Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » Довідкові матеріали



Артос
03 May 2011 12:27
Александр Данильчев

Слово А́ртос в переводе с греческого означает квасной хлеб, или иначе — просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц). Изображения Христа на артосе символизирует победу Христа над смертью, Его Воскресение. В практике нашей Церкви  артос — высокий хлеб, а в афонских монастырях — небольшой хлебец, подобный тому, что благословляется за всенощным бдением.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства

Господь наш, приготовляясь к вольному страданию и смерти, прощался со Своими учениками за Тайною вечерею, на которой установил Таинство Причащения Плоти и Крови Своей, и по воскресении Своем, являясь ученикам, Он или Сам вкушал пред ними снедь, или благословлял для них трапезу. Так, пред вечером дня воскресения Своего, Он, неузнанный двумя учениками Своими, — благословил им вечернюю трапезу в Эммаусе, и познан ими в преломлении хлеба.

К вечеру того же дня Он опять явился собранным ученикам Своим в Сионской горнице и для удостоверения их в истине воскресения Своего, вкушал рыбу и мед. Или в море Тивериадском Он Сам потом приготовил для учеников Своих, утом­ленных безуспешною ловлею, хлеб и рыбу.

В память об этих явлениях святые апостолы, как говорит благочестивое предание (см. «Четьи-Минеи» авг. 15), когда вкушали пищу, имели обычай оставлять праздным среднее место за столом и полагать пред ним часть хлеба, как бы Сам Господь невидимо присутствовал среди них. Подражая им, богоносные отцы Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб (которого и название, вместе с верою и богослужением, мы заняли у греков) в воспоминание многократных явлений Воскресшего Господа ученикам Своим, — равным образом в память того, что пострадавший за нас Господь сделался для нас истинным хлебом жизни. Святая Церковь, чтобы помочь нам понять ее намерение в установлении этого обряда, издревле изображает на артосе образ Воскресения Христова.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом жизни.

Первое письменное сообщение об использовании артоса зафиксировано в Иерусалимском Типиконе (І пол. XII в.). Согласно этому источнику после Литургии в светлый понедельник: «По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: „Христос воскресе“», а в субботу светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям».

В наше время артос освящается особой молитвой

Окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Светлой седмицы. Его сохраняют в храме всю седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевание от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!».

Артос ни в коем случае не заменяет святое Причастие.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

Артос

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом жизни.



Рубрики: Публікації | Довідкові матеріали |

2747 переглядів / Коментарів: 1

Теги: Пасха |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

 В каждом древе - распятый

 В каждом древе - распятый Христос,


В каждом колосе - Тело Христово,


И молитвы пречистое слово,


Оживит холодеющу грудь.


Анна Андреевна Ахматова

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту



Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru