Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Точка зору


Иллюстрация к притче С.Маршака "Мельник, мальчик и осел"


Что скажут люди?!
27 August 2012 14:35
Анастасия Бондарук

В период агрессивных нападений на Церковь каждый из нас, так или иначе, бывает вовлечен в необходимость сформулировать или даже защитить свою личную религиозную позицию, а иногда и позицию Церкви.  Вроде бы все понятно и очевидно, кто есть кто в попытках пилить кресты и танцевать на алтарях. Однако иногда нас что-то останавливает и не дает возможности занять активную позицию, прямо выразить свое мнение. Мы задумываемся: «А не привлечем ли мы излишнее внимание к тем, кто ищет внимания?». Проходит время и оказывается, что ажиотаж уже давно создан, и нужные личности пропиарены.

В этом материале мне бы хотелось проанализировать некоторые аспекты, создающие сопротивление и мешающие нашей активности. Конечно, есть здоровая активность – это тоже вопрос, требующий обсуждения…

Потребность в обратной связи

Есть замечательный стих С.Маршака, который можно было бы назвать притчей, -  «Мельник, мальчик и осел». Он про то, как три персонажа, выйдя в люди, были небезразличны, как это сейчас называется, к обратной связи. Они очень старались следовать инструкциям окружающих, принимая во внимание критику… Но для них все закончилось насмешками: «Где это видано? Где это слыхано? – Старый осел молодого везет!»

Узнаваемая картина. Каждый из нас хоть иногда, но попадал в ситуацию, когда ему было крайне небезразлично: «Что скажут люди?»

Разве это плохо? Начнем с того, что чувствительность к мнению окружающих — это показатель нормальности развития, но… на начальном этапе. Это не значит, что человеку зрелому все равно, что о нем говорят. Но он умеет выдерживать, когда что-то идет не так, и продолжать исполнять свои обязанности.

Если же кто-либо хочет выбрать путь, когда все про него должны будут сказать хорошо, то мы можем предположить, что это – зависимость от мнения окружающих. «Ой, что же скажут про нас люди?!» Один собеседник мне на это гневно ответил: «Но ведь они что-то скажут!..»

На Руси говорили: «На чужой роток не накинешь платок!» Сказать-то скажут, но вот что для нас это будет значить?

Православные – всех румяней и белее?

У сверхчувствительности к чужому мнению может быть много причин. Некоторые из них можно отыскать в справочниках по психодиагностике.

Среди тех, которые находятся в разряде «норма», — желание нравиться. Причем, это бывает личностное, тщательно оберегаемое желание. Иногда, правда, оно оберегаемо настолько, что уже не осознается. Вот тогда мы и попадаем в зависимость.

Неосознаваемая зависимость всегда стремится стать тотальной, то есть, не иметь границ. В таком случае нами даже манипулировать не надо: мы и так живо представляем себе всевозможные конфликтные сценарии развития ситуации – и они нас страшат.

Например, ставя перед собой задачу привлечь людей в храм, мы можем попасть в ловушку собственных стратегий. Ведь ради того, чтобы больше людей пришло в церковь, мы готовы показаться такими себе задорными, симпатичными, активно любящими ближних православными христианами. И при этом можем упустить момент, когда уже не являемся таковыми. Мы сами придумываем себе образ и становимся, как в театре, актерами одной роли.

Однако при такой роли нет вариантов для честности, да и для защиты себя. Иначе, как только мы попросим ближнего: «Простите, пожалуйста, вы стали мне на ногу. Мне больно, не могли бы вы с нее сойти?», - тут же услышим резкое: «Ишь, какой вежливый нашелся». Ну, что ты скажешь? Разве только по примеру одного поэта из Санкт-Петербурга: «Ну что вы! Какой же я вежливый? Я такой же хам, как и вы!»

Наши попытки увидеть в глазах ближних собственное отражение «белых и пушистых» часто заканчиваются печально для нас. В то время как возможность принять с юмором недовольную критику открывает двери для полемики.

На чьей стороне закон?

В иных случаях мы боимся агрессии, в третьих — чувствуем стыд и вину. Однако вина — это следствие нарушения закона. А если у нас с оппонентом разные законы? Неужели мы должны судить себя по их законам, или, еще хуже, по их интерпретациям наших законов?

Например, они верят, что истинно православные — это те, кто всегда молчат и кланяются, повторяя: «Спаси вас, Господи!» И если вдруг кто-то из православных отклонится от этого сценария, наши оппоненты начинают публично изливать свое негодование. Брызги их горя и разочарования покрывают все просторы интернета и чужих душ.

Но разве это повод чувствовать вину? Это повод констатировать, что наши оппоненты идут по пути взросления и прощаются со своими ложно-наивными представлениями. В данном случае наша задача — не мешать им расти, не становиться в позицию добренькой, но расслабляющей мамочки.

Церковь несет в мир знание об Отце, а значит, и о возможности учиться видеть правду и мужать. Конечно, не всякий может выдержать разочарование, кто-то выберет истерику, но это личный выбор и ответственность перед Богом. Мы же, пытаясь соответствовать чужим ожиданиям, опять попадем в ловушку.

А в случае агрессивных и явно клеветнических интервенций мы встречаемся со злой волей. Она иногда бывает хитрой и коварной, маскируясь под добрую. И нам больно, что окружающие поверят. Однако что мы можем? Всего лишь говорить правду.

Евангелие, возвещая людям Благую весть, говорило и о печальном. Например, о том, что из-за избытка беззаконий во многих охладеет любовь, а значит, и вера. Мы видим вокруг себя все больше людей, подтверждающих, что внутри них ослаб закон: и общечеловеческий, и Евангельский. И они несут свою весть миру. Для них Бога нет и все дозволено. Однако Ж.Лакан дополнял героя Ф.Достоевского: «Если Бога нет, то ничего нельзя». Нельзя любить, нельзя верить. Нельзя всего того, что делает человека человеком. Нельзя выбраться из-под завалов собственных ошибок, страстей болезней и заблуждений.

И, конечно, приверженцы такого типа мышления вряд ли захотят нас понять. И что они могут про нас сказать…


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Иллюстрация к притче  С.Маршака Что скажут люди?!

Вроде бы все понятно и очевидно, кто есть кто в попытках пилить кресты и танцевать на алтарях. Но нас что-то останавливает. Мы задумываемся: «А не привлечем ли мы излишнее внимание к тем, кто ищет внимания?». Проходит время и оказывается, что ажиотаж уже давно создан, и нужные личности пропиарены.



Рубрики: Публікації | Точка зору |

2464 переглядів / Коментарів: 0

Теги: психологія |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru