Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Духовный альпинизм, или Экспедиция на неизвестный Синай. Часть І
24 December 2012 16:07
Протоиерей Олег Скнарь

вопросу о локализации библейской горы Синай-Хорив)

Десятки тысяч наших соотечественников, посещая Египет как туристы или как паломники, как правило, строят свои планы пребывания в этой стране  (иногда жертвуя целыми сутками своего долгожданного отпуска) таким образом, чтобы обязательно подняться на вершину горы Моисея или, как её иначе называют, «Джабаль Муса» (араб. «гора Моисея»).

Причем, невзирая на трудности подъема в ночное время суток, на этот подвиг отваживаются даже не воцерковленные люди, целью которых, помимо красивых фото с вершины Моисея, является духовное очищение, щедро обещанное буклетами, которые регламентируют отдых гостей Синайского полуострова наравне с предложениями прокатиться на квадроциклах и пройти ускоренный дайвинг-курс.

 

На комфортабельных автобусах, после полуночи, пилигримов подвозят к монастырю святой Екатерины, расположенному на высоте 1570 м выше уровня моря. Всем выдаются фонарики (два раза поднимаясь на гору Моисея, лично мне доставался фонарик с уже посаженными батарейками), после чего  духовные «альпинисты» начинают свой подъем. Восхождение рассчитано приблизительно на два - три часа, причем за паломником остается право выбора: пойдет он пешком или же воспользуется услугой местных бедуинов, предлагающим «взойти» на гору Моисея, восседая на «корабле пустыни».

Надо заметить: несмотря на то, что основная часть маршрута (кстати, специально проложенного египетским правительством для паломников в XIX в.) – это пологий подъем с высоты 1570 м, и верблюд может помочь преодолеть только две трети пути. Далее все же придется преодолевать 850 крутых ступеней самостоятельно. Есть также альтернативный подъем, называемый бедуинами «сиккат сайтна Муса» (араб. «путь святого Моисея»), который насчитывает около 4000 ступеней, по преданию высеченных в скалах монахом Моисеем, насельником Синайского монастыря, но этот маршрут в ночное время опасен своей крутизной, как правило, его используют после рассвета при спуске.

Поднявшись на вершину, а это 2285 м над уровнем моря (!), каждый паломник уже вознагражден – в первую очередь, осознанием покорения такого сложного маршрута, а также созерцанием потрясающей грандиозной панорамы багровых хребтов с открытыми строгими вершинами на фоне синевы небосвода перед рассветом.

На протяжении ночи серпантин из лучей фонариков увлекает ввысь на гору Моисея такое огромное количество людей (из-за темноты и большого количества зигзагов маршрута всех пилигримов просто невозможно увидеть), что поднявшись к часовне Живоначальной Троицы (к слову, часовня восстановлена в 1934 г. из каменных блоков - остатков более раннего храма, возведенного императором Юстинианом в 532 г.), находящейся на вершине, ловишь себя на мысли, что такое интернациональное и разноязычное скопление людей наблюдалось разве что при строительстве Вавилонской башни.  

На некоторое время, пока солнечный диск ещё не появился на небосводе, но уже заметно посветлел горизонт, оставим наших уставших паломников для того, чтобы совершить некоторый экскурс в историю загадочной библейской горы Синай.

В поисках библейского Синая

Внимательный читатель, наверное, обратил внимание, что на протяжении вступления мы использовали разные наименования вершины Моисея (Джабаль Муса, гора Моисея), избегая топонима «Синай», которым в Священном Писании называется гора Богооткровения, на которой пророк Моисей получил Скрижали Завета.

Несмотря на то, что туристическая индустрия особо выделяет Джабаль Мусса, как библейскую гору Синай, из этических соображений, чтобы ни в коем случае не «умалить» и не оспорить претензии других вершин (как Синайского полуострова, так и других регионов Ближнего Востока) на такое величественное наименование – быть горой Богоявления (!) – мы будем использовать их географические топонимы, принятые в картографии.

Сразу следует оговориться, что библейский текст использует параллельно два названия горы Богооткровения, так источники «J» и «Р» используют топоним «Синай», а источники «E» и «D» название «Хорив» (сиглами «J», «E», «P», «D» в современной библеистике обозначают четыре варианта Моисеева предания, которые, в свое время, были объединены и легли в основу Пятикнижия).

На очень раннем этапе текстологического исследования это дало почву предположениям о том, что речь идет о двух вершинах, или как, например, думал Евсевий Кесарийский (ок. 263-340 гг.), о двух пиках одной вершины. Примечательно то, что испанский комментатор Священного Писания XIII в. Нахмонид (рабби Моше Бен-Нахман) допускал, что употребляемые параллельно два наименования (Синай и Хорив) относятся: одно – к вершине, горе, а второе – к прилегающей местности.

Впервые  безымянное упоминание горы Богооткровения встречается в повествовании книги Исход в рассказе о призвании Моисея, когда Всевышний открылся пророку в Неопалимой купине: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:12).

Все дальнейшие события, связанные с горой Богооткровения можно проследить в библейском тексте со следующей  хронологической последовательностью:

1. На третий месяц после Исхода израильтяне разбивают стан у подножия горы и остаются там на протяжении года – вплоть до двадцатого дня третьего месяца второго года после Исхода: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы» (Исх. 19:1-2);

2. Пророк Моисей поднимается на вершину горы Синай, где Господь обещает Моисею неотступно пребывать с Израилем – «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6), если они будут всецело преданы Всевышнему. Далее пророк Моисей получает указание от Бога о том, чтобы вокруг горы Синай была проведена граница, переход которой запрещен под страхом смерти, пока сам пророк будет находиться на вершине Синая: «И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх. 19:12);

3. На третий день пророк Моисей, по повелению Всевышнего, вновь поднимается на вершину горы Синай, где получает Декалог — Десять Заповедей, равно как и другие законы и постановления: «На третий день при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук весьма сильный... И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей...» (Исх. 19:16-25;  Втор. 5);

4. Пророк Моисей сооружает алтарь у подножия горы Синай и ставит 12 камней по числу колен Израилевых: «...и встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых» (24:4);

5. Далее пророк Моисей, его брат Аарон с сыновьями Надавом и Авиудом в сопровождении 40 старейшин восходят на гору Синай, где они лицезреют Всевышнего: «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят старейшин Израилевых, и видели (место стояния) Бога Израилева...» (Исх. 24:9);

6. Пророк Моисей поднимается на гору Синай с Ииусом Навином, оставив Аарона и старейшин внизу у подножия горы. В течение шести дней гора Синай остается окутанной облаком, а на её вершине сияет пламя. В седьмой день пророк Моисей получает Скрижали Завета, после чего он остается на вершине в течение 40 суток: «И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам... И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало её облако шесть дней и шесть ночей, а в седьмой день (Господь) воззвал к Моисею из среды облака... Моисей вступил в середину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх. 24:13-18);

7. Израильтяне во время отсутствия Моисея, который находился на вершине горы Синай, под руководством Аарона отливают для поклонения золотого тельца: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то обратился к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх.32:1);

8. Спустя 40 суток, спустившись с горы Синай, возмущенный Моисей разбивает Скрижали Завета: «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх. 32:19);

9. После чистки, которую провели сыны Левиины среди израильтян по приказу пророка Моисея и в результате которой пало около трех тысяч человек, Моисей вновь поднимается на гору Синай, где пытается вымолить прощение за совершенное Богоотступничество: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, (Господи) народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую вписал... Господь сказал Моисею: …итак, иди, (сойди,) веди народ сей, куда Я сказал тебе....» (Исх. 32:31-34);

10. Пророк Моисей по повелению Всевышнего изготавливает каменные скрижали и ещё раз восходит на вершину горы Синай: «И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные» (Исх. 34:4);

11. На вершине горы Синай по повелению Всевышнего Моисей при Богоявлении должен укрыться в расселине скалы, после чего Господь заключает с народом Израиля через Моисея Завет и преподает народу Израиля законодательство, которое впоследствии будут именовать по названию горы Синайским, где оно и было получено: «Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду» (Исх. 33:22) – «И сказал (Господь Моисею): вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов... И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» (Исх. 34:10-27);

12. Спустя 40 суток пророк Моисей, с просвещенным и лучащимся от общения со Всевышним лицом, спускается с вершины горы Синай: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29).

Кстати, неточный перевод этого стиха с древнееврейского на латинский язык (Вульгата) был причиной неправильного понимания и, как следствие, появления следующего недоразумения. При переводе выражения קָרַן עוֹר פָנָיו [karan or panav] (буквальный перевод: «лучилась кожа лица его») слово  קָרַן «лучился» было прочитано как קֶרֶן [keren] «рог». Как следствие – в западноевропейском искусстве, в живописи и скульптуре эпохи Ренессанса, пророка Моисея начали изображать с двумя исходящими от головы лучами, а порой, как, например, на знаменитой статуе Микеланджело, с небольшими рогами...

13. Спустя год после изготовления Скинии, по повелению Господа,  израильтяне снимаются со стоянки и отправляются в путь под водительством Всевышнего и Его пророка Моисея — к Земле Обетованной: «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения; и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской и остановилось облако в пустыни Фаран» (Числ. 10:11-12).

Принимая во внимание то, что Джабаль Муса была отождествлена с библейской горой Синай только в IV в. по Р.Х. (впервые известную сегодня вершину Джабаль Муса и библейский Синай  отождествил святой Евсевий Кесарийский, причем это произошло именно в тот период, когда непосредственная связь с библейской еврейской традицией была потеряна, а благочестивые христианские пилигримы  не нуждались в археологических подтверждениях святых мест, освобожденных от критичности), а название вершины, как оказалось, связано не с именем пророка Моисея, а с одноименным насельником монастыря святой Екатерины, которому монастырское предание приписывает создание вышеупомянутого знаменитого подъема-лестницы на вершину. А также учитывая, что еврейско-римский историк Иосиф Флавий особо подчеркивал: «... Моисей отправился на Синай, самую высокую гору в той местности» (Иудейские древности), - а нам известно, что Джабаль Муса – это не отдельная гора, а южная вершина горного массива, рядом с которой находится более высокий пик – «Джабаль Катерина» (араб. «Гора Екатерины»), высотой 2642 м над уровнем моря. И, безусловно, еще и тот факт, что у подножия Джабаль Муса из-за недостаточности места вряд ли мог бы расположиться большой лагерь израильтян,  свидетельствует о том, что вершина Моисея или Джабаль Муса вряд ли может претендовать на название горы Богооткровения – Синай.

Поиски подлинной вершины Синай давно занимали умы многих исследователей Ближнего Востока. В частности, Синайский полуостров рассматривался как самое вероятное место нахождения библейской вершины.

Пик максимального увлечения поисками горы Синай и, следовательно, количества экспедиций пришелся именно на XIX в.

Начиная наше исследование, хотелось бы оговориться, что, возможно, последним евреем, побывавшим на подлинной вершине Богооткровения – Синае-Хориве – был святой пророк Илия Фесвитянин (3 Цар. 19:8-18). Согласно еврейской традиции, после дарования на Синае Закона-Торы, святость Божественного присутствия (Шхина) покинула это место. Не было какой-либо необходимости сохранять память и связь с этим местом, так как после дарования Синайского законодательства и дальнейшего продвижения к Земле Обетованной Всевышний будет находиться со своим избранным  народом, сопровождая его, а «видимым присутствием» будет избран Ковчег Завета, который впоследствии займет свое место в Святая Святых Иерусалимского Храма – новом Синае, в понимании еврейской традиции.

Принимая это во внимание, можно предположить, что задолго до Боговоплощения Христа-Спасителя в еврейской среде географическая точка дарования Закона была сознательно забыта. Конечно, осознание этого обстоятельства будет существенно осложнять наше исследование, но все равно попробуем «ввязаться в бой».

Маршрут Исхода

Библейский текст книги Исход достаточно подробно передает маршрут передвижения израильских племен после выхода из Египта, с указанием времени в пути, упоминанием топонимов, сведениями  о наличии воды и пищи и других немаловажных деталей трудного путешествия. Большое количество исследователей на разных этапах пытались реконструировать путь Богоизбранного народа к Земле Обетованной и, вместе с тем, обнаружить легендарную вершину Синай-Хорив, на которой пророк Моисей получил от Всевышнего Декалог.

Из всех предполагаемых маршрутов передвижения израильских племен к Ханаану традиционно выделяют три основных – их можно увидеть на картах, которые, как правило, сопровождают библейский текст в виде вклейки в современных изданиях Священного Писания.  Вот эти маршруты-гипотезы:

Гипотеза первая — Северный путь

Согласно  этому предположению, еврейские племена, покинув Питом и Рамсес, повернули на северо-восток в сторону Средиземноморского побережья. Море, которое израильтяне чудесным образом перешли «по суху», это одна из лагун в северной части Суэцкого канала или к востоку от него: вокруг этих лагун растет тростник (в Священном Писании на языке оригинала – водоем, который пересекли израильтяне называется יַם-סְוּף [yam-suf] «Тростниковое море») и действительно дуют сильные ветры.

Существуют гипотезы, по которым именно сильный порыв ветра был причиной обнажения дна моря, по которому евреи и перешли на противоположный берег (Исх. 14:21). Затем израильтяне повернули на юго-восток, направляясь к Кадес-Варни, в районе современной Кусеймы.

Согласно этой реконструкции гора Синай должна находиться между вышеупомянутыми лагунами и Кадес-Варни. Исследователи, придерживающиеся гипотезы «северного пути», отождествляют гору Синай с Джабаль  аль-Халал к западу от Кадес-Варни.

Гипотеза вторая — Центральный путь

Альтернативная гипотеза «Центрального пути» предполагает движение израильтян от Гесем в Нижнем Египте на юго-восток. Так, согласно этому маршруту, Тростниковое море – это Горькие озера между Суэцким заливом на юге и дельтой Нила на севере. После пересечения Тростникового моря, еврейские племена повернули на юг, к восточному побережью Суэцкого залива, а затем направились на северо-восток к Кадес-Варни. Согласно этому маршруту гора Синай должна быть отождествлена либо с Джабаль-Синн-Бишр (50 км юго-восточней от современного города Суэц), либо с Джабаль-Яллак, которая располагается юго-западней от Бирал-Хасана.

Некоторые исследователи предполагают, что от северного побережья Суэцкого залива израильтяне двигались на восток к Эцион-Геверу, и, следовательно, тогда гору Синай нужно искать в Мидианских горах к востоку от Эйлатского залива или в районе горного хребта Сеир к востоку от долины Арава. В таком случае, сам Кадес-Варни может находиться на границе с древним Эдомом (Идумеей).

Гипотеза третья — Южный путь

Согласно этой гипотезе, Тростниковое море отождествляется с Суэцким заливом, где разница уровня воды между приливом и отливом может достигать двух метров (примечательно то, что тростник здесь вообще не растет).

После пересечения этого водоема израильские племена направились на юг вдоль восточного побережья Суэцкого залива. Именно эта теория соответствует предположению, получившему известность только в IV в. и согласно которой вершина Джабаль Муса является библейским Синаем. Отсюда, повернув на север, израильтяне могли выйти к Кадес-Варни (не исключено, что через Эцион-Гевер).

 Вершина Джабаль Муса, часовня

Именно Джабаль Муса на протяжении длительного времени являлась вероятным претендентом на отождествление с горой Синай Священного Писания и лидером по количеству исследовательских экспедиций, которые снаряжались для сбора фактов, подтверждающих библейский текст.

Но, как ни странно, чем больше исследователей отправлялись на Синайский полуостров для изучения окрестностей Джабаль Муса и самой вершины, тем больше появлялось вопросов и сомнений вокруг подлинности предполагаемого Синая.

Альтернативные вершины

Одним из первых ученых, решившихся на самостоятельное восхождение к вершине Моисея, был швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхард

15 апреля 1816 года с необходимым снаряжением он выехал верхом на верблюде из города Суэц и направился на юг вдоль западного побережья Синайского полуострова. Следуя по предполагаемому «Южному пути», И.Бурхард вскоре подошел к монастырю святой Екатерины.  Научный мир был потрясен, когда вышли в свет опубликованные путевые заметки швейцарского путешественника. Дело в том, что Бурхард впервые заявил, мало того, предоставив очень аргументированные доводы (обнаруженные остатки святилищ и надписи, сделанные паломниками в разные времена) в пользу того, что настоящая гора Синай – это не Джабаль Муса, а Джабаль Сербаль (2070 м), находящаяся рядом.

Следующим европейским исследователем, поднявшимся на Джабаль Мусса, был французкий граф Леон де Лаборде, который дважды посетил Синайский полуостров – в 1826 и в 1828 годах. Результатом его научных экспедиций были подробные карты Синайского полуострова,   многочисленные записи и зарисовки, которыми впоследствии широко пользовался научный мир.

 

Так, вооружившись картами, составленными французским ученым Л. де Лаборде и путевыми записями швейцарского востоковеда И. Бурхарда,  американские исследователи Эдвард Робинсон и Элайя Смит возглавили следующую экспедицию на Синайский полуостров. Изучая быт, традиции и предания бедуинских племен, проживавших в окрестностях монастыря святой Екатерины, американские ученые обнаружили, что многие библейские топонимы ничего не говорят местным жителям, а что касается пика Джабаль Муса,  отождествление этой вершины с библейским Синаем, как выяснили американские исследователи, принадлежит насельникам монастыря святой Екатерины, являясь неизвестной для местных жителей.

 

Не был безразличен к установлению местонахождения вершины Богооткровения и известный египтолог, основатель научной археологии Карл Ричард Лепсиус.

Будучи знакомым с различными гипотезами, ученый, прибыв к подножию горы Джабаль Муса и тщательно изучив окрестности, заключил: «Удаленность этого района, большое расстояние от оживленных дорог и местонахождение на высоком горном хребте, делает это место необыкновенно привлекательным для отдельных богомольцев, но по той же причине оно непригодно для многочисленного народа».

По его мнению, альтернативой вершинам Джабаль Муса и Сербаль  вполне могла быть величественная гора Умм-Шумар.

В 1868 году на Синайский полуостров была отправлена научная экспедиция, под патронатом Британского правительства и Фондом изучения Палестины. Экспедицию возглавляли капитаны Королевских инженерных войск Чарльз Уилсон и Генри Спенсер Палмер.

Результатом довольно продолжительных исследований (группа находилась на Синае с 11 ноября 1868 года по 24 апреля 1869 года) было принято официальное заключение, подписанное Генри С. Палмером: «...мы вынуждены отвергнуть пик Мусы как гору Десяти Заповедей».

Как альтернативное предположение было высказано мнение, согласно которому, учитывая, что за чудесными событиями, происходившими на Синае, наблюдали согласно библейскому тексту тысячи израильтян, а окрестности Джабаль Мусы вряд ли могли поместить такое количество зрителей. Вершиной Богоявления в таком случае мог бы выступать не южный пик горного массива (Джабаль Муса), а северный – Рас-эс-Сафсафе, у подножия которого находилась довольно просторная долина Эр-Раха. По мнению ученых, здесь вполне могли расположиться лагерем израильские племена.

Примечательно, что по подсчетам некоторых историков, общее количество израильтян, покинувших Египет, достигало 3 млн. человек (!). Такое количественное числительное могло появиться только в результате предположения, базирующегося на библейском тексте книги Исход: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12:37). 

В упомянутом отрывке речь шла, в первую очередь, о военнообязанных мужчинах, а ведь помимо боеспособных мужчин и детей были женщины и люди старшего поколения. Это и послужило поводом к подсчету израильтян именно с таким (3 млн. человек) результатом.  С армией в 600 тыс. человек Моисей мог захватить любое Ближневосточное государство своего времени, а своих соплеменников в таком большом количестве было бы достаточно, чтобы «обжить» оккупированные территории. Но тогда совсем лишены смысла слова библейского текста о тех народностях, в земли которых вступали израильтяне: «не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста, и не умножились против тебя звери полевые: мало помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей» (Исх. 23:29-30).

Здесь необходимо заметить, что древнееврейский язык развивался постепенно, и слово אֶלֶף [elef] «тысяча» на раннем этапе имело значение «семья» или «племя». А в таком случае можно выдвинуть предположение, по которому 600 тыс. воинов превращаются в 600 семей, от каждой из которых было по воину... Однако и это предположение встречает ряд возражений.

Хотя помимо завышенной цифры в 3 млн. назывались историками и более реальные числительные, определяющие количество покинувших Египет израильтян, от шести до шестнадцати тысяч, но и для такого количества людей необходима просторная площадка для стоянки. По всей видимости, большие цифры Священного Писания, которые касаются библейского Исхода, являются частью эпического стиля повествования, имеющего целью выразить величие и чудесный характер избавления от египетского порабощения.

 

В 1873 году Синайский полуостров посетил известный географ и лингвист Чарльз Беке. Его также интересовал маршрут библейского Исхода и местонахождения горы Синай. Имея колоссальный опыт (накануне экспедиции на Синай Ч. Беке, после изучения верховья Нила, составил подробную карту всех истоков этой реки), делая картографические заметки, ученый довольно подробно изучил южную часть Синайского полуострова и пришел к выводу, что маршрут «Южного пути», на котором находится Джабаль Мусса – предполагаемый Синай, вообще в те времена был невозможен (!).

Именно Ч. Беке принадлежит открытие, которое он сделал в результате своих исследований, согласно которому пик Моисея (Джабаль Муса) назван не в честь библейского пророка Моисея, а в честь одного из насельников монастыря святой Екатерины – монаха Моисея, а непосредственное отождествление Джабаль Муса с библейской горой Синай произошло, по мнению ученого, приблизительно в 550 г.

В конце XIX в., с целью исследования дорог и водных ресурсов Синайского полуострова, сюда прибыл капитан Королевских инженерных войск А. И. Хейнес. Именно ему принадлежит гипотеза, по которой израильские племена не уходили на юг Синайского полуострова и вообще не поднимались в горы. По мнению капитана Хейнеса, евреи направились в Ханаан, все же используя маршрут, располагавшийся южнее, параллельно «Прибрежному пути» или «Северному пути». Фактически, это «Центральный путь».

По предположению британского офицера, в таком случае библейским Синаем могла быть вершина Джабаль Яллек. Причем с версией капитана Хейнеса были согласны и немецкие исследователи Синая во главе с Гуте, который позволил даже некоторое уточнение: библейский Синай – это не Джабаль Яллек, как предполагал британский капитан, а Джабаль Магара – вершина, расположенная севернее от Джабаль Яллек.

Но даже если мельком посмотреть на карту Синайского полуострова, на которой обозначены предполагаемые маршруты библейского перехода через полуостров, понимаешь, что эти пунктиры наносил человек, не имеющий никакого представления, что такое для кочевников вода. И людям, и скоту она крайне необходима, иначе смерть для людей от обезвоживания или падеж для скота неизбежен.

В таких сложных климатических условиях Синайской пустыни необходимо хотя бы 20 литров воды в сутки на одного человека. Получается, на семидневный переход до Красного моря каждый израильтянин  должен был иметь с собой 140 литров воды, а впереди еще 14 дней – две недели – по Синайской пустыни. Итого: 420 литров. А это две 200-литровые бочки на взрослого человека, а участниками Исхода были еще женщины и дети...

С началом ХХ в. Синайский полуостров стал недоступен для научного исследования ввиду начавшейся Первой мировой войны (1914-1918 гг.), так как превратился в арену военных действий между господствовавшими в этом регионе армий Британского Королевства и Османской империи с немецкими союзниками. Но некоторые факты сами по себе очень интересны.

Например, османские военные соединения не могли проводить наступления по «морскому пути» по той же причине, по которой отказались израильские племена проникнуть в Ханаан, используя «путь земли  Филистимской». Только в ХХ веке египетские гарнизоны заменила угроза с моря – Средиземноморское побережье контролировалось британским флотом. Армия Османской империи в 25 тыс. человек приняла решение пересечь Синайский полуостров через центральную часть. Для этого было задействовано около 20 тыс. верблюдов (!) для перевозки продовольствия и водных запасов.

Выступая в войне с Британией на стороне турок, правительство Германии отправило на Синай моторизованные войска, в задачу которых входило пересечение полуострова на север к Суэцкому каналу через центральные равнины по твердой почве. Во время этой кампании немецкие специалисты по водоснабжению по маршруту наступления создали целую сеть из подземных источников для обеспечения войск водой.

Для нас будут очень интересны воспоминания британского генерала А.П.Уайвелла, который приводит данные английской разведки.

 

Противник (немецкие союзники Турции) мог найти в районе центральной равнины Синайского полуострова водных запасов, способных обеспечить только 5 тыс. человек и 2,5 тыс. верблюдов.

Немецкое командование понимало, что через гранитные горы на юге Синайского полуострова невозможно провести маршевые колонны и большое количество людей и животных, поэтому было отдано предпочтение центральной равнине. А что говорить о тех далеких временах, когда пророк Моисей вел за собой не подготовленных выносливых воинов, экипированных для такого сложного марша со спецснаряжением и сопровождаемые достаточным количеством продовольствия и воды, а стариков, женщин и  детей, которые никак не могли быть готовы к такой экспедиции.

Есть ещё один нюанс, которым нельзя пренебрегать.

 В январе 2009 г. автор данного исследования был в составе экспедиции, посвященной 145-летию со дня смерти известного шотландского художника Дэвида Робертса (1796-1864). Стартовав из древних Фив на Ниле (Египет), мы прошли полностью весь маршрут через Синайский полуостров, Акабу и Петру (Иордания) в Иерусалим (Израиль) – фактически маршрут Исхода («Южный путь»), который живописец проделал в 1838-39 гг., делая зарисовки.

Во время нашего восхождения к вершинам святой Екатерины и Моисея на Синае мы обратили внимание на перепад температуры. Внизу, на побережье, температура воздуха днем была + 15-20°, а когда мы поднялись на вершину, она составляла -10° (!). Мало того, наверху Джабаль Муса лежал снег (!).

На этот факт и климатические особенности обратили внимание во время своей исследовательской экспедиции упоминаемые выше британцы Чарльз У. Уилсон и Спенсер Палмер ещё в сер. XIX века. Вот их путевые записи: «Самые высокие пики, такие как Муса и Сербаль, остаются под снегом на протяжении всех зимних месяцев. Израильтяне, никогда не видевшие снега в Египте, должны были провести в этих местах почти год. Тем не менее, в Библии нет упоминаний о снеге, ни о холодной погоде».

Учитывая приведенные выше мнения ученых, посвятившие изучению горного массива южного Синая целые экспедиционные исследования, остается признать, что израильтяне никак не могли оказаться именно в этой части Синайского полуострова, а следовательно – гора Богооткровения находится в другом месте, на другом маршруте Исхода, но никак не на «Южном» и не на «Центральном».  При этом на «Северном маршруте», за исключением вышеупомянутой Джабаль аль-Халал, просто нет вершин, которые могли бы претендовать на гору Богооткровения.

Земля Обетованная - Эфиопия?

«На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ... Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх.19:16-19).

Некоторые исследователи, увлеченные реконструкцией библейского Исхода, однозначно определяют библейскую гору Синай, как действующий вулкан. И для них становится очевидно, что подлинный Синай ни в коем случае не может находиться на Синайском полуострове только потому, что там нет вулканов. Там есть огромные площади лавовых полей, что является феноменом полуострова: лава есть, а вулканов нет.

Согласно этому факту любопытную гипотезу в своей книге «Истории больше нет: величайшие исторические подлоги» предложил историк Андрей Степаненко, в результате которой библейский Синай оказался на территории Африканского континента – в Эфиопии.

Действительно, в этом регионе нашей планеты насчитывается около 60 вулканов. Конечно, большая часть из них – потухшие, но есть среди них и действующие до сих пор, как, например, знаменитый Эрта Але.

 

Согласно предположению А. Степаненко, Моисей изначально двигался вдоль водного канала Исмаилия севернее озера Тисмах (фактически является частью Красного моря) по левому берегу. После чудесного перехода  водного канала и гибели преследователей-египтян, израильские племена оказались на правом берегу канала Исмаилия. Далее, двигаясь на юг по правому (египетскому берегу) Красного моря, богоизбранный народ был просто обречен на подъем к верховьям Нила. Именно этот маршрут в древние времена использовался всеми беглецами, которые хотели скрыться от преследования египетскими властями.

 Учитывая отсутствие водоемов для удовлетворения в потребности воды людей и скота на Синайском полуострове, по мнению авторов этой гипотезы, именно здесь, на правом берегу Нила, где было много мелких речушек, недостатка в воде во время трехмесячного марша быть не могло. Следовательно, именно этим маршрутом и шел богоизбранный народ – вода для людей и скота, сочная пойменная трава для животных – всего было в изобилии.

Единственное место, где был недостаток в воде – это, вероятно, район современного города Кена (среднее течение Нила), где нет впадающих в Нил мелких речушек – «И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить» (Исход 17:2). Наверное, именно здесь Моисей принял решение подойти ближе к Нилу и повести людей и скот по чужим полям и пастбищам, что несомненно привело к первым конфликтам с местными народностями – «И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме» (Исход 17:8).

Согласно этой гипотезе библейские пустыни Син и Фаран – это Аравийская и Нубийская пустыни Африканского континента. А через три месяца пути израильтяне вполне могли оказаться у подножия горы Соир,  которая располагается сегодня на территории современного государства Эритрея. Это самая высокая гора в этом регионе -  2989 м над уровнем моря.

Отсюда, по мнению авторов этой гипотезы, Моисей отправляет соглядатаев-разведчиков на территорию довольно могущественного государства Аксум, которое контролировало морскую торговлю через Баб-эль-Мандебский пролив. После поражения с местными племенами израильтяне 38 лет не решались повторить попытку и, выпасая скот, находились у подножия горы Соир, которая находится от Красного моря всего в двух днях пути – 50 км. За этой горой находилась Земля Обетованная – Эфиопия.

Можно по-разному относиться к этой версии, но и эта гипотеза имеет право на существование.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Духовный альпинизм, или Экспедиция на неизвестный Синай. Часть І

О том, какая из гор Синайского полуострова является подлинной вершиной Богооткровения, и кто был последним евреем, побывавшим на ней.



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

3274 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Історія |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru