Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Богослов’я



Чем Папа отличается от Патриарха?
22 March 2013 14:29
Владимир Бурега

В течение нескольких недель внимание ведущих мировых средств массовой информации было приковано к Ватикану. Сначала неожиданный отказ от власти папы Бенедикта XVI, а затем избрание его преемника – папы Франциска, вызвало сотни комментариев. При этом очень редко можно было встретить по-настоящему квалифицированный анализ происходящих событий. Один из вопросов, которые никак не могли вразумительно пояснить журналисты, звучит довольно просто: а чем папа отличается от патриарха?

Чем отличается высшая власть в Католической Церкви от высшей власти в Церквах Православных? «Церковная православная газета» обратилась за комментарием к проректору Киевской духовной академии по научно-богословской работе, кандидату богословия, кандидату исторических наук, профессору Владимиру Буреге, который указал на наиболее важные из этих отличий.

Отличие первое: всемирная власть

Католическая Церковь является всемирной. Внутри католичества не может быть автокефальных Церквей в нашем понимании. Потому и власть папы является всемирной. Его власти подчинены все национальные Католические Церкви мира.

Православная Церковь имеет совсем другое устройство. Она существует как семья Поместных Церквей. Все Поместные Церкви равны между собой и могут самостоятельно решать все вопросы своей внутренней жизни. Каждая Церковь имеет своего Предстоятеля (Патриарха, Митрополита или Архиепископа), власть которого ограничена границами его Поместной Церкви. Никто из православных Патриархов не может распространять свою власть на территорию другой Поместной Церкви.

Отличие второе: абсолютная власть

С точки зрения католиков, папа обладает не только всемирной, но еще и неограниченной властью. Проще говоря, в Католической Церкви нет такой инстанции, которая могла бы судить папу. Он никому неподсуден.

В православии же Предстоятель всякой Поместной Церкви подсуден Собору епископов этой Церкви. Например, по уставу Русской Православной Церкви право суда над Патриархом Московским и всея Руси принадлежит Архиерейскому Собору. Так что ни один Патриарх не может обладать абсолютной властью не только во Вселенской Церкви, но даже в пределах своей собственной Поместной Церкви.

Отличие третье: безошибочное учительство

С точки зрения Католической Церкви папа обладает безошибочностью в вопросах веры и морали. Это значит, что в том случае, когда папа, обращаясь ко всей Католической Церкви, предписывает как общеобязательное какое-либо учение относительно веры и нравственности, он не может ошибиться. Таким образом, папа сам по себе, а не с согласия Церкви может провозглашать новые догматы.

В Православной Церкви ни один Патриарх, ни при каких обстоятельствах, не обладает подобной «безошибочностью». На Православном Востоке хранителем вероучительного предания всегда считались Вселенские Соборы. Именно на Вселенских Соборах формулировались догматы, обязательные для всех членов Церкви.

Для католиков же Вселенским является только тот Собор, который созван папой. Если Собор не был санкционирован папой, то папа, по крайней мере, должен утвердить его решения. В противном случае собор считается незаконным. Таким образом, в католической традиции Вселенские Соборы фактически подчинены папской власти.

Отличие четвертое: светская власть

Папа является не только главой Католической Церкви, но и главой суверенного города-государства Ватикан. Это государство находится в центре Рима и охватывает площадь в 44 гектара. На этой территории расположен храмово-дворцовый комплекс, доминантой которого является собор святого Петра. Именно здесь находится официальная резиденция папы, а также центральные учреждения Католической Церкви.

Ватикан - это крошечное государство, на территории которого постоянно проживает менее тысячи человек. Но все же оно дает папе особый статус. С точки зрения международного права он является абсолютным монархом Ватикана и имеет своих дипломатических представителей по всему миру. Все это позволяет защищать интересы Католической Церкви политическими методами.

Хотя в истории Православной Церкви бывали случаи совмещения светской и духовной власти (например, более 300 лет Черногорские митрополиты одновременно являлись и князьями Черногории), все же это были лишь редкие исключения. Сегодня Православные Патриархи не имеют политической власти. Более того, Православная Церковь считает для себя принципиально недопустимым участвовать в политическом процессе или бороться за получение политической власти.

Можно было бы назвать и другие, мене важные, отличия между папой и православными Патриархами, но и сказанного достаточно, чтобы понять, что папа имеет в Католической Церкви совершенно особый статус. Православный взгляд на церковное устройство принципиально отличается от католического. На православном Востоке соборное начало всегда возвышалось над единоличным правлением. С точки же зрения католиков над Церковью возвышается папа.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЕКСКЛЮЗИВ. Митрополит Платон (Удовенко) розповів, що знайомий із новообраним Папою Римським 

Митрополит Феодосийский и Керченский Платон – о новоизбранном Папе Франциске 

УКРАИНА-ИТАЛИЯ. В Риме встретились два бывших «сослуживца» – митрополит Платон и Папа Франциск 

 


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Чем Папа отличается от Патриарха?

Кандидат богословия и исторических наук Владимир Бурега указывает на наиболее важные отличия высшей власти в Католической Церкви и в Церквах Православных.



Рубрики: Публікації | Богослов’я |

3370 переглядів / Коментарів: 2

Теги: Патриарх | Папа Римский |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Дуже велике спасибі

Дуже велике спасибі Володимиру за чітку, конкретну відповідь на поставленні питання. Відчувається глибока компетентність автора. І як після цього не вірити, що духовна освіта дає велику і глибоку базу знань, робить своїх випускників працюючими над собою, спроможними відповісти на любі питання світського життя. Ще раз спасибі і редакціїї і Володимиру, побільше такого матеріалу.

И в католичестве есть

И в католичестве есть положительные моменты, и в православии. Точно также как в Западной церкви есть свои минусы, так и в православной. В общем – земля есть не рай, но изгнание из рая. И здесь мы подходим к самой интересной, волнующей сегодня теме Украинского вопроса: если в еклесиологические фундаментальные основы Православия заложена эта поместность: есть государство, страна – то должна быть и его церковь, своя автокефалия, свой патриарх, то (О! Господи?) в чем же тогда мы православные украинцы спорим, чего копья друг о друга ломаем?! И чего ради это Москва, преступая фундаментальные основы Православия, общие для всего сообщества Правосл церквей, нас украинцев тогда держит не пущает? Или, для нее фундаментальные основы Православия лишь фишка, которой она прикрывает свою, личную, собственническую имперскость, притязания на свое, личное, восточное папство? Ну, не так ли? И вот, живем и думаем, думаем, мыслим… А, статья уважаемого автора Владимира Буреги, помогает нам осознавать, выкристаллизовывать из года в год, все яснее мысль о своей, национальной церкви

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru