10 признаков психического здоровья 10 October 2012 12:53 Анастасия Бондарук
10 октября – Всемирный день психического здоровья.
Что такое психическая норма, и как понять: есть проблема или нет? В последнее время, к сожалению, на некоторые телефонные обращения приходится отвечать: «Для начала, вам лучше показать сына психиатру». В ответ - недоуменные уговоры: «Ну, как. Мы же столько готовились. Так себя выталкивали и вот… собрались». Но слушая особенности поведения некоторых подростков или взрослых, понимаешь: без медикаментозной помощи здесь уже не обойтись.
Когда я обучалась психодинамическому направлению, со мной в группе обучались и психиатры, которые рассказывали, как иногда бывает необходима медикаментозная помощь. С другой стороны, иногда на ней все и заканчивается. Поэтому целью их обучения было как раз развить способность не только лечить, но и понимать людей. И сейчас я очень рада сотрудничеству с замечательными специалистами.
***
Сын профессора, протоиерея Глеба Каледы (1921-1994) психиатр Василий Глебович Каледа пишет: «Когда мы имеем дело с острыми психозами, и у больного выражены бред и галлюцинации, он совершенно неадекватно воспринимает окружающую действительность, и здесь, в первую очередь, необходимо медикаментозное лечение…
Когда идет дело о большой психиатрии, о выраженных депрессивных расстройствах, по-настоящему тяжелой депрессии — здесь человек находится как бы на глубине пропасти. У него резко сужается восприятие окружающего мира, всех ценностей, которые у него есть. Он теряет способность учитывать страдания своих ближних, мысли о переживаниях родственников, родителей, жены, детей уже не могут его остановить… У меня есть один знакомый священник, который страдает тяжелыми депрессивными состояниями глубокого психотического уровня. Он говорил о том, что прекрасно понимает людей, которые в состоянии психоза заканчивают жизнь самоубийством».
Хотя начинается все не так резко, да и люди с невротической структурой психики также имеют свои кризисы, и тогда им нужна помощь психиатра или психотерапевта. Как не упустить момент, когда что-то пошло не так? Чтобы не запустить болезнь?
Итак, давайте начнем с хорошего – с признаков психического здоровья с точки зрения психотерапии, а также поговорим немного об отклонениях.
ПРИЗНАК ПЕРВЫЙ: совесть
«Креста на тебе нет» – так на Руси говорили людям, поступающим в разрез с христианскими и общечеловеческими ценностям. Возможность понимания того, что есть Кто-то выше меня, что Кто-то заповедал мне жизненные основы, иметь возможность устраивать свою жизнь, учитывая Закон, является достаточно высоким уровнем развития и первым показателем здоровья.
Мы можем назвать это наличием совести. В жизненных историях некоторых неверующих людей мы видим, что верующие бабушки и дедушки привили им те основы нравственности, которые позволили сохранить душевное здоровье в трудных жизненных обстоятельствах. Человек формируется, выполняя закон. Или не формируется...
В случае, когда ребенок не видел перед собой примера совестливой жизни, и ему не говорили о том, что «твои, да и мои желания не являются высшей ценностью», могут сформироваться нарушения, называемые в диагностических справочниках «антисоциальное расстройство личности», «нарциссические расстройства» и т.п.
ПРИЗНАК ВТОРОЙ: умение любить
Если человек имеет совесть, это дает ему возможность в отношениях с людьми защищать их от своих болезненных проявлений: грубой агрессии, несправедливых претензий, чрезмерных ожиданий. Так как именно совесть дает возможность человеку понять характер своих душевных движений.
Так у каждого из нас появляется возможность любить и отдавать здоровую частичку себя в отношениях, а иногда и превышать собственные возможности.
Итак, второй признак здоровья – умение любить. К сожалению, возможность любить – не безгранична, и возможность понимать границы своих сил – показатель зрелости. Незрелость обычно проявляет себя в грандиозных планах и болезненном «приземлении».
ПРИЗНАК ТРЕТИЙ: возможность работать и радовать других
Способность любить открывает в нас способность к созиданию и творчеству. Любовь побуждает нас к заботе и действию сообща. Все это можно назвать кратко – возможность работать и радовать других и себя результатами своего труда.
ПРИЗНАК ЧЕТВЕРТЫЙ: возможность играть
По высказыванию Ф. Перлза, ежедневный подвиг заканчивается судорогой. Человек не может отдавать все время. Он может делать что-то и для себя, хотя следствием этого также может быть возможность делиться.
Одним из показателей здоровья является возможность играть. Я помню, как общалась с семилетним ребенком, который в ответ на мое предложение присоединиться к детям, поющим детские песни, холодно ответил: «А какой в этом смысл?».
Его родителям казалось, что они научили ребенка мыслить. Однако вопрос о смысле не приводил его к поискам, а уводил от понимания. Мальчик не видел, что смысл совместного пения – почувствовать единство с другими детьми, получить от этого радость и понять, что мир и люди стоят того, чтобы им доверять.
Игра – символическое действие, которое учит ребенка, что не всякое желание должно удовлетворяться натурально. Не всегда нужно бежать и исполнять свое желание, иногда можно в него «поиграть» – и его интенсивность и сила спадут.
Игра помогает ребенку овладеть пугающими ситуациями и научиться их выносить, а также выявить самые напряженные моменты проблемных ситуаций. Игра – это также процесс творчества. Но для того, чтобы играть, нужно расстаться со своей позицией состоявшегося и признанного авторитета, в которой человек может начать застывать.
Игра помогает взрослому ожить, или не помогает. И тогда мы говорим о проблеме, которая при поверхностном взгляде выглядит как выгорание. При более глубоком взгляде этот процесс, скорее, можно назвать отчуждением от самого себя посредством профессиональной деятельности: «Я – только учитель, мыслитель – и больше никто». То есть, человек поглощен своим означающим, и для других его проявлений уже не остается места в структуре языка.
ПРИЗНАК ПЯТЫЙ: способность создавать близкие и безопасные отношения
Иногда человек замечает, что его жизнь, в основном, успешна в социальном плане. Личные отношения есть только по форме, по сути же их нет.
Часто это связано с тем, что основную энергию человек направляет на социальные достижения: успех, популярность, признание (в наше время также очень популярны попытки создать «успешное православие»). Такому персонажу больше нравится переживать себя как лидера – очень важного и особо значимого человека.
А для того, чтобы любить, например, жену и поменять памперс ребенку, нужно спуститься с воображаемого пьедестала на землю. Однако при спуске происходит сильное сопротивление, вплоть до головокружений. Например, и наука, и опыт моих коллег, и мой опыт – говорят о том, что панические атаки как раз и связаны с утратой воображаемого величия, которое человек не может пережить.
Как говорит наш обучающий психоаналитик, сложнее всего лечить разорившихся миллионеров и уволенных ТОП-менеджеров. Можно только вспомнить волну самоубийств менеджеров высшего звена, прокатившуюся по стране в период недавнего глобального кризиса. И проблема не в деньгах, а в невозможности принять себя обыкновенным.
Так, человек, привыкший к успеху, начинает бояться и избегать областей жизни, где он не таков. Поэтому его личные отношения существенно обедняются и начинают носить все более поверхностный характер. Зато у него есть хорошее оправдание: «У меня много работы». Хотя некоторым удается и дома «всех построить».
ПРИЗНАК ШЕСТОЙ: возможность видеть и выносить разные проявления своей личности
Когда православный человек сталкивается со своей агрессией, он часто не хочет признать, что это именно его агрессия. Он не может сказать: «Это я злюсь». Он говорит: «Это ты меня разозлила. Это бесы меня попутали».
И дело здесь не в ответственности, а в невозможности увидеть свой реальный, а не придуманный образ себя. А если и увидел, то следует гордое отторжение: «Мне такой падший… не нужен». Ведь для того, чтобы обратиться к Таинствам и начать лечить себя, нужно хотя бы минимальное сострадание к своим болезням – тогда я заслуживаю того, что бы лечиться. А если есть только ненависть.., «то может, ад – это лучшее место для такого как я»?
Таким образом, следующий принцип – возможность видеть и выносить разные проявления своей личности. И это совсем не отрицает возможности быть с собой и строгим, и принципиальным. Просто нужно быть честным. Как часто мы прячем желание контролировать другого, его успехи и неудачи под дружеским участием, зависть – под критичностью, отсутствие любви к людям – под о позицией обличителя: «я вас не ненавижу, я борюсь с вашими грехами».
ПРИЗНАК СЕДЬМОЙ: способность к одиночеству
Д.Винникотт пишет, что эта способность развивается у людей, которые в детстве имели возможность заниматься чем-то при доброжелательном и некритикующем друге.
Способность к одиночеству – это возможность иметь отношения с самим собой. Именно в одиночестве человек задумывается о своих смыслах и готовится к встрече с Богом. Способность испытывать радость от своего одиночества вместе с другим человеком, который также находится наедине с собой, является здоровым переживанием.
Но можно остаться одному – и быть неспособным переносить одиночество.
Сейчас в литературе популяризаторского характера принято считать, что одиночество приносит страдания из-за того, что люди стали бездушны. А, может, наоборот? Люди защищают себя, закрываясь от других, т.к. у них все меньше возможности побыть в благотворном одиночестве и в тиши.
ПРИЗНАК ВОСЬМОЙ: способность переносить сильные эмоции и стресс
ПРИЗНАК ДЕВЯТЫЙ: витальность как жизненная сила
Витальность – это сила, позволяющая человеку творить за пределами самого себя, не утрачивая при этом самого себя. Чем большую творческую силу имеет человек, тем большей витальностью он обладает.
Работая с детьми, я сталкиваюсь иногда с явлением, которое сами родители называют «маленькие старички». Эти дети внешне очень спокойные и воспитанные, но их унылое выражение лица, сгорбленная спина, опущенные плечи говорят о том, что жить им неинтересно. Поэтому и энергии на эту жизнь у них нет.
Причиной такой низкой витальности является слишком большое количество требований, характер которых может быть очень жестким. Если требований слишком много, то ребенок отчуждается от себя самого и становится «механичным» и с низким уровнем жизненной энергии. Укрепить витальность – значит укрепить мужество «быть».
ПРИЗНАК ДЕСЯТЫЙ: возможность выдерживать фрустрацию
Очень часто, когда речь заходит о принятии, многие понимают его как моментальное согласие. Что-то не сбылось, но я, как продвинутый жизненный пользователь, «не плачу и не рыдаю», а все принимаю. Гляжу себе, как бурлящие воды этой неустойчивой жизни проносятся мимо меня, наблюдаю – и «я спокоен, я абсолютно спокоен».
Непонятно только, что делать с желанием расплакаться от обиды и разочарования. И вот, возможность проплакать свое горе и после этого встать на ноги – и называется возможностью выдерживать фрустрацию.
***
Конечно, эти признаки всего лишь ориентир, по которому мы можем определить – «что-то идет не так». Хочется написать продолжение и более подробно разобрать, какие признаки, например, детского поведения говорят о серьезных проблемах и необходимости обратиться к специалисту. Но об этом – в следующем материале.
Post new comment