Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Люди Божі
Матушка Алипия Киевская: Нескончаемым потоком идут к ней люди...
29 October 2012 16:44
Сергей Герук

Почитаемая могила

На северной окраине Киева среди сосен и старых берез на несколько километров простирается Лесное кладбище. В глубине, слева от центральных ворот, один из кладбищенских участков будто вырвался из небытия и атеистического плена – резко отличается от ставшего уже привычным мраморного засилья черно-коричневых памятников и надгробий. Белые крестики на смиренных могилах говорят о жизни вечной, преображенной и радостной. Эта кладбищенская земля принадлежит старинному Флоровскому женскому монастырю: здесь покоятся инокини и священство, почившие во второй половине прошлого века.

Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матроны Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых.

На Лесном кладбище, могила матушки Алипии

Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917).

Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

Но вернемся на Лесное кладбище. Впервые на Флоровском участке мне довелось побывать в 1990-м, еще до развала Союза, когда о могиле матушки Алипии знали лишь ее духовные чада. В их числе были и некоторые флоровские монахини, приведшие меня на могилу блаженной. Дорогой они рассказывали о старице, о том, как жила она когда-то в дупле огромной липы на территории Киево-Печерской Лавры до ее закрытия в 1961 году, как по ее молитвам совершались чудеса исцелений и помощи Божией – будто открытую книгу, читала она сердца приходящих к ней людей. Многих благословила на священство и монашество, многих вырвала из холодных лап смертельных болезней, многих спасла от нищеты и жизненного краха.

Из житийных записок о блаженной Алипии

Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, «хожалкам», а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:

Матушка Алипия

«Родилась матушка Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась «странствовать» по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».

Далее в житии рассказывается о чудесном освобождении из заключения, о явлении угоднице апостола Петра. Сопоставляя этот факт с дальнейшей молитвенной жизнью старицы, можно понять, почему она множество лет молилась в киевском Демеевском храме непосредственно у большой иконы апостолов Петра и Павла в правом приделе. В жизнеописании также упоминается о встрече странницы Агапии с прозорливым иеросхимонахом Феодосием, жившим в послевоенное время под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская) и благословившим ее на подвиг юродства. Об этом сама матушка говаривала: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю».

Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма.

Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.

Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.

И все же я поверил

К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.

– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.

О чем просить, я и не знал. Разве о том, чтобы на киностудии «Научфильм» приняли мой сценарий об отце Михаиле Бойко, известном киевском духовнике, сыне репрессированного священника, прошедшем добровольцем-минометчиком всю Великую Отечественную войну? Как узнал я впоследствии, сам отец Михаил относился к блаженной Алипии с крайним недоверием, считая ее просто болящей. В свое время ему довелось служить диаконом в Вознесенском храме на Демеевке, где многие годы молилась юродивая.

В Голосеевском монастыре

…И все же я молитвенно обратился к матушке Алипии: «Помолись, блаженная матушка, чтобы мой сценарий был принят, и люди узнали о гонениях на Церковь и о ее служителях».

Моему удивлению не было предела, когда буквально через несколько дней мне позвонил редактор киностудии и сообщил, что сценарий принят. Мало того, режиссер, снимавший фильм об отце Михаиле, нашел в архивах кадры хроники, на которых было запечатлено отпевание умерших от голода крестьян в Полтавской области. И что удивительно: в кадр попал отец протоиерея Михаила Бойко – священник Павел Бойко, а прислуживавший ему маленький мальчик был его сыном Михаилом. Сам режиссер понятия не имел, что в его фильм попал будущий отец Михаил. А герой фильма на просмотре воскликнул:

– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!

После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:

– Дивен Бог во святых Своих!..

Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.

«И память ее в род и род…»

Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской Лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:

– А вот ты на Демеевке служишь?

– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…

– А-а, из собора…

И так каждый раз. «Да, уже забывается старица», – думал отец Мефодий. Но вскоре был назначен настоятелем Демеевской церкви, где и прослужил более 20 лет. Когда я рассказал отцу Мефодию о случае с кинофильмом, он заметил:

– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.

Усыпальница матушки Алипии

А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная, как поступить…

В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.

– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.

Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.

– Матушка, примите цветы. Говорят, они – символ жизни.

– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.

Эта была их последняя встреча на земле.

Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.

***

К матушке Алипии — на поклонение

Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы матушки и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.

Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Матушка Алипия Киевская: Нескончаемым потоком идут к ней люди...

Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен Голосеевский монастырь в день преставления монахини Алипии – 30 октября.



Рубрики: Публікації | Люди Божі |

31441 переглядів / Коментарів: 4

Теги: церква і суспільство |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Новый материал - это

Новый материал - это многочисленный поток людей, которые пришли на поклонение, в этот день, к матушке Алипии.

Автор приводит как

Автор приводит как достоверные сказания из "книги о матушке", в то время как сама книга уже подвергалась критике за недостоверную информацию. Нет ли новых материалов к жизнеописанию этой монахини, чья деятельность считается спорной и не во всем одобряется?

Есть новые материалы, но они

Есть новые материалы, но они все более критические. Правда, их не особо публикуют.

наши всемилюбимые СМИ (а

наши всемилюбимые СМИ (а частности 1+1 и Першый) показали в новостях ролик про эту дату. больше всего врезался в память комментарий одного архиепископа "к пустому источнику люди не идут". а когда на причастие в храме 10 челвоек,а на соседней улице к бабке,которая воском лечит и судьбу знает -на лавочках сидит 50 человек.... может просто не нужно подобные комментарии говорить на камеру?! а то они могут обернуться совсем в другую сторону

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Баба Женя
15 September 2006




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru