Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Літературна сторінка



Для кого пишет православный литератор?
05 January 2011 11:16
Светлана Коппел-Ковтун

Так назывался одноименный конкурс Международного клуба православных литераторов «Омилия», итоги которого были подведены совсем недавно. С работами победителей – Марии Коробовой, монахини Евфимии Пащенко, Анны Лелик - читатели портала «Православие в Украине» имели возможность ознакомиться. Предлагаем вашему вниманию вне конкурсную работу руководителя клуба – Светланы Коппел-Ковтун.

Вопрос не так прост, как кажется. Отчасти он даже коварен, ибо может быть понят, как вопрос о читателях, об аудитории, на которую рассчитывает автор. На самом же деле мы хотим узнать о мотивах, о движущей силе, толкающей автора на трудное и, в то же время, приятное делание — писательство.

В принципе, о творческом процессе сказано и написано уже достаточно много, чтобы не задаваться такими вопросами. Однако, мы говорим о православных авторах, а здесь не так все однозначно. Слишком многие убеждены сегодня, что пишут для Бога и ближних, ради служения. И, надо признать, даже православные графоманы совершенно убеждены, что вещают от Лица Всевышнего и ради просвещения ближних.

А спросите светского деятеля искусств, художника или писателя – не важно, для кого он работает, и он, скорее всего, ответит: для себя. Более того, исполнять какой-либо социальный заказ, мотивированный идеологическими соображениями, обычно считается пошлостью и несчастьем.

Другое дело – острое чутье художника, позволяющее ему быть своевременным, актуальным, но оно рождается из творческой подлинности творящего. Наверное, можно даже получить заказ и найти в нем свое,  вдохновиться им настолько, что в результате получится хоть и заказной, но, все же, шедевр. Мастеру многое по силам. Но это будет, скорее, исключение из правил, чем правило.

Итак, для кого же пишет православный писатель? Смею утверждать,  что для себя, если он только подлинный художник, а не конъюнктурщик. Чтобы быть верно понятой, предлагаю отделить в творческом процессе объективное от субъективного. Потому что правильный ответ на наш вопрос лежит в зоне субъективного.

Объективно, так уж устроен Богом этот мир, плодами творчества насыщают свои души и наши ближние, и мы сами. А если взглянуть с высот богословских, то, действительно, можно сказать, что подлинный художник своим творчеством служит еще и Богу. Лучше всего отослать читателя к моему эссе «Триединое Христа ради» http://omiliya.org/content/triedinoe-khrista-radi.html, где эта тема хорошо раскрыта. Настоящий православный автор, литератор-христианин, безусловно, служит Христу в себе, в ближних и Христу Спасителю – Сыну Божьему. Единство этих трех составляющих есть свидетельство его подлинности. Однако, все это – немного о другом.

Субъективно, я в этом убеждена, каждый художник творит для себя. Беспокойный дар творческий лишает творца покоя, и только реализуя в себе и через себя свое предназначение, он на некоторое время успокаивается. Подлинного художника толкает на творчество трагизм и/или комизм жизни. Говоря словами М. Мамардашвилли, «невозможность возможной гармонии», которую дано видеть творчески одаренным людям, и есть тот искомый нами двигатель. Отсюда растет и знаменитое «Страдать надо, страдать!» Ф. М. Достоевского.

Дерзаю утверждать, что подлинный художник далек от прислуживания той или иной идеологии, далек от прихотей и потребностей окружающих его людей. «Ему не позволяет этого именно служение, именно его художественная совесть» (И. Ильин).

Но творчество ни в коей мере нельзя считать произволом автора. Оно – мистерия, предстояние, это диалог с Вечностью и вечным. Оно — способ познания себя и мира, познания истины и истинного. Именно поэтому результатом подлинного творчества всегда бывает радость — радость со-бытия и узнавания. «Искусство есть служение и радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собою» (И. Ильин).

«Не спрашивайте, чему предстоит и чему служит художник... – восклицает И. Ильин. – Великие русские поэты уже сказали об этом, но им мало кто поверил: все думали — «аллегория», «метафора», «поэтическое преувеличение»... Они выговаривали — и Жуковский, и Пушкин, и Лермонтов, и Баратынский, и Языков, и Тютчев, и другие, — и выговорили, что художник имеет пророческое призвание; не потому, что он «предсказывает будущее» или «обличает порочность людей» (хотя возможно и это), а потому, что через него прорекает себя Богом созданная сущность мира и человека. Ей он и предстоит, как живой тайне Божией; ей он и служит, становясь ее «живым органом» (Тютчев): ее вздох — есть вдохновение; се пение о самой себе — и внемлет художник: и музыкант, и поэт, и живописец, и скульптор...

Есть у художника глубина души, где зарождаются и вынашиваются эти таинственные содержания:

Есть целый мир в душе твоей
Таинственно волшебных дум... (Ф. Тютчев)

Эта глубина обычно покрыта непрозрачною мглою, не только для других, но и для него самого».

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда....
На радость вам и мне» (А. Ахматова)

Да, творчество растет из сора будней, но художник всегда выше себя самого, как человека. Его взор обращен к высокому и прекрасному. Он глядится в свое творчество, как в зеркало, и познает себя лучшего, себя подлинного.

Когда в стихах, в отображеньи малом,
Мне подлинный мой образ обнажен, –
Все кажется, что я стою, склонен,
В вечерний час над водяным зерцалом,
И чтоб мою к себе приблизить высь,
Гляжу я в глубь, где звезды занялись.
Упав туда, спокойно угасает
Нечистый взор моих земных очей,
Но пламенно оттуда проступает
Венок из звезд над головой моей. (В. Ходасевич)

Мы глядимся вместе с художником в то волшебное зеркальце, которое он держит в своих руках как дар Творца. Посредством его творений мы имеем шанс увидеть свою суть, отраженную в его зеркальце. Мы жаждем постичь его, чтобы постичь себя.

Источник: Международный клуб православных литераторов «Омилия»

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Для кого пишет православный литератор?

Вопрос не так прост, как кажется. Отчасти он даже коварен, ибо может быть понят, как вопрос о читателях, об аудитории, на которую рассчитывает автор. На самом же деле...

 



Рубрики: Публікації | Літературна сторінка |

2485 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Клуб православных литераторов «Омилия» | Для кого пишет православный литератор? |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора
Дикое мясо
1 April 2013



Найцікавіше з архівів сайту
Кровь
12 May 2009

Дары волхвов
21 January 2010




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru