на 90-метровой высоте. В нижней части гигантской расселины Р.Уайетт обнаружил следы водной эрозии, что было интерпретировано им согласно библейскому тексту как камень, из которого пророк Моисей высек своим жезлом воду: «И сказал Господь Моисею: …и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот Я встану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из неё вода, и будет пить народ» (Исх.17:5-6).

Ещё одной находкой Р.Уайетта был обнаружен целый ряд больших равно удаленных друг от друга колодцев, выступающих над поверхностью земли до 30 см и образующих ровную линию, что, по мнению самого археолога-любителя, могло быть границей, которую повелел обозначить Моисей вокруг горы Синай.

Конечно, громкие заявления об открытии подлинной горы Синай на территории Саудовской Аравии, которые были сделаны самим Рональдом Уайеттом и членами его исследовательской экспедиции, имели ожидаемую реакцию – появилось большое количество опровержений.

Так, основная часть оппонентов Р.Уайетта была сосредоточена вокруг непрофессионализма путешественника. Действительно, по профессии Р.Уайетт был анестезиологом, и по мнению очень многих, в силу того, что американский путешественник не имел элементарных знаний в области археологии, были допущены ошибки. Например, финикийская колона на самом деле была римской, колеса боевых египетских колесниц – это не что иное, как широко распространенные в Красном море кораллы-столы (Table corals), имеющие вертикальную ножку и плоскую круглую часть, которые были восприняты Р.Уайеттом за колесную ось непосредственно с колесом.

Безусловно, и предположение американского путешественника о существовании «подводного моста» – дороги, по которой израильские племена чудесным образом переправились с Синайского полуострова на Аравийский, также встретило много возражений, которые опирались на равносильно аргументированные доводы самого Р.Уайетта – военные карты с нанесенными размерами глубин Акабского залива.

Джабаль эль-Лоз. Алтарь золотого тельца

Завершая наш экскурс, посвященный локализации библейской горы Синай, очень важно сделать следующий вывод: где бы не располагалась эта священная гора, важность этого места определяется в первую очередь тем, что именно там, на её вершине Всевышний дал человечеству Десять Заповедей. Дарование Декалога – одно из самых значимых и торжественных событий в Священной истории. И даже если мы сегодня не можем с полной уверенностью определить гору Богооткровения, в нашем распоряжении есть уникальные постановления Всевышнего, о которых пророк Моисей сказал: «Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» (Втор. 32:47). Потому, как исполнение этих заповедей связано с жизнью человека самым прямым и непосредственным образом во всей многогранности и многослойности её проявлений.

И не физическое, и не географическое место горы Богооткровения способно установить гармонию как во внутреннем мире каждого, так и в отношениях между людьми, а именно воплощение в жизнь Божественного принципа, основа которого передана в Декалоге, который должен стать началом, серединой и концом всего нравственного пути человечества.

Заключение

Вернемся к нашим духовным «альпинистам», ожидающим на Джабаль Муса Синайского полуострова своего маленького чуда.

И вот – долгожданный восход солнца – небольшое плато вершины начинает оживать. Люди начинают аплодировать, петь, некоторые группы пилигримов восклицают «Аллилуйя», щелкают фотоаппараты, соперничая своими вспышками с лучами поднимающегося солнечного диска.

Поразительно, но за три-четыре часа подъема (а ведь многие из здесь находящихся на вершине не знали друг друга до этого восхождения, проживая в разных частях света и говоря на разных языках) сейчас переживали ощущение единства – и, наверное, это самое главное, что должны вместе с собой спустить вниз эти «альпинисты».

«Труды Киевской духовной академии», №17, 2012.

Материал опубликован в авторской версии


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Духовный альпинизм, или Экспедиция на неизвестный Синай. Часть II

Библейская гора Синай-Хорив была действующим вулканом? И где ее следует искать — на Синайском или Аравийском полуострове?



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

3399 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Історія |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru