Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Історія в деталях
Cпас на Берестове – древнейший киевский храм в честь Преображения Господня
17 August 2012 13:19
Владислав Дятлов

19 августа – Преображение Господне. В этот день свой престольный праздник отмечает древнейший киевский храм – Спас на Берестове.

***

Под 980 и 1015 г. летописная «Повесть временных лет» говорит о существовании в селе Берестове около Киева загородного дворца великого князя Владимира. Вторая из дат связана с кончиной святого князя Владимира в этом дворце. Под 1051 г. «Повесть» сообщает, что сын святого Владимира, Ярослав, «любил Берестово и здешнюю церковь святых Апостолов, и опекал многих ее священников», среди которых был Иларион – «благочестивый муж, книжник и постник», ископавший в окрестностях Берестова пещеру и посещавший ее для тайной молитвы.

В том же году, по словам «Повести», Иларион стал митрополитом Киевским, а в его пещере вскоре поселился преподобный Антоний, положивший в ней основание Киево-Печерской Лавры1. В период служения в Берестове свт. Иларион написал свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати» – торжественную проповедь, прославляющую Крещение Руси при св. Владимире. Святитель Иларион стал первым митрополитом Киевским, избранным из русичей – до него митрополита в Киев присылали из Византии, духовенство которой крестило Русь.

В дальнейшем «Повесть» еще не раз упоминает берестовский дворец киевских князей. При этом ничего не говорится о храме свв. Апостолов2. Вместо него появляются известия о Спасском монастыре. Под 1072 г. в «Повести» упоминается «Герман, игумен Святого Спаса», а под 1096 г. она описывает набег половцев на южные окрестности Киева и сожжение здесь ряда монастырей, включая «Германов»3. Принято считать, что в обоих случаях указан Спасский монастырь в Берестове.

В XII в. обитель стала усыпальницей детей великого князя Владимира Мономаха. В 1138 г. его дочь Евфимия «положена бысть на Берестовем у Святого Спаса»4. В 1157 г. «преставися Киеве Гюрги Володимирич, князь Киевский, месяца мая в 15 [день] в среду на ночь, а заутра в четверг положиша у манастыри Святого Спаса»5. Последнее перед нашествием монгол упоминание обители встречаем под 1231 г.: в числе настоятелей монастырей Киева в летописи назван «игумен Петр Спасский»6.

До наших дней к северу от Лавры стоит каменный храм бывшей Спасской обители

Исследование кладки его стен выявило следы ремонтов XIV-XV вв.7 В 1543 г. Спасскую церковь отметили в описании Киева ревизоры польского короля. На стыке XVI-XVII вв. храмом владели униаты. В 1631 г. они уступили свт. Петру Могиле, тогда настоятелю Лавры в сане архимандрита, «Спасский кут с церковью мурованною» в обмен на лаврские угодья близ Киево-Софийского собора8.

Гравюра в книге инока Лавры Афанасия Кальнофойского «Тератургима» 1638 г. изображает севернее обители поврежденный от времени каменный храм, о котором автор пишет: «Между западом и севером дорогой идем через Спасский кут, то есть мимо церкви Преображения Господня. Ее святой Владимир построил, но ее стены едва ныне стоят, руины землю покрыли»9.

Как отмечал исследователь М. Каргер, мнение о постройке Спасского храма в Киеве св. Владимиром могло быть заимствовано из «Хроники» польского историка Мацея Стрыйковского: «И велел [Владимир] выстроить церковь в Киеве Святого Спаса… на том месте, где был идол Перун перед тем почитаем, и церковь святого Василия во имя свое, которым был назван в крещении»10. Известно, что автор «Тератургимы» пользовался указанной «Хроникой». Но слова о Спасском храме митрополит Евгений (Болховитинов, †1837) комментировал так: «Стрыйковский смешал названия Несторовы [«Повести временных лет» – В. Д.], и вместо церкви св. Василия, построенной на месте идола Перуна, назвал оную Спасскою, а Васильевскую – второю, не упомянув даже о Десятинной. По свидетельству же Нестора, Спасская церковь построена в 989 г. в городе Василеве, а не в Киеве»11.

Так как даты постройки каменного Спасского храма на Берестове в древнерусских летописях нет, одни исследователи относят церковь к эпохе св. Владимира, другие, ссылаясь на планировку и кладку стен здания, – к рубежу XI-XII вв.12 Надписи на священных предметах, принадлежавших Спасскому храму, и на его стенах сообщают, что в начале 1640-х гг. свт. Петр Могила, уже митрополит Киевский, обновил эту церковь13.

Нынешний план храма – крестообразный

Западный конец планировочного креста церкви венчает четырехъярусная колокольня в стиле классицизма, пристроенная в 1813-1814 гг. От колокольни к средокрестию храма ведет каменный притвор, построенный на стыке XVII-XVIII вв. вместо деревянного, времен свт. Петра Могилы. Фасады притвора имеют два яруса окон и оформлены в стиле украинского барокко. Средокрестие здания, вместе с северным и южным лучами планировочного креста, образовывали в древности нижнюю половину западной четверти церкви. Остальные части древних стен постепенно разрушились в XIII-XVI вв.

На месте древнего центра храма свт. Петр Могила пристроил с востока к трем частям уцелевшей четверти здания три граненые каменные алтарные апсиды с готическими окнами в один ярус – большая апсида в центре и две меньшие по бокам. На плане Киева 1693-1695 гг. церковь венчает один купол, на плане Лавры 1713-1715 гг. – три, на рисунке 1810 г. – пять: по центру и на лучах планировочного креста. В последнем случае купол над притвором включает в себя звонницу.

После пристройки колокольни купол притвора сделали таким, как на других лучах планировочного креста. Фасады старейших частей храма обнажены от штукатурки. Это сделано реставраторами для обозрения кладки, которая и в древности не была оштукатурена снаружи14. Стены и своды интерьера в центре и в главной апсиде церкви покрывают фрески, выполненные в начале 1640-х гг. мастерами из Греции по заказу свт. Петра Могилы15 в стиле подражания древней Византии16. Фреска на стыке апсиды и центральной части храма, обозреваемая с запада, изображает свт. Петра Могилу, который приносит обновленную церковь Господу Иисусу Христу.

В апсиде обращает на себя внимание уникальное для Киева сочетание греческих фресок с готической формой сводов и окон, заимствованной из архитектуры Западной Европы. На западной стене в интерьере средокрестия храма можно увидеть древнерускую фреску «Чудесный лов рыбы», открытую реставраторами в 1970 г. На ней запечатлено явление Воскресшего Спасителя апостолам на Галилейском озере17. Южную часть планировочного креста церкви образует помещение с прямоугольным наружным и круглым внутренним периметром.

В интерьере помещения на стенах сохранились следы винтовой лестницы, которая в древности вела на полати – место молитвы князя во время богослужения. Помещение в северной части планировочного креста храма сохранило в интерьере пустую сводчатую нишу для княжеского погребения18. В центре помещения установлен в 1947 г. символический каменный саркофаг в память погребенного в церкви в 1157 г. сына Мономаха Юрия Долгорукого, с именем которого в летописях связано первое письменное упоминание Москвы под 1148 г.19

В 1916 г. западнее храма было построено здание миссионерского училища, занятое ныне Киевским областным училищем культуры и искусств20. В 1991-1992 гг. за алтарем XVII в. устроена площадка с выложенными из камня контурами фундаментов утраченных стен древней церкви.

В середине 1990-х гг. в храме были возобновлены богослужения

С 1996-1997 гг. при нем сформировалась большая приходская община под руководством настоятеля – игумена Тихона (Софийчука), ныне архимандрита, наместника мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина» (Киев).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Свято-Рождества Богородицы монастырь в Церковщине: 10 лет со дня возрождения»

Поскольку на одной из фресок храма изображен лик Пресвятой Богородицы, близкий по иконографии к известной афонской иконе «Пантанассы» («Всецарицы»), – с 1996 г. перед этой святыней Спаса на Берестове каждое воскресенье совершался молебен с акафистом Божией Матери. В 1997 г. во главе с о. Тихоном актив прихода совершил паломничество к святыням России (Оптина пустынь, Свято-Пафнутиево-Боровский монастырь, московские монастыри, Свято-Троице-Сергиева Лавра), приуроченное к 850-летию Москвы (и в память о погребении в храме Спаса на Берестове князя Юрия Долгорукого). Посещая столицу России, «берестовские» прихожане молитвенно поклонились в московском Сретенском монастыре перед списком иконы «Всецарицы», созданным специально для этой обители. В том же году отдельный список «Всецарицы» был написан и для Спаса на Берестове.

В октябре 2001 г. доступ общины в храм был прекращен, официально ей заявили о начале ремонта и реставрации, но за минувшие 10 лет план работ остается невыполненным: напротив – с центрального купола упал крест!..

Со времени закрытия храма на реставрацию, чтимый список иконы Божией Матери «Всецарица» находится в «Церковщине», воскресный молебен с акафистом совершается в 8.00 у древних стен Спаса на Берестове. Прибегая к предстательству Пресвятой Богородицы, молящиеся у честной Ее иконы «Всецарица» обретают утешение в скорбях, помощь в житейских нуждах, исцеления от неизлечимых болезней. Здесь же, возле храма, в его престольный праздник (Преображение Господне), ежегодно совершается Божественная литургия.

____________________________________________

1. Лаврентьевская и Ипатьевская летописи под 980, 1015 и 1051 гг.

2. Лаврентьевская и Ипатьевская летописи под 1073 и 1096 гг. В одном из списков «Русской правды» сообщается о дополнении этого сборника законов Древней Руси князем Владимиром Мономахом в ходе специально созванного совета во дворце на Берестове (Закревский Н. Описание Киева. Москва, 1868, с. 731).

3. Лаврентьевская и Ипатьевская летописи под 1072 и 1096 гг. В Ипатьевской под 1072 г. – «Герман, Святого Спаса игумен».

4. Лаврентьевская летопись под 1138 г.

5. Цитируемые слова содержатся в Ипатьевской летописи под 1158 г. Лаврентьевская летопись под 1157 г. сообщает более кратко: «Преставился благоверный князь Георгий Владимирович в Киеве месяца мая в 15 день, и положили его в церкви у Спаса Святого на Берестовом».

6. Лаврентьевская летопись под 1231 г. В ней же под 1230 г. упоминается «игумен пречестного монастыря Святого Спаса (в) Киеве на Берестовом Петр Акерович».

7. Мовчан І.І. Давньокиївська околиця. Київ, 1993, с. 32.

8. Каргер М.К. Древний Киев, т.2. Москва-Ленинград, 1961, с. 378.

9. Гравюра: Алферова Г.В., Харламов В.А. Киев во второй половине XVII века. Киев, 1982. Строки о Спасском храме: Закревский Н. Описание Киева. Москва, 1868, с. 734.

10. Каргер, указ. соч., с. 375.

11. Євгеній (Болховітінов), митрополит. Вибрані праці з історії Києва. Київ, 1995, с. 42.

12. Историграфию вопроса до 1960-х гг. см.: Каргер, указ. соч. Ныне остается широко распространенной датировка храма рубежом XI-XII вв.

13. Каргер, указ. соч., с. 380.

14. Там же, с. 378-391.

15. Закревский, указ. соч., с. 738.

16. Горська Н.Д. Матеріали до тематичної екскурсії «Церква Спаса на Берестові» // Лаврський альманах, вип. 5. Київ, 2001, с. 133-145.

17. Там же.

18. Каргер, указ. соч., с. 384-386.

19. Шиденко В.А., Дарманский П.Ф. Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник. Фотопутеводитель. Киев, 1983, с. 75.

20. Кабанець Є.П. Нищення архітектурних пам`яток Києво-Печерської лаври під час революційних подій 1919-1920 рр. // Лаврський альманах, вип. 17. Київ, 2007, с. 226.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Cпас на Берестове – древнейший киевский храм в честь Преображения Господня

19 августа – Преображение Господне.

В октябре 2001 г. доступ общины в древнейший храм был прекращен, официально ей заявили о начале ремонта и реставрации, но за минувшие 10 лет план работ остается невыполненным: напротив – с центрального купола упал крест...



Рубрики: Публікації | Історія в деталях |

5056 переглядів / Коментарів: 0

Теги: Преображение Господне | монастирі та храми Києва |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru