Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Невигадані історії
«Дело о похищенной иконе», или Несколько историй из жизни антиквара
16 November 2012 17:29
Юлия Коминко

Кто и зачем ворует чудотворные иконы? Какова может быть судьба похищенных святынь, и что собой представляет процесс возвращения украденной иконы Церкви?

Почему так ценятся старинные образа и грех ли ими торговать? Заслуженно ли антиквары имеют репутацию «темных личностей» и бывают ли среди них личности «светлые»? Почему вообще людей так увлекают предметы старины?

На эти и другие вопросы «Православию в Украине» ответил известный киевский антиквар, директор антикварного салона «Эпоха» — одного из самых крупных в Украине, коллекционер и меценат Федор ЗЕРНЕЦКИЙ.

***

О Федоре Зернецком, помимо всего прочего, известно, что…

В 2010-м именно он передавал в Архангело-Михайловский монастырь на Зверинецких пещерах в Киеве считавшуюся утерянной, а ныне вновь обретенную храмовую икону Божьей Матери «Всех скорбящих радость» кисти художника Ивана Ижакевича.

Возвращение иконы Зверинецкой в монастырь

Возвращение иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" в Зверинецкий монастырь
(на то время - скит Киевского Троицкого Ионинского монастыря), 3.04.2010
на фото: наместник монастыря архимандрит Иона (Черепанов) и Федор Зернецкий

Еще раньше ему удалось найти и вернуть в сельский храм похищенный древний храмовый образ великомученика Георгия.

15 лет назад его стараниями была возвращена украденная чудотворная икона «Дубенская» из Покровского Красногорского монастыря под Золотоношей в Черкасской области.

Он занимается антиквариатом 20 лет. И сколько всего предметов церковной старины, икон и раритетов, попадавших за все эти годы в его руки, отдал в православные храмы — подсчетов не вел. Уверен: место святыни — в храме. И только радуется, что хотя бы на короткий промежуток времени она попадает в его дом.

Наша беседа состоялась в день праздника образа Божьей Матери «Всех скорбящих радость» — и именно так называлась икона, которая два года назад его усилиями вернулась в возрождающуюся обитель на Зверинце. Собственно, с воспоминаний об этой иконе и начался наш разговор.

Икона «Всех скорбящих радость» — почитаемая святыня и… труднопродаваемая позиция

– Федор Аркадьевич, у Вас ведь с иконой «Всех скорбящих радость» связаны довольно необычные, если можно так сказать, воспоминания… Можете рассказать подробнее?

– С иконой Богородицы «Всех скорбящих радость» у меня вообще связано очень многое. Начнем с  того, что в детстве я жил на улице Полины Осипенко, бывшей улице Сретенской (в 1990 г. это название улице было возвращено — ред.). Здесь до середины 1930-х годов находился храм в честь Сретения Господня, который в народе еще назывался храмом «Скорбящей Богородицы».

Я с детства интересовался искусством, антиквариатом, вот и об этой церкви узнал, что в ней находилась чудотворная икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость» — впоследствии утерянная и до сего дня не найденная. Это была главная храмовая святыня со своей очень давней историей.

И сам храм в Киеве был известен. В 1924 году здесь произошло чудо — обновились купола. Может быть, предание в народе об этом чуде и послужило главной причиной сноса церкви при советской власти. Тогда вообще уничтожалось много храмов — счет шел на тысячи. В Киеве было разрушено огромное количество соборов, колоколен, монастырей – в частности, Михайловский Златоверхий, Братский на Подоле и другие. Среди прочих была снесена и Сретенская церковь.

Так что первое мое воспоминание об иконе «Всех скорбящих радость» идет из самого детства. Этот образ местные киевляне очень почитали. Помню, я перевозил людей, которые были прихожанами этого храма. Всю революцию, Отечественную войну они пережили в Киеве. Так вот у них был список этой иконы в серебряном окладе. Я купил тогда у них весь антиквариат, но об иконе даже не спросил — чувствовал, насколько она им дорога. Даже вопросов не задавал, хотят ли они ее продать.

Кстати, относительно этой иконы в антикварной среде бытуют предубеждения. Наверное, это навеяно советской идеологией и нашим маловерием, непониманием истинной сути нашей веры, но считается, что икона Богородицы «Всех скорбящих радость» приносит скорби в дом. И люди избегают ее покупать, считая, что раз Богородица «в скорби», то и Ее образ принесет скорбь. Поэтому эта позиция в антикварной среде всегда была труднопродаваемой, также, как и изображения Успения, и Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи. Я много лет занимаюсь антиквариатом, и иконами в том числе, и с такими вот «забобонами» в наше время бизнеса приходится считаться: эти образа с коммерческой точки зрения — «неинтересны».

Чудо после возвращения первой иконы: долгожданный ребенок родился ровно через девять месяцев

— Икона «Всех скорбящих радость», Зверинецкая, ведь не была первой святыней, которую Вы передавали Церкви. А с чего всё начиналось?

— Начиналось всё на заре 1990-х, когда развалился Советский Союз, и Украина стала отдельным государством. На самом деле, и в советское время людей интересовали иконы – спрос был всегда, но торговля велась подпольно. И когда рынок «вышел из тени», то спрос возрос в разы, иконы стали покупать часто и много, появились даже «официальные» коллекционеры.

К сожалению, с увеличением спроса и соблазн украсть, особенно для людей неверующих, стал очень велик. И мы знаем массу примеров, когда не только храмы обворовывали, но и простых людей, у которых были домашние иконостасы.

Столкнулся с этим и я. Много лет я нахожусь на этом рынке, являюсь членом Гильдии антикваров Украины, и в этой среде меня все знают. Исходя из этого, я могу делать заявления, договариваться, звонить, предупреждать — одним словом, влиять на ситуацию.

Сразу оговорюсь – не моя заслуга, может, авансом Господь Бог сподобил моими руками сделать все это — найти и вернуть в храмы чудотворные иконы. Но потом в моей жизни начинали происходить чудеса.

Почему я точно помню срок, когда вернул свою первую икону — образ Богородицы «Дубенский» из Золотоношского монастыря — 15 лет назад? Потому что ровно через 9 месяцев после этого у меня родилась дочь – первый ребенок. Хотя до этого у нас с женой 8 лет не было детей. Еще через три года родился сын. Это было чудо.

Тогда из Покровского Красногорского монастыря под Золотоношей в Черкасской области, куда я много лет ездил, украли «Дубенскую» икону Богородицы. Это чудотворный образ, вокруг которого строился весь монастырь, который является стержнем монашеской жизни и молитвы именно в этом монастыре. Мы искали ее несколько месяцев, я поднял в Украине всех, кого смог, – в общем, долгая история, но нашли, вернули.

Потом ко мне обратился настоятель храма в селе Селище Барышевского района Киевской области отец Михаил Макеев. У них из церкви тоже украли иконы, в том числе, и храмовую – великомученика Георгия Победоносца. Он дал мне ее размеры, я начал поиск. И так получилось, что ее случайно принесли в мой антикварный магазин на Андреевском спуске и по дешевке продали. Конечно, мы вернули образ в храм без разговоров.

Возвращение иконы Зверинецкой в монастырь

Возвращение иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" в Зверинецкий монастырь
(на то время - скит Киевского Троицкого Ионинского монастыря), 3.04.2010

С иконой Богородицы «Всех скорбящих радость» Зверинецкой тоже получилось случайно. Я говорю «случайно», но, конечно, понимаю, что случайностей в этих делах не бывает. Трудно сказать, какими путями эти иконы приходят в наши руки, но уж никак не по воле случая. Мы знаем историю явления практически всех чудотворных икон. Но как происходили те или иные события, с ними связанные, нам неизвестно. Как та же «Дубенская» чудотворная икона явилась на дубе – мы не знаем. Большинство икон явилось чудесным образом, и какие перемещения они совершали на протяжении своего существования, какие движения из рук в руки, это ведомо только Господу Богу.

Возвращение иконы Зверинецкой в монастырь

Так же и Зверинецкая икона — ко мне она сама пришла. Один из дилеров сообщил, что такая и такая икона продается. Люди, которые ею владели, запросили безумную цену, за такую сумму тогда можно было купить квартиру в центре Киева. Но моя позиция — дело не в деньгах, а в том, что икону нужно вернуть в храм.

Процесс переговоров длился относительно недолго. В конце концов, мы оценили ее в ту сумму, которая устроила и нас, и продавцов.

Частицы мощей первых христианских мучеников и Креста Господня можно было встретить в продаже в Киеве на Сенном рынке

– Вы говорите о сумме денег, которая устроила продавцов. А аргументы, что икона должна вернуться в храм, не действуют на людей?

– Не всегда и не на всех. Но я говорю так, исходя из своего духовного опыта.

Первое мое столкновение со святыней произошло еще в середине 1990-х. Тогда была война в Абхазии, а там очень много мусульман, но вместе с тем, находится очень много христианских святынь. И вот об этих святынях, многих из них, я узнавал, занимаясь антикварным бизнесом.

Как-то раз приехали абхазские женщины мусульманского вероисповедания и привезли странный предмет. Когда его развернули, я обомлел – передо мной был шитый золотом покров, как оказалось — с гроба святителя Иоанна Златоуста. Ткань была вышита золотом и серебром, руки и лицо написаны на холсте — вид как у спящего живого человека.

Как обычно это делается, женщины назвали за покров совершенно безумную сумму и сказали, что хотят очень быстро его продать.

Я сказал им: «Это вещь не коллекционная, она не имеет цены. Где вы ее взяли?» Оказалось, на территории деревни, где они жили, стоит храм и этот покров — оттуда. Уже позже я узнал, что святитель Иоанн Златоуст скончался именно в Абхазии (в поселении Команы на территории современной Абхазии — ред.), а потом его мощи были перенесены в Константинополь.  А покров остался на гробе. Это была святыня общехристианского масштаба. Если бы цена была нормальная, я бы выкупил без оговорок, но деньги просили безумные…

Я говорю:

– Женщина, а для чего вы продаете?

– У меня очень сильно болеет муж, и мне нужны деньги на его лечение.

– Я скажу — не знаю, поймете ли вы, — но как только вы вернете покров на то место, где его взяли,  с вашим мужем будет все хорошо.

После этих слов она завернула покров и больше я ее не видел. Вот такие вещи происходят, да…

Не один раз я сталкивался с подобными случаями. Мне попадались ковчеги с частицами мощей первых христианских святых — их не могли продать на Сенном рынке в Киеве, потому что люди не понимали, что это такое. Попадался крест с частицей Животворящего Креста Господня… Но, слава Богу, удавалось это купить и передать в Церковь. Да, сейчас эти святыни находятся в разных местах, но отрадно, что какое-то время они пребывали у меня дома. Каждый день я прикладывался к ним, ощущал ту благодать, которая от них исходила и придавала сил.

Безусловно, я о себе не могу сказать, что я человек высокоправедный. Наверное, всем, кто соприкасается со святынями, кто получает особую благодать Божью, диавол посылает испытания, которые не все выдерживают. Поэтому когда мне неоднократно Блаженнейший Митрополит Владимир давал награды, я каждый раз говорил, что это мне аванс для дальнейшей борьбы со своими грехами.

Но, тем не менее, я могу сказать, что Господь Бог меня любит, если делает еще моими руками такие вещи. Вот последняя икона, с разговора о которой мы с вами начали беседу, в очередной раз вселила в меня веру, которая не дает отойти от Бога и от Церкви. Потому что такие вещи, еще раз повторю, случайно не происходят.

— А что необычного было со Зверинецкой иконой?

— Она уникальна датой своего написания – 1918 год. Самодержавие уже практически пало, здесь, на территории Украины, было двоевластие – немцы и Центральная Рада…

В июне 1918 года произошел взрыв оружейных складов на Зверинце.

Взрыв складов на Зверинце, 1918 г.

Взрыв складов на Зверинце в Киеве. Июнь 1918г.

Погибли люди, было разрушено множество близлежащих домов и строений. В том числе, пострадала церковь в честь Рождества Божьей Матери над Зверинецкими пещерами. После восстановления храма его решили переосвятить в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» — в память о жертвах трагедии. Для восстановленного храма и написан был этот образ. Заказали его известному киевскому мастеру Ижакевичу.

Монастырь на Зверинце. Дореволюционное фото

Монастырь на Зверинце. Дореволюционное фото

Когда к власти пришли коммунисты, икона каким-то образом «ушла» из храма, а сам храм был взорван, как и многие остальные. Но, как видите, иконы возвращаются.

Этот художник расписывал Трапезную церковь в Киево-Печерской Лавре, иконостас Макарьевской церкви на Татарке, которая никогда, даже в советские годы, не закрывалась. Меня крестили там, отца моего, сестру, мои родители венчались там — это, можно сказать, семейная наша церковь. И когда я увидел икону, то узнал его почерк. Обычно он подписывал свои работы, а эту нет. Но у него есть определенные приемы, цветовые решения в иконописи, которые не спутаешь ни с одним другим мастером.

Празднование в честь храмовой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Празднование в честь храмовой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»,
Киевский Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, наши дни

Конечно, хотелось бы, чтобы вернулась чудотворная икона Успения Богородицы в Успенский собор, чтобы нашлась икона Богородицы «Всех скорбящих радость» из Сретенского храма. Но очень много святынь после прихода советской власти просто исчезли.

Когда вернули после кражи «Дубенскую» икону, то с нее сделали список. Через два года украли и его…

– Утраченные в годы богоборчества святыни, действительно, тяжело найти. Но буквально несколько лет назад была украдена чудотворная икона из кафедрального собора в Сумах. Кто сейчас похищает иконы?

– Это касается не только икон — похищают из обыкновенной корысти, уносят то, что «плохо лежит». А, к сожалению, наши храмы охраняются не очень хорошо. Я вам скажу, что когда «Дубенскую» икону Богородицы вернули, то, естественно, предприняли все меры для того, чтобы ее оберегать. И решили сделать список. На список заказали оклад – частично серебряный, частично золотой – в память о возвращении иконы. И этот список с окладом украли ровно через два года, как вернулась «Дубенская». Причем, украли в день празднования этой иконы. Ночью лукавые люди разжали домкратом решетки храма, в эту щель пролез, скорее всего, ребенок или карлик, трудно сказать, и образ унесли прямо с аналоя.

Мы долго искали, я даже напал на след — в Харькове у каких-то коллекционеров, но и этот след потом исчез. Но хотя бы чудотворная икона — оригинал — осталась на своем месте.

Дубенская икона Божьей Матери

Дубенская Красногорская икона Божией Матери. 1864 г. (ц. Покрова Богородицы Красногорского мон-ря)

– Где она хранится сейчас?

– Монахини ее прячут и выносят только на праздники. По традиции икону обносят крестным ходом вокруг монастыря, заносят в каждую келью, во все помещения. Получается, увидеть ее и приложиться можно только на праздник. А так с нее написано много списков, они и выставлены для поклонения в храмах.

– Считается, что воруют иконы только ради окладов и подаренных в память о чудесах золотых и серебряных украшений. Зачем воровать просто образ — доску с изображением?

– К сожалению, те, кто коллекционируют иконы, в большинстве своем люди неверующие. Я знаю многих коллекционеров, которые владеют сумасшедшими собраниями и разбираются в этом просто как суперэксперты. Но они от религии очень далеки. Вот такой парадокс.

– Повсюду так или только в Украине?

– В основном иконы коллекционируют на территории СНГ, потому что здесь их производилось больше всего, скажем так.

– А как лично Вы относитесь к древним иконам? И к тому, что ими торгуют…

– Иконы — это то, что я люблю, коллекционирую.

У меня дома шикарный иконостас, я его долго собирал, подбирал каждую икону определенного периода. Я — Федор, моя супруга — Наталья. Вы нигде не найдете святых Федора и Наталью, написанных вместе, а у меня есть образ, на котором они изображены с молитвой отдельно каждому и общей молитвой этим святым.

Знаете, сейчас период кризиса, и со многими вещами из моей коллекции приходится расставаться — чтобы содержать наши структуры — антикварный салон, спортивные организации. Но последнее, что бы я от себя оторвал, это иконы.

Но люди по-разному к этому относятся. Кто-то говорит, что иконы продавать грешно. Есть такое, я тоже над этим думал. Но ведь в храмах, в церковных лавках иконы продаются, это же не грех? Чтобы художник писал иконы, он должен кушать, а чтобы кушать – он должен продать. А разницу кладут в церковную кассу, на эти средства храм должен существовать.

Раньше было такое понятие, как менная икона. Слово «продать» по отношению к иконе считалось грешным, поэтому ее меняли — на деньги.

– И в Вашем случае тоже где-то так?

– Возможно, да. Неважно, как это будет называться. Важно, что мы не творим зла, относимся с почитанием, уважением, некоторые иконы мы спасаем, реставрируем, восстанавливаем, украшаем даже. Можно какие-то элементы на оклад добавить, чтобы они выглядели лучше.

Конечно, бывают в этом деле и перекосы. Как в случае с похищением чудотворных икон с целью их последующей продажи.

Но надо сказать, что не все святыни, которые нам доводилось возвращать, были похищенными. Например, образ Богородицы, о котором мы говорим сегодня — «Всех скорбящих радость», необязательно кто-то украл. Скорее всего, его дали на хранение.

У меня сейчас есть пример: одни мои посредники работают с семьей, которая владеет несколькими иконами с частицами мощей. Причем, одна икона — с мощами Киево-Печерских святых. И, я думаю, что не просто так в этой семье остались такие иконы. Как правило, когда закрывались храмы в годы гонений на Православную Церковь, монахи и священники старались скрыть святыни и раздавали их особо благочестивым прихожанам на хранение «до лучших времен». Ведь известно, как грабили храмы в начале ХХ века. В 1924 году только из Киево-Печерской Лавры выехало 24 грузовика, загруженных сверху окладами, церковной утварью, потирами, книгами. И это все ногами утрамбовывалось — на переплавку, чтобы помочь «молодой советской республике».

С тех пор прошло 70 лет, люди умерли, оставили святыни своим родственникам, а родственники оказались не такими благочестивыми, как их предки, и у них сейчас стоит цель – продать подороже.

Примерно так же, думаю, получилось и с нашей иконой «Всех скорбящих радость».

Владеть антиквариатом – это как владеть временем

– Почему вообще люди любят антиквариат?

– Это философский вопрос.

В советское время навязывалось устойчивое мнение, что антиквариат – это мещанство, излишество, признак малообразованности. Одним словом, это плохо… Антиквар – знаем из книжек и кино — нечестный человек, ростовщик, обманщик, контрабандист и вообще, предатель.

Но во всем цивилизованном мире – Англии, Франции, Германии, Америке – любовь к старине является своеобразным мерилом культуры человека. А умение понимать и разбираться в антиквариате считается чертой высокоинтеллигентного и высокобразованного человека.

Федор Зернецкий

Состояние души того, кто в этом понимает, — это некое владение временем. Старинные предметы и произведения искусства пережили столетия. В их присутствии рождались, умирали люди и даже целые поколения, а теперь они сами являются свидетелями истории, фактов и отражают в себе ту эпоху, которую пережили. Обладание этими предметами — это владение эпохами и временами.

Вот у меня библиотека, там – все. Сейчас считается, что зашел в google и нашел все, что тебе надо. Ничего подробного! Нет там тех знаний, которые находятся в настоящих книгах. Я по профессии – архитектор. Так у меня об архитектуре самая «молодая» книга – прошлого века, самая старая – 1694 года, времени, когда создавалась вообще классическая архитектура, формировались понятие и основы математических форм архитектуры. Этого в интернете вы не найдете. Интернет в данном случае — это букварь, а старинные книги –  высшая математика.

Это касается и икон. Это касается живописи. Это касается мебели. Это касается всех видов искусства. Потому что без прошлого не может быть настоящего. И человек, рассказывающий, что важно только современное искусство, а «мертвые художники» никому не нужны, просто не разбирается ни в искусстве, ни в жизни — ни в чем. Без понимания истории, процессов создания чего-то, путей становления, не бывает понимания окончательного результата. Так в архитектуре, в искусстве, музыке и даже в одежде. И если мы говорим о моде, то должны знать всю историю моды: почему появилась та или иная форма одежды, когда и для чего. Только тогда мы можем что-то сказать и о современной моде. Иначе грош цена нашим знаниям.

– А разве увлечения стариной сегодня — часто не разновидность блажи? Когда собирают антиквариат богатые люди от нечего делать, просто потому что у них есть средства…

– Действительно, есть категория собирателей, которые к этому относятся как к показателю престижа. Вот мой сосед увлекается, и я начну… Но такие люди, как правило, не собирают хороших коллекций. Так, мыльный пузырь, и таких я знаю очень много.

Но те, кто обладает серьезными коллекциями, вдумчиво архивированными, правильно подобранными, это люди, которые любят искусство по-настоящему.

– Любить вещи, собирать их, искать, гоняться за ними — разве Церковь такую привязанность не порицает?

– Для себя я понял, что к вещам нельзя привязываться: в могилу с собой не заберем же все…

Но окружать себя такими вещами, я считаю, необходимо. Потому что это наше сознание. Как говорит избитая уже фраза, «бытие определяет сознание»: в какой среде ты находишься, такой у тебя будет и интеллект. И в данном случае, окружив себя предметами искусства, причем, не просто искусства, а подлинного искусства — потому что искусство тоже бывает очень разным — человек становится другим. Я знаю много таких примеров, когда человек приезжал из села и окунался в какую-то историческую среду, окружал себя красивыми вещами, и за очень короткое время превращался в рафинированного интеллигента. Это правда, вещи на нас влияют, даже если мы этого не замечаем.

– Вы говорили о том, что коллекционируют иконы люди часто неверующие. Почему, в таком случае, окруженные изображениями святых, они не приходят ко Христу?

– Да, как правило, среди собирателей икон верующих людей мало. Сознание меняется — человек становится более интеллигентным и эрудированным, начинает разбираться в исторических эпохах, приемах искусства, истории искусств, в моде, музыке и прочее. Но, получается, это не отражается на духовном состоянии, вере в Бога.

Когда я возвращал «Дубенскую» икону, ее владелец до конца не верил, что я икону выкуплю и в монастырь отдам. Он говорил: «Да ладно, ты ее хочешь продать, у тебя есть покупатель. Сколько за нее платят?» Я отвечал: «Слово даю, что возвращаю ее в монастырь». А он: «Не верю!» И до конца не мог смириться с мыслью, что можно заплатить деньги и потом кому-то подарить.

– Что делать, чтобы иконы не похищали? Единственный выход — железные решетки на окнах храмов и сигнализация как в Лувре?

– Современные технологии сейчас настолько развиты, существует столько разных датчиков движения, видеокамер, разных способов охраны… Достаточно поставить элементарную сигнализацию. Ну, и конечно, видеозаписи, и чтобы был хотя бы один охранник, который бы их просматривал.

Это всё просто. Важно — захотеть и сделать. А когда отдается все, так скажем, «на Божью волю»… Ну так 15 лет назад, когда похитили оригинал «Дубенской» иконы, в Золотоношский монастырь приехали два парня, переоделись монахами, остались в храме помолиться на ночь (доверчивые монахини их оставили) – и все, наутро уже святыни не было. Но эту икону мы нашли и вернули. А вот список в окладе — найти так и не удалось.

Факты говорят о том, что воруют иконы. Поэтому нужно бдеть и свои святыни беречь.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Дело о похищенной иконе», или Несколько историй из жизни антиквара

О воровстве чудотворных икон и чудесах, которые происходят с теми, кто их возвращает Церкви, рассказал в интервью коллекционер и меценат киевлянин Федор ЗЕРНЕЦКИЙ.



Рубрики: Публікації | Невигадані історії |

8281 переглядів / Коментарів: 1


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Если учесть,что 50% оборотов

Если учесть,что 50% оборотов у нас крутится в валюте,а доллар продолжает расти вверх ( в первом квартале следующего года с 8 до 12 грн. точно подскачет)да + 16% налог который вводится на продажу валюты,то конечно причины для паники уже есть-на откат пойдет все то,что котируется в долларах! Т.е. все то,что ценится-всегда обращает на себя пристальное внимание

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Копие и Брынза
1 September 2006

Мироносица
20 April 2007




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru