Партнери




    Вхід на сайт   >>
Розгорнути меню

підписати
відписати
  



Головна » Наші статті » З глибини душі



250 земных поклонов — позади
05 April 2011 11:11
Юлия Коминко

Легко рассуждать и в новостях писать о том, что в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского 250 тропарей — потому, собственно, он и зовется Великим. Но попробовать себя затянуть на «Мариино стояние», когда эти все 250 тропарей будут прочитаны, посложнее будет. Сразу в уме нарисовывается облако отговорок: от «зачем идти, уже канон на первой седмице прочитали» до «такие подвиги пусть более воцерковленные братья и сестры несут»…

Собственно, с некоторыми хитроумными такие отговорки годами работают. Но, в конце концов, приходит и их время, и первый раз в жизни они таки попадают на настоящее «Мариино стояние»…

15.45. Пора выезжать

До монастыря близко, но хорошо бы хоть раз в жизни проявить пунктуальность и на самое начало службы заявиться. Пусть и предупреждал отец наместник, что «не бойтесь опоздать, служба будет длинная», но лучше пораньше прийти и место занять.

Здесь, кстати, на каждое «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» все в храме земной поклон кладут. В прошлый раз — на первой седмице — не подумавши, стала в самую гущу народа, и потом и самой между сумками, одеждами и телесами верующих как коню шахматному склоняться пришлось, так еще и людям мешала. Опытные верующие — они попрактичнее будут. Коврики, складные табуретки, сумки для верхней одежды… Оградят себе территорию в метр квадратный своими пакованами, и никакой ходок с «заздравными» свечками им не помеха.

Так о чем это мы… В понедельник на весь канон вряд ли прибудет столько народу, как в первые дни Великого поста. Но пораньше прийти все равно не помешает.

  16.30. Таки опоздали. Уже полчаса, как служба длится. Что поделаешь, привычка — вторая натура. И почему-то в кино на сеанс ну в жизни не придет в голову опоздать, еще и заранее подъедешь, под дверями караулишь. А на службу вовремя, наверное, ни разу не получилось прийти. Хотя… как-то раз осенью забыли часы на час назад перевести, так тот день чуть ли не единственный был, когда «Благословенно Царство» удалось услышать.

В качестве утешения держим в уме мысль, что, скорее всего, есть в нашей Церкви верующие, которые к началу службы успевают, не все такие двоечники. А когда-нибудь и мы исправимся.

16.40. Начали житие преподобной Марии Египетской читать. Раньше доводилось его слышать: уникальное по силе воздействия произведение. Но в нашем случае — еще и в чтеце особенность. Отец протодиакон читает так, будто сам и написал житие — вот пять минут, как точку в последнем предложении поставил. Проникновенно, возвышенно, артистично. На лице его вся буря эмоций отображается. …Вот уходит 12-летняя Мария из дому, от родительской любви и заботы, к лишениям и голоду, но зато в полной свободе действий. Вот как живет она, с какой готовностью предается блудной страсти. Как просится на корабль к паломникам, обещая им бурные плотские утехи в обмен на питание и кров. Как неведомая сила сдерживает ее, не давая переступить порог храма. Какие обеты дает она и как слезно кается. Удаляется в пустыню, проводит там сорок семь (!!!) лет в покаянии и подвигах. На предложение о пище, берет лишь три зернышка пшеницы…

«…А житие преподобной Марии Египетской отец протодиакон читал?» — знакомые подвозят вечером после службы за мои тридевять земель и, услышав, что была в монастыре, сразу спрашивают про «три зернышка». Воспроизводят интонацию и характерные паузы — притом, что сами на службе не были и никогда вживую сие исполнение не слышали. Оказывается, именно этот фрагмент Марииного стояния давно уже, лет этак несколько, передается из уст в уста как яркая особенностью тутошнего богослужения…

16.50. Житие еще читают. Верующие, женщины в первых рядах, присели кто на пол, кто на подстилки и погрузились в слышание.

Но что же это за стояние, если сразу сесть и слушать?

Нет, для тех, кто первый раз выбрался на такую службу, принципиально важно поблажек себе не давать. И потом, стояние будет часов 5-5,5 длиться, интересно ведь, сколько выдержим.

17.10. Начался канон. Первый земной поклон. А длинная юбка, оказывается, мешает!

17.20. Мешает — не то слово. Нужно срочно что-то придумать… (и вот уже все земные поклоны, которые совершаются в среднем каждые минуту-полторы, голова занята поиском такой тактики поклона, при которой ноги не будут становиться на подол юбки и подняться можно будет без угрозы обвалиться на окружающих).

17.40. Есть. Выход найден. Если, поднимаясь, не становиться сразу на всю ступню, то подол успевает ускользнуть…

17.45. И ведь полчаса в таких небогослужебных мыслях! Ужас. Надо сосредоточиться и слушать, что поют. Тем более, что канон не читается, а поется нараспев. Сначала чтец, за ним вторит хор. Расслышать можно каждое слово.

17.55. Ну… или почти каждое слово. Вот опять ничего не слышно было. Ладно, впереди еще как минимум часа три, нужно быть внимательней.

18.00. Девушка рядом как-то странно кланяется: легко опускается и встаёт быстро. Ага, ясно. Она при наклоне центр тяжести на руки переносит, может, так легче будет? Надо попробовать.

18.05. Так может, и легче, но руками, получается, приходится пол вытирать… Не пойдет.

18.20. Два клироса — левый и правый — поют канон нараспев по одному тропарю. Получается, хор не кладет поклоны. Дискриминация…

18.30. Да что за мысли, в конце концов, не о чем больше думать во время богослужения?..

18.40. Три песни канона позади

Читают вторую часть жития

Нет, не сяду, стоять легче — ноги хотят покоя — просто чтобы их не трогали.

Слушаем житие. Подражаем постникам и столпникам. Мысль эта греет и поддерживает…

…Прошло 3 часа службы.

Хочется: есть, спать и присесть. В разной последовательности и с разной интенсивностью.

Впереди еще 2,5 часа богослужения.

С продолжением чтения канона события развиваются циклично

«Всё, больше не могу» — «Почему это не могу? Могу!» — «А да, чёто не могу…» Есть горячее желание молиться и каяться, а вместо этого думаешь, как так переступать с ноги на ногу, чтобы прекратили ныть подошвы. Хочется слушать слова канона, а вместо этого на ум приходит, что другие как-то ровнее и стройнее тебя стоят, а ты горбишься, сутулишься, и вообще, как-то небогослужебно выглядишь. Да и не по-геройски получается: хотелось подвига, проявлений собственного мужества и стойкости, а тут вдруг понимаешь, что до конца службы еще часа два, сил уже нет никаких, и приходится буквально уговаривать себя стоять…

Еще полгода-год назад на такие слова, прозвучавшие от кого бы то ни было, я невозмутимо-снисходительно бросила бы что-нибудь этакое: «И кому нужны эти самоистязания?!.» Ведь главное – всё по силам, и чтобы в радость, и чтобы без надрывов.

Но в теперешний момент занимала ум другая мысль. Одна знакомая тренерша по шейпингу разработала собственный метод коррекции веса. Тренировки она проводит 8 раз в неделю. Каждый рабочий день, плюс две — в субботу, и одна, четырехчасовая, в воскресенье. Объясняя необходимость такой интенсивной нагрузки, она с жаром доказывала девочкам-толстушкам, что добиться результата, то есть похудеть, можно только сильно напрягая и каждый раз преодолевая себя. Из ее пересыпанной физкультурными терминами речи мне запомнилось только выражение «нужно тренировать, развивать сердечную мышцу».

Наверное, и в духовной жизни так — не знаю, не берусь утверждать. Но уговаривая себя еще немного постоять, не сдаваться, употребила для себя в качестве железного довода эту их «сердечную мышцу». На шейпинге, значит, понимаешь, зачем тебе четыре часа «сердечную мышцу» укреплять, а здесь на четвертом часу «духовной тренировки» готова уже и дёру дать?..

 21.30. 250 земных поклонов позади

Да, не герой. Да, задохлик. Да, хочется поныть.

Но… да, хорошо, что решилась прийти, что достояла до конца. А ноги пару дней поболят и перестанут.

Да они и не болят в общем-то, так, отделались легким испугом. Лучше на другое обрати внимание. На то, как ожила для тебя лично далекая по времени египетская подвижница и удивительный старец. Всю жизнь с самого детства он провел в послушании Богу и Церкви, и всё равно, постник и молитвенник, считал себя грешным чадом Божьим. Если отец Зосима такой, то что тогда о нас, современниках, говорить. Если преподобная Мария так каялась, то мы в настоящее время и похуже грешим (если не делом, то глазами – в телевизоре, а затем и в мыслях — почерпнутыми с экрана готовыми образами), а в пустыни никто не бежит. Если они, глядя друг на друга, Бога прославляли и только ради этого жили, то как нам Бога прославить, если мы ближних наших, Его точные копии и любимые создания, и в жизни, и в интернете обижаем?

Прославляя Бога, самому нельзя прославиться. А так, чтобы не прославиться, не каждый из нас жить готов. Вот и спешим мы, глядя на окружающих, не поучиться у них тому, чего сами не имеем, а «нейтрализовать» достоинства, бескомпромисно указывая на выявленные нашим зорким оком недостатки.

21.45. Последние минуты службы. Молитва Ефрема Сирина

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

Нам всем это так нужно.


Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

250 земных поклонов — позади

Легко рассуждать и в новостях писать о том, что в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского 250 тропарей — потому, собственно, он и зовется Великим. Но попробовать себя затянуть на «Мариино стояние», когда эти все 250 тропарей будут прочитаны, посложнее будет...



Рубрики: Публікації | З глибини душі |

5241 переглядів / Коментарів: 12

Теги: Великий пост |
Додати свій коментар

Версія для друкуВерсія для друку

Корисна стаття?

Интересно через год почитать,

Интересно через год почитать, как оно было, в первый раз)) А в этом году - всё совсем по-другому. И с длиной юбки сложилось, и поклоны делались высокотехнологично, без наступания на подол, и 6 часов службы пронеслись на одном молитвенном дыхании... И уже зрела мысль, что вот, какие молодцы, как всё здОрово получается, как заметила впереди стоящих две девушки - совсем молодые на 10-сантиметровых каблучарах. Они делали все земные поклоны, до единого, и стояли с самого начала и до самого конца службы. И лица у них после всех поклонов светились радостью. Вот уровень нашей современной православной молодежи!!!))) Порадовали...

Понимаю, что автор пишет

Понимаю, что автор пишет профессионально. А звучит это все как рассказ самой обычной женщины на самой обычной (да простят меня ультраправославные) службе.


И пусть Костя не возмущается по поводу юбки, а попробует сам  (хоть бы дома, на пробу) отбить в ней десяток поклонов. А ведь дело не только в том, что на нее наступаешь. Я первое время все боялась, как по городу буду ехать в грязной юбке (ведь вожу ее по полу). А потом заболела подруга, попросила подменить ее на уборке в храме, и я увидела, что после ТАКОЙ уборки, как делает матушка Галина, с этого пола есть можно, а не то что на коленки стать.


Простые житейские мелочи, от которых никуда не денешься. И тем мне дорог этот сайт - я здесь своя среди своих, а не в окружении каких-то высших и недоступных существ. А то ведь можно дости до такого, что некоторые после службы со знакомыми не здороваются, "чтобы благодать не растерять".


Только вот, на мой взгляд, есть еще одна проблема. Может, Юлия и о ней со временем напишет? Многие неофиты, не имея опыта регулярных воскресных служб, замахиваются сразу на "стояния". Не имея опыта каждодневного чтения правила, берутся за псалтырь и акафисты. И бросают все на полпути, понимая, что ноша это им непосильна. Мне повезло, батюшка умный попался, вовремя придержал, обьясник, как не надо, и как нужно, и, главное, почему именно так.


Простите, что опять увлеклась, написала много :-)

Замечательное ессе! как

Замечательное ессе! как всегда честно и искренне.  И правда "не святі горшки ліплять". Очень хорошо, что Вы пишите о своих противоречивых чувствах и мыслях. Все мы люди. Все мы слабые. Некоторые ведь действительно убегают, так и не открыв дверь храма, потому что "очень грешны" или "недостойны" даже после исповеди и благословления Причаститься. А жизнь очень короткая, и может оборваться не дождавшись, пока доведешь себя до совершенства или абсолютной готовности принять Причастие. Увы.

простите грешного, но както

простите грешного, но както сумбурно всё это..с одной стороны не хотелось писать комментарий, исходя из последнего абзаца...но дурное желание пересилило. за что и прошу прощения

весь текст будто бы о том,что пришёл человек (точнее - "пора выезжать"-значит скорее всего есть на чём приехать...тоже неплохо)  в храм. пришёл в храм давно знакомый, сам говорил или слышал слова наместника. но тем не менее....

у нас прихожан мало, с работы не отпросишься (карточки пропускной режим). или надо предварительно брать отпуск на тот день,когда хочется прити в храм. пусть это будет день в месяц (я про двунадесятье), но это будет осознанный день...день выделенный Богу из нашей суеты. а тут можно бы приехать, тоесть человек какойто обязаловкой не связан.

ну ладно, кто без греха, ну опоздала (хотя на этом же сайте это уже третья статья,в которой автор чесно признаётся что опоздала на полчаса..это уже диагноз авторского коллектива какойто))). ну стань ты в уголочке и слушай...но тут всплывает какоето благочестивое желание подражати всем в храме. (да,кстати, по уставу полагается по три поклона на каждый трпарь полагати..это так..к слову..что никто там особо не перемолился)..длительность 5 часов -примерно столько же через 3 недели будет длиться чтение "страсных Евангелий".

ой, Господи, юбка длинная..мешает..а раньше она не мешала???))))))  о чём только не рассказывается в статье.. но мне, корявому неофиту всегда казалось,что лучше на службе не бегать прыгать, упранять свой позвоночник  -а стать там где лучше всего слышно и слушать . и попытаться молиться

хотелось бы спросить автора --а что говорилось в 3м тропаре 8й песни канона?? а в 8м ирмосе?? только чесно-без гугла в помощь! или всё заглушил шум туфель и юбок? зачем было приходить в храм для зарядки? ну не понимаю я этого.  можно благополучно прити в любой другой день, тем более если это монастырь, и тоже соборно от всего сердца воздохнувши молиться "помилуй мя Боже"

Пы.Сы. предпоследний абзац чемто напоминает рассказ о международном женском дне. "в этот день весь советстский народ,всё прогрессивное человечество вспоминают о женщинах". а в другой день о них уже не надо вспоминать?? или как? и если образ какогото святого прочно врезался в память - то он не вылетит из неё никогда. потому что помнишь не его икону(хотя и её тоже- но лики часто разнятся)а тот трудный путь,который прошёл такойто подвижник в своей земной жизни..это может быть и стимул для подражания ему или сокрушение о том,что нам до него ещё расти и расти....но это будет постоянно.а не до следующего "стояния" или "поклонЯния"

 

В последнее  время, среди

В последнее  время, среди людей только недавно пришедших в храм, очень четко проявляется пионерско-комсомольская закваска - изобличать и искоренять (это не в осуждение - сами такими были).
Просто часто читаешь пост того, или иного "православного" и не можешь понять, это что, выдержки из протокола комсомольского собрания? Естественная реакция неофита везде и во всем замечать и критиковать
"расхождение с канонами". У некоторых это проходит со временем.

Почитайте житие преподобного Серафима Саровского, то место, где говорится о его послушании на
клиросе. И в церкви есть место веселью. "Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси". Быть православным - это не значит быть согбенным суровым и вечно скорбящимм.

Если мы можем с иронией отнестись к нашим слабостям, значит мы еще не окончательно потеряны и для борьбы  с ними. Мы люди и нам присущи слабости. А чудо православия состоит также и в том, что оно
естественно и гармонично входит в нашу жизнь, признает за нами право на ошибку и дает рецепт борьбы с ней.

Константин, если Вас смущает наличие целого цикла подобного рода статей, не расстраивайтесь, а лучше подумайте о том, что каждый, повторяю каждый из нас может читать их от первого лица.

Автору статьи отдельная благодарность. Проникновенно. До самого моза костей
пробрало.

 Константин, комментарии  у

 

Константин, комментарии  у Вас больше самой стати, что очень мило )

1.Хочу выделить несколько вопросов, которые Вас волнуют больше чем сама суть стати – машина, юбки и работа!

2.Не обязательно иметь машину или пользоваться услугами такси, что бы подъезжать !

3.Эта жизненная суета охватывает  наши мысли,  и  проскальзывает то о чем бы  и не подумал .  Для простых  людей,  как я, нужно время для  успокоения  души  и  очищения мыслей.

Человек,  который пишет с такой легкостью и  пониманием слова очень трудолюбивый. И в этом мире ничего просто так не дается!

С уважением, Алина

 

 Алина. о сути этой статьи я

 Алина. о сути этой статьи я (по мере своих скромных литературных сил) сказал в последнем абзаце,там где про 8е марта. и все пакости о машине , юбке и прочих --- это лишь ответ на "самоиронию" автора. просто (повторюсь) буквально за последний квартал это даже не третья статя с подобной "самоиронией"..можно хоть книжку издавать)))

никоим образом не отрицал того,что автор пишет "с такой лёгкостью и пониманием слова". разве этот факт я пропустил?)))) нет!!

грусно другое. из всего количества православных ,котрые проживают на Украине--посещают этотт сайт ну врядли более 50 %. на регулярной основе - и того меньше. т.е. речь о тех людях, у которых естьдоступ к нету и время наего посещение...значит стаьи на этих сайтах читать могут, воздыхать о чёмто забытом "ой,как с жизни списано.!!." а потмо прочли и забыли. только и всего...

посмотрите на наши (т.е. - церковные)проповеди. не знаю,как в отдельных случаях, но слушать приходилось всякое. это проповеди запрета. священник должен учить прихожан- это она из его важнейших обязанностей. но масса обучений сводится к тому,что "это - нельзя!" "то - нельзя!" "третье -молжно, но только потмоу что нельзя пятое и шестое".

практически отсутствует нормальное объянение того -а как же нужно.  "а нужно - вот так!" и тогда , и толкьо тогда,когда челвоек увидит перед собой(пусть ещё в тумане и прочих нерезкостях) целосную картину---его не будут пугать посты(3 из 4х котрые вообщето говоря канонически не прописаны), или юбки, или поклоны..и толкьо тогда они дойдут до сути,которую и пытается показать автор этой стаьи.

повторюсь -статья хорошо написана с литературной точки зрения.

но ИМХО - она ни к чему не приведёт.

если автору будет проще и приятнее - постараюсь более на её работы комментариев не делать...от этого, правда, ничего неизменится

Простите, дорогой Константин,

Простите, дорогой Константин, уже столько раз мы с Вами сталкивались в комментариях... И пришлось убедиться, к большому сожалению, что не на Ваш вкус то, что пишу я. Так бывает. И Вы в праве говорить о том, что не нравится в тех текстах, которые видите на этом сайте.

Принимаю Вашу критику. Единственное, считаю важным уточнить, что текст этот - ирония, самоирония. Отдельный момент жизни, ПОДАННЫЙ ПОД ОПРЕДЕЛЕННЫМ углом, специально выбранным в качестве своебразного литературного хода. Это не описание ситуации со всеми ее нюансами.

Цель – показать, что все мы в церкви остаемся людьми со своими странностями и слабостями (не секрет, что многие спотыкаются о «железобетонную» православность воцерковленных верующих и считают, что в храмы ходят одни святые. «А раз мы не святые, — думают люди, — то нам там и делать нечего». Сталкивалась с этим много раз).

Статья — это шутка, где многие вещи гиперболизированы. Нацелена на то, что читатель уловит и то, что заложено в материал между строк. А юбка — это символ, на котором специально сделан акцент: вот какие глупые мелочи могут воровать у нас драгоценное время молитвы. Простите, если смутила Вас неудачно на Ваш взгляд подобранными образами.

С уважением,

Ю.К.

 

уважаемая Юлия.вопрос не в

уважаемая Юлия.

вопрос не в том, что нравится мне или что не нравится. как говорил всеми нами любимый апостол "что не хочу то делаю,а чего не хочу - то делаю". мало ли что мне может нравится...но во всём должен быть смысл. и можно этот смысл разбить на множество кусочков, и радоватсья как каждый их этих блестящих кусочков искристо отражает свет. но будет ли торба с этими кусочками тождественна исходнику?

ну ирония))) даже и не спорил с этим. но ирония над чем? не скрою, слишком прямолинеен и малообразован. так раскройте , как перед Собакевичем, тайны сии великие --над чем смеялись то...весь пост Рождественский Вы были в печали насчёт извесной нам всем темы..сейчас чтотто часто смеётесь .и  это хорошо!!! это говорит о том ,что челвоек жив!!! но ведь это сайт. и здесь не речь о Вашей или моей "живости". но он, (ИМХО - увы) превращается в сборник литературных эссе на тему....а вот какую тему...хм....мне вот трудно сообразить. иногда,простите, складывается впечатление,что Вы толкьо шапки в своих эссе меняете, но текст там остаётся прежним.

Разумеется, что у Вас очень хороший литературный талант. и с этим я не поспорю. но на что он идёт? сейчас могу нарваться на то,что почитательницы Вашего таланта выскажут мне что незаслуженно обижаю Вас. на что придётся напомнить историю Златоуста. Он много сотен раз поучал народ своими бессмертными словами. но народ в основном видел в его словах лишь мастерство, умение ооочень красиво сказать. видел в великом проповеднике лишь классного оратора. а в Вашем случае -- проповедник заходит в тень великого оратора.

а если такие материалы нравятся людям....конечно же, на вкус и цвет...но мне искренне хотелось верить,что люди приходят в храм не бить поклоны и не думать о юбках. и если это массово даже среди читаттелей этого сайта (которые могут и Закон божий скачать/прочесть) и со священником пообщаться на интересующие темы...то ...в общем (((((((

Пы.Сы. надеюсь то,что Вы удалили в соседней ветке -прочли перед удалением. я не пророк и настаивать ни на чём не буду. но результаты со временем себя проявят.

так отож

Спасибо, Юлечка! Мне, старой, это так знакомо - и как мысли убегают пропорционально оттоптанной юбке, и как место себе найти на службе непрсто, если загодя не заявиться, и какое наслаждение, когда перестаешь ноги лелеять, а начинаешь слышать, что с амвона звучит! Средненовоначально-прочанские ощущения, вселяющие надежду, что в следующий раз уже все удастся услышать и, даст Бог, понять!

Саме так і треба, мабуть,

Саме так і треба, мабуть, писати про подібні речі. Тим більше, що це випробувано на собі.

И смешно, и грустно...

И смешно, и грустно... Замечательно!

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.


Попередні матеріали
Також у розділі
Статті цього автора


Найцікавіше з архівів сайту
Родился ангел
22 January 2010

Птичка Божия
25 February 2010




Цікаві статті








 

Шукайте нас у соціальних мережах та приєднуйтеся!

facebook twitter

vk

раскрутка и продвижение сайтов Ми в ЖЖ:  pvu1

Add to Google - додати в iGoogle

Ми на 


Православіє в Україні

Усе про життя Української Православної Церкви

добавить на Яндекс



© Усi права на матерiали, що опублiкованi на сайтi, захищенi згiдно з українським та мiжнародним законодавством про авторськi права. У разi використання текстiв з сайту в друкованих та електронних ЗМI посилання на «Православіє в Україні» обов`язкове, при використаннi матерiалiв в Iнтернетi обов`язкове гiперпосилання на 2010.orthodoxy.org.ua. Адреса електронної пошти редакцiї: info@orthodoxy.org.ua

    Рейтинг@Mail.ru