Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна »
«Бердянск деловой» (Запорожская обл.): Слободская церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
24 January 2011 19:30

«Бердянск деловой» (Запорожская обл.), Владимир Карпенко, 15.12.10

 

Это — исторический очерк о трагической судьбе одной из тысяч церквей нашего края — святых равноапостольных Кирилло-Мефодиевской, которая была расположена в районе Матросской Слободки города Бердянска и ее настоятелях. Автор признателен за предоставленные материалы и информацию Денисову Евгению Сергеевичу.

В период своего дореволюционного развития Бердянск насчитывал десять православных храмов. По сведениям известного Бердянского краеведа Денисова Е. С. для удовлетворения духовных потребностей жителей района Матросской Слободки в 1914–1916 годах прошлого столетия была построена церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
После октябрьского переворота 1917 года, когда большевиками во главе с В. И. Лениным (Ульяновым) незаконно свергнуто Временное правительство и разогнано Учредительное Собрание (парламент), для Православной Церкви наступили трагические времена. Ставший главой Церкви патриарх Московский и Всея Руси Тихон (в миру Белавин) спустя несколько дней после переворота по этому поводу пророчески изрек: «Ваша весть об избрании меня патриархом является для меня тем свитком, на котором написано: плач, и стон, и горе… Сколько… придется мне глотать слез и испускать стонов в предстоящем патриаршем служении, особенно в настоящую тяжелую годину!». Патриарх Тихон в течении семи лет своего патриаршества ратовал не только за спасение Русской Православной Церкви, но и за спасение нравственности народа.

Видя в церкви идейного противника, конкурента, коммунистическая партия и правительство повели с ней жестокую борьбу, им было мало физического уничтожения духовенства и разрушения церквей и храмов. Наиболее важным было для правящих в стране большевиков, было искоренение любых проявлений религиозности с жизни и быта народа. Внутренняя политика большевиков сводилась к двум главнейшим направлениям. Это создание новой породы людей — строителей коммунизма, а соответственно — отбраковка и ликвидация той части населения, которая строителем коммунизма быть не могла. Для будущего общества эти люди считались вредными, и коммунистическая теория обрекла их на ликвидацию. В число «вредных» людей, конечно же, входило и духовенство. Практика правящей партии по отношению к церкви была определена Лениным однозначно: «Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма, и, следовательно, марксизма».

Под предлогом голода в феврале 1922 года был опубликован Декрет, согласно которого Советам рекомендовалось в течении месяца изъять из церковного имущества ценности из золота, серебра, камней и передать их в органы Народного комиссариата финансов в фонд помощи голодающим. В секретном письме членам политбюро Ленин писал: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) произвести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели думать». Кроме прямых репрессий против Церкви правительство большевиков с помощью своей тайной полиции — ГПУ (Государственное политическое управление) стремилась расколоть единство Церкви и создали так называемую обновленческую «Живую Церковь».

В отличии от тихоновцев (сторонников патриарха) — обновленцы — живоцерковники приняли Октябрьскую революцию и выступили за перемены в церкви. Весной 1923 года живоцерковники организовали Собор, на котором «лишили» сана патриарха Тихона, заключив его под домашний арест до самой смерти. В Бердянске и округе происходили те же самые процессы. Так Бердянский окружной комитет партии информировал в июле 1923 Екатеринославский губернский комитет: «В силу целого ряда экономических и политических причин духовенство Бердянского округа было ярко реакционным и поэтому разложение встретило достаточно сильную и объединенную группу… нами взят курс на организацию «Живой церкви», проведено ряд съездов благочинных округов и окружной съезд. Нашей группе противостояла группа во главе со стойким, образованным и хитрым священником Богославским (Богословский Михаил Константинович — священник Покровской церкви в Бердянске арестовывался ГПУ в 1924 году, в 1938 году вместе с группой бердянских священников был арестован чекистским ведомством — НКВД, осужден на 5 лет лишения свободы — Авт.), тихоновцем, однако под влиянием нашей работы в городе его авторитет упал среди самого духовенства». Из этого документа мы видим, что не всех священников Бердянска удалось «разложить» и в каких условиях им приходилось «нести свой крест».

Борьба с «религиозными пережитками» шла даже в самой коммунистической партии, секретное распоряжение в Бердянский округ датируемое тем же 1923 годом гласило: «… всем секретарям райкомов произвести личное обследование квартир и семейной жизни каждого члена партии выяснив его отношение к религии и религиозным обрядам, у кого из членов и кандидатов партии имеются в доме иконы и другие религиозно — обрядовые предметы. Работа должна пройти секретно. О результатах обследования прислать сведения …».

Особую активность по «борьбе» проявлял Союз воинствующих безбожников (СВБ) — председатель Е. Ярославский (М. Губельман), отделение которого функционировало и в Бердянске. Создавались кружки юных безбожников в школах. В пионерских организациях культивировались такие лозунги: «Пионер! К борьбе с религией в семье, школе, пионеротряде, среди рабочих и крестьян — будь готов!» Проводились антирождественские кампании, антипасхальные карнавалы, праздники безбожников, антирелигиозные диспуты, лекции, вечера, представления, политсуды над священниками, в каждом учреждении организовывали уголки безбожника, издавалась масса антирелигиозной литературы и периодической печати.

О борьбе за веру и сохранение церкви служителей слободской Кирилло — Мефодиевской церкви, описывает в своей книге «Новомученики города Бердянска» протоирей Николай Доненко: «Первый сокрушительный удар был нанесен по небольшой слободской Кирилло — Мефодиевской церкви, в которой служил митрофорный протоирей Петр Товаров.
Петр Алексеевич Товаров родился 15 июня 1871 года в семье калужского священника. По окончании Духовной Академии женился, и еще до революции принял священный сан. Отличался отец Петр ученостью и замечательным проповедническим даром. Все, даже самая незначительная мелочь, могло стать отправной точкой его проповеди, неизменно заканчивавшейся призывом к покаянию, молитве и осмысленной красоте христианской жизни. Его прихожанами были простые рыбаки и их семьи, жившие рядом с храмом в Матросской слободке.

Всякий раз, когда обновленцы или комсомольцы хотели причинить храму вред, после первых же ударов колокола они проявляли замечательную организованность и единодушно вставали на защиту святыни. Под неохватным небом серо — зеленое море с серебристым отливом, лодки, сети, родная церковь в которой они крестились и венчались, провожали в последний путь своих близких — все это представлялось чем — то естественно — неотторжимым от их жизни, не подлежащим разрушению никакой властью». В 1925 году Петр Алексеевич арестовывался и три месяца провел в тюрьме, а в 1933 году протоирея Петра посетил архиепископ Георгий (Делиев) и наградил митрой (митра — головной убор, часть богослужебного облачения, которую носят архиреи, архимандриты, а также священники, которым право ношения митры дается в качестве награждения, и они называются митрофорными — авт.)». В 1937 году отец Петр предпринимал отчаянные усилия, чтобы сохранить Кирилло-Мефодиевскую церковь. Для этого он неоднократно ездил в Москву с ходатайствами верующих, но обещания чиновников ничего не значили, существовала единственная директива — церкви должны быть закрытыми и уничтоженными.

Верным соратником отца Петра был священник Михаил Процедымов, 1894 года рождения, уроженец села Пидкаменне Львовской области. С 1918 по 1928 год он числился псаломщиком и регентом в храме отца Петра Товарова, потом принял священный сан и служил в различных сельских храмах. В 1934–1935 году, когда в очередной раз храм, где он служил, был закрыт, священник Михаил Процедымов работал в винсовхозе столяром. В 1936 году вернулся к отцу Петру в Кирилло-Мефодиевскую церковь, где был оформлен на должность регента и столяра.

В конце октября 1937 года в церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пришел председатель горсовета и сообщил о ее закрытии. Узнав о намерении властей, около храма собралось не мене 30 женщин, которые кричали: «Не дадим ограбить и закрыть церковь». На шум прибежали мужья и дети и дружными криками и свистом поддержали своих жен и матерей. Официальным представителям не удалось закрыть церковь. Услышав о себе много обидного, чиновники ретировались, но уходя, пообещали за организованное сопротивление власти привлечь в первую очередь настоятеля. Вскоре протоирей Петр Товаров и ирей Михаил Процедымов были арестованы. Начались допросы с пристрастием. Следователем составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что арестованные священнослужители хотели «подготовить почву для внедрения фашистского строя на территории СССР путем пропаганды фашизма… Вербовали участников в эту организацию, всеми силами отстаивали церковь… вовлекали молодежь».

Протоирей Н. Доненко в вышеуказанной книге опубликовал письма протоирея Виктора Киранова и другие воспоминания, дающие нам представление о том, что происходило с арестованными священнослужителями: «…Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка в течении 300 часов, заставили подписать составленный начальником НКВД Еременко протокол — бред сумасшедшего «чека». Собратья были обработаны в течении 2 дней и тоже подписали, я держался до 29 июня — больше месяца без сна и днем и ночью». Дочь ирея Ильенкова Зоя Александровна вспоминает: «Во время допросов папу били. Все заключенные находились в тюрьме по улице Красной (здание, в котором находится кафе «Рандеву». — Авт.), а НКВД находились через дорогу (двухэтажное здание в длину занимает целый квартал, напротив парка П. Шмидта. — Авт.). Однажды мы, дети арестованных, ждали, когда их будут выводить. Но когда их вывели, мы не обрадовались, а перепугались. Все были крайне истощены… У него был разбит весь лоб, и он еле переставлял ноги. Как потом мы узнали, пытки проводились самым изощренным способом, били по лицу, по животу и ниже, избивали до потери сознания». Над протоиреем Михаилом Богословским также издевались и глумились — выбрили ему на голове крест.

Ныне покойный Запорожский историк Кокашинский А. Н. писал: «… Иваны, не помнящие родства, сдирали со стен храмов фрески, жгли костры из драгоценных икон, с первобытным неистовством вандалов низвергали с куполов и звонниц кресты и колокола. Великолепные творения человеческого ума, рук и духа превращались в поросшие травой руины, пепел, пыль… А потом и настал черед и людей. В прах и лагерную пыль были превращены миллионы наших сограждан, в том числе и священников…».

Решением Тройки при НКВД по Днепропетровской области от 29 декабря протоирей Петр Товаров и ирей Михаил Процедымов были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Решение Тройки было исполнено 2 января 1938 года.

По информации Денисова Е. С. Слободскую церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия закрыли в 1937 году, а к 1939 году разрушили и на ее месте построили общеобразовательную школу № 6, используя кирпич разрушенной церкви.

По воспоминаниям коренного жителя Матросской Слободки Михайлова Виктора Ивановича, 1918 года рождения, выросшего в семье рабочего — машиниста паровоза, Слободская церковь святых Кирилла и Мефодия с раннего детства привлекала его своим величием и красотой. Церковь из красного кирпича была расположена на месте памятного знака во дворе ООШ №6, рядом находился дом настоятеля церкви отца Петра Товарова (сохранился как подсобное помещение на школьном дворе. — Авт.) Во дворе церкви стояла колокольня высотой 4–5 метров. Колокола были размещены на двух балках, издавали, по словам Виктора Ивановича «необыкновенный перезвон». Пономарем в церкви служил Щеглов Николай, также активно участвовали в жизни церкви его родные братья Борис и Михаил. Внутреннее убранство и великолепие храма также впечатляли Виктора Ивановича, который, как, только услышав колокольный перезвон, сразу бежал на церковную службу. На службе в церкви было всегда много прихожан — жителей Матросской Слободки.

Особенно теплые воспоминания у Виктора Ивановича о настоятеле церкви — отце Петре, который пользовался огромным авторитетом и уважением среди прихожан. Основной чертой его характера была доброта. Заметив, как активно посещает церковь маленький Виктор, отец Петр после службы взял его за руку и повел в дом, и угостил вязанкой бубликов. После 1930 года, вспоминал Виктор Иванович, жители Слободки уже не слышали церковный перезвон (По всей стране прошла кампания по снятию колоколов. В Бердянске и округе, несмотря на сопротивление прихожан, колокола были сняты, а организаторы протестов были отправлены в концлагеря. — Авт.)

Призванный в Красную Армию Виктор Иванович Михайлов, прошедший локальный конфликт на Халхин-Голе, всю Великую Отечественную войну, закончив ее в сентябре 1945 года капитуляцией Японии и вернувшись в свой родной город, не увидел церковь своего детства…

Оккупация Украины немецкими и румынскими войсками в 1941 году существенно изменила религиозную ситуацию. Началось массовое открытие храмов и монастырей. Отношение к религии у нацистов и коммунистов было практически одинаковым. Глава Рейхминистерства Восточных земель, которое управляло оккупированными территориями А. Розенберг писал: «Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов, и часовен и должен быть заменен единственным символом — свастикой». Но имея свидетельство о недовольстве верующего населения политикой советской власти в отношении Православной Церкви, оккупанты решили сыграть на этом. Гитлер говорил, что в начале оккупации нацисты не должны показывать своих истинных намерений, а всеми способами подчеркивать свою освободительную миссию. Вначале значительная часть духовенства и мирян поверила пропаганде об «освобождении».

Но впоследствии все убедились, что главной целью нацистов было порабощение украинского народа. В Бердянске во время оккупации был открыт единственный православный храм, который находился в районе ЦДЮТ. (Открывались храмы и других религиозных конфессий, например, старообрядческая церковь по улице Шевченко. — Авт.)
В начале 1943 года И. Сталин (Джугашвили) исходя из политических соображений, руководствуясь практическими расчетами, решил нормализовать государственно — церковные отношения. Он, создавая видимость благополучия в религиозном вопросе, поставил Церковь под жесткий контроль. Создан специальный орган — Совет по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР во главе с полковником госбезопасности Г. Карповым. Соответственно уполномоченные Совета в областях были подобраны из «органов». Но, тем не менее, открывались духовные школы, возобновлено издание «Журнал Московской Патриархии», учреждались приходы, открывались храмы и монастыри, разрешалось священнослужителям, вышедшим из заключения священнодействовать, произошла ликвидация «Союза воинственных безбожников».

Но сталинский режим не мог существовать без репрессий и запретов: на освобожденных территориях арестовывалось духовенство, им инкриминировалось «сотрудничество с фашистами», у верующих отбирались храмы, открытые в период оккупации.

В 1948 году под давлением властей Синод запретил крестные ходы (кроме пасхальных), духовные концерты в храмах вне богослужений. Ограничены разъезды духовенства по населенным пунктам. В том же году решением Совета министров открыто 28 православных храмов, но не успели приступить к службе, как их закрыли. Бердянского милиционера Денисенко (имя отчество нам не известно — авт.) совершившего в Трояновской церкви обряд венчания руководство горотдела милиции, узнав об этом посадило на гауптвахту. О чем политотделом были написаны сатирические заметки: «Отделом обвенчен он снова, но процедура сурова, мрачные горькие факты — молебен три дня с гауптвахты»
Приблизительно в это же время на Слободке (переулок Панфиловцев, 8. — Авт.) прихожанами был выкуплен дом, который был переоборудован под церковь. К сожаленью, нам ничего не известно о ней, а также кто был настоятелем этой церкви.

После смерти Сталина в 1953 году у населения появилась надежда на настоящее возрождение православия. Однако новый лидер Н. С. Хрущев, который был сформирован как руководитель в 30 — х годах, со свойственной ему энергией уничтожал храмы в Москве и в Украине, находясь на высоких руководящих постах, не оправдал ожиданий. В его сознании залегла идея возможности скорого построения коммунизма, в котором не должно быть места «религиозным предрассудкам».

Во время внутрипартийной борьбы за власть в Кремле между Хрущевым и другими членами Политбюро православная жизнь в стране развивалась: резко усилился процесс освобождения духовенства из лагерей, с 1955 года разрешалось регистрировать церковные общины, раннее действующих без оформления соответствующих документов. В результате количество храмов возросло, впервые за время существования советской власти Православной Церкви разрешили напечатать Библию и Евангелие тиражом в 50 тысяч экземпляров.

С укреплением власти Н. Хрущева в 1958 году началась очередная массовая атака на церковь: кроме «научно — атеистической пропаганды» начались гонения на монастыри, повышались налоги, фактически разорив экономическую жизнь церкви, из церковных библиотек изымали книги и газеты, принято постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам»», на местах паломничества местные власти устраивали свинарники, засыпали источники, закрывали храмы, запретили колокольный звон, действующие церкви отключали от водопровода и совершали многие другие недостойные действия по отношению к Церкви и православным.

В марте 1960 г. Совет по делам Православной Церкви представил в Священный синод проект церковно-приходской реформы. Предстояла ломка приходского уклада, священник во многом лишался власти в приходе, храмовое имущество переходило в руки двадцатки, назначаемой районными и городскими властями. Под давлением властей в 1961 году проект реформы был подписан Патриархом Алексием.

С 1965 по 1984 гг. было зарегистрировано всего 39 новых религиозных общин, закрыто — 1094. Церковь продолжала переживать тяжелые времена. Шла непрерывная борьба «с религиозными предрассудками», в том числе и с членами партии и комсомола за участие в «обрядах крещения». Характерным является постановление Запорожского обкома КПУ об усилении атеистической и контрпропагандистской работы в связи с 1000-летием крещения Руси от 5 декабря 1984 года: «В тоже время в атеистической контрпропаганде, работе в связи с подготовкой религиозных организаций, зарубежных подрывных центров к 1000-летию введения христианства на Руси еще недостаточно вскрывается реакционный характер православия, попытки представителей церкви спекулировать на некоторых моментах истории… Зачастую малоэффективны меры профилактического и индивидуального воздействия, что является одной из причин роста религиозной обрядности в ряде городов и районов области. Среди молодежи, женщин не изжиты случаи нездорового интереса к религиозной символике и атрибутике. Выявление детей из семей верующих и работа с ними порой ведутся поверхностно или формально… Требует активизации деятельности органов милиции по недопущению и пресечению нарушений закона на религиозной почве».

Но пришло «…время складывать камни…», в нашем городе строятся церкви и очень важно, чтобы вместе со строительством храмов повышался моральный и нравственный уровень жителей нашего города. На Слободке усилиями протоирея Отца Евгения (в миру Рябоконь Евгений Николаевич) построен великолепный храм во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, который по праву можно считать преемником разрушенной Кирилло-Мефодиевской церкви.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

«Бердянск деловой» (Запорожская обл.): Слободская церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия


Рубрики: Моніторинг ЗМІ | Різне |

2251 переглядів / Коментарів: 0


Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі

Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru